Школьный возраст ребенка по закону

Опубликовано admin в

Содержание:

Календарь развития ребенка: младший школьный возраст 7–10 лет

Ваш малыш уже познакомился со своей первой учительницей и одноклассниками, и постепенно осваивает жизнь в новом, «школьном» ритме с уроками и первыми домашними заданиями.

В семь–десять лет ведущей деятельностью становится учебная. От того, насколько успешно ребенок адаптировался к обучению, зависит его последующий успех. Кроме того, происходит резкий скачок в физическом, интеллектуальном и психологическом развитии. Появляются совершенно новые социальные роли, которые были неведомы ребенку раньше.

По традиции Я – Родитель дает десять рекомендаций родителям детей в возрасте от семи до десяти лет.

Развитие ребенка в 7–10 лет

Физическое развитие ребенка

Ребенок в возрасте семи–десяти лет становится сильным, выносливым и ловким, имеет потребность в регулярной нагрузке. Понимает и принимает правила командных игр и требования тренера, занимаясь спортом. Легко выполняет размашистые движения. Тонкие движения становятся четче ближе к концу младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка

В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они учатся обобщению и знакомятся с различными абстрактными понятиями, сравнивая и различая их между собой. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к рефлексии – оценке своего внутреннего состояния. Он может усилием воли сосредоточиться на выполнении определенной задачи и думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда ему что-то интересно или просто нравится.

Психологическое развитие ребенка

Ребенок в младшем школьном возрасте осознает свою принадлежность к социуму, и примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и интересы других людей. Способен дать оценку действиям и событиям. Нуждается в поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и инициативным. В этом возрасте начинают выравниваться процессы возбуждения и торможения, и ребенок легче успокаивается, проще реагирует на неудачи.

10 рекомендаций родителям детей младшего школьного возраста

Я – Родитель предлагает вам десять рекомендаций по воспитанию ребенка младшего школьного возраста, которые помогут ему успешно пройти к новый жизненный этап.

1. Обеспечьте регулярную физическую нагрузку и ежедневные прогулки на свежем воздухе

Организм ребенка в возрасте семи–десяти лет испытывает резкий скачок роста. Для гармоничного развития необходимо, чтобы в жизни младшего школьника на регулярной основе присутствовала хорошая физическая нагрузка: активные прогулки, спортивные занятия в секциях или кружок танцев. Минимум полтора–два часа в день ребенку следует проводить на свежем воздухе.

2. Оцените степень готовности ребенка к школьной нагрузке

Проконсультируйтесь с грамотным психологом, который даст оценку готовности малыша к занятиям. Не все дети одного возраста имеют одинаковый уровень психофизического и эмоционального развития. Кому-то будет скучно в классе от простоты заданий и требований, а кому-то может быть невыносимо сложно. Зная слабые и сильные «места» своего ребенка, вы сможете лучше помогать ему с выполнением домашних заданий.

3. Обращайте внимание на отношения ребенка и основного педагога

В начальных классах у ребенка продолжается закладка основы будущей личности. И то, какой педагог попадется младшему школьнику, играет большую роль в ее становлении.

Темперамент, внешность, даже темп речи учителя могут не подойти одному ребенку, и, наоборот, будут приводить в восторг другого.

Например, если ваш ребенок замыкается в себе, когда на него повышают голос, то учителя с громким голосом ему, скорее всего, воспринимать будет сложно. Или же ваш ребенок предпочитает все делать «с чувством, с толком, с расстановкой», а учительница – быстрая и активная: такие два темперамента могут порождать непонимание и трудности с учебой. Это совсем не значит, что нужно менять класс: родителям подобные ситуации скорее показывают, где нужно дополнительно обучать ребенка общению с разными по темпераменту людьми.

4. Пробуждайте и поощряйте интерес у ребенка к чтению

В младшем школьном возрасте ребенок проявляет интерес к чтению и читает самостоятельно. Многие родители считают, что в этом возрасте ребенок должен все читать сам, но в этом случае не стоит удивляться, что интерес к чтению может пропасть.

