Земельные правонарушения коап рф

Опубликовано admin в

Административная ответственность за земельные правонарушения

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения. Она направлена на исполнение правовых норм и существует наряду с дисциплинарным, гражданско-правовым и уголовно-правовым принуждением. По сути, административная ответственность — это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы’. Административные правонарушения в сфере использования и охраны земель можно классифицировать по следующим группам:

а) правонарушения в сфере использования земельных участков. К числу таких правонарушений относятся невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.7 КоАП РФ), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.8) и т.д.;

б) правонарушения, посягающие на земельный участок как природный объект, являющиеся и экологическими правонарушениями. В их числе нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3 КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12) и т.д.;

в) правонарушения, посягающие на отношения собственности и иные права на земельный участок как объект недвижимого имущества. К ним относятся самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ), уничтожение межевых знаков (ст. 7.2), самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9), самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);

г) правонарушения в сфере управления землями. К их числу относятся нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9 КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21).

Составы земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, не объединены в одну главу КоАП РФ, а рассредоточены по нескольким главам. Единого органа, управомоченого рассматривать все дела об административных правонарушениях в сфере использования и охраны земель, также не существует. Действует система таких органов. Например, согласно ст. 23.13 КоАП РФ органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный надзор за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1, ч. 1 ст. 7.2, ст. 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования землей), ст. 8.6-8.8 (ст. 23.21 КоАП РФ) и т.д.

Административная ответственность за земельные правонарушения может наступать в случае нарушения не только КоАП РФ, но и законов субъектов РФ, которые .могут предусматривать только две разновидности административных наказаний: предупреждение и штраф. Следует подчеркнуть, что в законах субъектов РФ могут быть предусмотрены административные наказания только за нарушения земельно-правовых норм, закрепленных в законах соответствующего субъекта РФ. За нарушения норм федеральных законов административная ответственность устанавливается только КоАП РФ.

Существует достаточно примеров реализации субъектами РФ данного правомочия. Так, ст. 6.1 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности от 11.06.2008 № 1693-ОД предусматривает административную ответственность за повреждение и (или) уничтожение зеленых насаждений па территориях общего пользования в населенных пунктах; ст. 7.1 — за нарушение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений; ст. 7.3 — за нарушение ограничений (обременении) пользования земельным участком и публичных сервитутов и т.д.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административная ответственность является наиболее распространенным видом ответственности за земельные правонарушения. Земельное законодательство не содержит определения административного правонарушения в области использования и охраны земель и управления ими, поэтому следует обратиться к нормам КоАП РФ, принятого 30декабря 2001 г. (вступившего в силу с 1 июля 2002 г.), где содержится понятие административного правонарушения. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физических или юридических лиц, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Впервые в административном законодательстве закрепляется понятие должностного лица. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Должностные лица подлежат административной ответственности за совершение правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В отличие от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях 1984 г. КоАП РФ об административных правонарушениях 2001 г. круг субъектов, подлежащих административной ответственности, расширяет за счет включения в него юридических лиц. В то же время, хотя КоАП 1984 г. не предусматривал ответственности юридических лиц, последние привлекались к административной ответственности за земельные правонарушения на основании норм специального законодательства: Земельного кодекса РСФСР 1991г. и Указа Президента от 16 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы» [1] .

Таким образом, субъектами административной ответственности за земельные правонарушения являются физические (в том числе должностные) и юридические лица. При этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (и наоборот). Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за которые предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ). В КоАП РФ впервые содержатся правила, определяющие ответственность юридического лица при его реорганизации (ст. 2.10).

Административная ответственность за земельные правонарушения в федеральном законодательстве предусмотрена в виде административного штрафа, возможно и наложение предупреждения (например, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица госземконтроля, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, а также за нарушение должностным лицом сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии земельного фонда). За одно земельное правонарушение может быть назначено одно основное наказание. Предупреждение и штраф могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Административный штраф является денежным взысканием и выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районного коэффициента), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения правонарушения. Фактически все составы земельных правонарушений предусматривают различные размеры штрафов в зависимости от их субъектов (физических, должностных, юридических лиц). Предупреждение выносится в письменной форме и выражается в официальном порицании правонарушителя.

