Считают деньги дети

Опубликовано admin в

Нужны ли карманные деньги детям?

Скажите, вы даете ребенку деньги на карманные расходы? Многие родители считают, что деньги давать совершенно незачем: они кормят, одевают, покупают все необходимое, а если на что-то нужно еще, так пусть спросит, тогда можно подумать и решить, давать или не давать требуемую сумму.

Но ребенок, на самом деле, с миром денег сталкивается рано, как только начинает самостоятельно гулять или пойдет в школу. Ему захочется и мороженое, жевательную резинку, может быть, сходить в кино, пока родителей нет дома, или купить диск с новой игрушкой. А еще есть дни рождения у родителей и друзей, 8 марта и 23 февраля.

И если у него нет денег, то он обязательно почувствует некую ущербность, сравнивая себя со своими сверстниками. Как он начнет решать эту проблему – неизвестно. Хорошо, если поговорит с родителями и попросит дать ему некоторую сумму, а если нет?

Карманные деньги выделять ребенку обязательно нужно. А вот с какого возраста и сколько – тут стоит задаться вопросом. Опасаясь слишком рано приобщать детей к деньгам, родители упирают на то, что ребенок их потеряет, кому-нибудь отдаст или бессмысленно потратит. Вряд ли стоит того так уж пугаться. Все равно первые деньги будут потрачены бессмысленно с точки зрения родителей, хотя сам ребенок может быть совсем иного мнения.

Но пока у детей не будет денег, то и тратить они их никогда не научатся. Более того, если откладывать тему «ребенок и деньги» до выпускного класса, то в жизнь вы выпустите инфантильного, беспомощного и безответственного человека.

Да и с взрослением у детей меняются интересы, меняются потребности, соответственно, траты перестанут быть такими уж бесполезными и неразумными. Карманные деньги — это определенный этап в жизни ребенка. Часто он совпадает с поступлением в школу. Может быть, как раз с этого времени и разумно выделять некоторую сумму детям. А вот, сколько и на какое время – это зависит и от возраста ребенка, и от доходов семьи.

Некоторые родители начинают выдавать деньги детям за пятерки в школе или за помощь по дому. Это не самый разумный путь: нельзя переводить заботу, внимание, участие в семейных хлопотах в рубли. То же самое можно сказать и об оценках. Учеба – это самое важное дело ребенка, знания нужны, прежде всего, ему самому, и нельзя превращать учебу в коммерческое предприятие.

Но вы можете поощрить деньгами его школьные успехи. Покупаете же вы подарки ребенку, так и тут, например, по случаю успешного окончания четверти вы, вместо подарка, выделите ему сумму, которую он может потратить по своему разумению.

Но выдавая карманные деньги, не забывайте, что это — личные деньги, причем, как для взрослого, так и для ребенка. Вы можете поинтересоваться, куда ребенок их потратил, что-то посоветовать, но не требовать отчета и не ругаться, если вам что-то показалось неправильным. Пока ребенок не приобретет опыт, он не научится планировать свои траты или накапливать деньги на какую-то более крупную покупку.

Только имея собственные деньги, ребенок начинает понимать их цену, учиться бережливости. И вы должны помочь ему в этом. Например, объясните, что есть деньги на школьные завтраки, на проезд в транспорте, и карманные деньги. Расскажите, как складывается бюджет семьи, какие самые важные статьи расходов.

Чаще отправляйте ребенка в магазин, поручите оплачивать коммунальные расходы, вместе с ним считайте стоимость покупок, затраченные деньги и полученную сдачу. Ваш маленький сын или дочь – тоже члены семьи, поэтому они должен понимать, как зарабатываются и как расходуются деньги, чтобы уважать ваш труд. Тогда карманные деньги станут еще одной ступенькой к самостоятельности для вашего ребенка.