Интерес надо поддерживать. Ходите вместе с сыном или дочерью в библиотеки, покупайте вместе книги, обменивайтесь книгами с друзьями. Покупайте ребенку те книги, которые его увлекают. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно выбирать книги с хорошими иллюстрациями. Чтобы привлечь внимание к той или иной литературе, вычитывайте интересные эпизоды с интригующим сюжетом, забавной игрой слов, стихотворениями. Выступайте примером для подражания и читайте дома сами.

Если ваш ребенок с интересом читает описания в каталоге игрушек, комиксы про супергероев или статьи в журнале мод – это знак, свидетельствующий о том, что, скорее всего, в среднем школьном возрасте у вас дома появится вдумчивый книголюб.

5. Поощряйте игровую деятельность ребенка и вовлекайте его в игру

В младшем школьном возрасте игровая деятельность по-прежнему остается жизненно необходимой. В идеале она сопутствует ребенку в школе и дома.

Дети воспринимают информацию наглядно и через действие, они не способны долго удерживать внимание на словах, не подкрепленных визуально или действием. Спектр игр расширяется, наряду с сюжетно-ролевыми дети проявляют интерес к играм с четкими правилами: настольным, командным игровым и командным спортивным.

К тому же, игра помогает сохранить детскую непосредственность, раскованность, которые часто теряются под гнетом новых жизненных обстоятельств и психологических переживаний в возрасте от семи лет.

Дома вы можете обучить ребенка игре в шахматы. Это позволит развить у младшего школьника логику, выработает стратегическое мышление и обучит тактике.

6. Обеспечьте сыну или дочери надежный тыл

В жизни вашего ребенка происходит множество перемен и волнений. А вы – его «главный взрослый». Позаботьтесь о том, чтобы дома его ждал питательный и полезный обед, уют, спокойная атмосфера, душевные разговоры. Будьте заботливы и поддерживайте ребенка во внешних конфликтах, но не решайте их за него.

7. Следите за тем, когда ребенок ложится спать

Избежать утомляемости в школьный период поможет режим дня. Помните о том, что ранний подъем требует раннего отбоя.

Если ребенок учится во вторую смену, продумайте, когда ему удобнее и эффективнее делать уроки. Перенесите дополнительные занятия на первую половину дня, чтобы освободить остаток вечера для отдыха и семейного общения, прогулок и игр.

8. Укрепляйте волевые и нравственные качества ребенка

В младшем школьном возрасте начинает укрепляться сила воли, формируются нравственные черты характера. Воспитание воли и нравственных идеалов должно идти не только со стороны школы, но и со стороны семьи.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был целеустремленным, ответственным, честным, отзывчивым, справедливым, – учите его этому на своем примере.

9. Поощряйте самостоятельность в учебе и дома

В младшем школьном возрасте формируется произвольное внимание. Ребенок, прежде достигавший целей, которые ставят перед ним взрослые, учится ставить цели самостоятельно. Таким образом, сын или дочь учатся учиться.

То же касается и самообслуживания. Ребенок в возрасте семи–десяти лет способен сам проконтролировать, чистил ли он зубы, собрал ли портфель, сделал ли домашнее задание. Также важно, чтобы ребенок имел свои обязанности по дому и выполнял их.

10. Следуйте за интересами ребенка

Поощряйте интересы и выдумки ребенка. Богатая фантазия, интерес к различным областям жизни зачастую не могут найти развития или развиваются в недостаточной степени в чрезмерно теоретизированной современной школе, поэтому родителям так важно поддерживать творческие интересы ребенка и направлять его по верному пути, раскрывая способности и таланты.

Дети, которые пойдут в первый класс в следующем году, будут учиться в школе 12 лет

Верховная Рада Украины запустила реформу в сфере образования, утвердив соответствующий закон, который предусматривает среди прочего рост заработной платы учителей

В среду Верховная Рада приняла Закон Украины «Об образовании», которым ввела 12-летнее среднее обучение и увеличила (поэтапно до 2023 года) минимальную заработную плату учителей до четырех прожиточных минимумов для трудоспособных граждан. Закон, который активно обсуждался в СМИ уже больше года, предусматривает и много других новшеств. Реформу образования поддержали 255 из 359 народных депутатов.

