Усыновление иностранными гражданами детей граждан россии

Опубликовано admin в

Усыновление иностранными гражданами детей граждан россии

По общему правилу в РФ действует судебный порядок усыновления (п. 1 ст. 125 СК РФ). Порядок передачи детей, граждан РФ, на усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержден Правилами передачи детей на усыновление (удочерение). Через осуществление порядка усыновления обеспечивается государственный контроль за устройством в семью детей, лишенных по разным причинам попечения родителей.

Установление усыновления затрагивает личные неимущественные и имущественные интересы широкого круга лиц, т.к. по общему правилу при установлении усыновления прекращаются правовые связи между ребенком и его биологическими родителями, а возникают юридические отношения между усыновителем и усыновленным, как между родителями и родными детьми и другими родственниками по происхождению.

Для защиты прав и интересов как несовершеннолетних усыновленных детей, также и их усыновителей, закон требует соблюдения определенных процедурных правил оформления правовых отношений.

Согласно законодательству стран СНГ и Балтии усыновление производится судом в порядке особого производства, с обязательным участием заявителя, заинтересованных лиц, органов опеки и попечительства, а также прокурора [1] .

Подсудность этой категории дел устанавливается по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В некоторых государствах предусмотрено, что усыновление иностранцами и (или) лицами, проживающими за пределами государства, производится вышестоящим судом (например, в Беларуси – областным судом) по месту жительства (нахождения) усыновляемого. В других странах СНГ и Балтии для всех дел об усыновлении, независимо от места проживания и гражданства усыновителя, установлены единые правила подсудности. Однако процедура усыновления для проживающих за рубежом осложняется необходимостью получения дополнительного разрешения или согласия компетентных государственных органов. Так, на Украине при рассмотрении указанной категории дел необходимо не только участие органов опеки, прокурора, но и представителей Центра по усыновлению детей при Министерстве образования. В Эстонии требуется согласие министра по социальным вопросам, в Латвийской Республике – министра юстиции. В Беларуси для дел об усыновлении иностранцами не только установлена подсудность вышестоящего суда, но и обязательно участие представителя Национального центра образования [2] .

Кандидаты в усыновители из числа иностранных граждан, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином России, обращаются в России к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей или в Министерство образования и науки РФ. Непосредственное обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, предусмотрено в случаях, когда кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Российской Федерации.

Учет сведений об иностранных гражданах, желающих усыновить российских детей ведется согласно Правилам ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием.

Помимо документов, удостоверяющих личность, Правила ведения государственного банка данных предусматривают предоставление таких документов: 1) заявление о своем желании усыновить ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям; 2) заполненную анкету гражданина по форме, утвержденной Министерством образования и науки РФ; 3) обязательство поставить на учет в установленном порядке в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка;

4) обязательство предоставить возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка; 5) копию документа, удостоверяющего личность и признаваемого РФ в этом качестве; 6) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются кандидаты в усыновители (при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, или лицами без гражданства – компетентного органа государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и возможности быть усыновителями (к которому прилагаются фотоматериалы о семье кандидатов в усыновители); 7) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка и предоставлению отчетов об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителей; 8) обязательство компетентного органа государства проживания кандидатов в усыновители проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении РФ усыновленного ребенка; 9) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов для усыновления, указанных в п.п. 6–8.

Документы, указанные в п.п. 1–4, принимаются к рассмотрению в течение года с даты их составления, а документы, указанные в п.п. 6–9 – в течение года со дня их выдачи. Если же законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, указанных в п.п. 6–9, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Помимо этого, Правила предусматривают случаи, когда кандидаты по тем или иным причинам выезжают на момент оформления ими усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года. При данных обстоятельствах помимо перечисленных документов от кандидатов требуется представление еще двух заключений: 1) заключение об их возможности быть усыновителями и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка по возвращении в государство постоянного места жительства, выданные компетентным органом этого государства; 2) заключение об условиях их жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке по прибытии в государство своего места жительства, выданные компетентным органом государства, на территории которого они проживали на момент оформления усыновления.

Все представленные документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть нотариально удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства кандидатов в усыновители либо нотариусом на территории Российской Федерации. Документы действительны в течение года со дня их выдачи [3] .

