Закон о защите стандартизации

Опубликовано admin в

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I «О стандартизации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-I
«О стандартизации»

С изменениями и дополнениями от:

27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г., 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. постановление ВС РФ от 10 июня 1993 г. N 5156-I «О введении в действие закона Российской Федерации «О стандартизации»

Настоящий Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей (далее — субъекты хозяйственной деятельности), общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

10 июня 1993 года

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Под стандартизацией понимается деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений и т.п.

Государственное управление стандартизацией в РФ осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся: государственные стандарты РФ; применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5154-1 «О стандартизации»

Настоящий Закон РФ вводится в действие с момента опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1993, N 25, ст. 917, в «Российской газете» от 25 июня 1993 г., в приложении к «Российской газете» N 14, 2000 г.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон о защите стандартизации

Инструмент узкого применения

Вопросам повышения роли стандартизации в установлении обязательных требований законодательства РФ было посвящено совместное заседание общественных советов при Министерстве промышленности и торговли России, Росстандарте и Ростехнадзоре, которое прошло в августе этого года в Жуковском в рамках Международного форума «Технологии в машиностроении – 2014».

С проектом федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» участников заседания ознакомил Иосиф Аронов, заведующий отделом научно-методических основ технического регулирования и оценки соответствия Всероссийского НИИ сертификации. В своем выступлении он дал ответы на основополагающие вопросы: для чего нужна стандартизация в стране, почему государство должно регулировать вопросы стандартизации и почему нужен закон о стандартизации.

– Исследования, проведенные по заказу зарубежных национальных органов по стандартизации, показали, что ее вклад в экономику значителен – до 1% ВВП. Поэтому ответ на первый вопрос понятен. Из него же вытекает ответ на второй вопрос – вот поэтому государство и должно регулировать такую деятельность. Кроме того, мы должны понимать, что у государства есть свои задачи, связанные со стандартизацией, одна из главных – обеспечение обороноспособности, – заявил эксперт. – Самый сложный и непростой вопрос: почему нужен закон о стандартизации, отдельный от закона «О техническом регулировании»? Ответ кроется в том, что закон о техрегулировании волей или неволей повернул ситуацию таким образом, что на стандарты у нас стали смотреть как на некий инструмент, обслуживающий технические регламенты. Между тем вопросы безопасности (составляющие основу этого закона) в стандартизации занимают достаточно небольшую часть, по нашим оценкам, примерно 10-15% от всего фонда стандартов. Результатом перекоса стало то, что из закона о техрегулировании исчезли целые сферы деятельности, традиционные для стандартизации, и это сказывается на всем, в том числе на финансировании соответствующих работ.

Новеллы стандартизации

Идея разработки закона о стандартизации была поддержана рядом общественных организаций, в том числе Российским союзом промышленников и предпринимателей. Согласно концепции, предложенной разработчиками законопроекта, в ведении закона о техрегулировании остаются вопросы стандартизации техрегламентов, а все остальное, связанное с регулированием взаимоотношений при разработке и применении стандартов и документов по стандартизации, будет регламентироваться новым законом.

Основных новелл законопроекта шесть.

1 Создание основанной на международной терминологии государственной политики в сфере стандартизации. Для ее реализации предполагается создать специально уполномоченный федеральный орган по стандартизации.

2 Включение проектных технических комитетов в структуру национальной системы стандартизации. Они нужны для оперативной разработки стандартов в соответствии с требованиями Международной организации по стандартизации (ISO). Сегодня ситуация такая: существует потребность в важных для экономики стандартах, но работа над ними затормаживается из-за отсутствия соответствующих технических комитетов либо ограниченности их полномочий в том случае, если проблема стоит на стыке компетенций нескольких комитетов.

3 Введение технических условий в состав документов по стандартизации. Технические условия являются частным случаем стандартов организаций и обеспечивают требования к качеству и безопасности конкретной продукции, принимаемые ее изготовителем или исполнителем работ и услуг. Проблема в том, что в законе о техрегулировании этот вид документа исчез и возникла неоднозначная ситуация – по факту документы имеются и получили колоссальное распространение, но само понятие отсутствует.