Исходя из легального определения административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ) составы земельных правонарушений могут быть установлены только в нормах данного Кодекса и могут быть предусмотрены специальными законами субъектов РФ. КоАП РФ 2001 г. содержит достаточно много видов (в том числе новых) земельных правонарушений, которые располагаются в разных главах: об административных правонарушениях в области охраны собственности (гл. 7); об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования (гл. 8); об административных правонарушениях в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10); об административных правонарушениях против порядка управления (гл. 19). Если систематизировать все предусмотренные КоАП РФ составы земельных правонарушений и классифицировать их в зависимости от субъектов (правонарушителя) и содержания земельных правонарушений, можно выделить три группы [2] :

1) противоправные деяния, нарушающие право собственности и иные права на землю (например, самовольное занятие земельного участка — ст. 7.1; самовольное занятие лесного участка — ст. 7.9);

2) противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны (например, несоблюдение ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, — ч. 1 ст. 7.13; нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах — ч.2 ст. 8.12; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления — ч. 2 ст. 8.6; использование земельных участков не по целевому назначению или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, — ст. 8.8);

3) противоправные деяния, нарушающие правила управления земельным фондом (например, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии земельных ресурсов, а равно искажение сведений о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию, — ст. 8.5; нарушение порядка предоставления земельных участков — ч. 1 ст. 8.12; незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения, незаконное изменение правового режима земельных участков из состава земель историко-культурного назначения — ст. 7.16; неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа земельного надзора, земельного контроля — ч. 1 ст. 19.4; невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего земельный надзор, земельный контроль, об устранении нарушений законодательства — ч. 1 ст. 19.5; нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда — ч. 1 ст. 19.9).

В ряде случаев составы земельных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ, различаются лишь по отдельным элементам, например, по месту совершения. Так, предусмотрена общая норма об ответственности за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель (ст. 8.7), и специальная норма об ответственности за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для использования (ст. 8.13). Соответственно при разрешении конкретных дел необходимо дать оценку всем обстоятельствам, поскольку от правильной оценки зависит и квалификация правонарушения.

В течение 2010 г. в Российской Федерации государственными инспекторами по использованию и охране земель проведено 272 578 проверок соблюдения земельного законодательства, проверками охвачено 11 787,7 тыс. га земель. В результате проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства, в 2010 г. на территории РФ выявлено 99 256 нарушений, из них 76 557 нарушений земельного законодательства на площади 2205,9 тыс. га и 22 699 нарушений против порядка управления и общественного порядка (ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Из года в год основными правонарушителями являются граждане (например, в 2005 г. гражданами было совершено 56,3% от общего количества выявленных нарушений, в 2010 г. — уже 73,7%). Наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельных участков, использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов и документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. Так, в 2010 г. выявлено 50 811 подобных нарушений на площади 1785,1 тыс. га, что составило 51,2% от общего количества выявленных нарушений. Основными правонарушителями по данному виду являются граждане (38 798 нарушений), а также должностные и юридические лица (соответственно 7604 и 4409 нарушений). Кроме того, значительную долю выявленных нарушений составляет невыполнение предписаний госземинспектора по вопросам устранения нарушений земельного законодательства (за 2010 г. выявлено 19 053 таких нарушений).

До 1 июля 2002 г. в зависимости от размеров штрафы налагались либо самостоятельно инспекторами по использованию и охране земель, должностными лицами специально уполномоченных органов (Росземкадастр, Минприроды России, Госстрой и др.), либо комиссиями специально уполномоченных органов, осуществляющих госземконтроль. После указанной даты административные взыскания за земельные правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, налагаются в соответствии с компетенцией, установленной в гл. 23 КоАП РФ.

Те дела, которые предусмотрены законами субъектов РФ, должны рассматриваться в пределах полномочий, установленных этими законами.

  • [1] СЗ РФ. 1993. №51. Ст. 4935.
  • [2] См .-.Амелин Ю.П. Административная ответственность за нарушения законодательствапо использованию и охране земель // Актуальные проблемы государства и права всовременный период: Сб. статей. 4. 2. Томск, 1998. С. 125.

Земельные правонарушения коап рф

41. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физических или юридических лиц, за которое указанным Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

Административная ответственность за земельные правонарушения в федеральном законодательстве предусмотрена в виде административного штрафа, возможно и наложение предупреждения.

