Уголовный кодекс ст 114

Опубликовано admin в

Содержание:

Статья 114 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

Новая редакция Ст. 114 УК РФ

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, —

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Статье 114 УК РФ

1. В ч. 1 коммент. статьи предусмотрена УО за причинение вреда здоровью при эксцессе обороны, а в ч. 2 — при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. От описанного в ч. 1 и 2 ст. 108 данное преступление отличается объектом (им является здоровье, а не жизнь) и характером наступивших последствий (при эксцессе обороны таковым является причинение тяжкого вреда, а по ч. 2 — причинение тяжкого или средней тяжести вреда).

Следовательно, заголовок статьи не полностью соответствует ее содержанию. В действительности причинение вреда средней тяжести при превышении пределов необходимой обороны уголовно ненаказуемо, а УО за это наступает лишь в случае превышения мер по задержанию.

2. Субъективную сторону причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, составляет только умысел, что следует из текста ч. 1 и 2. Виды умысла — прямой или косвенный. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности УО не влечет. Если тяжкий вред, причиненный при превышении пределов необходимой обороны, повлек за собой по неосторожности смерть посягающего или задерживаемого, содеянное надлежит квалифицировать только по ст. 114, поскольку неосторожное причинение смерти при превышении мер УО не влечет.

3. Деяния, указанные в ч. 1 и 2, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 114 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Рассматриваемое преступление отличается от ст. 108 УК РФ по объекту (таковым является здоровье) и характеру наступивших последствий (тяжкий вред здоровью (ч. 1), тяжкий и средней тяжести вред здоровью (ч. 2).

2. Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, при превышении пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, квалифицируется только по ч. 1 ст. 114 УК РФ.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Статья 114. Шпионаж

1. Передача або збирання з метою передачі іноземній государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну, если эти действия совершены иностранцем или лицом без гражданства, —

наказываются лишение свободы на срок от восьми до’ пятнадцати лет.

2. Освобождается от уголовное ответственности лицо, которое прекратили деятельность, предусмотренную частью первой настоящей статьи, и добровольно сообщило органы государственной власти в совершенном, если вследствие этого и принятых мер было предотвращен причинение вреда интересам Украины.

1. Непосредственным в ‘объектом преступления является национальная безопасность Украины в информационной, а также политической, экономической, военной и научно-технологической сферах.

2. Предметом шпионажа являются сведения, составляющие Государственную тайну, Которые материализованные в соответствующих документе или изделии.

Сведения, составляющие Государственную тайну, — это информация в области обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, гос безопасности и охраны правопорядка, разглашение которой может нанести ущерб национальной безопасности Украины и Которые решением государственных экспертов по вопросам тайн признан гос тайной и включены в Свод сведений, составляющих Государственную тайну (ССГТ). С момента опубликования указанного Свода (изменений к нему) эти сведения подлежат охране со стороны государства как таковые, составляющих Государственную тайну, хотя бы на это время они еще НЕ были материализованные.

внешних (материальной) признаком Отнесение документа, изделия или второго материального носителя информации в предметов, содержащих сведения, составляющие Государственную тайну, является предоставленный ему гриф секретности — реквизит материального носителя секретной информации, Удостоверяющий степень ее секретности (» особой важности «, » совершенно секретно «, » тайно «). Срок, в течение которого действует решение об Отнесение информации к гос тайне, устанавливаемой экспертом по вопросам тайн, но быть не может превышать для указанных видов информации соответственно 30 10 и 5 лет. Однако по истечение указанного срока он может быть продлен.

Конкретные виды информации, относящейся к гос тайны, Перечисленные в Законе Украины » О гос тайне «. Ими являются информация: 1) в сфере обороны, 2) в сфере экономики, науки и техники, 3) в сфере внешних отношений, 4) в сфере гос безопасности и охраны правопорядка.

Согласно прямым указаниям законов Украина » О контрразведывательной деятельности » и » О разведывательных органах Украины » Государственную тайну составляют сведения: а) о организации, планы, содержание, формы, методы, средства, финансирование и материально-техническое обеспечение, результаты контрразведывательной деятельности, научных и научно-технических разработок по обеспечения гос сохранности, а также в лицах, сотрудничающими или ранее сотрудничавший на конфиденциальной основе с органами и подразделениями Службы безопасности Украина, осуществляющий контрразведывательную деятельность, обобщающие сведения о личном составе ЭТИХ органов и подразделений б) сведения о личном составе, осуществляющего разведывательную деятельность, средства, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах разведывательной деятельности, а также в лицах, сотрудничающими или ранее сотрудничавший на конфиденциальной основе с разведывательнымы органами.