4 Использование ссылок на национальные стандарты в нормативно-правовых актах. Идея состоит в том, чтобы отработанную при выстраивании взаимосвязи между стандартами и техническими регламентами конструкцию распространить на другие нормативно-правовые акты. В таком случае в актах не нужно будет приводить технические подробности, которые содержатся в национальных стандартах, а достаточно будет сделать на них корректную ссылку. Условия, при которых подобные ссылки могут быть приняты, подробно описаны в законопроекте.

5 Обеспечение свободного доступа ко всем стандартам, который осуществляется через сеть библиотек.

6 Преобразование ранее принятых отраслевых стандартов в национальные либо своды правил, за исключением стандартов на продукцию оборонного характера, связанную с сохранением гостайны и атомной отраслью. В законе установлен переходный период – 10 лет, в течение которых процесс должен быть завершен.

Законопроект также предусматривает обязательность условия маркировки продукции знаками национальных стандартов России при закупке товаров и услуг для государственных нужд. И его разработчики пообещали активно лоббировать это положение при прохождении процедуры принятия закона в Госдуме РФ.

Председатель Комитета Госдумы РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский:

– Закон «О стандартизации» ускорит техническое переоснащение целого ряда отраслей промышленности. В отличие от действующего законодательства, он позволит применять зарубежные стандарты, не дожидаясь принятия национальных, что сэкономит от одного до полутора лет при переходе на новые стандарты. Стандартизация должна стать важным механизмом формирования инновационного потенциала страны и способствовать повышению конкурентоспособности российских товаров.

Норма без санкций

Отрицательная практика, к которой привело отсутствие закона о стандартизации, была продемонстрирована на примере кабельной промышленности. Почетный президент Ассоциации «Электрокабель», президент Ассоциации «Интеркабель» и президент Академии электротехнических наук РФ Изяслав Пешков подтвердил, что в ситуации, когда основную роль в определении качества и безопасности продукции играет закон «О техническом регулировании», стандарты начинают выполнять функцию обслуживающего инструмента. Как отметил эксперт, в технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», которым отрасль руководствуется в настоящее время, невозможно включить все требования к кабельной продукции, поскольку одно лишь описание основных ТУ и стандартов, применяемых к ней, занимает 17 томов. Соответствие продукции ГОСТам является делом добровольным, хотя такое понятие, как «добровольное», в международных нормах отсутствует. Более того, ведущие мировые компании производят свою продукцию в соответствии с внутренними спецификациями, требования которых в большинстве случаев выше зафиксированных в стандартах. Подход отечественных производителей к качеству и безопасности выпускаемой продукции отличается в худшую сторону.

– В нашей Ассоциации «Электрокабель», которая определяет жизнь кабельной промышленности, есть предприятия, которые заявляют, что поставляют продукцию по ГОСТу, а на деле работают по собственным ТУ, – констатирует Изяслав Пешков. – Это приводит к двум крупным отклонениям. Первое – занижение сечения меди: вместо 2,5 квадратного сантиметра делают 2. Второе отклонение – пожаробезопасность самих материалов. Суть в том, что даже ведущие специалисты не могут проверить эти параметры, когда, например, покупают кабель для личных нужд. Выходит, что производителю – экономия, а потребителю – угроза пожара. Поэтому нужен ежегодно обновляемый перечень обязательных стандартов, определяющих качество и безопасность. Конечно, в законе невозможно отразить все моменты, но сам по себе он изменит менталитет и повысит роль стандартизации. Более того, я считаю, что необходимо усилить административную и уголовную ответственность за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации.