Если систематизировать все предусмотренные КоАП РФ составы земельных правонарушений и классифицировать их в зависимости от субъектов (правонарушителя) и содержания земельных правонарушений, можно выделить три группы:

1) противоправные деяния, нарушающие право собственности и иные права на землю (например, самовольное занятие земельного участка – ст. 7.1; самовольное занятие лесного участка – ст. 7.9);

2) противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны (например, несоблюдение ограничений, установленных в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия, – ч. 1 ст. 7.13; нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах – ч. 2 ст. 8.12; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – ч. 2 ст. 8.6; использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного и иного строительства, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв – ст. 8.8);

3) противоправные деяния, нарушающие правила управления земельным фондом (например, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии земельных ресурсов, а равно искажение сведений о состоянии земель лицами, обязанными сообщать такую информацию, – ст. 8.5; нарушение порядка предоставления земельных участков – ч. 1 ст. 8.12; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения – ст. 7.16; неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа госземконтроля – ч. 1 ст. 19.4; невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего госземконтроль, об устранении нарушений законодательства – ч. 1 ст. 19.5; нарушение должностным лицом установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда – ч. 1 ст. 19.9).

uristinfo.net

Это вид юридической ответственности нашел наиболь­шее распространение в сфере землепользования.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ст. 74 Земельного кодекса РФ и Кодексом Российской Федерации об админист­ративных правонарушениях (далее — КоАП РФ) 2001 г. Так, согласно ст. 74 ЗК РФ, лица, виновные в совершении земель­ных правонарушений, несут административную или уголов­ную ответственность в порядке, установленном законодатель­ством, причем привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или администра­тивной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возмес­тить причиненный ими вред.

Определение административного правонарушения дано в ст. 2.1 КоАП РФ: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъ­ектов РФ об административных правонарушениях устанавли­вают административную ответственность.

Административная ответственность заключается в применении специально уполномоченным на то орга­ном государства мер административного наказания за совершение земельного правонарушения.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного право­нарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ). Должностные лица подлежат административной ответствен­ности за административные правонарушения в связи с неис­полнением либо ненадлежащим исполнением своих служеб­ных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Понятие должностного лица содержится в примечании к указанной статье.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установле­но, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административ­ная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом назначение админи­стративного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонаруше­ние виновное физическое лицо, так же как привлечение к ад­министративной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности юридическое лицо.

Законодательство РФ об административных правона­рушениях выделяет следующие виды административных наказаний (ст. 3.2. КоАП РФ): предупреждение; админист­ративный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; кон­фискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения; лишение специального права, предоставленного (управление транспортным средством, охоты); административный арест; административное вы­дворение за пределы РФ иностранного гражданина или ли­ца без гражданства; дисквалификация.

Административная ответственность за нарушение зе­мельного законодательства предусмотрена в виде предупреж­дения или административного штрафа. Предупреждение пред­ставляет собой меру административного наказания, выражен­ную в официальном порицании физического или юридиче­ского лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в денежной величине, крат­ной: минимальному размеру оплаты труда (без учета район­ных коэффициентов); стоимости предмета административно­го правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответствен­ность за данное административное правонарушение, в соот­ветствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совер­шенного правонарушения, личность виновного, его имущест­венное положение, обстоятельства, смягчающие или отяг­чающие административную ответственность. Если виновно юридическое лицо, то учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

По общему правилу, постановление по делу об админи­стративном правонарушении не может быть вынесено по ис­течении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. В то же время, сроки наложения админист­ративного наказания за нарушения законодательства об ох­ране окружающей среды предусмотрены в ст. 4.5 КоАП РФ (постановление по делу не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правона­рушения). При длящемся административном правонаруше­нии сроки исчисляются со дня его обнаружения.

Некоторые земельные правонарушения гл. 7 КоАП РФ относит к правонарушениям в области охраны собственно­сти. Так, ст. 7.1 КоАП РФ предусматривает административ­ную ответственность за самовольное занятие земельного участка или его использование без оформленных в установ­ленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости — без документов, решаю­щих хозяйственную деятельность.