Дети и деньги: 5 простых правил

Деньги рано или поздно попадают в детскую ладошку, и маленький умник быстро начинает понимать, что за деньги можно купить столько всего-о-о! И вот тут начинается самое интересное. Маме с папой важно обучить отпрыска обращаться с деньгами – сильной энергией, которая будет вести ребенка в будущем по жизни. 5 простых «денежных» правил – перед вами.

Обсуждайте денежные вопросы с ребенком или при ребенке

Когда разговоры о деньгах и тратах, о семейном бюджете — запретная тема для ребенка или обсуждение ведется шепотом, и родителям неловко говорить о деньгах при ребенке – у него складывается впечатление, что деньги – это плохо, они мучают и смущают. Разумеется, не стоит при ребенке оглашать размер своей зарплаты или суммы кредита, а вот обсуждать, сколько вы заплатите за коммунальные услуги, садик, сколько отложите на питание, на поездку и т.д. – это очень даже правильно. Тогда у ребенка сформируется верное впечатление о деньгах – они помогают достичь желаемого. Малыш попутно освоит азы финансовой грамотности. Курочка – по зернышку!

Давайте малышу карманные деньги уже с 5-6-летнего возраста

Только не вознаграждайте так успехи малыша в обучении или за помощь по дому. Эти обязанности ребенок должен выполнять не за оплату, а из желания узнать что-нибудь новое или помочь своей семье.

Миссия карманных денег – помочь ребенку стать самостоятельным

Научиться считать, копить нужную сумму, чтобы потратить ее на что-то стоящее. А когда еще ребенку начинать этому учиться, как не в детстве?

Старайтесь не контролировать покупки ребенка

Пусть он сам решает, на что потратить сумму, которую ему подарили или ему удалось накопить. Разумеется, без финансовых промахов или даже фиаско не обойдется. Опыт – сын ошибок трудных!

Чем старше ребенок, тем больше у него личных расходов

Каждые полгода-год увеличивайте немного сумму карманных денег чада. Уже младший школьник может брать деньги на обед или булочку в школьной столовой, а старшеклассник пусть получает сумму на оплату проезда, обедов, необходимой школьной канцелярии и других расходов, о которых при правильном финансовом воспитании ребенок наверняка расскажет.

Сколько денег тратят родители на детей: любопытные цифры

ТОП подработок для подростка

5 вещей, которые ваш ребенок запомнит навсегда

СТОП-слово: как оно поможет прекратить истерику ребенка

Мировые родители: секреты воспитания в разных уголках планеты

Нет капризам: 10 гениальных уловок в общении с детьми

Дети и деньги. Как мы воспитываем вечных кредиторов и скряг

В каком возрасте детям можно давать деньги на карманные расходы, как реагировать, если ребёнок просит вас купить ему очень дорогую вещь и почему стоит подарить своему ненаглядному чаду копилку, рассказала психолог Светлана Меркулова.

Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не знает, что мамин кошелёк не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Как сделать это максимально понятно, чтобы в будущем избежать проблем, АиФ.ru рассказала психолог Светлана Меркулова.

Найди дешевле

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

— Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

— Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

— Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5–3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

— А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

— Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

Говорите вслух

— Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

— Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

— По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

— Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

— Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

На машинку

— Полезно ли ребёнку на что-то копить?

— Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

— Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

— Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

— День рождения — хороший повод?

— Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

— Сколько денег можно подарить?

— Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

— А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

— Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

— Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

— Шесть – семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три – четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

— Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

— Еду, питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

Мама — на крючке

— Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

— Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

— А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

— Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

— Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

— Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

— Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

— Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

— Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

— Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

— А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

— Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

— Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

— Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

— Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

— Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

Карманные деньги

Когда и как выдавать детям карманные деньги. Надо ли платить детям за помощь по хозяйству? Сколько денег давать ребенку?

Авторы таких бестселлеров, как «Богатый папа, бедный папа», «Чтобы стать миллионером, надо думать, как миллионер» утверждают, хорошие отметки в школе не являются залогом финансового процветания во взрослой жизни. Умение обращаться с деньгами — это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги — вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для наших детей.