— Школа станет трехуровневой и будет делиться на начальную (первый-четвертый классы), среднюю (пятый-девятый классы) и профильную, — рассказала в интервью «ФАКТАМ» министр образования Украины Лилия Гриневич (на фото), которая представляла проект реформы и в Верховной Раде. — В профильной школе старшеклассник сможет выбрать либо академическое, либо профессиональное направление. Тот, кто пойдет на академическое, будет углубленно изучать предметы, которые выберет сам. А через три года, то есть после 12-го класса, сможет поступать в университет. Второй вариант — профессиональное направление, выбрав которое ученик одновременно с общим средним образованием получит и первую профессию. Тут стоит отметить, что 12 лет будут учиться дети, которые пойдут в школу в 2018 году. Соответственно, 12-й класс появится не раньше 2029 — 2030 годов.

Утвержденный закон меняет также принцип обучения школьников. Часть таких нововведений для учеников младших классов, кстати, уже внедрили. Речь идет об отмене чтения на скорость, отмене нормативов на уроках физкультуры, изменении программы чтения (в конце прошлого года выпустили хрестоматию для начальной школы, в которую вошли произведения современных детских писателей). Первоклассники смогут пользоваться простым карандашом, время перехода на шариковую ручку учитель будет определять индивидуально. Каллиграфическое письмо оцениваться не будет, ученикам не будут снижать оценки за «неправильное» отступление количества клеток и строк. От учеников также не будут требовать заучивания наизусть таблицы сложения, вычитания и умножения.

— Мы убрали дублирование, — рассказывала Лилия Гриневич. — До сих пор в программу начальной школы добавляли все больше новой и второстепенной информации, которая потом повторялась в разных предметах. И оставалось мало времени на то, чтобы ребенок мог качественно усвоить базовые знания. А это важно для дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе. Например, математика. Мы привыкли, что детей заставляют зубрить таблицу умножения. Но ее не нужно просто зубрить! Учитель должен сразу показать примеры и задачи, в которых она применяется, чтобы дети понимали, для чего они это учат, чтобы им стало интересно.

Отменено также чтение на скорость. Безусловно, темп чтения — это важно, ведь к пятому классу ребенок должен быть готов много читать. Но темп нужно формировать через осмысленную технику чтения. В первую очередь ученику нужно понимать, что он читает, текст должен быть ему интересен. А когда ребенка ставят перед классом и с секундомером в руках проверяют, сколько слов он прочитает вслух за минуту, для него это серьезный стресс. Поэтому от такого оценивания мы отказались. Главное, чтобы школьник смог понять и проанализировать прочитанное. Важно обучить детей думать и свободно выражать свои мысли.

А учителям младшей школы настоятельно рекомендовали не пользоваться при проверке работ красной ручкой. Считается, что это негативно влияет на психику ребенка.

— Мы не рекомендуем использовать красный цвет в работе с детьми, которые только пришли в школу и находятся в так называемом адаптационном периоде, — объяснила Лилия Гриневич. — Лучше выбрать другие цвета, потому что красный — цвет предупреждающий. Правда, педагог имеет право выбирать. Возможно, эти нюансы кому-то покажутся незначительными. Но это важно, если мы хотим, чтобы ребенку нравилось ходить в школу.

Закон «Об образовании» предусматривает, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный. Но в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя и более языками — государственным, на английском языке, на других официальных языках Евросоюза. При этом лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке, наряду с украинским языком, в отдельных классах (группах) коммунальных учреждений дошкольного и начального образования.

— Недопустимо, когда в школах с языками национальных меньшинств дети, получив полное среднее образование, не умели разговаривать на украинском языке, изучали все предметы на языке меньшинства, а в результате имели ограниченный доступ к высшему образованию в Украине, потому что не могли нормально сдать внешнее независимое оценивание по другим предметам, по украинскому языку и литературе, которое является обязательным», — цитирует «Громадське радіо» министра образования.

При этом Лилия Гриневич подчеркнула: это не значит, что в школах не будет изучаться родной язык ребенка. Например, начальное образование школьник будет получать на родном языке.