Уничтожение межевых знаков границ земельных уча­стков, неуведомление собственником, владельцем или поль­зователем земельного участка, здания или сооружения, на которых установлены государственные геодезические сети, стационарные пункты наблюдений за состоянием окру­жающей среды, ст. 7.2 КоАП РФ рассматривает как админи­стративное правонарушение, которое влечет предупрежде­ние или назначение штрафа.

В ст. 7.8 КоАП РФ установлена ответственность за само­вольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие уча­стка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд. Речь в данном случае идет об использовании этих уча­стков для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разре­шения на использование этих участков.

Самовольная переуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указан­ными выше участками являются, согласно ст. 7.10 КоАП РФ, административными правонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за не­законный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения.

Составы земельных правонарушений предусмотрены и в гл. 8 КоАП РФ, которой установлены административные пра­вонарушения в области охраны окружающей среды и приро­допользования. Так, предусмотрена административная ответ­ственность за порчу земель (ст. 8.6 КоАП РФ), которая пред­ставляет собой самовольное снятие или перемещение плодо­родного слоя почвы, его уничтожение, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Кроме того, административными правонарушениями являются: невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому на­значению (ст. 8.7 КоАП РФ); использование земель не по целе­вому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению и охране почв (ст. 8.8 КоАП РФ); нарушение порядка предоставления в пользование и режима использова­ния земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ); уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиора­тивных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.30 КоАП РФ).

Нарушениями земельного законодательства являются не­которые административные правонарушения в сельском хозяй­стве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ).

Некоторые административные нарушения на транспор­те также относятся к земельным правонарушениям (гл. 11 Ко­АП РФ). Например, распашка земли, покос травы, выпас ско­та, порубка или повреждение насаждений, снятие дерна или выемка грунта, вываливание мусора, снега либо спуск канали­зационных, промышленных, мелиоративных или сточных вод в водоотводные сооружения или резервы на полосе отвода ав­томобильной дороги, прокладка инженерных коммуникаций, установка наружной рекламы, дорожных знаков и указателей либо размещение объектов дорожного сервиса без согласова­ния с дорожными органами, а равно разведение огня на поло­се отвода и ближе 100 м от деревянных мостов либо курение на мостах с деревянными настилами признаются согласно ст. 11.21 КоАП РФ административным правонарушением.

Глава 19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядка управления, устанавлива­ет административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участ­ков в виде предупреждения и административного штрафа (ст. 19.9 КоАП РФ). Особо отметим, что несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущест­во или сделок ним (в том числе и на земельные участки) также является согласно ст. 19.21 КоАП РФ административным пра­вонарушением.

Статья 7.1 КоАП РФ. Самовольное занятие земельного участка (действующая редакция)

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 7.1 КоАП РФ

1. Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 29 ЗК предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов.

Согласно п. 1 ст. 260 ГК лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен ст. 30 ЗК.

2. Применительно к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, порядок их предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду установлен соответственно п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В случае использования указанных земельных участков по договору аренды правоустанавливающим документом является договор аренды, заключаемый в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При предоставлении гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, правоустанавливающим документом является решение соответствующего исполнительного органа государственной власти или муниципального органа, управомоченных принимать данные решения в соответствии с ч. 2 п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 1, 3 ст. 10 указанного Федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).

Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 ЗК.

Передача в аренду указанных земельных участков осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК (см. ч. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

3. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, понятие «самовольное занятие земель» было определено Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160. Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля органами Минприроды России, утвержденной этим Приказом, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.

К самовольному занятию относится пользование земельным участком:

до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка;

до заключения договора купли-продажи (купчей) или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю;

до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли;

до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

в случае приостановки неправомерных решений по вопросам изъятия, предоставления и совершения сделок с землей — до рассмотрения протестов, вынесенных органами, осуществляющими госземконтроль, в вышестоящих органах исполнительной власти, суде, арбитражном суде.

4. Согласно п. 1 ст. 60 ЗК следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 76 ЗК самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

5. Применительно к правоотношениям, существовавшим до введения в действие ЗК, практика применения арбитражными судами земельного законодательства была обобщена Президиумом ВАС РФ (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2001 г. N 61).

По смыслу п. 2 вышеуказанного письма отсутствие у покупателя строения надлежащим образом оформленных документов на земельный участок, на котором оно находится, не может рассматриваться как самовольное занятие земельного участка.