Повышение уровня ответственности за несоблюдение стандартов сегодня является одной из ключевых тем для обсуждения в профессиональном сообществе. Поскольку без санкций норма быстро размывается, на форуме прозвучало предложение о необходимости тесного взаимодействия с разработчиками законопроекта о государственном и муниципальном контроле. Кроме того, было высказано мнение о необходимости скорейшего создания общественной ассоциации в области производственного контроля с правом разработки нормативных и регулирующих документов, которым ее наделяет вступивший в действие закон «Об основах общественного контроля в РФ».

Экологическая революция

Собственные стандарты сегодня существуют во всех отраслях промышленности. Закон о стандартизации запустит механизм их систематизации. И в то же время есть области, практически ими не охваченные. Одна из них – это экологическая безопасность. Основой для стандартизации технологий, способствующих снижению негативного воздействия на природу, станут изменения, внесенные в этом году в закон «Об охране окружающей среды». И они будут иметь далеко идущие последствия.

По мнению Дмитрия Скобелева, директора ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и спецификации сырья, материалов и веществ», концепция новых поправок позволяет создать систему взаимоувязанных приоритетов экологической и промышленной политики. А законодательно зафиксированное ими понятие «наилучшие доступные технологии» дает возможность для комплексного стимулирования структурной модернизации промышленности.

– Для того чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду и в то же время способствовать внедрению ресурсо-сберегающих и энергоэффективных технологий, необходимо сделать конкретные шаги, – отмечает Дмитрий Скобелев. – Они заключаются в том, что должны быть созданы информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям и разработаны механизмы их применения. Справочники для российской правоприменительной практики – новое явление. Это сложный документ, который в своем содержании должен иметь как перечисление технологий, так и всевозможные технологические и экологические нормативы, методику их применения, методические указания по отнесению технологий процессов и оборудования к категории наилучших доступных и прочие рекомендации, которые помогли бы нашим контролирующим и надзорным органам впоследствии осуществлять правильную выдачу комплексного экологического разрешения и дальнейшее его сопровождение.

В Европе подобные справочники разбиты на две категории – вертикальные, которые относятся к конкретным отраслям, и горизонтальные, которые относятся к двум и более отраслям промышленности. Всего в Европе 33 справочника, из них 26 вертикальных и 7 горизонтальных.

Но нам нельзя слепо копировать европейский опыт хотя бы потому, что структура российской промышленности отличается от европейской. Президентом и Правительством РФ поставлены очень короткие сроки – буквально за три года мы должны разработать всю нормативную базу и механизмы ее применения у нас в стране. На сегодня все области применения нами сегментированы, в рабочем порядке отмечено 33 области применения, для которых нужно создать 36 справочников.

Введение понятия «наилучшие доступные технологии» вносит серьезные изменения в экологическую политику, сближая ее с промышленной политикой и подключая в качестве регуляторного органа Министерство промышленности и торговли. Поэтому работа над справочниками предстоит действительно большая. По мнению экспертов, когда справочники будут вписаны в действующую систему документов по стандартизации, в этой сфере произойдет революция, по крайней мере, на национальном уровне.

Закон о защите стандартизации

Закон Российской Федерации О стандартизации Закон Российской Федерации О сертификации продукции и услуг ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации О сертификации продукции и услуг . [c.123]

Перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования, к ним закреплены Законом Российской Федерации О стандартизации . [c.135]

Вошедшие в настоящий сборник правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой отраслевые нормативные документы по стандартизации аудиторских услуг. Организация их подготовки и применения соответствует положениям Закона Российской Федерации О стандартизации в части разработки стандартов отраслей. Поэтому требования правил (стандартов) являются обязательными при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех их положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер. [c.4]

Закон Российской Федерации О стандартизации , принятый 10 июня 1993 г., определяет стандартизацию как деятельность по установлению норм, правил и характеристик. [c.44]

Принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации «О стандартизации» предусматривает установление норм, требующих введения на территории России единого механизма реализации государственной политики в области стандартизации. [c.119]

Все вопросы излагаются в соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июня 1993 г. № 5154-1 и Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1. [c.87]