— Ребенку нужно дать время, — считает Лилия Гриневич. — И оно есть как раз во время обучения в начальной школе. Далее мы будем наращивать количество предметов, преподаваемых на украинском языке. Сегодня вся проблема в том, что в школах все предметы изучают на языке национальных меньшинств до 11-го класса.

Аргументируя свою точку зрения, Лилия Гриневич рассказала о пилотном эксперименте Минобразования, в соответствии с которым дети изучают половину предметов на родном языке, а половину — на украинском.

— Эти дети значительно успешнее, они поступают в вузы, — отметила министр. — Там заложен подход, что дошкольное и начальное образование приобретается на родном языке. Во время учебы в начальной школе большой упор идет на овладение государственным языком. Начиная с базового образования, мы осуществляем обучение уже на украинском языке.

Принятый парламентом Закон «Об образовании» предусматривает также изменения в управлении учебными заведениями. Школам будет предоставлена автономия в утверждении учебных планов. Каждая школа обязана будет отчитываться о своей финансовой деятельности на сайте — чтобы родители учеников знали, сколько и откуда школа получает деньги и на что их тратит.

Проверять учебные заведения предстоит Агентству обеспечения качества образования, а не местным органам управления образования (как это было до сих пор). Директор имеет право возглавлять школы максимум два срока (по шесть лет каждый). Выбирать директора будет специальная независимая комиссия, в состав которой войдут директора государственных и частных школ, преподаватели педагогических вузов, представители райгосадминистраций и общественности.

Закон предусматривает новшества в сфере оплаты труда учителей. Должностной оклад педагогического работника (низшей квалификационной категории) устанавливается в размере не менее четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц. Эта норма вводится в действие с 1 января 2018 года. По подсчетам Министерства финансов, на увеличение зарплат учителям требуется 87 миллиардов гривен.

Преподавателей обяжут также проходить переаттестацию и сертификацию. Закон предусматривает, что переаттестацию школьный учитель будет проходить каждый год — она обязательна. Сертификация же является добровольной.

— Добровольная сертификация нужна для того, чтобы найти «агентов изменений» — лучших учителей, которые владеют новыми методиками, — так прокомментировала новшества в сфере образования Лилия Гриневич. — Пройдя сертификацию, они получат 20 процентов надбавки и смогут делиться опытом с другими учителями. Это дополнительная мотивация. Можно написать прекрасный стандарт, можно дождаться лучших учебников, поставить в классах компьютеры. Но если не изменится учитель и его авторитарное отношение к ученику, мы не сможем привести реформу к каждому ребенку. Учитель должен быть готов к изменениям.

В этом учебном году переподготовку должны пройти более 20 тысяч учителей начальной школы, которые будут набирать первый класс. Сначала они овладеют дистанционным курсом, после этого пройдут тренинги. Сейчас мы готовим тренеров, которые будут работать с учителями, чтобы учителя могли применять новые знания на практике.

Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?

Главная > Консультации > омбудсмен > Можно ли отдать ребенка в школу раньше положенных 6 лет и 6 месяцев?

В каком возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу? На сегодняшний день возраст детей, которые идут в школу варьируется от 6 лет до 8 лет. Многие родители 6-летних детей, видя, что ребенок может и читать, и писать, он очень способный, отдают его в школу. Есть родители, которые понимают, что даже в 7 лет ребенку будет сложно обучаться даже по обычной, не усложненной программе. Таких родителей волнует вопрос, а можно отдать в школу ребенка в 8 лет? Возможный возраст начала обучения во многом зависит от психофизиологической готовности ребенка к обучению. Этот компонент является одной из важнейших составляющих готовности ребенка к школе. Родители чаще обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка. Определить готов ли ребенок к школьному обучению помогут различные тесты. Можно самостоятельно сделать их вместе с ребенком дома, а можно и попросить помощи у психологов или педагогов.

Существует примерный возраст, указанный в законе, который позволяет родителям отдать ребенка в школу. В Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) и в Постановлении от 29.12.2010 N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН) указано, что оптимальным возрастом начала школьного обучения будет возраст от 6 лет и 6 месяцев и не позже возраста 8 лет.

