Статья 204 ч 3

Опубликовано admin в

Статья 204. Коммерческий подкуп

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением —

наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), —

наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением —

наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), —

наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Комментарий к статье 204 Уголовного Кодекса РФ

1. Предметом обоих преступлений: подкупа — дачи вознаграждения и подкупа — его получения могут быть деньги (любая валюта), ценные бумаги (чеки, облигации, векселя), иное имущество (промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество), а равно услуги имущественного характера, которые имеют стоимостной эквивалент и обычно подлежат оплате (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонтные работы и т.п.).

2. Преступление имеет место лишь в тех случаях, когда вознаграждение имущественного характера, переданное лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, и принятое им, было незаконным.

3. Признак незаконности передачи или получения вознаграждения, оказания услуг имеет место, если такого рода действия прямо запрещены действующими нормативными правовыми актами либо учредительными документами, либо не предполагаются как вознаграждение за законную деятельность в заключенном соглашении, либо не определяются содержанием оказываемой услуги или иного вида правомерной деятельности лица, осуществляются тайно либо под прикрытием совершения законных действий.

4. Предполагаемые действия или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, может быть как законным, так и противозаконным, но должно быть обязательно связано с занимаемым положением либо кругом осуществляемых субъектом прав и выполняемых обязанностей, либо фактическими возможностями, основанными на служебном авторитете, осведомленности, доступе к информации. Фактическое же их совершение находится за рамками рассматриваемого состава преступления.

5. Действие (бездействие) совершается в интересах дающего, если оно: удовлетворяет потребности, приносит выгоду и преимущества как самому этому лицу, так и названным им лицам, а также в случае, если оно противоречит интересам коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции.

6. Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера могут быть лично или через посредника осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции.

7. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением с момента принятия предмета подкупа или начала незаконного пользования услугами имущественного характера лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи или иными близкими лицами.

8. Коммерческий подкуп — умышленное преступление. Действия дающего и принимающего предмет подкупа целенаправленны: первый стремится побудить управляющего к совершению действия в своих интересах, второй преследует корыстную цель.

9. Ответственными за данные преступления являются лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой и иной организации (при получении предмета подкупа), и любые лица, осуществляющие подкуп.

10. Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения.

11. Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задания.

12. Под вымогательством незаконного вознаграждения (п. «б» ч. 4 ст. 204 УК) понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное поставление его в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых интересов.

Статья 204 ч 3

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп предусмотрена статьей 204 УК РФ. При этом, несмотря на единство наименования статьи – «коммерческий подкуп», уголовная ответственность предусмотрена по двум различным тесно взаимосвязанным преступлениям:

1) незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действия (бездействия) в интересах дающего (чч. 1, 2 ст. 204 УК РФ);

2) и незаконное получение этим лицом такого вознаграждения (чч. 3,4 ст. 204 УК РФ).

Субъектом коммерческого подкупа может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.

За подкуп лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть назначено максимальное наказание в виде 3 лет лишения свободы (ч. 1 ст. 204 УК РФ). За те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; либо совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ч. 2 ст. 204 УК РФ).

Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего, расценивается законом как более тяжкое преступление, в связи с чем максимальный срок лишения свободы составляет 7 лет со штрафом в размере до 40-какратной суммы коммерческого подкупа (ч. 3 ст. 204 УК РФ). За те же деяния, если они совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; сопряжены с вымогательством предмета подкупа; совершены за незаконные действия (бездействие), максимальный срок наказания составит 12 лет лишения свободы со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа (ч. 4 ст. 204 УК РФ).

Как альтернатива лишению свободы за совершение вышеуказанных преступлений может быть назначено наказание в виде штрафа. При этом, исчисление штрафа производится кратно к сумме коммерческого подкупа в пределах от 25 тыс. до 500 млн рублей (ст. 46 УК РФ).

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей частью ст. 204 УПК РФ. При этом назначенное наказание не может быть условным.

Уголовный закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственности для лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации:

1) вымогательство этого вознаграждения;

2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Добровольным признается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти еще не известно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о передаче вознаграждения должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом, поскольку управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.

Уголовный кодекс Украины
Статья 204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров

1. Незаконное приобретение с целью сбыта или хранение с этой целью, а также сбыт или транспортировка с целью сбыта незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, —

наказываются штрафом от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

2. Незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство таких товаров, или совершенное лицом, ранее осужденным по этой статье, —

наказывается штрафом от трех тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

3. Незаконное изготовление товаров, указанных в частях первой или второй настоящей статьи, из недоброкачественного сырья (материалов), представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, а так же незаконный сбыт таких товаров, что привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья 204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров

1. Незаконное приобретение с целью сбыта или хранение с этой целью, а также сбыт или транспортировки с целью сбыта незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, —

наказывается штрафом от пятисот до тысячи пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли на срок до трех лет, с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудование для ее изготовления.

2. Незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров, или содеянное лицом, которое раньше было осуждена за этой статьей, —

наказывается штрафом от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до пяти лет, с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудование для ее изготовления.

3. Незаконное изготовление товаров, указанных в частях первой или второй этой статьи, из недоброкачественного сырья (материалов), что представляют угрозу для жизни и здоровье людей, а так же незаконный сбыт таких товаров, которое привело к отравлению людей или других тяжелых следствий, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с изъятием и уничтожением произведенных товаров и с конфискацией оборудования для ее изготовления.

Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп

Новая редакция Ст. 204 УК РФ

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) за заведомо незаконные действия (бездействие);

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктами «а» и «б» части третьей настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

5. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование им услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех месяцев до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

7. Деяния, предусмотренные частью пятой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие);

г) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до девяти лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

8. Деяния, предусмотренные частью пятой, пунктами «а» — «в» части седьмой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, или в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Примечания. 1. Значительным размером коммерческого подкупа в настоящей статье и статье 204.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером коммерческого подкупа — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером коммерческого подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Статье 204 УК РФ

1. Общественная опасность коммерческого подкупа заключается в том, что данное деяние посягает на основополагающие начала функционирования рыночной экономики и сопряжено с нарушением прав и законных интересов участников экономических отношений, причинением им ущерба, подрывом доверия общества в способности государства обеспечить провозглашенный конституционный принцип равенства граждан перед законом, в том числе и в области взаимодействия негосударственных субъектов хозяйствования.

2. Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций любой формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.

3. Комментируемая статья объединяет под понятием коммерческого подкупа два самостоятельных, тесно связанных между собой преступления: подкуп — дачу незаконного вознаграждения (ч. 1 и 2 ст. 204) и подкуп — получение незаконного вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204).

4. Предметами преступного посягательства могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера (см. п. 2.1 — 2.6 коммент. к ст. 290).

4.1. Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.).

5. С объективной стороны коммерческий подкуп по ч. 1 и 2 коммент. статьи состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

5.1. Под передачей денег, ценных бумаг, иного имущества или оказанием услуг имущественного характера следует понимать любые активные действия виновного, направленные на вручение (независимо от формы и способа передачи) получателю указанных ценностей имущественного характера, а также любое поддающееся легальной имущественной оценке безвозмездное удовлетворение потребностей лица, не приносящее прибыли, выгод или иных преимуществ коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет свои обязанности.

5.2. Необходимой характеристикой объективной стороны рассматриваемого преступления является незаконность совершения указанных действий, т.е. их противоречие действующим нормативно-правовым актам, учредительным документам коммерческой или иной организации или условиям трудового договора (контракта).

5.3. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 290, по которой возможна ответственность как за взятку-подкуп, так и взятку-вознаграждение, конструкция ст. 204 УК РФ и ее терминология исключает уголовное преследование за дачу или получение заранее не обусловленного платежа. В соответствии с данной нормой привлечение к УО наступает только за передачу и получение заранее оговоренного вознаграждения.

6. Объективная сторона коммерческого подкупа по ч. 3 и 4 коммент. статьи выражается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

6.1. Получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества или услуги имущественного характера, независимо от способа такого принятия.

6.2. Обязательным признаком является взаимосвязь между полученным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконным вознаграждением или предоставленной услугой имущественного характера и готовностью данного лица на совершение (действия) либо несовершение (бездействие) деяния с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего.

7. По законодательной конструкции составы, предусматривающие ответственность за незаконную передачу вознаграждения и его незаконное получение, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части заранее обусловленного платежа (п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Время передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

8. В соответствии с п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 в случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее предмет подкупа, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 204.

8.1. Как покушение на получение либо дачу незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе следует квалифицировать деяние и в случаях, когда обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа.

8.2. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

9. На основании п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159. Владелец ценностей в таких случаях несет УО за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

9.1. Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на совершение коммерческого подкупа. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение (см. п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

10. Субъективная сторона коммерческого подкупа (во всех его проявлениях) характеризуется прямым умыслом.

10.1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 и 2 коммент. статьи, виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера, и желает совершить эти действия. При этом субъект преследует цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением в коммерческой или иной организации.