Конкретные сведения могут быть отнесены к гос тайне по степени секретности » особой важности «, & quot; совершенно секретно & quot; и » тайно » только при условии, что они принадлежат к указанным четырем категориям и их разглашение будет Причин ущерб интересам национальной безопасности Украины.

Запрещается Отнесение к гос тайне любых сведений, если этим будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, будет наносится вред здоровью «и и безопасности населения.

не относится к гос тайне информация: о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта; об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, Которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан, в состоянии здоровья «я населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также в социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения; в фактах нарушений прав и свобод человека и гражданина, в незаконных действиях органов гос власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц; другая информация, которое в согласовании с законами и международными договорами, согласие на обязательное ‘Язковисть которых предоставлено верховной Радой Украины, быть не может быть засекречена. Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям такой информации быть не может квалифицироваться как шпионаж.

Сведения в РАЗЛИчНЫХ сферах, Которые признаны гос тайной, конкретизируются в своде сведений, составляющих Государственную тайну. Вопрос о том, представляют ли то или иные сведения Государственную тайну, по каждому уголовному делу должен решаться на основании заключения экспертизы.

Кроме непосредственно сведений, составляющих Государственную тайну Украины, Украина приняла обязательства ‘ Обязательства перед странами СНГ обеспечивать сохранность государственных секретов стран СНГ, переданных ими в рамках осуществления политического, экономического, научно-технического и военного сотрудничества, а также секретов, создаваемых в процессе Совместных работ. Однако передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, являются межгосударственнымы секретами, но при этом НЕ представляют гос тайны Украины, не создают оснований для квалификации ЭТИХ действий как шпионажа.

НЕ влечет ответственности по УК Украины и совершенные на территории Украины передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну другой страны. Отсутствие соответствующей нормы дает возможность использовать территорию Украины как плацдарм для осуществления Шпионский действий в отношении других стран.

Передача или собирание иностранцем или лицом без гражданства с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям любых других сведений, кроме тех, Которые составляют Государственную тайну, в т.ч. в получении которых заинтересована иностранная разведка (скажем, сведений о емкости того или иного аэродрома гражданской авиации, в пропускной способности того или иного направления железной дороги, в потребности определенной отрасли народного хозяйства в драгоценных металлах и природных алмазах, в номенклатуре, объем и финансирование конкретной операции по экспорту, импорту определенных видов сырья и продукции в научно-техническом сотрудничество Украины с Отдельной иностранным государством, сведений о специалистах в области военных наук, в системе охраны конкретного военного арсенала, в производственную мощность конкретного предприятия по ремонту вооружения и т.д.), и, на ее взгляд, могут быть пригодны для использования в ущерб интересам Украины (для совершение диверсий или иного использования в условиях военного положения или в другой особый период, или для выполнения перспективных вербовочных задач и т.п.), не содержит состава преступления, предусмотренном ст. 114.

Передача или собирание с целью передачи иностранным организациям, предприятиям, учреждениям или их представителям экономических, научно-технических или Иных сведений, составляющих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, в т.ч. совершенные иностранцем или лицом без гражданства, Которым эти сведения были доверены или стали известны в связи ‘связи с выполнением служебных обязанностей ‘Связей, квалифицируется по ст. 330, а передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений о мерах безопасности в отношении лица, взятого под защиту, совершенные, например, лицом, осуществляющего эти меры, при определенных обстоятельствах, — по ст. 381. Сбор с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих коммерческую тайну, если это повлекло Существенный вред субъект объекта хозяйственной деятельности, квалифицируется по ст. 231.

3. С о ‘Объективной стороны шпионаж заключается в таких действиях:

1) передача иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну

2) сбор с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну.

Инициатива сбора или передачи соответствующих сведений может принадлежать как исполнителю, так и адресату шпионажа. Для квалификации преступления это значения не имеет.

Передача сведений — это их Устное сообщение (Непосредственно, по радио, по телефону) иностранному государству, иностранной организации, их представителям, вручение определенных документов, изделий или других материальных носителей информации (непосредственно, через посредников, с внедрением тайниковых и т.п.) или их пересылки (с внедрением почтовой, электронной связи ‘Связи, с помощью животных и т.д.).

