Закон о ооо оао

Опубликовано admin в

Прощайте, ОАО и ЗАО

Вступающий в силу с 1 сентября текущего года Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон) вносит существенные поправки в порядок создания, деятельности и ликвидации юридических лиц. То, как изменятся статьи кодекса, содержащие общие положения об организациях, мы рассмотрели ранее. Данный материал будет посвящен тем поправкам, которые затрагивают конкретные организационно-правовые формы юрлиц.

Закрытый перечень некоммерческих организаций

Действующей редакцией ГК РФ установлено, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в таких формах, как потребительский кооператив, общественные или религиозные организации (объединения), учреждения, благотворительные и иные фонды, а также в других формах, предусмотренных законом (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В соответствии с Законом данный перечень становится закрытым и включает в себя 11 организационно-правовых форм некоммерческих организаций (пп. «б» п. 3 ст. 1 Закона):

Потребительские кооперативы. Они могут быть образованы, в частности, в форме жилищных, жилищно-строительных, гаражных, дачных потребительских кооперативов, обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, фондов проката и др.

Общественные организации. При этом подчеркивается, что и политические партии, и профсоюзы, и общественные движения относятся именно к этой форме некоммерческих организаций.

Ассоциации (союзы). К ним относятся, в частности, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профсоюзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.

Товарищества собственников недвижимости, в том числе ТСЖ.

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Общины коренных малочисленных народов России.

Фонды (общественные, благотворительные и др.).

Учреждения. К ним отнесены государственные, муниципальные и частные (в том числе общественные) учреждения.

Автономные некоммерческие организации.

Религиозные организации.

Публично-правовые компании.

В Законе закреплены определения всех этих форм организаций, установлен порядок их учреждения и управления ими, обозначены права и обязанности их участников. Отметим, что потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и общины коренных малочисленных народов РФ относятся к корпоративным, а все остальные – к унитарным некоммерческим организациям.

Чтобы заниматься деятельностью, приносящей доход, некоммерческим организациям нужно будет предусмотреть такую возможность в своих уставах. Согласно действующей редакции ГК РФ для осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнение только одного условия – эта деятельность должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать им. Это условие сохраняется.

Хозяйственные товарищества и общества

Закон не меняет организационно-правовые формы хозяйственных товариществ – они по-прежнему смогут создаваться в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). А вот форм хозяйственных обществ с 1 сентября станет меньше – Законом исключена такая форма, как общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК РФ с 1 сентября утратит силу). Таким образом, остается возможность создания только обществ с ограниченной ответственностью (ООО) и акционерных обществ (АО). Эксперты в сфере гражданского права отмечают, что это очень правильное изменение, поскольку на практике ОДО широкого распространения не получили.

Ряд изменений касается уставного капитала хозяйственных обществ. Так, Законом закреплено, что учредители общества обязаны оплатить не менее трех четвертей уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть – в течение первого года его деятельности (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона). Однако законами, регулирующими деятельность конкретного вида обществ, может быть установлен иной порядок. Этими же законами, как и ранее, определяется минимальный размер уставного капитала обществ. При этом в случае, когда допускается государственная регистрация хозяйственного общества без такой предварительной оплаты, участники общества будут нести субсидиарную ответственность по его обязательствам, которые возникнут до момента полной оплаты уставного капитала.

Еще одно изменение касается порядка внесения в уставный капитал неденежных вкладов. Для их денежной оценки общества (вне зависимости от стоимости долей участников в уставном капитале) обязаны будут привлекать независимых оценщиков. При этом если оценщик ошибется в расчетах и завысит оценку имущества, он совместно с участниками, доли которых он оценивал, будет нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества. Стоит отметить, что положение о такой ответственности не будет применяться к оценщикам имущества и участникам приватизированных ГУПов и МУПов. В настоящее время независимый оценщик обязательно привлекается для определения рыночной стоимости имущества при оплате акций АО неденежными средствами (п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Общества с ограниченной ответственностью обязаны это делать, только если номинальная стоимость оплачиваемой неденежными средствами доли участника в уставном капитале составляет более 20 тыс. руб. (п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Участники хозяйственных обществ, согласно Закону, смогут закреплять определенный порядок осуществления своих членских прав в специальном документе – корпоративном договоре (ГК РФ дополняется соответствующей ст. 67.2). В нем они смогут указать, что осуществлять эти права нужно определенным образом, например: как голосовать на общем собрании участников, по какой цене приобретать или отчуждать доли в уставном капитале (акции) и др. (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона). При этом заключать такой договор могут не все участники общества. В этом случае он, естественно, не создает обязанностей для лиц, не являющихся в нем сторонами.