Пунктом 33 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами и лицами без гражданства» предусмотрено, что иностранным гражданам или лицам без гражданства при усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации, необходимо получить предварительное разрешение на усыновление соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации. Ясно, что получение такого разрешения невозможно, если не выполняется хотя бы одно из указанных условий усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства [4] . Подтверждением факта исполнения таких условий являются документы, перечень которых закреплен в Пункте 33 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 257: 1) свидетельство о рождении ребенка; 2) согласие ребенка, достигшего десяти летнего возраста, на усыновление; 3) согласие родителя (ей) ребенка на усыновление или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации усыновление ребенка допускается без согласия родителей; 4) заключение компетентного органа государства своего места жительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка; 5) иные документы, представляемые иностранными гражданами или лицами без гражданства для усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.

Аналогичная ситуация и в Республике Казахстан, в которой перечень документов установлен Пунктом 11 Постановления Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2002 года № 1197 «Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам». Это письменное заявление о желании усыновить (удочерить) ребенка; справка о финансовой состоятельности; семейном положении; состоянии здоровья; личных нравственных качествах потенциальных родителей выдаваемую иностранными агентствами. Перечень указанных документов не является исчерпывающим, дополнительные документы предоставляются в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Республики Казахстан [5] .

Непосредственно установление усыновления производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Заявления иностранных граждан, лиц без гражданства и российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, желающих усыновить российского ребенка, рассматриваются судами субъектов Российской Федерации. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 1, ст. 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Среди перечисленных документов, должны быть приложены: 1) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей; справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо декларации о доходах; 2) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение; 3) заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; 4) разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории.

Возникает вопрос, – какие органы иностранных государств вправе выдавать указанные в ГПК РФ документы? Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в органы опеки и попечительства медицинское заключение, где заключение выносится группой врачей коллегиально государственного или муниципального лечебно–профилактического учреждения, оформленное по месту жительства кандидата Согласно утвержденному приказом Минздрава России порядку медицинского освидетельствования кандидатов в усыновители, освидетельствование, а при необходимости и дополнительное обследование осуществляется в учреждениях здравоохранения по месту жительства кандидата.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 275 в конце каждого календарного года консульские учреждения направляют в Министерство образования России списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителя (п. 8).

Конституция РФ признает и гарантирует право каждого гражданина на личную и семейную тайну (ст. 25). Сведения об усыновлении составляют как семейную, так и личную тайну.

Действующее семейное законодательство предусматривает специальные меры, направленные на сохранение тайны усыновления. Для обеспечения тайны усыновления законодатель разрешает изменить имя, отчество, фамилию ребенка, дату и место его рождения. Согласно последним изменениям, внесенным в СК РФ в п. 1. ст. 135 по причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновленного ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. Фактически, возможно изменение даты рождения ребенка в любом возрасте. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, обязаны сохранить тайну усыновления (п. 1 ст. 139 СК РФ). Никто не вправе без согласия усыновителей выдавать сведения или иные документы, из которых может быть установлено, что имело место усыновление. Всякого рода справки и другие материалы могут быть выданы только усыновителю, а другим лицам – лишь с согласия или же по требованию суда, органов прокуратуры, дознания и следствия [6] .

Сложным является вопрос о возможности, в случае необходимости, наблюдения и лечения усыновленного ребенка врачом – психиатром. Многие родители избегают такой помощи, не понимая, что далеко не все проблемы ребенка-сироты можно скорректировать мерами педагогического воздействия. Как правило, травматический опыт детей-сирот нарушает их психическое развитие до степени, которой занимается так называемая «малая психиатрия». Обратиться за помощью к специалисту новым родителям, и мешает эта самая тайна усыновления. А психогенные расстройства у детей не проходят бесследно. Необходима профессиональная поддержка семей, принявших на воспитание ребенка–сироту.