Тема взаимоотношения детей и денег привлекает внимание не только родителей, но и экономистов, и психологов. Как, когда и почему дети должны знакомиться с экономической стороной окружающего их мира? На Западе об этом пишутся научные статьи и популярные книги. Последние 40 лет на эту тему неоднократно проводились исследования в США, Англии, Австралии, Канаде, Франции, Германии и Израиле.

Первые результаты, полученные еще в 60е годы прошлого века разными исследователями, оказались противоречивыми. Одни считали, что отношение детей к деньгам напрямую не связано с тем, были у них карманные средства, или нет. Другие утверждали, что существует положительная связь между «покупательскими навыками» и наличием собственных денег у ребенка. Впоследствии ко второму мнению склонилось большинство голосов.

Сколько денег получают дети в западных странах?

Международный Журнал экономической психологии в 2001 году опубликовал исследование британского ученого Адриана Фернхема, посвященное отношению к карманным деньгам родителей, имеющих детей разного возраста. Триста английских родителей ответили на ряд вопросов о деньгах, выдаваемых своим детям.

Результаты исследования показали, что большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость — 17-летний британский подросток получал от родителей несколько лет назад примерно 10 долларов в неделю.

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему — 1,5-2 евро, 10-летнему — 10-12 евро, а в 13 лет — уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.

Если родители не выдают ребенку деньги по «государственному тарифу», он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. Впрочем, эти суммы вполне посильны немецким семьям, ведь на детей в Германии выдают пособие. В итоге этих реформ в середине 2003 года покупательная способность детей и подростков в Германии оценивалась в 7,5 млрд евро в год.

Немного статистики

Как карманные деньги зависят от ситуации внутри той или иной семьи? Как ни странно, дети, которых выращивает один родитель, получают денег больше, чем их сверстники из обычных, особенно «традиционных», семей, где работает только отец. Если же школьник недоволен слишком маленьким «пособием» от родителей, ему лучше просить прибавки у матери, а не у отца. Оказывается, матери легче идут на финансовые уступки детям.

В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям. Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию «карманные деньги», чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.

Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет — более подходящий для этого возраст.

Меньше половины родителей поощряют у своих детей денежные пожертвования на благотворительность. Около половины взрослых считают, что за успехи в учебе детям полагаются денежные премии по внутрисемейному тарифу. Эта группа родителей начинает выдавать подобные премии школьникам еще в начальных классах.

Прекращать выдачу карманных денег детям европейцы планируют не раньше, чем их отпрыски закончат получение образования и начнут работать полную рабочую неделю.

Перейдем теперь от статистики к практике. Попробуем предложить вашему вниманию несколько простых советов о том, как организовать денежный поток от вас к вашему ребенку.

Когда и как выдавать детям карманные деньги

  • С какого возраста давать ребенку карманные деньги — зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего отпрыска: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
  • Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
  • Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».
  • Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
  • Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
  • В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Надо ли платить детям за помощь по хозяйству?

Исследователи еще около 20 лет назад установили, что выдавать деньги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег.

Большинство родителей «постарше», на наш взгляд, справедливо считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Лучше не связывать две эти вещи воедино, а рассматривать их по отдельности. Объяснить этот подход ребенку можно при помощи примерно такой фразы: «Мы помогаем друг другу потому, что мы члены одной семьи. Мы делим и заботы, и приобретения на всех».

На Западе дилемма «платить за помощь по хозяйству или не платить» обычно решается следующим способом: некая фиксированная сумма вручается ребенку регулярно, но он может «заработать» еще немного, если выполнит то или иное поручение. Например, вымоет родительскую машину или подстрижет газон перед домом.

Сколько денег давать ребенку?