Кроме того, Законом устанавливается необходимость подтверждения факта принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава присутствовавших при этом участников общества. Так, в отношении публичного акционерного общества такое подтверждение будет осуществляться регистратором реестра его акционеров, непубличного акционерного общества – путем нотариального удостоверения или также удостоверения регистратором реестра акционеров, общества с ограниченной ответственностью – путем нотариального удостоверения (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Акционерные общества

Немаловажные поправки коснулись и акционерных обществ. Закон отменяет их деление на открытые и закрытые – им на смену придут публичные и непубличные общества (в ГК РФ появится новая статья – ст. 66.3). Публичным будет являться акционерное общество, акции которого и конвертируемые в них ценные бумаги публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах 1 . Кроме того, правила о публичных обществах будут применяться к АО, в уставе и фирменном наименовании которых указано, что общество является публичным. АО, которые не отвечают этим условиям, являются непубличными. Также к непубличным обществам отнесены и ООО (пп. «г» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Та форма ЗАО, которая была создана в нашем законодательстве уже достаточно давно, критиковалась очень много и со стороны юристов, и со стороны бизнес-сообщества, потому что имела в себе некий элемент компромиссности, а любой компромисс несет в себе огрехи. Такая форма, как АО, рассчитано в первую очередь на публичные компании, а вот эта закрытость – это не плюс, а минус. Поэтому сейчас, на мой взгляд, законодатель пошел по пути дальнейшего развития, и проводит АО к публичным компаниям: прозрачным, понятным, открытым для финансового рынка».

Нужно отметить, что Закон более подробно регулирует деятельность публичных акционерных обществ (конкретные положения о них закреплены в новой редакции ст. 97 ГК РФ), поскольку их деятельность затрагивает имущественные интересы большого числа акционеров и других лиц.

ДЛЯ СПРАВКИ

В реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 44 Закона об акционерных обществах).

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Подчеркнем, что Закон отменяет возможность ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру публичного АО, их суммарной номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, предоставляемых одному акционеру. В настоящее время такие ограничения могут быть предусмотрены уставом АО (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; далее – Закона об акционерных обществах). При этом, согласно Закону, публичным АО запрещается размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (пп. «я» п. 24 Закона).

Еще одно существенное изменение касается ведения реестра акционеров и исполнения функций счетной комиссии – с 1 сентября этим будут заниматься исключительно независимые организации, имеющее предусмотренную законом лицензию, регистраторы (пп . «ч» п. 24 ст. 1 Закона). Однако это правило распространяется только на публичные АО. Напомним, в существующей практике акционерные общества либо передают ведение реестра такому регистратору, либо сами являются его держателями (п. 3 ст. 44 Закона об акционерных обществах). Что касается счетной комиссии, то по действующему законодательству она создается в обществе, в котором число акционеров – владельцев голосующих акций общества – более 100, причем ее количественный и персональный состав утверждается общим собранием акционеров. Если реестр АО ведет регистратор, ему может быть поручено и выполнение функций счетной комиссии. А в обществах, число акционеров – владельцев голосующих акций которых более 500, функции счетной комиссии выполняет исключительно регистратор (ч. 1 ст. 56 Закона об акционерных обществах).

Александр Караваев, генеральный директор ЗАО «СР-ДРАГа»:

«Акционерные общества не имеют своей профессиональной ассоциации, поэтому со своими корпоративными вопросами они, как правило, остаются один на один. Регистратор же, обслуживая акционерные общества, имеет возможность накапливать и анализировать информацию о разных корпоративных событиях и вопросах, возникающих в связи с изменениями законодательства, и может предложить пути решения как стандартных, так и специфических проблем».

Кроме того, Закон устанавливает необходимость проведения для проверки и подтверждения правильности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательного внешнего аудита 2 абсолютно для всех АО (в настоящее время он проводится только в отношении организаций, являющихся ОАО, и еще по некоторым основаниям) и в ряде случаев – для ООО (пп. «е» п. 24 ст. 1 Закона).