Выдержки из нормативных актов:

1. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев (п.10.1 СанПиН).

2. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (п.1 ст.67 Закона).

Таким образом, если ребенку на 1 сентября исполнилось 6 лет и 6 месяцев, то по заявлению родителей его принимают в школу. Получается, что в Законе указан примерный возраст начала обучения. В особенных случаях возрастные границы сдвигаются, и в зависимости от решения родителей школа имеет право взять ребенка и до 6 лет 6 месяцев, а также позже 8 лет. Если ребенок поступает в школу в возрасте до 6 лет и 6 месяцев к началу учебного года, то СанПиН рекомендует проводить обучение школьника с условием соблюдения всех гигиенических требований в рамках образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (п.10.2 СанПиН). Что это может означать? Это может означать и соблюдение режима дня, который включает сон, прогулку, игры, занятия, перерывы для приема пищи. При составлении уроков следует включать игровые моменты и учитывать, что это ведущая деятельность ребенка возраста 6 лет. Необходимо учитывать потребность в двигательной активности в течение дня. Если обучающийся зачислен в школу в раннем возрасте (школьнику нет еще шести с половиной лет), то ему в соответствии с СанПиН должны обеспечить соответствующие условия пребывания в школе (1 класс в помещение детского сада, отдельные помещения для спальни). Раннее начало обучения — это фактор, который может негативно сказаться на успешности освоения учащимся образовательной программы. Психологическая и физиологическая незрелость будут препятствовать успешному обучению ребенка и адаптации в школе, в связи с высокими требованиями к готовности к школьному обучению. Самое главное, чтобы проблемы не начались у шестилетнего ребенка, который должен долго сидеть за партой, быть внимательным и сосредоточенным на протяжении всего учебного дня.

Что должны уметь дети, которые приходят в школу?

(из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000 № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

Первоклассники должны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого.

Они с интересом должны участвовать в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой).

Дети этого возраста должны быть хорошо осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности должен обеспечивать возможность школьного обучения.

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов.

На достаточно высоком уровне развития у детей должно находится зрительно-пространственное восприятие. Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа-слева, над-под, на-за, сверху-снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей.

Развитие зрительно-моторных координаций должно позволять детям 6 лет координировать свои движения.

Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц руки.

Развитие слухо-моторных координаций должно позволить различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п.

Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности.

Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. п.

Первоклассники способны точно выполнить инструкцию учителя, если она дана четко и кратко, а также представлена последовательность (алгоритм) действий. Им еще трудно оценить результат и качество своей работы, сравнить их с эталоном, самостоятельно исправить ошибки и внести коррективы по ходу деятельности. Однако у них преобладает пока завышенная самооценка, поэтому задача учителя постепенно и корректно формировать объективную самооценку школьника.

Данный перечень показывает, насколько хорошо дети должны быть подготовлены к школьному обучению. Нередко можно наблюдать картину, которая свидетельствует о том, что ребенок 6 лет не может ни сидеть длительное время, ни сосредоточенно работать, ни слышать инструкцию педагога и выполнять ее. Поэтому родители должны осознавать насколько ребенку необходимо обучение в возрасте до 7 лет.

Что делать родителям, которые поняли, что ребенок не справляется со школьной программой?

Нередко дети, поступившие в школу в 6.6 лет, в течение первого учебного года показывают низкий уровень понимания и усвоения образовательной программы. Примерно 30% детей требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

Также в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр. Если ребенок, не достигший к 1 сентября возраста 7 лет, испытывает серьезные трудности адаптации, то родители могут принять решение о том, чтобы забрать документы из школы.

Этот случай можно рассматривать как прекращение образовательных отношений по инициативе родителей, не требующее письменных объяснений от родителей, согласования с органами опеки и попечительства. Родители могут сослаться на состояние здоровья ребенка и неготовность к обучению в школе, подтвердив это заключениями врачей или психологов. Родители могут обратиться за медицинскими справками, заключением или рекомендациями ПМПК в соответствующие организации. Если родители отдадут ребенка в школу еще через год, а ему не будет 8 лет, то никакого нарушения законодательства не будет и будет считаться, что родители выполняют свои обязанности по воспитанию ребенка (п.1 ч.4 ст.44 Закона).