6. Самовольное использование земельного участка может выражаться в действиях по противоправной застройке земельного участка. Согласно ст. 222 ГК самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законодательством, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК.

Согласно п. 2 ст. 263 ГК последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, также определяются ст. 222 ГК.

7. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (см. комментарий к ст. 23.21).

Применительно к участкам земель лесного фонда и земель лесов, не входящих в лесной фонд, дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами органов МПР России (см. п. 1 — 3 комментария к ст. 7.9, комментарий к ст. 23.24).

Статья 74 ЗК РФ. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения (действующая редакция)

1. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

2. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 74 ЗК РФ

1. Юридическая ответственность граждан и организаций за земельные правонарушения не может возникнуть произвольно, так как условия ее применения строго определены законом. Ответственность наступает вследствие того, что тот или иной участник экологических отношений, действуя свободно и имея возможность выбрать правильный, указанный в законе или договоре вариант поведения, совершает нежелательные, противозаконные действия, являющиеся земельными правонарушениями.

Содержание юридической ответственности, ее цели и сущность сложны и многообразны. С одной стороны, это наказание (кара) за совершенное земельное правонарушение, с другой — лишь угроза его применения. В последнем случае она предупреждает пользователей земли от совершения неправомерных действия, что имеет большое воспитательное, профилактическое (превентивное) значение. В материальной своей форме юридическая ответственность выражается в исполнении правонарушителем дополнительной обязанности по отношению к той, которая им не исполнена.

Например, пользователи (собственники) земельных участков, занимающиеся садоводством, часто загрязняют расположенные вблизи массивы земель и лесов бытовыми отбросами и отходами, за что должны нести административную ответственность в виде штрафа. Но это, однако, не освобождает их от надлежащего исполнения неисполненной обязанности. Возможно принудительное исполнение обязанности и без применения юридической ответственности. Это бывает тогда, когда орган государственного контроля за правильным использованием и охраной земель и других природных ресурсов дает тому или иному лицу предписание (например, в форме напоминания о выполнении требований законодательства (без штрафной санкции)). Таким образом предупреждается совершение земельного правонарушения.

От предупреждения следует отличать пресечение земельного правонарушения, когда оно (правонарушение) в стадии совершения, но пока еще имеется возможность его приостановить, т.е. прекратить его дальнейшее развитие по указанию государственных органов земельного контроля. При более серьезных земельных правонарушениях могут быть применены меры уголовной ответственности. Например, в тех случаях, когда выявлены факты виновного массированного загрязнения окружающей среды, повлекшего за собой крупный материальный ущерб или вред здоровью людей.

По общему правилу юридическая ответственность за нарушение закона, в том числе земельного законодательства, может наступать лишь при наличии полного состава правонарушения. Что это означает?

В действиях нарушителя необходимо установить четыре признака (элемента) правонарушения: 1) противоправное действие (бездействие) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушение определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредный результат этого действия или бездействия, выразившийся в неблагоприятных последствиях: порча земель, загрязнение водных объектов, морской среды, атмосферы, уничтожение и повреждение лесов и т.д.; 3) наличие причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективный элемент состава); 4) вина нарушителя конкретных правовых норм (субъективный элемент состава).

При отсутствии какого-либо из упомянутых элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности. Так, например, если порча земли или загрязнение водоемов, сколько бы значительны они ни были, произошли вследствие стихийных явлений (наводнение, землетрясение, сель, обрушение горных пород и т.п.), то невозможно ставить вопрос о чьей-либо юридической ответственности. Но происшедшие изменения в состоянии окружающей среды должны получить надлежащее отражение в документах земельного и других кадастров. Здесь нет ни чьей-то вины, ни субъекта ответственности. При возникновении имущественных конфликтов спор разрешается в судебном порядке.

Безвинная ответственность может быть лишь в случае, если вред причинен источником повышенной опасности, например вследствие прорыва дамбы накопителя отходов после ливневых дождей (дамба, как и любое другое гидротехническое сооружение, является источником повышенной опасности). Возмещение вреда при таких обстоятельствах наступает по ст. 1079 ГК РФ.

Как известно, законодательство РФ предусматривает ряд форм (видов) юридической ответственности, которые действуют и в области земельных правонарушений. Это — дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая (имущественная) ответственность.