Витаутас Бакшинскас, начальник Управления правовых экспертиз и нормативной работы Юридического департамента ОАО «Газпром»:

«Деление акционерных обществ на публичные и непубличные – очень простое: те компании, акции которых котируются на бирже, являются публичными. Смысл этого деления и выделения публичных компаний в том, что закон достаточно жестко, императивно, регламентирует их деятельность – вопросы о создании, структуре управления, компетенции и иные. Непубличные компании я бы назвал компаниями частного или семейного бизнеса. В них управление во многом строится на каких-то личных отношениях, на системе договоренностей. Законодатель установил для них, как говорят юристы, диспозитивное регулирование. Это означает, что сами участники таких компаний смогут договориться, допустим, о порядке принятия решений и даже о таком элементе, как управление компанией вне зависимости от своих вкладов.

Публичные компании должны подчиняться жесткому регулированию, всем должны быть понятны четкие установленные законодательные правила, которые не могут произвольно меняться. Любое лицо, покупающее акции, должно представлять себе и знать те правила, по которым эта компания живет, и знать, что эти правила не могут меняться где-то внутри компании, как это иногда у нас бывало».

Эксперты в области гражданского права отмечают необходимость введения и реализации рассмотренных нами изменений, поскольку ими закрепляются накопленные за последнее время предложения по совершенствованию деятельности юридических лиц и унифицируется порядок ее осуществления, и подчеркивают, что организациям не стоит их бояться. Как на практике будут работать все эти новшества, покажет время. Пока же можно прогнозировать лишь внесение в скором времени поправок в ряд законодательных актов (в частности в законы об ООО, об акционерных обществах и др.).

Никакой массовой перерегистрации юрлиц в связи с принятием Закона не предвидится, поскольку он не устанавливает ее обязательности. Привести наименования уже существующих организаций и их учредительные документы в соответствие с требованиями Закона нужно будет при первом изменении этих документов (п. 7 ст. 2 Закона). Никаких конкретных сроков, в которые нужно это сделать, не предусмотрено. Кроме того, АО, которые отвечают признакам публичных АО, даже не нужно будет указывать в своем фирменном наименовании на то, что они являются публичными.

Отмечают специалисты и то, что данные поправки в ГК РФ направлены на гармонизацию российского гражданского законодательства с законодательством зарубежных стран, что поможет в привлечении в российский бизнес иностранных инвесторов.

Документы по теме:


Новости по теме:

Материалы по теме:

Реформа гражданского законодательства
В 2013 году в Российской Федерации произошла реформа гражданского законодательства. В ранее действовавшие нормы ГК РФ целой серией федеральных законов был внесен ряд изменений, направленных как на небольшие сугубо «технические» исправления ряда норм, так и в целом на приведение Гражданского кодекса в соответствие с изменившимися реалиями и на унификацию действующего в России законодательства с законодательством европейских стран с высокоразвитыми правовыми системами континентального права.

1 См. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
2 Его проводит аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом или его участниками.

Закон об ООО: игра по новым правилам (акцент на главном, ч.2)

В данной публикации будут рассмотрены вопросы новых требований к уставу предприятий, наследования корпоративных прав, выхода и исключения участника из общества, право кредитора осуществить взыскание на корпоративные права и другие.

Наличие большого количества диспозитивных норм делает участников обществ главными действующими лицами, которые ответственно должны подойти к вопросу выбора формы и правил управления их бизнесом. Именно качественно прописанный устав после вступления в силу Закона об ООО будет первым и основным барьером от нарушений корпоративных прав участников.

Напоминаю, что уставы ООО, не соответствующие требованиям обновленного законодательства, будут действовать до 17 июня 2019 года. По сути бизнесу предоставляется один год со дня вступления нового закона в силу для приведения своих уставов в соответствие с обновленным законодательством. Как правило, действующие уставы предприятий в основном дублируют положения законов и напоминают ржавый механизм, не способный урегулировать отношения между участниками.

Положения Закона об ООО позволяют не указывать в уставах:

  • информацию о местонахождении общества, что делает возможным в кратчайшие сроки зарегистрировать смену адреса;
  • порядок формирования уставного капитала, распределения прибыли и убытков, подписания учредительных документов, ликвидации и реорганизации общества, предмет и цели деятельности;
  • размер уставного капитала и перечень участников общества – наличие такой информации делает невозможным реализовать отчуждение доли, смену участников общества без утверждения устава в новой редакции и принятие соответственного решения общим собранием участников общества.