10.2. Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ч. 3 и 4 коммент. статьи, выражается в том, что виновный осознает, что незаконно получает деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно получает услугу имущественного характера за совершение или несовершение каких-либо действий в интересах дающего с использованием служебного положения, и желает получить имущество либо услугу имущественного свойства.

10.3. Характерными признаками данного преступления являются корыстные цели и мотивы его совершения.

11. Субъект передачи имущественного вознаграждения (ч. 1 и 2 коммент. статьи) общий. Им может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

11.1. Субъект получения незаконного имущественного вознаграждения (ч. 3 и 4 коммент. статьи) специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными примеч. 1 к ст. 201.

12. Подкуп — дача незаконного вознаграждения и подкуп — получение незаконного вознаграждения имеют ряд одинаковых квалифицирующих признаков, к числу которых относятся их совершение: а) группой лиц по предварительному сговору; б) организованной группой.

13. Преступление, предусмотренное ч. 2 коммент. статьи, считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, когда два или более лица предварительно, т.е. до момента незаконной передачи предмета подкупа или оказания услуг имущественного характера, договорились совершить эти действия. При этом все участники будут являться соисполнителями, так как они полностью или частично выполняют действия по незаконной передаче ценностей или оказанию услуг.

13.1. Данный квалифицирующий признак по п. «а» ч. 4 коммент. статьи будет в наличии, если в совершении преступления принимали участие два и более лица, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее договорившиеся о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из них (см. п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

14. В организованную группу могут входить лица как выполняющие, так и не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут УО согласно ч. 4 ст. 34 как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ч. 2 или п. «а» ч. 4 коммент. статьи. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

15. Вымогательство как способ незаконного получения коммерческой взятки (п. «в» ч. 4 коммент. статьи) означает как требование незаконного вознаграждения под угрозой ущемления прав и законных интересов лица, к которому обращено требование (а также близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет), так и умышленное поставление этого лица в такое положение, при котором оно оказывается вынужденным уплатить незаконное вознаграждение во избежание причинения вреда своим правам или законным интересам либо правам и законным интересам представляемой им организации (см. п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16. Комментируемая статья снабжена примечанием, в котором формулируются основания освобождения от УО лица, совершившего незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации. Это лицо освобождается от УО, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о факте подкупа органу, имеющему право возбудить УД.

16.1. Решая вопрос об освобождении от УО лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить УД, о незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, следует знать, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о факте коммерческого подкупа стало известно органам власти (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

16.2. Сообщение о коммерческом подкупе должно быть сделано органу, имеющему право возбудить УД. В соответствии со ст. 146 УПК таковыми являются органы прокуратуры, следствия, суда, дознания.

16.3. В соответствии с п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от УО по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этого лица состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

16.4. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства как нажитые преступным путем. Вместе с тем не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать УД, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возврату их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суд должен иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу (см. п. 23, 24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

17. Коммерческий подкуп по ч. 1 коммент. статьи является преступлением небольшой тяжести, а по ч. 2 — 4 относится к группе преступлений средней тяжести.

Другой комментарий к Ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (ч. ч. 1 — 2) и получение коммерческого подкупа (ч. ч. 3 — 4). Признаки обоих составов преступлений имеют много общего с составами получения и дачи взятки (ст. ст. 290 и 291 УК РФ).

2. Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права и услуги имущественного характера и в целом совпадает с понятием взятки в ст. 290 УК РФ.

3. Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа заключается в незаконной передаче предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

Действие (бездействие), за совершение которого дается предмет подкупа, должно: а) совершаться в интересах дающего и б) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах дающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленные как законное, так и незаконное действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, которыми наделен подкупаемый субъект.

Момент передачи предмета подкупа — до или после совершения действия (бездействия) — не имеет значения, однако при передаче предмета подкупа после совершения действия (бездействия) требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о передаче (получении) предмета подкупа.

4. Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа заключается в незаконном получении предмета подкупа за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым лицом служебным положением.

5. Передача и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, т.е. являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).

6. Дача и получение предмета коммерческого подкупа считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей.

7. Примечание к статье предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию преступления и одновременно альтернативно в отношении его имело место вымогательство либо если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

тематический сайт посвященный практическому применению уголовного законодательства Украины

Статья 204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт подакцизных товаров

Статья 204. комментарий

Статья 204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров

1. Незаконное приобретение с целью сбыта или хранения с этой целью, а также сбыт или транспортировка с целью сбыта незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, —

карается штрафом от пятисот до тысячи пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до трех лет, с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования для ее изготовления.

2. Незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров, или совершенно лицом, которое раньше было осуждено за этой статьей —

карается штрафом от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до пяти лет, с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования для ее изготовления.

3. Незаконное изготовление товаров, отмеченных в частях первой или второй этой статьи, из недоброкачественного сырья (материалов), что составляют угрозу для жизни и здоровья людей, а так же незаконный сбыт таких товаров, что привело к отравлению людей или других тяжелых последствий, —

карается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с исключением и уничтожением выработанных товаров и с конфискацией оборудования для ее изготовления.

1. Основным непосредственным объектом преступления является введенный в целях защиты системы налогообложения порядок производства и оборота подакцизных товаров. Дополнительным объектом выступают принципы добросовестной конкуренции, а преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 204, относится к двухбъектным, поскольку посягает не только на установленный порядок акцизного налогообложения, но и на жизнь и здоровье людей как потребителей недоброкачественной подакцизной продукции.

2. Предметом преступления являются: 1) алкогольные напитки, 2) табачные изделия, 3) другие подакцизные товары. Для применения ч. 1 ст. 204 необходимо установить, что подакцизные товары как предмет предусмотренного этой нормой преступления были изготовлены незаконно.

Алкогольные напитки — это продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05 , 22 июня 1922 08 (например, вина виноградные натуральные, игристые, газированные, вермуты, коньяк, бренди, ликеры, спиртные напитки, полученные путем перегонки). Прочность алкогольного напитка, то есть процентное содержание в нем этилового спирта в данном случае решающего уголовно-правового значения не имеет. Для выяснения того, изъята у лица жидкость алкогольным напитком, назначается судебно-химическая экспертиза.

Помимо собственно алкогольных напитков, к подакцизным товарам относятся спирт этиловый неденатурированный с концентрацией алкоголя не менее 80 процентов объема, спирт этиловый и другие спиртные дистилляты.

Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки (чача, арака, тутовая водка, кумишка т.п.) как такие, которые не являются подакцизными товарами, предметом рассматриваемого преступления не признаются. Они изготавливаются специфическими способами, которые предусматривают разнообразие рецептур, соблюдение домашних нетрадиционных технологий и характеризуются несоблюдением установленных государственных стандартов и нормативов. Подакцизными предметами признаются не любые спиртные напитки, а только те изделия, которым присвоено определенный код согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки в законодательном акте, посвященном налогообложению алкогольных напитков акцизным сбором, не фигурируют и в принципе не могут и не должны упоминаться; по ним не установлены ставки акцизного сбора в гривнах с единицы товара. Акцизным сбором как общегосударственным косвенным налогом облагаются предметы, которые могут изготавливаться, быть объектом сделок и находиться в собственности субъектов только на легальных основаниях и в предусмотренном законодательством порядке.

Изготовление или хранение самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки без цели сбыта рассматривается как административное правонарушение (ст. 176 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984). При наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 203, лицо, занимающееся изготовлением спиртных напитков домашней выработки путем отделения перегонкой, вымораживанием или сепарацией спиртосодержащей жидкости от продукта брожения, а также их приобретением, хранением, транспортировкой или сбытом, может быть привлечено к ответственности за занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности. Действующее законодательство позволяет гражданам в домашних условиях изготавливать для собственного потребления виноградные и плодово-ягодные вина, наливки и настойки.

Табачными изделиями признаются сигареты (с фильтром или без фильтра), сигареты, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюханья, сосания или жевания. При этом следует учитывать, что к подакцизной группы товаров не входят лекарственные сигареты.

Другие подакцизных товаров относятся: некоторые транспортные средства; пиво солодовое; нефтепродукты (легкие, средние и тяжелые дистилляты, специальные и моторные бензины, керосин), высокооктановые кислородосодержащие добавки к бензинам смесевых.

Акцизным сбором признается косвенный налог на отдельные товары, определенные законом как подакцизные, который включается в цену этих товаров. Акциз является одним из стабильных и существенных источников пополнения бюджета государства, устанавливается, как правило, на высоколиквидный, высокорентабельную или монопольную продукцию, выполняет не только фискальную, но и регулирующую, а иногда и природоохранную функцию. Перечни подакцизных товаров утверждаются и периодически пересматриваются Верховной Радой Украины.