Могут ли отказать в приеме в образовательную организацию по причине того, что ребенку уже исполнилось 8 лет или еще нет 6 лет и 6 месяцев?

Причиной отказа в приеме в школу не может служить недостаточный возраст ребенка. Правила приема граждан в школу и перечень необходимых документов не может быть изменен в зависимости от возраста обучающегося. Родителям ребенка имеют право отказать в приеме в школу только, если нет свободных мест. Если ребенок имеет право на получение образования соответствующего уровня, то его должны принять в школу.

Выдержки из Закона:

«В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест» (п.4 ст. 67 Закона).

Следует отметить, что не допускается тестирование обучающихся и отбор дошкольников в зависимости от уровня готовности к школе. Диагностика готовности к школе может осуществляться только с согласия родителей и после поступления в образовательное учреждение. Федеральное законодательство также не предусматривает наличие заключения ПМПК, как обязательное условие при поступлении в школу ребенка в возрасте до 6 лет 6 месяцев.

Какие законы нужно знать родителям школьника: советы юристов

Знание законов может сэкономить время на стоянии очереди за справками и не попасться на «разводы» на прививки

В преддверии нового учебного года по просторам соцсетей снова гуляет шутка: «Только глаз перестал дергаться, как опять 1 сентября». И правда, у родителей забот много: купить новую форму, канцелярские товары, приобрести учебники, если их вдруг не напечатали, что-то доремонтировать в школе и т. д. Но самое неприятное — потратить уйму времени в очередях к врачам и взять заветные справки о том, что ребенок готов к школьной жизни и достижениям на уроках физкультуры. Однако, по словам специалистов, если знать законодательство, то многих неприятных моментов можно избежать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ПРИВИВКИ: В ДОБРОВОЛЬНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

Согласно ст. 53 Конституции Украины, каждый имеет право на образование. А согласно решению Конституционного суда Украины от 04.03.2004 года №5-рп/2004, никому не может быть отказано в этом праве, в том числе и из-за отсутствия обязательных вакцинаций. То есть обязательный календарь прививок только рекомендован для выполнения. Но здесь не все так просто.

«Существует Закон Украины «О защите от инфекционных заболеваний. И согласно ст. 12 можно письменно отказаться от прививок, — рассказывает президент ГО «Лига Защиты Гражданских Прав» Вячеслав Костылев. — А ст. 15 этого же закона говорит о том, что детям без прививок посещение детских учебных учреждений запрещено, кроме случаев медицинских противопоказаний. Но теоретически, если врач в детской поликлинике даст справку о том, что ребенок здоров, то не принять без прививок в школу не имеют права. Однако 90% педиатров такую справку без вакцинации не дают».

НА ПРАКТИКЕ. Во многих странах Европы прививки не являются обязательными, но большинство родителей иммунизируют детей — они правильно информированы и знают, что государство отвечает за качество вакцин. В Украине из-за противоречий в законодательстве сложно понять, насколько это добровольно. Но стоит помнить: никакие манипуляции не могут проводиться с детьми без официального согласия родителей. Если вы не готовы по каким-то причинам прививать ребенка — пишите отказ. И помните: отстранение от школы производится только приказом администрации, врученным вам под роспись.

Прививки. Только по письменному согласию родителей. Фото: В. Матыцин/ТАСС

БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ: СПРАВКА КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ

За неделю-две до 1 сентября в детских поликлиниках перед кабинетами педиатров выстраиваются огромные очереди из детей и их родителей, которым необходимо получить справку о состоянии здоровья ребенка к началу учебного года. Это непомерная нагрузка как для взвинченных малышей и взрослых, так и для участковых врачей. Причем абсолютно напрасная, потому что существует Приказ МОЗ №682 еще от 16.08.2010 года «Об усовершенствовании медицинского обслуживания учеников общеобразовательных учебных заведений», по которому обязательные профилактические осмотры проводятся в течение календарного года. То есть требование администрации школ всем на 1 сентября принести справку «форма №086-1/0» о состоянии здоровья — беспочвенно.