По моему мнению, в новых уставах необходимо закрепить такие положения:

  • правила определения количества голосов участников для принятия решение на общем собрании (не всегда должно быть соразмерно доли участника в уставном капитале общества);
  • наличие или отсутствие преимущественного права участников общества перед третьими лицами на приобретение доли другого участника;
  • возможность или отсутствие возможности отчуждения доли и предоставление ее в залог без согласия других участников;
  • положения о наблюдательном совете, как контрольном органе за деятельностью исполнительного органа (директора или дирекции);
  • порядок совершения крупных сделок (с указанием предельной стоимости сделок, для которых согласие общего собрания не требуется) и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность.

Изменения коснулись и самих правил оформления устава.

Так, в соответствии с положениями Закона об ООО первая редакция устава общества подписывается всеми участниками общества с нотариальным удостоверением таких подписей.

Изменения же в устав и первая редакция после реорганизации общества подписываются только теми участниками, которые голосовали за при принятии решения об утверждении изменений, или лицом, уполномоченным на подписание устава. Подлинность подписей в таком случае также заверяется нотариально.

При этом в целях экономии средств на нотариальное удостоверение подписей и облегчения процедуры организации подписания устава, стоит уполномочить на такие действия директора общества.

Для этого необходимо:

1) предусмотреть полномочия директора на подписание изменений в устав в уставе общества;

2) при проведении общего собрания с вопросом о внесении изменений в устав дополнительно принять решение о предоставлении полномочий и прав на его подписание директору.

Изменится подход к наследованию корпоративных прав

Согласно ч.5 ст.147 Гражданского кодекса Украины (пока еще действующая статья) доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью переходит к наследнику, если уставом общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия остальных участников.

В данном случае суть доли сводится к тому, что в зависимости от ее размера наследник имеет право получить часть имущества общества, не являясь его участником и не имея права принятия каких-либо решений на общем собрании участников общества. В то же время наследник наделяется преимущественным правом на вступление в общество, которое зависит от решения остальных участников и без их волеизъявления не может быть реализованным.

По Закону об ООО в случае смерти или прекращения участника общества его доля переходит к его наследнику или правопреемнику без согласия других участников общества. То есть, наследники на основании своего волеизъявления смогут стать участниками общества. Проект Закона об ООО содержал положение, позволяющее указать в уставе невозможность наследования корпоративных прав, но в окончательною редакцию Закона его не внесли.

Подлежит изменению и вопрос исключения участника

Предусмотрено наличие только двух оснований для такого действия, которые не могут быть расширены положениями устава:

1) при просрочке внесения вклада в установленный законодательством или уставом срок;

2) при отсутствии наследников или правопреемников умершего физического лица или прекратившегося юридического.

Положения законодательства, позволяющие исключить участника в связи с неисполнением своих обязанностей, утратят силу 17 июня 2018 года.

Законодатель устанавливает барьер в размере 50% доли в уставном капитале, который определяет порядок выхода участника из общества. Участник, доля которого в капитале общества превышает 50 %, может выйти из общества только лишь по согласию других участников. Собственники же меньших долей в уставном капитале общества смогут в любое время выходить из общества на основании только личного волеизъявления. С целью предотвращения возможных злоупотреблений по искусственному занижению стоимости доли, выплачиваемой при выходе, предусмотрено предоставление такому участнику права ознакомиться с любыми документами общества, которые могут быть необходимы для определения финансового состояния общества и стоимости доли на дату выхода.

Выход мажоритарного участника общества по решению других участников защищает права миноритариев, поскольку своим решением они могут заблокировать выведение значительной части активов предприятия в виде выплаты доли участника, размер которой превышает 50% уставного капитала общества.

Со вступлением в силу Закона об ООО, государственные исполнители будут вправе взыскать долю участника общества на основании судебных решений:

  • о взыскании с участника денежных средств;
  • об обращении взыскания на долю имущественного поручителя, которая передана в залог в обеспечение обязательства другого лица.

Общество обязано предоставить исполнителю все документы, необходимые для расчета рыночной стоимости доли. В дальнейшем исполнитель предлагает выкупить долю иным участникам общества. Примечательно, что Закон об ООО не уполномочивает исполнителя на подписание договора купли-продажи доли участника, который заключается с другим участником общества. Еще одним препятствием в обращении взыскании на долю может быть норма, которая устанавливает, что исполнитель наделен правом передать долю на реализацию на аукционе только на тридцать первый день с даты получения участником предложения выкупить взыскиваемую долю. Указанная норма приведет к тому, что кредиторы не смогут обратить взыскание на долю в уставном капитале общества, если другие участники, имеющие преимущественное право на приобретение доли, не получают почтовой корреспонденции.