Необходимо четко различать названные формы (виды) ответственности, так как каждая из них наступает путем применения норм различных отраслей законодательства — соответственно трудового, административного, уголовного, гражданского.

2. Уголовная ответственность за земельные правонарушения возможна только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в Уголовном кодексе РФ. Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены п. «о» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения земельного законодательства (преступление) предусмотрена ответственность в УК РФ.

УК РФ содержит ряд статей, которые имеют прямое отношение к земельным правонарушениям (преступлениям).

На первое место УК РФ ставит такие преступления, которые могут привести к серьезным авариям, разрушениям, загрязнениям окружающей среды, эпидемиям, эпизоотиям и другим вредным для здоровья людей и окружающей среды последствиям.

Нарушение правил проектирования строительства. Речь идет, как установлено в ст. 246 УК РФ, о нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Преступления могут быть совершены путем действия или бездействия. Они характеризуются рядом нормативных правовых актов, например Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 15 февраля 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и др.

Под производством работ понимаются процессы проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию объекта и иные этапы. Проектирование заключается в составлении проекта объекта, влекущего за собой определенные правовые последствия. Под размещением объектов понимается деятельность по определению их места расположения. Строительство объектов предполагает их сооружение, реконструкцию и т.п.

Ввод в эксплуатацию — процедура сдачи объекта и его приемки, введение в действие. Эксплуатация объекта предполагает его использование по прямому назначению. Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение, превышение установленных нормативов доз облучения. Причинение вреда здоровью различают как причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью человека.

Под тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и нормальному хозяйственному использованию.

Нарушение правил безопасности. Статья 247 УК РФ предусматривает ответственность за нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами, которые выражаются в производстве запрещенных видов опасных отходов, транспортировке, хранении, захоронении, использовании или ином обращении с радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами и отходами — с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей, наказываются более жесткими мерами уголовной ответственности. Согласно названной статье объектом преступления является безопасность населения, что непосредственно связано с состоянием окружающей среды, в том числе земель.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545. Правила использования и обращения с экологически опасными веществами и отходами определяются также рядом других нормативных правовых актов, в частности Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Под запрещенными видами опасных отходов понимаются, например, отходы токсичных и химических препаратов, а также отходы, непригодные для производства и потребления. Под производством запрещенных отходов понимается создание отходов, неуничтожение их, ведущее к накоплению. Под обращением понимается транспортировка, хранение, захоронение, использование, совершение сделок, уничтожение экологически опасных веществ и отходов.

Удаление экологически опасных веществ и отходов производится путем их переработки, обезвреживания либо захоронения в специально отведенных местах. Захоронение отходов должно производиться так, чтобы различные их виды не могли породить новых видов соединений.

Под использованием радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов понимается пользование ими предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными лицами. Под угрозой причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде понимается реальная возможность причинения вреда, опасного для жизни и здоровья, и ухудшения качества природной среды.

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под загрязнением окружающей среды понимается изменение качества почвы, вод, воздуха, превышающее установленные нормативы и создающее угрозу здоровью людей, состоянию растительного и животного мира. Под отравлением понимается насыщение природной среды ядовитыми веществами и отходами, опасными для здоровья человека и животных, ведущее к уничтожению растительного мира. Под массовыми заболеваниями людей понимается распространение заразных болезней, превышающее уровень заболеваемости для данной местности. Заражение окружающей природной среды — это внесение в среду обитания возбудителей болезней животных, растений и людей.

Зонами экологического бедствия являются участки территории Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Порядок объявления и установления режима зон экологического бедствия устанавливается специальным законодательством об этих зонах (ст. 57 Закона «Об охране окружающей среды»).

Преступление является оконченным как при создании реальной опасности причинения указанных в законе последствий, так и при их фактическом наступлении. Преступление может быть совершено умышленно или неосторожно.

Статья 248 УК РФ устанавливает: нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими агентами или токсинами, если это повлекло причинение вреда здоровью человека или по неосторожности его смерть, распространение эпидемий или эпизоотий либо иные тяжкие последствия, наказывается как уголовное преступление.

Нарушения правил безопасности в названных случаях могут быть в виде активных действий или бездействия. Они определены в ряде правовых актов, прежде всего в Федеральном законе от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».