В случае необходимости вопрос об отнесении того или иного товара к категории подакцизных предметов следует решать путем проведения товароведческой экспертизы.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, заключается в следующих четырех действиях, указанных альтернативно: 1) приобретение незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, 2) хранения таких товаров, 3) их транспортировки; 4) сбыт незаконно изготовленных подакцизных товаров. Незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров является самостоятельным составом преступления, выделенным в отдельную уголовно-правовую норму (ч. 2 ст. 204). При этом незаконное изготовление подакцизных товаров влечет ответственность по ч. 2 ст.204 лишь при условии, что такое изготовление осуществляется: а) путем открытия подпольных цехов, б) с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров, или в) лицом, ранее был осужден по ст.204. В ч. 3 ст. 204 сформулированы еще один состав преступления — незаконное изготовление подакцизных товаров из недоброкачественного сырья (материалов), представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, а также незаконный сбыт таких товаров, что привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям.

Приобретение подакцизных товаров означает, что лицо в любой способ (покупка, обмен, принятие в счет уплаты долга или оплаты за предоставленные услуги или выполненной работе и т.д.) получает фактическую возможность владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующими предметами.

Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с пребыванием подакцизных товаров во владении виновного (при себе, в любом помещении, транспортном средстве, специальном тайнике и т.п.). Хранение — продолжающийся преступление, которое должно признаваться оконченным с момента, когда лицо по собственной инициативе (уничтожила, выбросила или сбыла товар) или вопреки своей воле (например, подакцизные товары изъяты сотрудниками милиции) фактически прекратила обладать соответствующими предметами.

Сбыт означает любые возмездное или безвозмездные формы передачи подакцизных товаров, в результате чего они переходят во владение и распоряжение другого лица (например, дарение, обмен, передача в счет погашения долга, возмещение причиненного ущерба или как оплата выполненной работы или оказанных услуг). Понятием сбыта охватывается торговля подакцизными товарами, т.е. реализация указанных предметов за вознаграждение, в т.ч. денежную, по договорам купли-продажи, поставки, другим гражданско-правовым договорам.

Во время сбыта незаконно изготовленных алкогольных напитков и табачных изделий могут использоваться незаконно изготовлены, незаконно полученные или поддельные марки акцизного сбора, в связи с чем действия виновных требуют дополнительной квалификации по ст. 216. Сбыт товаров, изготовленных из недоброкачественного сырья, что привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям, влечет уголовную ответственность по ч. 3 ст. 204.

Транспортировка — это перемещение подакцизных товаров транспортом (наземным, водным, воздушным) из одного места в другое в пределах Украины. Незаконное перемещение указанных товаров через таможенную границу Украины при наличии к тому оснований может рассматриваться как контрабанда (ст. 201).В случае транспортировки незаконно изготовленных подакцизных товаров по территории Украины с целью перемещения через таможенную границу действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений — по ч. 1 ст.204 и статьями 14 (15) и 201. Понятием транспортировки охватывается также пересылка, то есть перемещение соответствующих предметов в пространстве путем отправки их по почте, багажом, посыльным или другим способом.

Приобретение, хранение, сбыт или транспортировка образуют состав данного преступления при условии, что они совершаются незаконно, т.е. с нарушением требований законодательства, регулирующего вопросы оборота подакцизных товаров. Например, законодательство запрещает розничную торговлю спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, а также продажа алкогольных напитков или табачных изделий с рук и в не определенных для этого местах торговли, в помещениях и на территории дошкольных, учебных учреждений и учреждений здравоохранения, в местах проведения спортивных соревнований, в других местах, определенных местными органами власти, с торговых автоматов и т.д. Продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте разрешается только предприятиям общественного питания и специализированным отделам, которые имеют статус предприятий общественного питания, предприятий с универсальным ассортиментом товаров.

Незаконными нужно также считать действия, совершаемые по алкогольных напитков и табачных изделий лицам, которые вообще не имеют лицензий на оптовую или розничную торговлю ими. Состав преступления, описанный в ч. 1 ст.204, нужно видеть и в случае хранения таких подакцизных товаров как спирт, алкогольные напитки и табачные изделия в местах, которые не внесены в Единый государственный реестр мест хранения.

По своей конструкции состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, является формальным. Преступление считается законченным с момента совершения хотя бы одного из действий, которые альтернативно составляют его объективную сторону.

Часть 1 ст. 204 не закрепляет минимальную стоимость и / или количество незаконно изготовленных подакцизных товаров, действия с которыми тянут уголовную ответственность. С учетом обстоятельств дела (незначительный объем приобретенной или сбытом алкогольной продукции, отсутствие использование чужого товарного знака, трудное материальное положение виновного и т.п.) действия с указанными предметами могут рассматриваться как малозначительное деяние (ч. 2 ст 11).

Действия лица, сначала незаконно изготовила подакцизные товары на условиях, указанных в ч. 2 ст. 204, а потом с целью сбыта сохраняет или транспортирует их или осуществляет сбыт незаконно изготовленных предметов, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст.204.