«В стране не хватает просветительской работы. В Киеве это получается сдвинуть с мертвой точки, пусть со скрипом, но процесс идет. Ведь чиновники, как правило, пользуются именно незнанием людей своих прав», — считает член постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам бюджета и социально-экономического развития Алла Шлапак.

По закону, родители должны озаботиться профосмотром ребенка за неделю-две до его дня рождения, и таким образом нагрузка на поликлинику равномерно распределяется в течение всего года. «У меня на участке многие родители знают об этом Приказе, но есть и такие, кто готов сидеть в очередях, потому что школы требуют, — рассказывает киевский педиатр Валентина Киричек. — Мне даже довелось объяснять одному из учителей физкультуры, что справка дается на год, и действует она с 30 апреля (день рождения ученика) по 30-е апреля следующего года. То же касается и «формы № 086-2/0″ — о профилактической работе с учащимися, их родителями или законными представителями по выявлению факторов риска алкогольных и наркотических проблем».

Кроме осмотра педиатра, существует еще схема осмотров другими врачами-специалистами перед получением справки (таким образом и нагрузка и этих врачей распределяется корректно). В 6 лет (или старше, перед поступлением в школу) — детский хирург, ортопед-травматолог, офтальмолог, стоматолог, могут быть другие врачи по направлению педиатра (по показаниям), анализ крови. В 7—10 лет — осмотр по показаниям, в 11 — детский хирург, ортопед-травматолог, офтальмолог, стоматолог, врачи по показаниям и анализ крови. В 12—13 лет — по показаниям, в 14—15 — стоматолог, гинеколог детского и подросткового возраста (по показаниям), хирург, эндокринолог, психолог (по показаниям), флюорография, анализ крови. В 16—17 лет — стоматолог, гинеколог (по показаниям), флюорография.

УБОРКА ВНЕ ЗАКОНА

Еще одна «санитарно-гигиеническая тема»: должны ли дети убирать классные комнаты после уроков? В ст. 52 Закона Украины «Об образовании» указано, что запрещается отвлекать учеников за счет учебного времени на работу и мероприятия, которые не связаны с процессом обучения. Также, по словам начальника киевского Главного территориального управления юстиции Станислава Куценко, ст. 43 Конституции Украины запрещает «использование принудительного труда», так что ни один ученик не обязан принимать участие в школьных субботниках или убирать в классе. Эту работу должна выполнять уборщица, на зарплату которой выделяются деньги из бюджета.

ЧТО ДЕЛАТЬ. В любой спорной ситуации, будь то требование покупки школьной формы, дополнительных тетрадей, поборов на ремонты, принуждение к дополнительным работам, прежде всего необходимо обращаться с заявлением к директору школы, советуют юристы. Если никаких результатов не последует — писать жалобу в управление образования. И последний шаг — обращение в суд.

Шкільний вік: йти в перший клас чи залишитися в дитячому садку?

Сьогодні семирічки в першому класі вже стають рідкістю. Більшість батьків хочуть віддати дитину в садок у шість років, а іноді й раніше, адже навчання в школі триватиме цілих 12 років. Медики і психологи всіляко відмовляють від такого кроку. Адже дуже часто малюки не готові до майбутніх навантажень, розкладу і жорсткої дисципліни. EtCetera з’ясовував, що про відповідний для школи вік йдеться в законах і нормативних актах.

РАНІШЕ НЕ ПОТРІБНО. Вік майбутніх першокласників визначений у статті 20 Закону України «Про загальну середню освіту». У ній зазначено, що зарахування учнів до загальноосвітніх навчальних закладів здійснюється, як правило, з шести років. Більше того, в одній з постанов Головного державного санітарного лікаря України за попередні роки значилося, що діти, які молодші за 5 років 8 місяців, не повинні допускатися до навчання в першому класі. Однак у окремих випадках, коли обставини вимагають більш раннього зарахування в школу, рішення про таке зарахування приймається за результатами засідання психолого-медико-педагогічної комісії управління освіти.