К иным, но немаловажным изменениям, можно отнести: снятие ограничения по количеству участников общества (на данный момент — лимит 100 участников), закрепление положений о наблюдательном совете как контрольном органе за действиями исполнительного органа (директора или дирекции), установление субсидиарной ответственности исполнительного органа в случае банкротства предприятия, определение крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Действительно, положения Закона об ООО предоставляют представителям бизнеса механизмы для решения болезненных на сегодня проблем, среди которых можно выделить следующие:

  • блокирование деятельности общества в случае отсутствия или смерти участника, без голосов которого нет кворума общего собрания и, соответственно, невозможно принять какие-либо решения высшим органом управления;
  • риск быть исключенным из общества на вполе надуманных основаниях;
  • отсутствие механизма эффективного контроля за деятельностью исполнительного органа общества (директора, дирекции) и, как следствие, нанесение значительных убытков бизнесу, потеря инвестированных средств;
  • трудности при реализации выхода из состава участников общества, обоснованные невозможностью осуществить регистрацию смены состава участников без решения общего собрания и утверждения устава общества в новой редакции;
  • невозможность наследников/правопреемников войти в состав участников общества без соответствующего решения общего собрания;
  • размытие доли миноритарных участников общества при принятии решений участниками-мажоритариями о внесении дополнительных вкладов;
  • отсутствие реального механизма взыскания доли участника общества за долги перед кредитором.

Возможности Закона об ООО свидетельствуют о его максимально диспозитивном характере. Применение на практике новых механизмов корпоративного законодательства позволит урегулировать участникам свою деятельность на максимально взаимовыгодных условиях. Многие положения обновленного законодательства носят либеральный характер и должны предусматриваться в уставе ООО, а также регулироваться с помощью корпоративного договора.

Игорь Козак

юрист АО «КФ «ДОМИНАНТА»

Закон об ООО: игра по новым правилам (акцент на главном)

В данной статье мной будут рассмотрены положения Закона об ООО касательно: формирования уставного капитала; порядка определения необходимого количества голосов для принятия решений на общем собрании;вопросов для принятие которых участники единогласно должны проголосовать «ЗА»; механизмов защиты прав миноритариев; соотношения доли участника с объемом прав при голосовании.

Уставной капитал: источники формирования и дополнительные вклады.

Закон об ООО отменяет запрет на формирование уставного капитала за счет средств, полученных в кредит или под залог (кроме случаев предоставления займа для формирования уставного капитала участнику самим ООО или же займа участнику, по которому общество выступает поручителем), а также запрет на зачет встречных требований ООО и участником при внесении вклада в уставный капитал. Также Закон об ООО прямо позволяет увеличивать уставный капитал за счет нераспределенной прибыли, что значительно упрощает порядок его реинвестирования. При таком увеличении соотношение долей участников не подлежит изменению.

Если речь идет о внесении имущественного вклада, его оценка должна быть утверждена единогласным решением общего собрания участников, в которых приняли участие все участники общества. Независимая оценка эксперта в таком случае не является обязательной, что дает участникам возможность самостоятельно определить стоимость движимого или недвижимого имущества.

Подлежит уменьшению срок внесения доли в уставной капитал.

На сегодняшний день участники имеют право в течении года со дня создания общества внести свой вклад в уставной капитал. Данный срок по закону будет ограничен 6-ю месяцами, но уставом может быть уставлен другой срок (как больше, так и меньше). Закон об ООО предусматривает наступления жестких последствий за нарушение сроков внесения вклада, вплоть до исключения участника, который просрочил оплату. В случае частичного внесения вклада, обществом решается вопрос о том, будет ли участник лишен участия в обществе полностью или его доля будет уменьшена до размера внесенной части вклада. В случае наличия задолженности участника по внесению вклада и после получения уведомления от общества о наличии такой задолженности – голоса такого участника не учитываются при принятии решения о его исключении, но только по этому вопросу. В ином случае голоса участника, имеющего задолженность, будут учитываться в полном объеме до тех пор, пока не будет принято решение о его исключении или уменьшении доли.

При увеличении уставного капитала за счет дополнительных вкладов номинальная стоимость доли участника общества может быть увеличена на сумму, равную или меньшую стоимости дополнительного вклада такого участника. Иными словами, доля не обязательно должна соответствовать денежной оценке вклада. Напротив, вклад в уставный капитал можно будет вносить в размере, превышающем номинальную стоимость доли. Например, это дает возможность увеличить долю Петрова и Иванова на 10% в уставном капитале общества при том, что оба внесли дополнительный вклад в разном размере. Такое положение можно применять в случае, когда Петров готов инвестировать денежные средства в предприятие, а Иванов за счет своих личных качеств и навыков способен увеличить объем капитала общего бизнеса и при этом они договорились о получении дивидендов в равном размере.