Если Указанные сведения были переданы втором государству на основании международных соглашений и в порядке, предусмотренном законодательством Украины, Это не является преступлением. В течение 1998 — 2006 гг Украины заключено и ратифицировано соглашение о взаимной защите (охране) тайной (секретной) информации и материалов с: НАТО Германией, Словакией, Францией, Китаем, Турцией, Россией, Туркменистаном, Италией, Польшей, Грузией, Арменией, Индией, Литвой, Таджикистаном, Латвией, Эстонией, Болгарией, Молдовой, Азербайджаном, Хорватия, Республикой Кореей, Чехии, США.

Сбор указанных сведений заключается в их поиске и извлечении (путем расспросе определенных лиц, визуального наблюдения и подслушивания, снятие информации с каналов связи ‘связи, проникновение в компьютер’ компьютерных систем, изготовление копий документов и т.п.), приобретении любым способом (тайное или открытое похищение, покупка, обмен документов или образцов оружия, боеприпасов, макетов секретного объект объекта и т.д.) с последующим сосредоточения их в одном или нескольких местах.

В отдельных случаях способами сбора сведений, составляющих Государственную тайну, могут быть » благотворительные » акции, направленные Якобы на выявление талантливых молодых ученых и на определение возможных объ объектов инвестиций (опрос, анкетирование, конкурсы и др.) .. НЕ исключается и таким образом, как использование Специальных космических (Спутниковых), воздушных, морских и наземных технических средств.

Если шпионаж совершенное путем незаконного вмешательства в работу автоматизированных электронно-вычислительных машин, их систем или комп компьютерных сетей, это требует дополнительной квалификации по ст. 361, а путем похищения, присвоение, вымогательство комп ютерной информации или Завладение ею путем мошенничества или злоупотребления должностного лица своим служебным положением, — по ст. 362.

Если лицом похищены с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям предметы, сведения о которых составляют Государственную тайну (образцы военного оружия, специальной техники, криптографической или второго оборудования, радиоактивные материалы и т.д.), или официальные документы, находящиеся на государственных предприятиях и содержащих Государственную тайну, эти действия, в зависимости от их конкретного способа, а также от особенностей предмета и субъектов ‘объекта, следует дополнительно квалифициров 185 — 191, 262, 357, 410.

Шпионаж, сопряженное с незаконным внедрением Специальных технических средств негласного получения информации, при наличии оснований квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 114 (111) и ч. 2 ст. 359.

В случаях, когда определенные сведения были доверены лицу или стали известны ему во время службы, работы, общения с носителями таких сведений, Которые незаконно провозгласившим их, или когда лицо случайно нашла или иначе получила Соответствующие документы, изделия и т.п., потребности в их уборке Фактически не существует. Таким образом, шпионаж может заключаться как в сборе указанных сведений с последующей их передачей соответствующих адресатам, так и только в сборе их с целью такой передачи или только в их передаче. В случае, если шпионаж совершается группой лиц с распределением ролей между ними, оконченный состав преступления иметь место и в действиях лица, только добывает Необходимую информацию, и в действиях лица, только сохраняет ее с целью передачи, и в действиях лица, только передает ее адресату. Если же действия группы прервано на стадии передачи информации адресату шпионажа, третья из указанных членов группы лицо должно нести ответственность за покушение на шпионаж, а первые две — по законченное шпионаж.

Иностранное государство в данном случае понятие собирательное. Передача иностранному государству определенных сведений предусматривает передачу их не государству как субстанции, а официально Государственному органу, в т.ч. разведывательно. О понятии иностранная организация, представитель иностранного государства или иностранной организации см.. комментарий к ст. 111.

Шпионаж является законченным, если оно совершено в виде передачи определенных сведений, — с момента их фактического сообщение (вручения материалов, их содержащих), отправки адресату или посреднику, закладки в тайник, передачи предмета, Который открывает доступ к ним, — согласно обусловленности с адресатом, а в виде сбора — с момента сосредоточения в любом месте (при особе, в ее жилище, в тайниках) хотя бы части соответствующей информации при наличии цели передать ее соответствующей иностранного государстве, иностранной организации или их представителям.