Изготовление подакцизных товаров — это деятельность, связанная с выпуском готовых для потребления или использования товаров и которая включает все стадии технологического процесса. Характер и механизм преступных действий, направленных на получение готовой к отчуждению подакцизной продукции, определяется ее видом. Так, изготовлению фальсифицированных алкогольных напитков может осуществляться путем разведения пищевых или технических спиртов водой и добавления различных компонентов для улучшения вкусовых свойств продукта.

Ввиду того, что понятием изготовления в ч. 2 ст. 204 охватывается именно технологический процесс создания товаров, на квалификацию по этой норме не влияет количество фактически произведенной продукции, а также то, начала виновное лицо ее сбыт. Вместе с тем если процесс незаконного изготовления является безрезультатным в том плане, что готовы подакцизные товары пока не получены, действия виновного по направленности умысла имеют квалифицироваться как покушение со ссылкой на соответствующую часть ст. 15.Действия лица, направленные на открытие подпольного цеха для незаконного изготовления подакцизных товаров, а также совершение с этой же целью подыскивания или приспособления оборудования, обеспечивающего массовое производство товаров, должны квалифицироваться со ссылкой на ст. 14 как подготовка к совершению предусмотренного ч. 2 ст. 204 преступления в форме незаконного изготовления подакцизных товаров путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров.

Изготовление подакцизных товаров имеет квалифицироваться по ч. 2 ст. 204 лишь при условии его незаконности (прежде всего это изготовление без государственной регистрации лица как субъекта предпринимательства, без лицензии или с нарушением условий лицензирования).

Незаконность изготовления алкогольных напитков и табачных изделий будет и в случае их фальсификации, когда изготовления этих предметов осуществляется с нарушением технологии, с неправомерным использованием знака для товаров или услуг, копированием формы, упаковки, внешнего оформления или путем прямого воспроизведения товара другого предпринимателя с самовольным использованием его имени. Например, фальсификацией вин признается, в частности: 1) Нерегламентированное применения сахара или продуктов, содержащих сахар, в т.ч. виноградного происхождения, для искусственного повышения содержания спирта в винах, подмена сортов винограда или уменьшение срока выдержки при изготовлении вин марочных и коньяков Украине , 2) добавления воды, плодово-ягодных материалов, вытяжек и отваров из плодов и ягод, 3) подделка дешевых вин, вермутов, коньяков Украины и бренди под лучшие отечественные или иностранные марки путем искусственного увеличения экстрактивности, имитации цвета, аромата и вкуса, а также добавление пищевых или искусственных веществ и эссенций, 4) добавления заменителей сахара (сахарина, аспартама и других подобных искусственных веществ); 5) подделка вина по происхождению, месту производства, сортовым составом путем добавления виноматериалов из гибридов прямых производителей, не входящих в утвержденный ассортимента; 6) этикетирования, что не соответствует требованиям законодательства, использование других видов дезинформации покупателя при внешнем оформлении вин, вермутов, коньяков Украины и бренди. В случаях фальсификации подакцизных товаров действия виновного при наличии к тому оснований следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 204 и ст. 229.

Если подакцизные товары изготавливаются с соблюдением условий лицензирования зарегистрированным субъектом хозяйственной деятельности, однако при этом тем или иным образом занижается объект налогообложения (например, путем неотражения в отчетной документации части готовой продукции), совершенное нужно квалифицировать не по ч. 2 ст . 204, а по соответствующей части ст. 212.

Решая вопрос о законности или незаконности изготовления тех или других подакцизных товаров, следует учитывать, что в отношении отдельных видов таких товаров государством установлен специальный режим правового регулирования. Так, незаконно изготовленными имеют признаваться подакцизные нефтепродукты, изготовленные не на предприятиях, входящих в определенный Кабинетом Министров Украины перечня предприятий, которые имеют все стадии технологического процесса по изготовлению нефтепродуктов. А спирт этиловый имеет считаться произведенным незаконно, если он произведен на предприятии негосударственной формы собственности, или физическим лицом независимо от регистрации его как предпринимателя, или государственным предприятием без соответствующей лицензии.

В том случае, когда незаконное изготовление подакцизных товаров совершенное не тем, кто ранее был осужден по ст. 204, или не сочетается с использованием в технологическом процессе недоброкачественного сырья (материалов), совершенное подпадает под действие комментируемой статьи УК при условии, что товары производились путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров. В данном случае способ совершения противоправных действий приобретает квалифицирующего значения.