Определение количества голосов при голосовании.

Согласно части 3 ст. 29 Закона об ООО каждый участник общества на общем собрании участников имеет количество голосов, пропорциональное размеру его доли в уставном капитале общества, если иное не предусмотрено уставом. Именно это «если» предоставляет возможность разорвать связь между размером доли и правом управлять ООО путем голосования на общем собрании. Закон об ООО предоставляет возможность определить разное количество голосов участников, необходимое для принятия решений по различным вопросам. Например, по общему правилу участник имеет количество голосов пропорционально его доли, а вот для определенного перечня вопросов или конкретного вопроса в уставе можно предусмотреть, что он наделяется большим или меньшим количеством голосов нежели размер его доли. Такую возможность необходимо закрепить в уставе и, например, детализировать вопросы относительно количества голосов в корпоративном договоре.

Один из важных вопросов для ООО с несколькими независимыми участниками — это какое минимальное количество голосов дает возможность принимать решение на общем собрании общества.

Согласно нормам действующего законодательства, работает такое правило — общее собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствуют участники, владеющие 50% + от всего количества голосов. В случае, если в обществе нет доли государства, то от общего правила можно отойти и установить по сути любое количество голосов для определения кворума, хоть 20%+.

Закон об ООО не содержит определения термина кворум. При любом количестве голосов собрание вправе рассматривать вопросы повестки дня. Однако минимальное количество голосов, необходимое для принятия решений на общем собрании участников составляет 50% + от общего количества голосов. Существует возможность устанавливать в уставе иное количество голосов для принятия отдельных решений общим собранием участников, по сравнению с тем, что требуется по закону. Такая возможность не распространяется на вопросы, требующих единогласного решения, к которым отнесены:

  • определение стоимости неденежного вклада в уставной капитал общества;
  • изменение положений устава касательно сроков внесения вклада и дополнительного вклада;
  • внесение дополнительных вкладов без соблюдения пропорций долей участников, право только определенных участников внести дополнительный вклад или вовсе пропустить этап внесение дополнительного вклада участниками;
  • принятие решений о: заключении оплатного договора при покупке обществом доли участника, выплате дивидендов в иной форме, нежели денежная, перераспределении долей участников;
  • изменение в уставе порядка реализации преимущественного права участника общества или вовсе отмены такого права, установление требования о получении согласия других участников общества на продажу доли или ее части;
  • установление в уставе: иного количества голосов, нежели по Закону об ООО, необходимых для принятия решений (не ниже чем 50%+ и за исключением вопросов, которые требуют единогласного решения); порядка согласования сделок с заинтересованностью, ограничений касательно изменения соотношений долей участников;
  • внесение в устав положений относительно сроков (отменных от Закона об ООО), порядка, размеров, способов проведения расчетов с участником, который выходит с общества, а также порядка выбора субъекта оценочной деятельности для определения стоимости доли.

Через определение круга вопросов, по которым требуется единогласное решение участников общества, предусмотрена защита прав миноритарных собственников. Это, по сути, предоставляет миноритарию право «вето» по ключевым вопросам, которые могут сузить объем его прав, определенных законом, и в тоже время наделяет возможностью заблокировать принятие важных вопросов руководствуясь всего лишь не всегда обоснованным «внутренним убеждением». Дополнительно защите интересов миноритарных участников будет служить правило о неизменности пропорций долей участников при увеличении размера уставного капитала за счет нераспределенной прибыли общества. При уменьшении размера уставного капитала по решению общества соотношение размеров долей участников в уставном капитале не будет изменятся.

В следующей публикации будут рассмотрены вопросы выхода и исключения участника из общества, наследования корпоративных прав, право кредитора осуществить взыскание на корпоративные права и другие.

Игорь Козак

юрист АО «КФ «ДОМИНАНТА»

Экономическая правда

17 июня 2018 года в Украине вступил в силу закон, позволяющий оставить за бортом неугодных участников обществ с ограниченной ответственностью.

В итоге страну ожидает волна корпоративных конфликтов и большой передел собственности, а у собственников, директоров и бухгалтеров ООО прибавится работы.

Речь идет о законе №2275-VIII»Об обществах с дополнительной и ограниченной ответственностью», подписанном президентом в марте 2018 года.