В 1993 г. был принят Закон Российской Федерации О сертификации продукции и услуг , в который в 1995 и 1998 гг. вносились изменения и дополнения. В определенной мере деятельность в данной области регулируют также законы О стандартизации и Об обеспечении единства измерений . [c.162]

По ст. 43 Закона Российской Федерации О защите прав потребителей за федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации в пределах его компетентности закреплено право налагать штраф [c.164]

Дополнительно следует отметить, что в Законе Российской Федерации О недрах недостаточно отражены вопросы ответственности недропользователей за неисполнение условий лицензий и заключенных договоров, отсутствуют нормы, регулирующие промышленную эксплуатацию недр, стандартизацию горных работ, государственную отчетность и природоохранную деятельность горнодобывающих предприятий. [c.18]

Сертификацию средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты на соответствие требованиям государственных стандартов согласно Закону Российской Федерации О сертификации продукции и услуг поручено осуществлять Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, совместно с которым Минтруду России поручено организовать сертификацию производственных объектов и постоянных рабочих мест. [c.311]

Важным элементом государственного управления платными услугами является сертификация и стандартизация, обеспечивающие подтверждение соответствия услуг, безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, а также контроль за качеством услуг. В развитие этого вопроса были приняты Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и ряд постановлений Правительства Российской Федерации. [c.52]

В целях гармонизации российского законодательства с существующими международными нормами, а также в целях наиболее эффективного использования накопленного развитыми странами опыта в области обеспечения безопасности продукции и повышения рентабельности и конкурентоспособности национальной экономики Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, был федеральный закон О техническом регулировании . Согласно существующим нормам, данный закон вступил в силу 01 июля 2003 года — спустя шесть месяцев после его опубликования в официальном издании Правительства Российской Федерации Российской газете . [c.122]

Законом определены полномочия Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию о них проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в Российской Федерации опубликовывает официальную информацию о действующих в Российской Федерации системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации готовит в установленном порядке предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, а также может в установленном порядке заключать соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации представляет в установленном порядке РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации. [c.369]

Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их полномочий. К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации по Закону О стандартизации , относятся [c.28]

Следует особо подчеркнуть особенность действия всех четырех Законов О защите прав потребителей , О сертификации продукции и услуг , О стандартизации , Об обеспечении единства измерений , которая заключается в том, что если международные договоры Российской Федерации устанавливают иные правила, чем те, которые содержатся в этих Законах, то применяются правила международных договоров. [c.31]

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон О стандартизации от 10 июня 1993 г. № 5154-1. [c.34]

О федеральных органах правительственной связи и информации 1 (ст. 10, 11, 18, 23) Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 О налоговых органах Российской Федерации 2 (ст. 7) Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 О федеральных органах налоговой полиции 3 (ст. 10) Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации 4 (ст. 3) Закона РФ О средствах массовой информации (ст. 4, 20, 40, 41, 58) Закона РФ О стандартизации (ст. 4) Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 О недрах 5 в ред. от 3 марта 1995 г. (ст. 27, 43, 49) Федерального закона О естественных монополиях (ст. 13) Федерального закона О рекламе (ст. 27). [c.59]

Перечень нормативных документов по стандартизации, допускаемых к применению на территории России, и общие требования к ним закреплены в ст. 6 Закона о сертификации. Так, к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных Законом, относятся [c.246]

Кроме того, для простоты внедрения стандартов качества банковской деятельности необходимо, чтобы они были в законодательном поле и, прежде всего, соответствовали требованиям к стандартам организаций, изложенным в федеральном законе О техническом регулировании и национальном стандарте РФ ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения . [c.17]

В соответствии с Законом РФ О стандартизации , принятым 10 июня 1993 г., в Российской Федерации осуществляется надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при Выполнении работ и оказании услуг. [c.368]

Закон Российской Федерации О стандартизации устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех органов государственного управления, субъектов хозяйственной деятельности (в том числе граждан-пред—принимЪтелей) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также общественных объединений. [c.134]

Стандартизация и метрология

Главная идея всех нововведений – создание условий для развития украинского производства, повышение его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Основные шаги реформирования в этой сфере направлены на гармонизацию украинских и европейских стандартов путем имплементации соответствующих положений в наше законодательство.