ЗАЛИШИТИСЯ В САДКУ. Згідно зі ст. 12 Закону «Про дошкільну освіту», дитячі садки здійснюють догляд за дітьми до досягнення ними шести (семи) років. А в Листі МОН від 21.07. 2011 року № 1/9-552 «Щодо терміну перебування дітей, які досягли шестирічного віку, у дошкільних навчальних закладах» дається таке роз’яснення: діти, яким на 1 вересня поточного року виповнюється 6 років, мають право за бажанням батьків перебувати в дошкільних навчальних закладах до 7 років.

З огляду на те, що особливої ​​процедури для того, щоб залишити дитину ще на один рік в садку, не передбачено, адміністрація дошкільного закладу не має права ні відмовити в цьому батькам, ні вимагати заново оформлятися в садок на загальних підставах, ні чекати наявності місць. Якщо ж у садку відмовляються залишати дитину або висувають для цього особливі умови, то можна звернутися в районний відділ освіти або в МОН (тел. Відділу дошкільної освіти: (044) 481-47-69).

Квит объяснил, в каком возрасте дети будут идти в первый класс согласно новому закону

Законопроект еще дорабатывают и он вступит в силу после утверждения парламентом.

Профильное министерство сейчас дорабатывает законопроект об образовании, который предусматривает кардинальные изменения в этой области. В частности, он предполагает переход школ на 12-летнюю систему обучения. А в первый класс будут принимать детей и в шесть, и в семь лет – когда родители захотят отдавать на обучение.

Об этом сегодня, 11 ноября, во время заседания правительства сказал министр образования и науки Сергей Квит, передает «5 канал».

«Почему-то при обсуждении очень таким сенситивным был вопрос, с какого возраста дети идут в школу. Наш закон дает возможность на выбор родителей посылать детей или в шесть лет, или в семь лет», – сказал Квит.

12-летнее школьное образование планируют ввести с 2017-го.

«Начальное и среднее образование будет 12-летним. С 2017 года в школу пойдут первые дети, которые закончат 12-летнюю школу», – уточнил министр.

Еще по теме:

  • Регистрация ооо калининград Регистрация ООО в Калининграде Чтобы открыть ООО вам нужны следующие документы: Копию паспорта учредителей, будущего директора или выписку из ЕГРЮЛ на компанию-учредителя Юридический […]
  • Московская олимпиада по физике регистрация 2018 Московская олимпиада школьников по физике Московская олимпиада школьников по физике проводится среди школьников 7–11 классов. Это самая сложная и престижная из олимпиад по физике в […]
  • Документы на получение лицензии на добычу подземных вод Документы на получение лицензии на добычу подземных вод Постоянное удорожание стоимости природных ресурсов является заметной проблемой промышленных и сельскохозяйственных предприятий. […]
  • Кому написать письмо чтоб помог материально Открытые письма Жириновскому В.В. Здравствуйте уважаемый Владимир Вольфович! Меня зовут Игнатенко Татьяна Станиславовна. Проживаю в Краснодарском крае г. Темрюк. Мне 66 лет, мужу 69 лет. […]
  • Астрея адвокат Астрея адвокат Адвокатский кабинет Гончаровой О.С. «Астрея» учрежден мной, адвокатом Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Гончаровой Оксаной Сергеевной (номер в реестре адвокатов 78/5783), […]
  • Судебный контроль за предварительным расследованием Судебный контроль за предварительным расследованием В стадии предварительного расследования судебный контроль не может осуществляться по инициативе самого суда. Инициаторами его выступают […]
  • 3331 тк рф Сергиево-Посадский городской суд Решение Гражданское дело 2-4124/2017 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29.09.2017 года г. Сергиев Посад Сергиево-Посадский городской суд Московской области в […]
  • Воинская часть в арамиле Перечень воинских частей Екатеринбурга и Свердловской области Екатеринбург построен в восточной части Уральских гор, которые на этой территории небольшой высоты. Удачное […]
Рубрики: Статьи