Незаконное изготовление или приобретение Специальных технических средств негласного получения информации (различных преобразователей, аппаратных, программно-аппаратных средств и т.д.) с целью их использования для сбора соответствующей информации в зависимости от конкретной направленности умысла лица должно квалифицироваться по статьям 14 и 114, 14 и 231 или 14 и 330 (как приготовление, соответственно, к шпионажу, к коммерческим шпионажу или к сбору с целью передачи иностранным организациям или их представителям сведений, составляющих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства).

4. Сб ‘объектом преступления, предусмотренном ст. 114, есть только иностранец или лицо без гражданства (в содержании соответствующих понятий см.. Комментарий к статьям 7 и 8). Шпионаж, совершенное гражданином Украины, квалифицируется по ст. 111.

Согласно международным соглашениями Украины в условиях военного конфликта лицо из состава ВООРУЖЕННЫХ сил стороны, находящейся в конфликте, не считается занимается шпионаж, и быть не может быть привлечено к уголовное ответственности по ст. 114, если она: а) от имени этой стороны собирает информацию на территории, контролируемое противной стороной, но, действуя таким образом, носит форменную одежду своих ВООРУЖЕННЫХ сил (лазутчик) б) проживают на территории, оккупированной противной стороной, от имени стороны, от которой она зависит, собирает на этой территории информацию, имеющую военное значение, но при этом НЕ действует обманным путем или преднамеренно НЕ прибегает к тайным действий в) не проживает на территории, оккупированной противной стороной, Фактически занимается шпионаж на этой территории, но ее захвачено до того, как она снова присоединилась к вооруженным силам, к Которым она относится.

5. Часть 2 ст. 114 предусматривает специальное основание освобождения от уголовное ответственности лица, уже передал или собрала для передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих Государственную тайну.

Таким основанием является совокупность трех условий, из которых только две полностью зависят от воли указанного лица: а) лицо прекратили ранее начатую шпионскую деятельность б) она добровольно сообщила органы государственной власти Украины в совершенном ней в ущерб интересам Украины в) вследствие выполнения лицом первых двух условий и принятых органами государственной власти Украины (возможно, с участием этого же лица) меры были предотвращен вред интересам Украины.

В случае, если лицо собрала для передачи иностранной государству, иностранной организации или их представителям определенные сведения, но добровольно передала их компетентным органам Украины, она может быть освобождена от ответственности на основании ч. 2 ст. 114.

В случае же, когда она уже передала хотя бы часть указанных сведений указанным адресатам, после чего прекратил свою шпионскую деятельность и добровольно сообщило органы Украины в содеянного, основан для освобождения ее от уголовное ответственности по ч. 2 ст. 114 имеется, поскольку ущерб интересам Украины уже причинен самим фактом получения указанных сведений их адресатом и отвлечь ее практически невозможно (фактор несвоевременносты). В отдельных случаях, когда, скажем, на время передачи сведений, составляющих Государственную тайну, почти истек Установленный законодательством срок их засекречивания или объем ЭТИХ сведений был Чрезвычайно малым, тем более, если компетентны органы с определенной долей вероятности удалось убедить иностранную организацию, полученные ею сведения являются дезинформация, речь может идти о том, что Соответствующие действия лица в силу малозначительносты НЕ представляют общественной опасности (ч. 2 ст. 11).

В понятии добровольность и органы государственной власти см.. комментарий к ст. 111.

Следует иметь в виду, что шпионаж является оконченным преступлением не сп момента установления связи’ связи с иностранной государством, иностранной организацией или их представителями или получения задания от иностранной разведки, а с момента совершения определенных конкретных действий в ущерб Украине. Если лицо, получив задание иностранной разведки, а не совершила никаких действий и добровольно и окончательно отказалась от его выполнения, то независимо от того, заявила она органам гос власти в своей связи ‘связь с иностранной разведкой или не сделала этого, — она

Конституция Украины (ст. 4).

Дополнительный протокол I к Женевского конвенциям от 12 августа 1949, касающийся защиты жертв международных ВООРУЖЕННЫХ конфликтов. Ратифицирован СССР 18 марта 1989 (ст. 46 style = «text-align: justify»> Венская конвенция о дипломатического сношениях от 18 апреля 1961 (пункты 1 и 2 ст. 32). Ратифицирована СССР 11 февраля 1964

Хельсинский договор по открытом небу от 24 марта 1992 Ратифицирован Украиной 2 марта 2000 года

Соглашение в безопасности между Правительством Украины и Организацией североатлантическими договора от 13 марта 1995 Ратифицирована Украиной 12 сентября 2002

Закон Украины » О правовом статусе иностранцев » от 4 февраля 1994 года (ст. 1).