О значительных шагах по унификации украинского законодательства в сфере технического регулирования с действующими в рамках ЕС и ВТО нормами

Изменились подходы к разным аспектам метрологической сферы, но принципы единства и точности измерений и соблюдения прав потребителей останутся приоритетными

Законодательные новации 2015

© Інформаційне агентство «ЛІГА:ЗАКОН», 2010

© ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2007

© ТОВ «Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991

Правовые основы стандартизации.

Главная > Задача >Государство и право

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

кафедра ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Домашнее задание по курсу:

«Российское предпринимательское право»

1. Правовые основы стандартизации

Проблема обеспечения качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной продукции, специфичны для каждой отрасли.

В настоящий момент понятие качества как категории нормировано и определяется стандартами.

Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.

Знания в области стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров, маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущества стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Деятельность по стандартизации и сертификации в РФ осуществляется на основании законов «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании» и нескольких десятков актов отраслевых министерств и ведомств. Законом о защите прав потребителей определяется стандартизация и сертификация продукции, утверждаются основные положения системы стандартизации и сертификации, а также формулируются права потребителей:

— право на соответствие качества приобретаемой продукции требованиям стандартов.

— право на безопасность продукции для жизни и здоровья людей.

— право на возмещение ущерба, если качество товара не соответствует требованиям стандартизации и сертификации, указанным в ГОСТ.

Стандартизация и сертификация помимо закона о защите прав потребителей детализируется нормативными актами правительства, министерств и ведомств. Все законодательные акты, действующие на территории России, приведены в соответствие с законом о защите прав потребителей. Для обеспечения безопасности продукции предусмотрена обязательная стандартизация и сертификация некоторых видов товара. Обязательная сертификация и стандартизация была впервые введена законом о защите прав потребителей. Стандартизация и сертификация подтверждает соответствие качества продукции требованиям ГОСТ.

Действующее законодательство РФ содержит специальные нормативные акты и отдельные нормы, призванные обеспечить надлежащее качество товаров, работ, услуг. Такими актами Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», Федеральный закон «О лекарственных средствах» и др. Основополагающая роль в специальном законодательстве, регулирующем данную сферу отношений, принадлежит нормативно-правовым актам о стандартизации.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости; качества продукции, работ, услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Стандарты представляют собой нормативные акты, содержащие нормы, правила и характеристики, то есть требования к товарам, работам, услугам. На территории РФ действуют следующие виды стандартов: государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Кроме того, в Российской Федерации применяются международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству РФ. Государственные стандарты содержат требования по безопасности; по технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции; основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению, утилизации и другую информацию. Требования, устанавливаемые государственными стандартами, являются обязательными, если они касаются обеспечения безопасности продукции, работ, услуг, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Обязательными могут быть другие требования государственных стандартов, если это установлено законодательством РФ. Государственные стандарты принимаются Госстандартом России и вводятся в действие после их государственной регистрации. Этот же орган осуществляет официальное опубликование вновь вводимых в действие, замененных, отмененных государственных стандартов.

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения и принимаются соответствующими государственными органами управления в пределах их компетенции. Они не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, и они также не должны входить в противоречие с обязательными требованиями государственных стандартов. Стандарты предприятий подлежат обязательному соблюдению другими хозяйствующими субъектами, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных и других обществ разрабатываются и применяются ими для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований и разработок. Информация о принятых стандартах отраслей, общественных организаций направляется в органы Госстандарта России.