Закон писали долго, а во время его принятия в текст было внесено более 300 правок.

Стоит отдать должное разработчикам документа: они решили целый ряд давно наболевших проблем корпоративного права. К примеру, теперь участники ООО могут сами определять размер и сроки внесения долей в уставной фонд, для этого достаточно всего лишь принять удобный для них вариант устава.

Для бизнеса это правильное решение. Если участники ничего не внесли в уставной фонд, но бизнес начал расти и без этого, значит, все правильно. В отличие от варианта с полностью сформированным уставным фондом, но неработающим предприятием.

Закон принес и другие позитивные изменения, однако в этой бочке меда предостаточно и дегтя. В закон заложены мощные потенциальные «мины» для украинского бизнеса. На ум приходят изменения в закон об акционерных обществах от 2015 года. Тогда закон №272-VIII уменьшил кворум акционеров на собрании с 60% + 1 акция до 50% + 1 акция.

Хотя тот закон принимался ради одного предприятия — «Укрнефти», наверное, все украинские юристы помнят, как в течение двух лет произошло перераспределение контроля над целым рядом предприятий по всей стране. Скорее всего, нас ожидает повторение этой истории, возможно, в меньшем масштабе.

Проблема № 1. Подтверждение участия в обществе теперь происходит путем предоставления соответствующих выписок из Государственного реестра, а не посредством фиксации в уставе, как было ранее.

Закон не только не отменяет рейдерские схемы, но и упрощает их. Есть примеры, когда регистраторы недобросовестно выполняли порученные им функции и проводили «нужные» операции. Теперь рейдерам становится еще легче захватить долю участника.

Если к директору ООО на собрание приходит какое-то лицо и показывает выписку из реестра о том, что оно является новым участником ООО, то оснований не пускать его у директора нет. Это напоминает акционерные общества десятилетней давности, когда недобросовестный регистратор мог перед собранием внести изменения в реестр, и контроль над предприятием — ОАО — переходилк новым акционерам.

Однако в случае с ООО не стоит надеяться, что единая база данных лучше частных регистраторов. У злоумышленников есть множество входов в базу через частных регистраторов, поэтому проконтролировать данный факт заранее будет невозможно.

Как защититься. Участники могут зафиксировать у себя в уставе норму, по которой внесение изменений в устав в связи со сменой участника является обязательным. Однако это будет лишь дополнением. Это не заменит процедуру перерегистрации доли в госреестре и не будет окончательной фиксацией такой перерегистрации.

Нужно будет принять предупредительные меры: использовать IT-решения, благодаря которым вы будете оперативно извещены о произведенной операции в реестре, и инициировать судебное разбирательство, в котором одним из оснований будет нарушение первоочередного права участника в приобретении доли другого участника.

Проблема №2. Закон позволяет участникам общества выдавать безотзывные доверенности представителям компании.

Норма ведет к злоупотреблениям со стороны представителя по такой доверенности. Представьте ситуацию: приходит представитель одного из участников и, предъявляя безотзывную доверенность, начинает бесконтрольно распоряжается его долей.

Если бы это была обычная доверенность, то доверитель сразу же ее бы отменил. Однако с безотзывной доверенностью это будет проблематично.

Как защититься. Один из вариантов для участника ООО — не выдавать безотзывные доверенности. По крайней мере, вы будете застрахованы от действий нерадивого представителя. Правильно прописанный корпоративный договор позволит обойти острые углы и защитить ваши интересы во взаимодействии с другими участниками.

Проблема №3. Теперь совершение сделок на сумму, превышающую 50% стоимости чистых активов общества, требует одобрения общего собрания ООО.

Это означает, что на ваше предприятие ложится сложная задача: раз в квартал проверять уставы и балансы всех своих контрагентов. Если сумма сделки превысит 50% стоимости чистых активов контрагента, и при этом он не провел собрание участников, на котором согласовал такие сделки, ваши контрагенты — кто-то из участников или сотрудников — смогут обжаловать совершенную сделку в суде.

При этом закон требует не просто «одобрения собранием» постфактум, а «предоставления согласия на совершение сделки». Это означает согласие на проведение сделки, и оно должно быть получено именно до сделки.

Кроме того, уменьшение стоимости чистых активов является основанием для созыва правлением собрания и уменьшения уставного капитала или ликвидации ООО.

Здесь впервые применена норма субсидиарной ответственности членов правления за невыполнение нормы — требования о созыве собрания, — если в течение трех лет после такого события произошло банкротство предприятия.