Усыновление является наилучшей формой разрешения ситуацией неприемлемого биологического материнства, что нередко происходит в российских родильных домах. Это наиболее гуманно по отношению к детям, и, вероятно, является оптимальным решением в большинстве случаев, но подчас, и нередко, приводит к большим проблемам для отказавшейся матери, начинающей впоследствии горевать об оставленном ребенке, искать его, нуждаться в нём. На Западе эту проблему решили так называемым «открытым усыновлением», то есть когда биологические родители продолжают иметь доступ к усыновленному ребенку, несмотря на свой отказ от него, и ребенок знает о существовании биологических родителей и даже общается с ними. В России пока усыновление является тайной, разглашение котором преследуется законом, помочь матери в её горе, когда она под нажимом неблагоприятных обстоятельств отказалась от своего ребенка в роддоме, не представляется возможным. Оставление детей в неблагоприятных обстоятельствах неизбежно, винить людей за это сложно, лучше попытаться повлиять на обстоятельства, создать приемлемые условия хотя бы для общения с ребенком. Отмена тайны усыновления только способствовала бы для создания приемлемых условий для возможности ребенка знать своих биологических родителей и общения с ними.

Как замечает Паршуткин В., на практике суды зачастую берут подписку у участников процесса о неразглашении сведений, получаемых ими во время слушания дела, чем создают еще одну тайну – тайну судебного заседания [7] .

Трудно не согласиться с выводами В.Паршуткина. Кодекс о браке и семье Украины оговаривает, что тайна усыновления не распространяется на случаи усыновления детей иностранными гражданами. По нашему мнению, пока Россия не готова предоставить ребенку право получать информацию о своих биологических родителях «насколько это возможно» (ст. 7 Конвенции о правах ребенка), тайну усыновления сохранить только на внутригосударственном уровне. Для этого предлагается внести уточнения в п. 1 ст. 125 СК РФ и изложить в редакции: «Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка гражданами Российской Федерации производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством», а также внести изменения п. 1 ст. 139 СК РФ изложить в следующей редакции: «Тайна усыновления ребенка российскими гражданами охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка российскими гражданами, или должностные лица, осуществляющие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка российскими гражданами» [8] .

[1] Летова, Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006. 49 с.

[2] Летова, Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2006. 137 с.

[3] Марышева, Н. И. Семейные отношения с участием иностранцев: правовое регулирование в России. М., 2007. 145 с.

[4] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275. Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства. // СПС Консультант Плюс.

[5] Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 ноября 2002 г. № 1197. Об утверждении Правил передачи детей, являющихся гражданами Республики Казахстан, на усыновление (удочерение) иностранцам. // http://www.balaumiti.kz/index.php

[6] Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 24-29.

[7] Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами. // Российская юстиция. 2002. № 11. С. 31-38.

[8] Паршуткин В., Львова Е. Всегда ли оправдано сохранение тайны усыновления // Российская юстиция. 1999. № 4. С. 24-29.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Международное усыновление

Международное усыновление

Условия, при которых дети – граждане Российской Федерации могут быть усыновлены иностранными гражданами

Усыновление (удочерение) детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) допускается только в случаях, если не представляется возможным передать таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении двенадцати месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение):

гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей;

лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.

Усыновление на территории России иностранными гражданами ребенка – гражданина Российской Федерации производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении. При этом должны быть также соблюдены соответствующие требования Семейного кодекса Российской Федерации с учетом положений международного договора Российской Федерации о сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление допускается только в интересах детей с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

Иностранные граждане, состоящие в браке с гражданами Российской Федерации, усыновляют детей – граждан Российской Федерации в порядке, установленном для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае, если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление подлежит отмене в судебном порядке.

Требования к усыновителям – иностранным гражданам

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола. Ребенок может быть усыновлен как супругами, так и одним лицом, состоящим или не состоящим в браке. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Не могут быть усыновителями:

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;

лица, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка;

(Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, включает следующие заболевания:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы).

лица, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

лица, не имеющие постоянного места жительства;

лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке;

лица, не прошедшие подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации (далее – кандидаты в усыновители), могут представить документы о прохождении подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации.

Кандидаты в усыновители, не прошедшие подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, вправе пройти указанную подготовку на территории Российской Федерации.