  • Ответ на этот вопрос зависит от нескольких вещей.
  • Какую сумму вы можете выделить сыну или дочери.
  • На какие покупки планируется тратить карманные деньги.
  • «По какому курсу» выдают карманные деньги детям в семьях, подобных вашей. Если ваш ребенок будет получать денег намного меньше, чем его приятели в классе, он может почувствовать себя на их фоне менее полноценным. Мы не рассматриваем ситуацию действительной бедности в семье. Во всех остальных случаях карманные деньги не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на семейный бюджет. Поэтому без необходимости лучше не создавать у ребенка чувство его «особого положения».
  • Должен ли ребенок из своих карманных денег покупать подарки родителям к праздникам.
  • Обычно, чем ребенок старше, тем больше денег ему выдают. В идеальном случае увеличивается и его ответственность за расход этих средств.

На что он будет тратить свои деньги?

Опять-таки это зависит от того, о чем вы с ребенком договоритесь. В начальной школе вы можете, к примеру, условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе, во-первых, что-нибудь вкусное в школьном буфете; во-вторых, недорогие сувениры и ручки в газетном киоске; в-третьих, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Если вы будете давать деньги с условием, что школьник потратит их «на ластик, линейку и глазированный сырок», это, конечно, даст вам ощущение контроля, но вряд ли привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения.

В Европе педагогический «мейнстрим» считает, что когда дети копят деньги — это хорошо. Родителям полагается всячески это стремление поощрять и стимулировать. Если вам эта идея кажется здравой, вот совет: за каждые накопленные ребенком, к примеру, 100 рублей, вносить в его копилку от себя какую-то сумму. Это будет дополнительным стимулом для ребенка.

Вообще с 10 лет, по мнению европейцев, дети должны начинать знакомство с банковской системой, учиться разбираться в видах вкладов, в процентных ставках, и т.д. При этом большинство родителей разрешает подросткам заводить собственную дебитную карту с 18 лет.

Лишать ли карманных денег за проступки?

На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Например, покупку учебников обычно берут на себя родители. Однако за потерянный учебник можно потребовать у ребенка компенсацию. Можно предложить ему выплатить стоимость книги частями, «в несколько траншей», чтобы он не отдавал сразу все, что у него есть.

А вот полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, упаси Бог, попробует стащить деньги из вашего кошелька.

Счастье не в деньгах.

А в их количестве? В общем, деньги для детей — хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто — любящая семья с братьями и сестрами. Даже если отец потерял работу, то его ребенок-тинейджер, как правило, бывает скорее доволен, чем нет, новыми возможностями домашнего общения.

А вот говорить детям: «Зачем давать тебе больше денег, если ты от этого не станешь счастливее?» не следует. Они не только не поверят, но и обидятся, пожалуй. Детям (как и взрослым) обычно кажется, что если у них будет чуть больше собственных денег, то все проблемы будут решены. Конечно, проблемы у детей, на взгляд родителей, не слишком серьезные — купить побольше модных вещей, чтобы занять более высокое место в школьной иерархии, — но от этого не менее значимые.

Карманные деньги у подростков

Существует всеобщий закон, по которому подросткам «всегда всего мало». «Мам, мне нужно 100 рублей, мы с ребятами договорились пойти сегодня в Макдоналдс». Исследователи утверждают, что подростки округляют сумму в большую сторону, когда им нужны деньги, но при этом всегда забывают принести сдачу.

Маркетологи знают, что школьники обычно обладают даже большими суммами на карманные расходы, чем их родители. Не случайно индустрия рекламы так серьезно относится к продвижению на рынок «молодежных» товаров — газированных напитков, шоколадных батончиков и прочей необязательной ерунды. Так что переходный возраст у детей это затратное время для родителей.

Подростки стремятся к независимости. Поэтому для родителей, пока они не утратили свой авторитет, важно успеть научить детей обращаться с деньгами. Если ваш ребенок учится в старших классах, его личные деньги могут включать в себя расходы на развлечения. Может быть, вы позволите ему покупать себе что-то из одежды. Конечно, от первой попытки успеха ждать не приходится, но когда-то начинать все равно придется, не правда ли?