Правовые основы сертификации установлены Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Сертификация — это осуществляемая независимой от изготовителя и потребителя организацией процедура подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации составляют государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Госстандарта России от 10 мая 2000 г. № 26) определяют цели, принципы сертификации, правовое положение участников сертификации, порядок проведения работ в области сертификации, организационную структуру системы сертификации.

Целями осуществления сертификации являются:

— создание условий для деятельности предпринимателей на едином товарном рынке РФ, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве, международной торговле;

— защита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца, исполнителя;

— контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества;

— подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Перечни товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РФ. Номенклатуру продукции, работ, услуг, в отношении которых предусмотрена обязательная сертификация, определяет Госстандарт России.

Для контроля за соблюдением требований, предъявляемых к качеству, важно обеспечить единство измерений различных параметров продукции, работ, услуг. Деятельностью, направленной на обеспечение единства величин, занимается метрологическая служба в структуре Госстандарта России. Правовые основы обеспечения единства измерений определяются Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений».

В соответствии с данным актом к применению допускаются лишь узаконенные единицы величин Международной системы единиц. Наименования, обозначения и правила написания единиц величин, а также правила их применения на территории РФ устанавливает Правительство РФ. В качестве исходных используют государственные эталоны. В целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм органы государственной метрологической службы осуществляют государственный метрологический контроль и надзор.

Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предъявляет к производственной деятельности большое количество требований в сфере соблюдения санитарных правил и гигиенических нормативов в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — это такое состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В названном Законе установлены критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и меры, направленные на обеспечение такой безопасности.

Достижению санитарно-эпидемиологического благополучия населения способствует и реализация норм Закона РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии». В соответствии с данным Законом владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

— соблюдать зоогигиенические, ветеринарно- санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

— предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;

— соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства, приглашать специалиста для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы;

— выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

В соответствии со ст. 21 Закона РФ «О ветеринарии» мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные продукты, яйца, иные продукты животноводства подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей. Реализация и использование для пищевых целей данных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке экспертизе, запрещается.

Юридические и физические лица, федеральные органы исполнительной власти за нарушение обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Меры административно-правовой ответственности и порядок ее реализации предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях. В частности, ст. 19.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде штрафа за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Статьи 6.3-6.7 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за нарушение законодательства в области санитарии и гигиены.

Статьей 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке знаками соответствия.

Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации»

Дата публикации: 20.06.2016 2016-06-20

Статья просмотрена: 792 раза

Библиографическое описание:

Кононенко Е. В., Гацура Е. А., Сергеева К. О., Исакова Е. И. Проблемы изменения нормативной базы при введении в действие Федерального Закона «О стандартизации в Российской Федерации» // Молодой ученый. — 2016. — №12.3. — С. 12-15. — URL https://moluch.ru/archive/116/31813/ (дата обращения: 27.10.2018).

В статье рассмотрена динамика изменения законодательной базы в области стандартизации. Проанализированы значимые причины введения закона, касающегося особенностей деятельности в области стандартизации в России. Определены направления изменения правовой и нормативной базы по стандартизации в условиях вступления закона в действие.

Ключевые слова: стандартизация, закон, нормативные документы.

Рассмотрим значимые события на более чем двадцатилетнем отрезке истории стандартизации в России. Одним из них явилось принятие в 1993 году Закона Российской Федерации «О стандартизации» [1], который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Закон был призван также служить правовым обоснованием нормативной базы сертификации, которая была впервые законодательно введена в России в том же 1993 году, когда был принят закон «О сертификации продукции и услуг» [2].

С введением Закона «О стандартизации» [1] был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования.

Для периода 1992–2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации:

— развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 [3];

— активные работы по гармонизации российских и международных стандартов в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО;

— первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации;

— внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

Период 2002–2003 гг. ознаменовался принятием Федерального закона «О техническом регулировании» [4], что положило начало реорганизации системы стандартизации для ускорения вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле. Федеральный закон заложил двухуровневую систему технического регулирования, подобную европейской и существенно отличающуюся от сложившейся ранее. Было определено совершенно добровольное применение стандартов и определен новый вид правовых документов с техническим содержанием и обязательными требованиями по безопасности – технических регламентов. При этом законы 1993 года [1, 2] были отменены; вопросы стандартизации излагались в главе 3, а подтверждения соответствия – в главе 4 Федерального закона «О техническом регулировании» [4].