Характеристики подпольного цеха в плане ответственности по ч. 2 ст. 204 не обязательно должны соответствовать признакам цеха как организационно и (или) технологически обособленного структурного подразделения легально действующего предприятия. В данном случае акцент не стоит делать на массовом изготовлении подакцизных товаров с помощью оборудования и технологий, используемых для легального промышленного производства таких товаров. Подпольный цех — это определенное место, приспособленное и (или) оборудованное для незаконного (нелегального, конспиративного) изготовление подакцизных товаров — отдельное здание, сооружение различного назначения, помещение или его часть, а также определенное место естественного или техногенного происхождения (поляна в лесу, неработающая шахта, карьер и т.д.).Размер помещения (здания, сооружения), которое создается (приспосабливается) для незаконного изготовления подакцизных товаров, его местонахождение и другие характеристики на квалификацию по ч. 2 ст. 204 не влияют.

Оборудования, обеспечивающего массовое производство подакцизных товаров, — это соответствующие технические приспособления (изготовленные кустарным или промышленным способом аппараты, устройства, приборы, агрегаты, спиртохранилища др.), которые используются на разных этапах технологического процесса и обеспечивают промышленное изготовление соответствующей продукции в крупных размерах, товарных партиях. Речь идет об оборудовании, такое же или подобное тому, что используется легально действующими в соответствующей отрасли промышленности субъектами хозяйствования при осуществлении хозяйственной деятельности по производству подакцизных товаров. Вопрос о том, производство подакцизных товаров массовым (оценочное понятие), решается в каждом конкретном случае с учетом вида выпускаемой продукции, ее количества и стоимости, размера полученного или ожидаемого дохода, количества работающих и т.д.

В случае незаконного изготовления подакцизных товаров лицом, ранее было осуждено по этой статье, способ их изготовления (домашние условия, кустарное производство, открытие подпольного цеха и т.п.) на квалификацию по ч. 2 ст. 204 не влияет и может быть учтен при назначении наказания. Если же такое лицо незаконно изготавливает подакцизные товары путем открытия подпольного цеха и (или) с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство продукции, содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 204 из указанием в процессуальных документах всех фактически совершенных виновным действий, перечисленных в этой норме и которые должны быть включены в объем обвинения. Вообще под незаконным изготовлением подакцизных товаров «лицом, ранее было осуждено по этой статье» следует понимать незаконное изготовление, совершенное лицом, относительно которого вынесено обвинительный приговор суда за любой частью ст. 204, даже если этот приговор еще не вступил в законную силу.

Если в незаконном изготовлении подакцизных товаров отсутствуют признаки, указанные в ч. 2 или ч. 3 ст. 204, действия виновного при наличии оснований могут квалифицироваться по ч. 1 ст. 202 или по ст. 203. В случае, когда в содеянном нет признаков того или иного состава преступления, лицо, занимающееся незаконным изготовлением подакцизной продукции, должна привлекаться к административной ответственности (например, по ст 164 или ст 1772 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 ). Отмежевывая предусмотренное ст. 1772 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 проступок от преступления, предусмотренного ст. 204, следует исходить из правила, определенного ч. 2 ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

Недоброкачественными в плане ответственности по ч. 3 ст. 204 признаются сырье и материалы, не соответствующие установленным стандартам, нормам, правилам и техническим условиям (см. комментарий к ст. 227). Сырье — это предметы труда и природные компоненты, подлежащие дальнейшей переработке. Например, для изготовления фальсифицированной ликероводочной продукции могут использоваться вода из систем отопления домов, другие компоненты (в частности, отходы гидролизного и целлюлозно-бумажного производства), опасные для жизни и здоровья человека.

Создание угрозы для жизни и здоровья людей означает, что в результате использования в процессе изготовления подакцизных товаров недоброкачественного сырья или материалов возникает угроза серьезного расстройства здоровья или смерти хотя бы одного человека в случае потребления или иного использования указанной продукции. Данная угроза должна быть реальной, а негативные последствия не наступают только благодаря своевременно принятым мерам (например, правоохранителям удалось предупредить попытку реализации потребителям партии недоброкачественной продукции) или в силу других обстоятельств, не зависящих от воли виновного лица.

Понятие отравления людей означает причинение двум или более лицам телесных повреждений любой тяжести (в т.ч. легких) вследствие употребления подакцизных товаров, изготовленных из недоброкачественного сырья (материалов). Иными тяжкими последствиями следует признавать, в частности, смерть человека, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам, массовое заболевание людей, причинения имущественного ущерба в крупных или особо крупных размерах (например, вследствие уничтожения автомобиля или гибели большого числа животных), отравления флоры, фауны , воздуха, почвы.