Микробиологические агенты — это микроорганизмы, попадающие в почву и другую среду, вызывающие заболевания человека, растений и животных. Биологические агенты — это живые организмы, обладающие болезнетворным действием. Биологические токсины — это яды, выделяемые микроорганизмами. Они могут отравлять и почву, за состоянием которой повсеместно наблюдают органы Федеральной службы земельного кадастра.

Под эпидемией понимаются случаи массового заболевания людей в пределах одной группы или определенного региона. Под эпизоотией понимаются массовые заболевания среди животных одного или нескольких видов на значительной территории.

Под причинением вреда здоровью понимается заражение заболеванием человека, повлекшим расстройство его здоровья либо стойкую утрату трудоспособности. Иные тяжкие последствия могут выражаться в вынужденном переселении людей, массовой гибели животных, причинении крупного имущественного ущерба и т.д.

Названные преступления могут быть совершены умышленно или неосторожно. Субъектом преступления может быть лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами. Субъектом преступления могут быть как должностное, так и не должностное лица.

Статьей 250 УК РФ ответственность установлена за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Более опасными признаются те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или по неосторожности его смерть или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ст. 250 УК РФ).

Статья 253 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно этой статье незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства признаются уголовно наказуемыми деяниями.

Порча земли и причинение вреда другим природным объектам. Статья 254 УК РФ устанавливает ответственность за порчу земли: отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации или повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются более строгими мерами, связанными с лишением свободы.

Под порчей земли понимается разрушение или уничтожение ее плодородного слоя. Под загрязнением земли понимается привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений и организмов. Под отравлением земли понимается привнесение в землю нехарактерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов в количестве, делающем невозможным использование земли.

Статья 255 УК РФ признает преступлениями нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

В статье 262 УК РФ предусматривается ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов. Согласно этой статье признается преступлением нарушение режима заповедников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особо природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории являются объектами общенационального достояния.

Значительный ущерб, по ст. 262 УК РФ, может выражаться в уничтожении отдельных памятников природы, отдельных комплексов и т.п. Размеры ущерба и его значительность устанавливаются в каждом отдельном случае с учетом обстоятельств дела.

При применении статей УК РФ часто возникает непростой вопрос о разграничении условий применения уголовной либо административной ответственности.

В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав правонарушения, последствия противоправного деяния, размеры нанесенного вреда и причиненного ущерба. В основном разграничение уголовно наказуемых действий и административного проступка необходимо проводить по признакам наличия или отсутствия крупного (значительного) ущерба, вреда здоровью людей и т.д.

3. Административная ответственность за земельные правонарушения налагается за совершенные административные проступки, указанные в законе, т.е. в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и законах субъектов РФ. В отличие от дисциплинарного административный проступок является деянием, как связанным с выполнением должностных функций или трудовых обязанностей, так и не связанным с ними. Еще одна особенность: за административное правонарушение виновные лица привлекаются к ответственности не в порядке подчиненности, а специально уполномоченными государственными органами, т.е., например, органами контроля и надзора за исполнением законодательства в области рационального использования и охраны земель. И наконец, существенной особенностью административной ответственности является то, что она может выражаться, как правило, в виде штрафа, размер которого зависит от характера правонарушения. За дисциплинарные же проступки штраф налагать запрещается. Административный штраф (в дальнейшем — штраф) — весьма существенная и часто применяемая на практике мера воздействия на нарушителей земельного и экологического законодательства. Он налагается на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Нарушение общих правил и требований. Статья 8.1 КоАП РФ устанавливает штраф, налагаемый на названных лиц, за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов.

По статье 8.2 штраф налагается на тех же лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Статья 8.3 предусматривает штраф за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.

По статье 8.4 налагается штраф на граждан, должностных лиц или юридических лиц за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализацию проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, наказывается также штрафом.