Закон » О гражданстве Украины » в редакции от 18 января 2001 г. (ст. 1).

Закон Украины » О гос тайне » в редакции от 21 сентября 1999 (статьи 1, 3, 6, 8, 10 — 14, 22, 27, 28, 32, 39).

Закон Украины » В разведывательные органы Украины » 22 марта 2001 (ст. 14).

Закон Украины » В контрразведывательной деятельность » от 26 декабря 2002 г. (ст. 9).

Соглашение о взаимно обеспечении сохранности межгосударственных секретов от 22 января 1993 г. (Минск). Утверждена постановлением Кабинет министров Украины N 2292 от 13 декабря 1999

Положение о дипломатического представительствах и консульские учреждениях иностранных государств в Украине. Утверждено Указом Президента Украины N 198/93 от 10 июня 1993 года (пункты 13, 25).

Указ Президента Украины N 1483 от 14 декабря 2004 г. » О Некоторых вопросах передачи гос тайны иностранному государству или международной организации «.

Свод сведений, составляющих Государственную тайну. Утвержден приказом Службы безопасности Украины N 440 от 12 августа 2005

Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, —

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 114 УК РФ

1. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здоровью рассматриваются в комментариях к ст. ст. 111 и 112 УК. Условия наступления ответственности по комментируемой статье в основном те же, что и условия применения ст. 108 УК (см. коммент. к ней). Однако при решении вопроса, имело ли место превышение необходимой обороны или превышение мер, необходимых для задержания, следует учитывать, что причиненный вред здоровью — не столь опасное последствие, как наступление смерти. Поэтому причинение вреда здоровью в рассматриваемых ситуациях допустимо в более широких пределах, нежели лишение жизни.

2. Неосторожное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при необходимой обороне или задержании преступника не образует состава преступления.

3. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при указанных в комментируемой статье условиях, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, надлежит квалифицировать по ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, а не по ч. 4 ст. 111 и не по ст. 108 УК .
———————————
БВС РФ. 1995. N 2. С. 6; N 6. С. 7 — 8.

Статья 114 УК РФ. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление

1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, —

наказывается исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, —

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарии к ст. 114 УК РФ

1. В части 1 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за причинение вреда здоровью при эксцессе обороны, а в ч. 2 — при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. От преступления, описанного в ч. ч. 1 и 2 ст. 108 УК, оно отличается по объекту — таковым является здоровье, и характеру наступивших последствий — при эксцессе обороны наказуемо причинение тяжкого вреда, а по ч. 2 — причинение тяжкого или средней тяжести вреда.

2. Следует заметить, что заголовок статьи не полностью соответствует ее содержанию. В действительности причинение вреда средней тяжести при превышении пределов необходимой обороны уголовно ненаказуемо, а ответственность за это наступает лишь в случае превышения мер по задержанию.

3. Субъективную сторону названных посягательств составляет только умысел (прямой или косвенный), что непосредственно следует из ч. ч. 1 и 2 ст. 114 УК. Причинение при превышении тяжкого или средней тяжести вреда по неосторожности уголовной ответственности не влечет. Если тяжкий вред повлек по неосторожности смерть посягающего или задерживаемого, содеянное надлежит квалифицировать только по ст. 114 УК; неосторожное причинение смерти при превышении указанных в законе мер уголовной ответственности не влечет.

Статья 114. Шпионаж

1. Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или

их представителям сведений, составляющих государственную тайну, если эти действия совершены иностранцем или лицом без гражданства,наказываются лишением свободы на срок от восьми

до пятнадцати лет.

первой настоящей статьи, и добровольно сообщившее органам государственной власти о совершенном, если вследствие этого и принятых мер было предотвращено

причинение вреда интересам Украины.

1. Общественная опасность шпионажа заключается в

том, что из владения государства могут быть выведены

важнейшие сведения, которые составляют государственную тайну. Шпионаж как преступное деяние создает условия для совершения других преступлений против основ

конституционного строя и безопасности государства. Поэтому предметом шпионажа могут быть только сведения,

составляющие государственную тайну.