Частью 3 ст. 204 не охватывается незаконное изготовление подакцизных товаров, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, если в процессе их изготовления используются доброкачественные, однако ненадлежащие (с точки зрения технологии) материалы и сырье. Изготовление из доброкачественной сырья (материалов) недоброкачественных (фальсифицированных) подакцизных товаров и их реализация, в том числе выпуск на товарный рынок, имеет квалифицироваться по ст. 227 при условии, если их реализация совершенная в крупных размерах. Если же употребление таких товаров (продукции) повлекло вред здоровью потребителей или их смерть, действия виновных должны дополнительно квалифицироваться как умышленное или неосторожное преступление против жизни или здоровья человека.

Продажа фальсифицированных подакцизных товаров может рассматриваться как другой обман покупателей. Квалификация сбыта указанных товаров по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 204, 225, будет правильной лишь при наличии в содеянном всех признаков состава преступления «обман покупателей и заказчиков», в частности в случае причинения гражданину материального ущерба в значительных размерах и введение покупателя в заблуждение относительно свойств приобретенного им товара. Рассматриваемый преступление может образовывать совокупность и с другими уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными, в частности, статьями 205, 209, 358 (366).

4. Субъект преступления общий. Противоправные действия с подакцизными товарами, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 204 и 364 (например, должностное лицо органа, которому было вверено конфискованы незаконно изготовленные подакцизные товары, нарушает установленный порядок обращения с такими предметами).Действия тех лиц, которые предоставляют сырье и материалы, транспортные средства или помещения для изготовления, хранения или транспортировки подакцизных товаров, следует рассматривать как пособничество преступлению и квалифицировать по ч. 5 ст. 27 и соответствующей части ст. 204.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, является цель сбыта. Устанавливая ее, нужно учитывать, в частности, количество подакцизных товаров, их упаковку, характер, договоренность с лицом, приобретает эти предметы, масштаб и интенсивность противоправных действий. Приобретение, хранение или транспортировка незаконно изготовленных подакцизных товаров не с целью сбыта, а для собственного потребления или использования рассматриваемого состава преступления не образует. При наличии к этому оснований данные действия могут квалифицироваться по ст. 198.

Общественно опасные последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью потребителей недоброкачественных подакцизных товаров, изготовленных из недоброкачественного сырья, при условии психического отношения к этим последствиям в форме неосторожности охватываются ч. 3 ст. 204 и не требуют дополнительной квалификации по статьям 119, 128. В случае установления умысла на причинение вреда жизни или здоровью людей, действия того, кто сбывает соответствующие подакцизные товары, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 204 и соответствующей статье раздела II Особенной части УК (в частности, статьями 115 или 121).

Еще по теме:

  • Кому написать письмо чтоб помог материально Открытые письма Жириновскому В.В. Здравствуйте уважаемый Владимир Вольфович! Меня зовут Игнатенко Татьяна Станиславовна. Проживаю в Краснодарском крае г. Темрюк. Мне 66 лет, мужу 69 лет. […]
  • Уголовный кодекс рф ст 159 ч 4 Практика - ст.159 ч.4 УК РФ(мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере) Наша практика » ст.159 ч.4 УК РФ(мошенничество, совершенное группой […]
  • Ст 135 ук рф как доказать Как быть, если обвиняют по ст.135, а я не совершал преступления? меня обвиняют в том, что я в 2010 году совершил развратные действия в отношении несовершеннолетней. идут следственные […]
  • Сертификат на второго ребенка 2014 Материнский капитал Размер выплат при рождении ребенка в Украине зависит от прожиточного минимума Согласно ст. 7 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 […]
  • Компенсация за рождение третьего ребенка Выплаты за 3 ребенка в 2018 году В 2018 году появилось несколько новых и дополнительных мер по поддержке семей. В том числе они касаются многодетных семей при рождении третьего малыша. […]
  • Возврат ндфл в 2012 году Возврат подоходного налога: за какой период Актуально на: 13 апреля 2016 г. Вопрос, с которым приходится разбираться новоиспеченным собственникам жилья для возврата подоходного налога, – […]
  • Раздел совместного имущества может быть произведен по заявлению Как написать в суд исковое заявление о признании дома совместно нажитым? Здравствуйте я развелась с мужем ,в браке был куплен дом,и оформлен на мужа, как написать в суд исковое заявление о […]
  • Гк рф статья о клевете Ст. 152 ГК РФ — Гражданский кодекс Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации. 11 октября 2017 19 сентября 2017 16 марта 2017 14 декабря 2016 24 ноября 2016 Обсуждение […]
Рубрики: Статьи