Объясните тинейджеру, что бюджет семьи не резиновый, и что деньги «из ниоткуда» не возникают. Поговорите о том, что фирменная этикетка (дизайнерский лейбл) увеличивает стоимость одежды в несколько раз, не всегда пропорционально ее качеству. Покажите, что на сэкономленные от покупки более простой одежды деньги можно купить что-то еще, или отложить эту сумму «на будущее».

Впрочем, наши слова не так влияют на детей, как наши поступки. Если мы в присутствии ребенка перед друзьями хвастаемся «этим чудесным костюмом от такого-то дизайнера», вряд ли наши призывы к экономии будут иметь вес. Вообще статистика говорит о том, что именно тип финансового поведения родителей (включая такие крайности, как «транжира», «скряга», «шопоголик», «филантроп») определяет отношение к деньгам их отпрысков.

Можно устроить ребенку «испытательный месяц». Выдайте ему сумму, которая должна покрывать расходы на одежду, «подножный корм», мелкие нужды, транспорт, развлечения и мобильник. И предложите самому планировать расходы в течение установленного срока. Выделите специальную тетрадку для учета покупок. И «отпустите поводья» на какое-то время. Впрочем, хорошо бы за чадом вполглаза присматривать.

Первая зарплата

Деньги, заработанные собственным трудом, у наших детей появляются позже, чем на Западе. Российский старшеклассник в свободное от школы время скорее будет корпеть над учебниками или заниматься с репетиторами, чем развозить пиццу или стричь соседские газоны. Слишком велика в нашей стране «цена вопроса» поступления в ВУЗ с первой попытки. Поэтому про личные заработки старшеклассников говорить не будем, а перейдем к студентам.

Предположим, наши дети благополучно преодолели экзамены в институт и начали совмещать учебу с работой на неполный день. Настало время принять решение, будет ли заработок тинейджера играть свою роль в семейном бюджете? Будем ли мы забирать часть денег «на еду и квартплату»? Или оставим всю сумму подростку «на развлечения, транспорт и мобильник»?

В любом случае полезно помнить — это, в общем, не наши, родительские, деньги. Эти деньги принадлежат нашему ребенку. Вполне вероятно, что наше чадо пойдет и накупит на всю получку сигарет или компакт-дисков (не самый плохой вариант), а мы никак не сможем это контролировать. Здесь проявятся результаты всего предыдущего воспитания, в сочетании с подростковым максимализмом и бунтарским духом. Но мы сделали, что могли и теперь будем надеяться, что со временем все стабилизируется.

Дети и деньги

Что делать с деньгами и стыдно ли быть бедным

Кажется, заканчивается время, когда слово «деньги» произносилось с понижением голоса, будто нечто неприличное. Хотя и сегодня быть богатым в нашей стране означает непременно быть нечестным, высокомерным и толстокожим. Конечно, никто из нынешних взрослых в детстве и не помышлял о заработке и не играл в «Монополию», как их ровесники в других странах. Вместо этого они изучали национализацию заводов и фабрик, собирали никому не нужный металлолом и получали одинаковое бесплатное образование.

А потом все изменилось, и деньги вдруг из обыкновенной зарплаты превратились в нечто большее. Ими стали гордиться, ради них стали убивать, они разлучили друзей и супругов. Их отсутствие теперь превратилось в кошмар.

Но самое главное — появившиеся и даже слегка подросшие к этому моменту дети потребовали от родителей четко выраженного отношения к деньгам. Ведь, согласитесь, странно, когда реклама вокруг призывает покупать и покупать, стало быть, намекает, на то, что нужно обладать деньгами — а родители с гневом отвергают все разговоры о богатстве, напирая на свое необеспеченное прошлое. Или наоборот, истерически бросаются «баксами» налево и направо.