Как защититься. Проверять у контрагента перед сделкой стоимость чистых активов, что маловероятно, поскольку не каждое лицо разрешит такую проверку.

Требовать перед проведением сделки от директора официальное заключение о том, что его ООО не нарушает данную норму с приложением копии протокола участников или выпиской о стоимости чистых активов. Таким образом директор возьмет на себя ответственность, предоставляя достоверную или не очень информацию.

Возможно, независимый аудитор будет давать информацию о стоимости чистых активов данного ООО в виде простой справки, состоящей из одной цифры.

Проблема №4. Вашим партнерам стало легче выкинуть вас из бизнеса.

Просрочка внесения вклада в ООО, согласно новому закону, жестко регулируется.

Если участник не внес вклад в погашение долга в пределах определенного срока, то исполнительный орган должен созвать общее собрание, которое может исключить участника, уменьшить уставный капитал общества, перераспределить неоплаченную долю между другими участниками общества или ликвидировать общество.

Это может случиться, если не читать подписываемые документы. В данном случае — устав и корпоративный договор. Там будет указано, как участники формируют и увеличивают уставной капитал, в какие сроки и какие взносы принимаются.

Как защититься. Будьте бдительны, посещайте собрания со своим юристом — он поможет не пропустить важные моменты.

Проблема №5. Необходимо быстро внести изменения в учредительные документы всех ваших ООО для соответствия новым требованиям закона.

Если этого не сделать, участникам и руководству обществ будет сложно ориентироваться в вопросах их деятельности, что может привести к возникновению спорных вопросов и даже к судебному разбирательству.

Это простая истина: если документы вашей компании в порядке, а в идеале вы еще и подписали с вашими партнерами коллективный договор, то можете спать спокойно.

Закон содержит ряд других важных мелочей и недоработок.

Статья 42 предусматривает, что должностное лицо при избрании его на должность предоставит список своих аффилированных лиц. Понятно, когда это происходит в публичном акционерном обществе или на государственном предприятии, но кто будет этим заниматься и контролировать данный вопрос в ООО?

Статья 43 обязывает ООО хранить кучу бесполезных документов на протяжении всего существования ООО. Отвечают за это руководитель и бухгалтер.

Устав ООО может предусматривать ограничение по изменению соотношения частей участников. Как эта норма будет работать в случае неоплаты одним из участников своей части и ее уменьшения или перераспределения, неизвестно.

Закон об ООО стал сложным, например, для увеличения уставного фонда теперь необходимо проводить два собрания. Хотя многие предприниматели создавали ООО для ведения среднего бизнеса именно потому, что это было просто. В итоге от нового закона выиграет не украинский бизнес, а рейдеры и юристы.

Еще по теме:

  • Публичные непубличные общества гк рф На смену ОАО и ЗАО пришли публичные и непубличные общества Сегодня вступают в силу отдельные поправки в правила создания, деятельности и ликвидации юридических лиц, внесенные в ГК РФ […]
  • Коапп гибдд Штрафы ГИБДД со скидкой 50% в 2018 году В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 декабря 2014 г. N 437-ФЗ внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые […]
  • Машину на учет западный округ МРЭО Западного Административного округа (ЗАО) ОГИБДД УВД МОТОТРЭР (отделение № 4) Адрес: ул. 50 лет Октября, 6, корп. 1 ОГИБДД УВД МОТОТРЭР (отделение № 6) Адрес: ул. Очаковская Б., д. 47 […]
  • Штраф ниже нижнего предела коап С 11 января 2015 года разрешено назначать юридическим и физическим лицам административный штраф ниже низшего предела Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер […]
  • Исковая давность применение последствий недействительности сделки 10-летние сроки исковой давности начнут исчисляться не ранее 1 сентября 2013 года Опубликован соответствующий федеральный закон (Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 499-ФЗ "О […]
  • Общее собрание участников ооо с 1 сентября 2014 Банк экспертных заключений Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на […]
  • Какой срок давности у административного правонарушения пдд Срок давности привлечения к ответственности за нарушения в области транспортной безопасности может вырасти до года Минтранс России разместил для общественного обсуждения проект 1 […]
  • Вакансии юристов в златоусте Юрист Миасс, Златоуст, Чебаркуль Информация О месте: - Консультации - Представительство в судах общей юрисдикции, Арбитражном суде- Оформление прав на недвижимость(земля, гаражи, сады, […]
Рубрики: Статьи