Государственную тайну составляют не всякие секретные сведения, а лишь важнейшие сведения экономического, политического и военного характера, которые в своей

совокупности определяют государственную безопасность

Украины. Перечень такой информации содержится в Законе Украины -О государственной тайне- от 21 января

1994 г., а также в Своде сведений, составляющих государственную тайну, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам государственных секретов от 31 июля 1995 г. — 47. Документы, содержащие

секретную государственную информацию, в зависимости

от ее значимости, носят грифы -секретно-, -совершенно

секретно-, -особой важности-.

Непосредственным объектом преступления является государственная безопасность Украины в различных сферах государственной деятельности ( политической, экономической, научно-технической, военной и др.)

2. Объективная сторона выражается в передаче или в

собирании с целью передачи указанным адресатам сведений, составляющих государственную тайну, либо в передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных

Передача сведений — это сообщение их адресату любым способом (письменно, устно, по радио, посылкой, через посредника, с использованием технических средств, тайников и т.д.).

Собирание — это любая форма получения необходимых сведений для последующей их передачи иностранным организациям и лицам, указанным в законе.

выведывание сведений при разговорах, подслушивание,

несанкционированное подключение к техническим средствам связи и т.п.).

Шпионаж признается оконченным преступлением с момента передачи или собирания с целью передачи сведений, составляющих государственную тайну. Если лицу, несмотря на умышленные действия, непосредственно направленные на собирание с целью передачи или передачу

сведений, по причинам, не зависящим от его воли, не удалось собрать или передать шпионские сведения, то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности за покушение на шпионаж.

Если лицо совершило лишь какие-либо приготовительные действия в целях собирания или передачи шпионских сведений, оно несет ответственность за приготовление к шпионажу.

В том случае, если иностранец либо лицо без гражданства дали согласие на собирание или передачу шпионских

сведений, но во исполнение преступного задания никаких

конкретных действий не совершили, то они не привлекаются к уголовной ответственности за шпионаж.

3. Субъективная сторона шпионажа характеризуется

прямым умыслом, т.е. лицо осознает общественно-опасный характер своих действий и желает действовать в

ущерб внешней безопасности Украины. Мотив и цель совершения преступления могут быть различными ( корыстный мотив при наличии цели обогатиться противоправным способом и т.п.) В случае совершения шпионажа

кадровым разведчиком иностранной спецслужбы, то мотивы и цели находятся в русле выполнения им служебных функций.

4. Субъект преступления — иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

5. На норму о шпионаже распространяет свое действие

ч.2 ст. 114, где сформулирована поощрительная норма об

освобождении от уголовной ответственности лица, совершившего шпионские действия, но который выполнил условия, призванные предотвратить дальнейший ущерб интересам Украины.

Еще по теме:

  • Продажа дачного участка омск Продажа земельных участков в регионе Омская область Номер объекта: #39/538333/799 Номер объекта: #39/537814/799 Номер объекта: #39/537841/799 Номер объекта: #39/538302/799 Продается […]
  • Когда должны выплачивать зарплату и аванс Когда должны выплачивать зарплату и аванс Выплата аванса и заработной платы Как правильно высчитать разницу в 16 дней между выплатой аванса и заработной платы? 16 дней начинают свой […]
  • Мировой суд троицк челябинской области Мировой судебный участок №3 г. Троицк Челябинской области понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00 пятница: с 9-00 до 16-45 понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00 пятница: с 9-00 до 16-45 г. […]
  • Дом под снос ижевск В Ижевске до 1 сентября в рамках программы переселения из ветхого жилья снесут 42 аварийных дома Их разберут за счет привлечения частных средств. В Ижевске до 1 сентября в рамках программы […]
  • Ст2712 п2 коап Ст2712 ч 1 коап рф Статья 322.1. Организация незаконной миграции наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. а) группой […]
  • Пример заявления в суд на развод и раздел имущества Исковое заявление о разделе совместного имущества супругов Жовтневый районный суд г. Мариуполя Истец : Петров Иван Федорович г. Мариуполь пр-т Строителей, д.108 кв.18 Ответчица : Петрова […]
  • Материнский капитал в 2016 году размер и последние изменения челябинск Материнский капитал в Челябинской области Для стимулирования рождаемости и повышения уровня жизни семей с детьми в Челябинской области действуют сразу две программы материнского капитала — […]
  • Пролетарский мировой суд 5 участок Пролетарский мировой суд 5 участок Судебный участок №5 Пролетарского судебного района города Ростова-на-Дону ГРАФИК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ ИЗ СУДЕБНЫХ ДЕЛ И КОПИЙ СУДЕБНЫХ […]
Рубрики: Статьи