Многие специалисты в области стандартизации отмечали, что этот закон фактически разрушил основные принципы стандартизации, превратив стандарты в инструменты «обслуживания» технических регламентов. Тем не менее, начиная с 2007–2008 гг. после вступления в действие и применения на практике поправок к закону, содержавшихся в № 65–ФЗ от 01.05.2007 [5], началась активная разработка национальных технических регламентов, а с 2010 года и технических регламентов Таможенного союза по ключевым вопросам обеспечения безопасности. На этом пути возникли новые формы документов по стандартизации: своды правил и предварительные стандарты.

При этом проблемы развития стандартизации в стране потребовали разработки и принятия Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [5]. Новый закон, в продвижении которого самое активное участие принимал Российский союз промышленников и предпринимателей, направлен на структурирование и систематизацию нормативно-правового регулирования в области стандартизации товаров, работ, услуг и иных объектов стандартизации, в том числе для целей технического регулирования.

Реализация нового закона осуществляется с учетом Концепции развития национальной системы стандартизации в Российской Федерации на период до 2020 года [6]. Ряд основных направлений данной концепции неразрывно связан с новым законом: модернизация и технологическое переоснащение промышленного производства, добровольное подтверждение соответствия национальным стандартам, усиление роли бизнеса в работе по стандартизации и трансферт наилучших доступных технологий в рамках разработки и применения стандартов.

Ожидается, что Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» позволит эффективно защищать национальные рынки от недобросовестной конкуренции и фальсифицированной, опасной продукции [7]. В нем прописано требование не только о добровольном, но и об обязательном применении стандартов, например, в случае, если изготовитель публично заявил о том, что его продукция соответствует национальному стандарту. Законодательно расширен перечень документов национальной системы стандартизации за счет создания информационно-технических справочников, содержащих систематизированные данные в определенной области и включающих в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные [6].

В новом законе технические условия (ТУ) – установлены как один из видов стандартов организации (СТО). При этом прописано, что СТО разрабатываются, утверждаются, изменяются, применяются и отменяются организациями самостоятельно в соответствии с собственными внутренними порядками.

Однако при внедрении нового закона возникает ряд вопросов. Так, в состав документов национальной системы стандартизации введены информационно-технические справочники. Информационно-технический справочник в соответствии со статьей 2является документом по стандартизации, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации – Росстандартом, содержащим систематизированные данные в определенной области и включающим в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. Однако в статье 14 информационно-технические справочники не указаны в перечне видов документов по стандартизации.

Формой комплексной стандартизации традиционно является создание межотраслевых систем, направленная на решение крупных народнохозяйственных задач и обеспечивающая повышение эффективности производства продукции. К межотраслевым системам относятся Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система показателей качества продукции (СПКП), Система стандартов по безопасности труда (ССБТ) и другие. При этом документы Государственной системы стандартизации (ГСС), а затем системы «Стандартизация в Российской Федерации» (СРФ) содержали документы по стандартизации в целом. Из текста нового закона пока не ясно, что же за основополагающие документы по стандартизации будут разрабатываться Федеральным органом исполнительной власти, определяющим политику в области стандартизации, т. е. Министерством промышленности и торговли. Будет ли это похоже на видоизмененные стандарты ГСС (СРФ)? Специалисты отмечают, что этот вопрос был ключевым при согласовании законопроекта на разных его этапах [8].

Принятый Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» – становится правовой базой для организации работ по стандартизации, начиная с полного вступления в действие с 1 июля 2016 года. Полноценному применению и постоянному совершенствованию закона, как в свое время происходило с законом «О техническом регулировании» [4], способствует приведение действующих правовых и нормативных актов в соответствие новому закону.