Именно в последние несколько лет дети оказались между двух огней: с одной стороны у них родители, которые сами не могут понять, как относиться к деньгам, а с другой — современная жизнь, где деньги являются культом.

Эта проблема характерна не только для тех, кто не смог, как теперь говорят, вписаться в рынок. Успешные в экономическом плане родители часто имеют еще большие трудности в воспитании своих обеспеченных детей. И это тоже связано с общими настроениями: богатый — значит плохой.

Что такое деньги?

Ну, конечно же , это не просто бумажки и монетки. Деньги — это мера, определяющая статус и реальную социальную значимость человека. Если он делает нечто, востребованное обществом — его деятельность оценивается деньгами. Значит, рубли и доллары регулируют нашу жизнь, поощряя собой то, что совпадает с потребностями. Но было бы слишком просто, если бы на этом и закончилось значение денег. С течением времени деньги стали еще и философским понятием. Они — самооценка, средство самовоспитания и самодисциплины, критерий отношения к жизни и чувство приближения к личной свободе. Но еще и то, что порождает страшную зависть, злость, агрессию.

«Если вы мечтаете лишь о деньгах, вы лишь их и получите», — сказано в одном мудром изречении. И действительно, если деньги нужны для того, чтобы стать богатым, они приводят в тупик. Но если они символизируют движение и стремление, то их количество становится показателем развития личности, ее роста и взросления.

Конечно, во все времена жили и будут жить люди, которые сознательно или интуитивно «выпрыгивают» из системы денежной оценки труда (в которой мы существуем). Живописец догадывается, что его картина может быть по-настоящему оценена через много лет после его смерти — и все равно пишет картину. Ученый выполняет исследование, которое пока не понято, а потому не оценено — но ему хочется заниматься именно этим. Множество людей живут так, как им интересно, как им приятно, и ради этого они идут на отсутствие денег. И ведь нельзя уверенно сказать, что они теряют больше, чем приобретают, не правда ли?

Стыдно ли быть бедным?

В нашей стране в результате экономических катаклизмов сформировалась совершенно особенный класс людей. Они хорошо образованы, имеют в собственности квартиры, помнят о беспечной жизни и ни в какую не могут признать себя бедными. Ведь не голодают (правда, экономят на овощах и фруктах), не ходят раздетыми (но покупают исключительно низкосортную одежду). Дети учатся в бесплатных школах, работа если и есть, то платят за нее копейки. Нет накоплений, нет перспектив новой работы, а главное — нет надежды на себя.

Этот класс наших современников, по разным подсчетам, составляет от половины до двух третей населения России. И на самом деле они, конечно, бедные.

Те, кто постарше, склонны свою необеспеченность выставлять напоказ, жаловаться, требовать помощи от государства. Так их приучили в свое время.

Но дети, подростки воспринимают ситуацию совершенно иначе. Разлад между социальным (образование, круг общения) и материальным уровнем жизни родителей — для них очевиден и страшно угнетает.

Психологи говорят, что появилось целое поколение детей, которые не видели ничего, кроме кризиса, поэтому переходная экономика стала для них точкой отсчета. И легкий, стремительный скачок из бедности в богатство для них — явление совершенно реальное и доступное. В то же время они очень быстро усваивают и другие особенности этого времени: придание деньгам статуса, им не свойственного. Например, разрешения быть неэтичным, не уважать старших, решать с их помощью личностные проблемы и так далее.

Первоклассник, которого обидел старший мальчик, за сто рублей «нанял» двух третьеклассников проучить обидчика. Сделка состоялась, хулиган был избит. Двенадцатилетний школьник попросил денежную компенсацию «за моральный ущерб», когда его публично оскорбил одноклассник. Получив деньги, был очень доволен сделкой.