Требование обязательного прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, не распространяется на следующие категории кандидатов в усыновители:

отчимы (мачехи) ребенка;

близкие родственники ребенка;

лица, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

лица, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд также вправе отступить от указанного требования и в отношении других граждан с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств;

Порядок обращения иностранных граждан с целью получения информации о детях

Кандидаты в усыновители вправе обратиться за информацией о детях, которые могут быть усыновленыв орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации, на который возложены полномочия регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), по своему выбору.

Обращение кандидатов в усыновители с целью получения информации о детях в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома и другие) не допускается.

Граждане могут обратиться:

а) лично к региональному оператору;

б) через представительства иностранного государственного органа или организации по усыновлению детей на территории Российской Федерации или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие соответствующие разрешения на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) на территории Российской Федерации (далее — представительство иностранной организации по усыновлению).

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору документы, удостоверяющие его личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и представляет следующие документы:

а) заявление о своем желании усыновить (удочерить) ребенка и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Статья 165 СК РФ. Усыновление (удочерение) (действующая редакция)

1. Усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 — 126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133 настоящего Кодекса с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

2. В случае, если в результате усыновления (удочерения) могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное усыновление (удочерение) подлежит отмене в судебном порядке.

3. Защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия.

Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Усыновление (удочерение) являющегося гражданином Российской Федерации и проживающего за пределами Российской Федерации ребенка, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель, признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление (удочерение) от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 165 СК РФ

1. Действующее законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны — члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.

Аналогичные положения содержатся и в комментируемой статье.

Необходимость осуществления процедуры усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином (подданным) которого является усыновитель, обусловлена тем, что в большинстве случаев усыновленный ребенок переезжает на постоянное место жительства в страну, гражданином (подданным) которой является усыновитель. Соответственно необходимо, чтобы усыновление имело юридическую силу в данной стране.

Когда и ребенок, и один из супругов — граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (см. комментарии к ст. 124 — 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила.

2. При усыновлении иностранными гражданами ребенка — российского гражданина должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого, которые имеют приоритет. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений СК РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что по существу свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а, скорее, дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.

В случае, если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 комментируемой статьи, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются е учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Минскую конвенцию и Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.

Усыновление иностранными гражданами устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

3. Пункт 3 комментируемой статьи наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять «в пределах, допускаемых нормами международного права», защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.

С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. Постановления от 10 марта 2005 г. N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).

В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).

4. Усыновление ребенка — гражданина России за границей признается действительным, если:

а) этот ребенок проживает за пределами нашей страны;

б) усыновление произведено компетентным органом данного государства;

в) на это было получено предварительное согласие органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда из России (например, в г. Москве это орган исполнительной власти, занимающийся вопросами образования).

Еще по теме:

  • Овд су ск рф Овд су ск рф Следственным отделом по городу Пушкино ГСУ СК России по Московской области по факту получения 7-летней девочкой телесных повреждений на детской площадке возбуждено уголовное […]
  • Исковое заявление в арбитражный суд новосибирской области образец Образец Заявления о взыскании судебных расходов В Арбитражный суд Новосибирской области Адрес: 630102, г. Новосибирск, ул. Нижегородская 6 Истец: Общество с ограниченной ответственностью […]
  • Часть 1 статьи 204 коап рф Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) с комментариями к статьям Статья 204. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности 1. Заявление о привлечении к […]
  • Регистрация ип в фсс номер Вопросы по регистрации в ФСС РФ индивидуальных предпринимателей Вопрос: Физическое лицо, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, взял в помощники троих человек и, […]
  • Налоговая ставка на транспортное средство в 2018 году Транспортный налог — 2018. Что изменилось Если вы владелец автомобиля, стоит заранее поинтересоваться, подпадает ли ваша «лошадка» под налогообложение. «Минфин» выяснял, что изменилось в […]
  • 125-фз статья 1 Статья 1. Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Статья 1. Задачи обязательного социального страхования от […]
  • Пай на землю наследство Пай на землю наследство Документ : Наследование земли: что нужно знать Наследование земли: что нужно знать С точки зрения наследственного права земельный участок может быть предметом […]
  • 125 ч 1 ук рф Статья 125 УК РФ. Оставление в опасности Новая редакция Ст. 125 УК РФ Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности […]
Рубрики: Статьи