Совет Федерации внес в ряд законодательных актов подготовленные правительством изменения, направленные на реализацию федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации». Как сообщил заместитель председателя комитета Совета Федераций по экономической политике С. Шатиров, этот закон призван усилить роль стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, а также повысить качество продукции и ее конкурентоспособность.

Изменения вносятся в 27 законодательных актов РФ с целью приведения установленных в них норм, касающихся деятельности по стандартизации, в соответствие с положениями Федерального закона о стандартизации. В частности, поправки, касающиеся национальных стандартов, внесены в федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04. г. № 44–ФЗ [9] и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223–ФЗ [10].

Так как документы по стандартизации, в том числе национальные стандарты, являются документами добровольного применения, стандартизация исключается из способов государственного регулирования объектов туристской индустрии, уточнил Шатиров. Предусматривается, что в случае подписания Президентом РФ изменения вступят в силу с 1 июля 2016 года одновременно с вступлением в силу в полном объеме федерального закона «О стандартизации» [1].

Самые большие изменения вносятся в главу 3 184–ФЗ «О техническом регулировании», в первую очередь это касается названия, оно поменялось со «Стандартизация» на «Документы по стандартизации в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требование технических регламентов». Ранее действовали: статья 11 – Цели стандартизации, статья 12 – Принципы стандартизации, статья 13 – Документы в области стандартизации, статья 14 – Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, статья 15 – Национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, статья 16 – Правила разработки и утверждения национальных стандартов, статья 16.2 – Правила разработки и утверждения предварительного национального стандарта, статья 17 – Стандарты организаций. Они утратят силу с 1 июля 2016 года в связи с вступлением в действие нового закона о стандартизации. Действующей останется только статья 16.1 – Правила формирования перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов. Главным будет изменение Национального органа по стандартизации на Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации [4].

Рассмотренные материалы свидетельствуют о необходимости неотложности актуализации правовой базы стандартизации как на производственных предприятиях и в организациях, занимающихся разработкой нормативных документов различного уровня, так и в образовательных организациях, осуществляющих подготовку будущих специалистов по стандартизации.

Еще по теме:

  • Матюшкин адвокат Матюшкин Георгий Олегович Георгий Матюшкин родился 10 июня 1966 года в городе Москва. В 1988 году окончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по специальности […]
  • Статья 12 денежное довольствие военнослужащих Статья 12. Денежное довольствие Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2002 г. N 49-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 […]
  • Олег валентинович юрист СТВОРЮЄМО ЦІННІСТЬ В адвокатській діяльності Олег Валентинович Виговський керується принципом пошуку золотої середини й досягнення балансу — орієнтиром, виправданим багатьма роками […]
  • Вводный закон в земельный кодекс Вводный закон в земельный кодекс Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями от 7 […]
  • Юрист в таллине Юристы в Таллинне юридические услуги Наше юридическое бюро учреждено Аллой Евгеньевной Булдаковой 14 марта 1989 года при кооперативе Õigusabi. С 1993 года в бюро работает Станислав […]
  • Воинская часть 2068 ФОРУМ.ПОГРАНИЧНИК Владимир Семенов 19 Jun 2009 Привет, Володя!! Посмотрел фотографии, которые ты выложил. Многих вспомнил, но чисто внешне, имена стерлись из памяти, может в коментах к […]
  • Адвокат железнякова Александр Железников Специализируется на уголовном праве. Представлял интересы Михаила Прохорова, Константина Малофеева, тележурналиста Антона Красовского, журналиста Наталии Сейбиль, […]
  • На кадастровой карте отсутствуют границы земельного участка Что делать, если на публичной кадастровой карте участка нет? здравствуйте. Имеется дом в собственности 2003 года постройки, документы на аренду участка от 2004 года,сроком на 25 лет, с […]
Рубрики: Статьи