Подобные случаи приводят взрослых в растерянность. Часто они пытаются реагировать пафосными выражениями типа «деньги — грязь», но это оказывается неэффективным. Остается лишь одно — обучать ежедневной, кропотливой работе разума, находить деньгам именно ту роль в жизни, которая будет помогать, а не препятствовать развитию.

В одной очень дорогой частной школе на уроке музыки изучали биографию знаменитого композитора. Оказалось, что гений умер в нищете, потому что при жизни никто не покупал его произведения. «И зачем тогда нужно было так трудиться, — удивились дети, — если он был так несчастлив?». На это учительница музыки стала говорить о себе, о том, что она тоже пишет музыку, любима своими учениками — и это делает ее счастливой. А другой жизни ей не надо, пусть даже денег могло бы быть больше.

Вопрос о том, стыдиться ли бедности, не только наш, российский. В Америке психологи отмечают, что многие родители внушают детям мысль о невозможности стать богатым. «Мои родители говорили, что существует секрет зарабатывания денег, но в нашей семье его никто не знает. Только другие способны делать деньги, а мы — нет», — это одно из напутствий, которые, по мнению исследовательницы А. Мэттьюз, откладываются в сознании на всю жизнь. Вот еще несколько «полезных» мыслей: «Моя мама говорила, что только бедняки попадают в рай», «Мой отец считал, что разбогатеть можно только нечестным путем»…

Знакомые мотивы, правда? Именно из-за них, считают психологи, многие люди вырастают в уверенности, что они не заслуживают больших денег. И не получают их никогда.

Выходит, что главное — это не то, сколько денег у родителей и как живет семья. А то, какими глазами ребенок смотрит в будущее. Если он уверен в себе, умеет адаптироваться к ситуации, эмоционально развит и не боится падать, то он хорошо себя чувствует в обществе. Он может спокойно пережить как отсутствие денег, так и большое их количество, сумеет копить и тратить разумно и осмысленно.

Зачем олигарху «Жигули»?

Разными способами некоторая часть наших современников стала богатыми людьми. Не будем вдаваться в подробности каждого из путей. Скажем только, что мало кому свалилось на голову наследство дядюшки-миллионера. По той простой причине, что не было в нашей стране до сих пор таких дядюшек (разве что члены ЦК КПСС, но сколько их там было…). Кто-то вовремя сообразил, на чем можно сделать капитал и вовремя захватил рынок, кто-то наконец использовал ненужные до сих пор предпринимательские таланты. А кто-то просто много работал, соединив гибкость ума, амбициозность и огромный труд.

Неожиданно и быстро появившиеся богатые получили огромную порцию народного гнева. Пеной этого большого чувства стали анекдоты про новых русских. Часть тех черт, которые высмеивались в этих анекдотах, действительно присуща людям, которые впервые в жизни получили доступ к большим деньгам. Это и демонстративность, и желание «переплюнуть» соседа, и страх все потерять в один миг. (Кстати, подобные страхи, высказанные вслух при детях, могут превратиться в самые настоящие фобии. Один мальчик по ночам боялся спать, потому что его родители все время говорили: «Однажды утром мы можем проснуться нищими».)

Однако с каждым поколением ситуация меняется. Очевидно, наша страна движется по тому же пути, что и Запад. А там сегодня не очень прилично демонстрировать свое богатство. И вот уже у нас появляется первое поколение детей богатых родителей. Они немножко, но другие. Для них деньги являются привычной средой, не целью, к которой надо стремиться всеми силами, а средством. Их отдают в хорошие школы, часто отправляют за границу, они в полной мере испытывают на себе всю «прелесть» отношения соотечественников к деньгам вообще и к их обладателям в частности.

Однажды топ-менеджер крупной фирмы, устав оправдываться за то, что у его ребенка есть все, что он пожелает, сказал: «Да, я создал ему условия для свободного выбора. Это не пуховая перинка, а отсутствие стен. Разве это может избаловать?».