Статья 8.5 устанавливает штраф за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Вред и другие нарушения законодательства. Статья 8.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за порчу земель. Согласно этой статье самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение штрафа на виновных граждан или должностных лиц, а также юридических лиц. Штраф налагается также за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Объектами названных правонарушений являются сельскохозяйственные и иные земли, т.е. любые виды земельных участков (угодий), освоенные, осваиваемые, неосваиваемые, независимо от форм собственности или характера владения, в том числе земли: сельскохозяйственного назначения, т.е. предоставленные для нужд сельского хозяйства (или предназначенные для этих целей); предоставленные гражданам — для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, животноводства, садоводства, огородничества и др.; предоставленные кооперативам граждан — для садоводства, огородничества, животноводства; предоставленные сельскохозяйственным государственным кооперативным, общественным предприятиям и организациям, совместным сельскохозяйственным предприятиям — для сельскохозяйственного производства; предоставленные научно-исследовательским, учебным и другим сельскохозяйственным учреждениям — для исследовательских, учебных целей, пропаганды передового опыта и для сельскохозяйственного производства; предоставленные несельскохозяйственным предприятиям — для ведения подсобного сельского хозяйства; земли населенных пунктов; земли, занятые под нужды промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др.; природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; лесного и водного фондов, а также земли запаса.

Статья 8.7 устанавливает ответственность в виде штрафа за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей.

Статья 8.8 устанавливает штраф за использование земель не по целевому назначению, а также за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Статья 8.9 признает административным проступком и наказывает штрафом за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Статья 8.10 предусматривает ответственность (штраф) за нерациональное использование недр, т.е. за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.

Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации — также влечет административное взыскание (штраф).

Статья 8.12 предусматривает штраф за нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также за нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

Статья 8.13 устанавливает штраф за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.

По статье 8.17 наказуемы штрафом: самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации; самовольное либо с нарушением правил захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Статья 8.26 предусматривает штраф за нарушение правил осуществления побочного лесопользования: сенокошение, выпас скота без лесного билета или на участках, где это запрещено, а равно выпас скота на землях лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо нарушение сроков или норм выпаса скота; самовольный сбор, порчу либо уничтожение лесной подстилки, мха, лишайников или покрова болот; размещение ульев и пасек, заготовку древесных соков, сбор или промысловую заготовку дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, технического сырья на участках, где это запрещено или допускается только по лесному билету, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленных объемов или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовку или продажу растений, в отношении которых это запрещено.

По статье 8.29 предусмотрен штраф за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных. По статье 8.30 — за уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд.

По статье 8.39 предусмотрена ответственность в виде штрафа за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Административная ответственность (штраф) наступает за самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), а по ст. 7.9 штраф налагается за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Штрафы налагаются за следующие правонарушения: самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения, если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением или договором (ст. 7.6); застройку площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения, а также необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами (ст. 7.4); проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно (ст. 7.14); нарушение порядка отвода земельных участков, а равно порядка предоставления в пользование лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов, а также нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

Правонарушения в области контроля (надзора). Штрафы налагаются за следующие правонарушения:

неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей;

невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна;

воспрепятствование доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю (ст. 19.4);

невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5);

непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6);

непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7).

Еще по теме:

  • Ст 88 ск рф Статья 88. Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей 1. При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных […]
  • Перевод работника по статье 74 тк рф Nika, risk plan Nika, risk plan ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРЕВОД 14 ноября, Москва, мастер-класс "Стратегия налогового планирования и защиты от налоговых […]
  • Гарант комментарий к ук рф Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания Статья 72. Исчисление сроков наказаний и зачет наказания См. комментарии к статье 72 УК РФ Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Имеют ли право родители подать на алименты Алименты на родителей с детей Статья 87 Семейного кодекса устанавливает, что трудоспособные совершеннолетние дети несут обязанность по содержанию своих нетрудоспособных родителей, […]
  • Выплата алиментов через почту Как перечислить алименты по почте? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Родители обязаны содержать […]
  • Выкуп земли рязанская область За заросшие кустарником в Рязанской области земли наказали трех владельцев Сельскохозяйственные земли в Рязанском и Сараевском районах не используются по назначению более трех лет Участок […]
  • Воинская часть 2068 ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК Владимир Семенов 19 Jun 2009 Привет, Володя!! Посмотрел фотографии, которые ты выложил. Многих вспомнил, но чисто внешне, имена стерлись из памяти, может в коментах к […]
  • Дтп в нетрезвом виде с пострадавшими ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ДТП (ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ) В УКРАИНЕ: ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ, НАКАЗАНИЕ В 2015 году 2 900 человек были признаны виновными в совершении […]
Рубрики: Статьи