Вопреки всеобщему мнению, обеспеченные дети часто более чувствительны, ранимы и временами даже стесняются денег своих родителей. Это явление возникло недавно. Директор частной гуманитарной школы рассказывает, как один из ее учеников, которого привозили на роскошной машине с охранником, буквально заставил папу-олигарха купить «Жигули» и отныне приезжал лишь на них. Ему показалось, что одноклассники смотрели насмешливо…

Конечно, есть бизнесмены, которые охотно вкладываются в дело, но не задумываются о действительно хорошем образовании своих детей. Но большинство, пусть даже самых карикатурных новых русских, где-то на задворках сознания понимают, что образованным, культурным и духовно развитым быть хорошо. И их дети, возможно, становятся немножко выше их самих по уровню развития: и душевного, и интеллектуального.

Конечно, так случается далеко не всегда. Слишком многое зависит от того, какое значение придается деньгам в семье. Одиннадцатиклассница, которая училась в приличной, довольно дорогой школе, внезапно заявила, что последние полгода она проведет в школе районной, чтобы сэкономить деньги. «Она просто помешалась на деньгах», — говорят ее родители. Но одновременно в этой семье все разговоры сводятся к тому, чего не смогли купить, куда не смогли поехать и на что еще не хватает средств.

Получается, что богатство, так же, как и бедность, надо уметь переживать вместе с детьми. Учить их с достоинством вести себя и в той, и в другой ситуации, не боясь потерять статус или материальные блага. Вырастая в ощущении, что быть бедным — не стыдно, но быть богатым — тоже не стыдно, ребенок не будет воспринимать денежные потери как катастрофу, и в то же время не станет ждать золотого дождя с неба.

Карманные деньги ребенка

Как известно, первые деньги попадают к ребенку в виде карманных. И здесь в родительских умах тоже путаница. С одной стороны, кажется, что деньги могут испортить ребенка, а с другой — с их помощью можно манипулировать, а то и откупаться от сложных воспитательных обязанностей.

В итоге карманные деньги ребенок получает нерегулярно, тратит их быстро и неразумно, потому что не уверен в следующем разе. Как считают психологи, в роли просителя ребенок усваивает не этику рынка (соблюдение договоренностей и планирование расходов), а рабскую психологию.

Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге «Дети и деньги» приводят несколько правил выдачи карманных денег:

  • Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
  • С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
  • Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
  • Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
  • Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
  • Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
  • У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
  • Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Статья предоставлена журналом «Наш малыш»

Еще по теме:

  • Дата подписания акта капитуляции Подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии, а 9 мая объявлено Днем Победы 8 мая 1945 года в предместье Берлина Карлсхорсте в 22 часа 43 минуты по […]
  • Вводный закон в земельный кодекс Вводный закон в земельный кодекс Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями от 7 […]
  • Съемки это развод Форум профессиональных актёров Обмен информацией, приглашения на кастинги и съёмки Гримёрка ⇒ Развод на бабло от фотостудий и актерских агенств! Перейти на страницу: Сообщение Эльмира […]
  • 8 гпк рк Гражданский процессуальный кодекс РКСтатья 8. Судебная защита прав, свобод и законных интересов лица 1. Каждый вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в суд за […]
  • Мировой суд троицкого района Мировой суд троицкого района кабинет 11, тел. (8- 351 -63) 2-06-88 Мировой судья судебного участка № 2 Троицкого района Челябинской области Помыткина Анна Александровна 57100, Челябинская […]
  • Расчет пени в 2011 году Расчет пени в 2011 году Напомним, что в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны […]
  • Военный комиссариат город тверь Военный комиссариат город тверь Сборный пункт военного комиссариата Тверской области Телефон: 8 (4822) 34-34-27 Адрес: г. Тверь, ул. Московская, д. 66 Военный комиссариат Тверской […]
  • Закон об алкоголе москва Время продажи алкоголя в Москве и Московской области К продаже алкоголя в РФ применяются особые требования. В частности Федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании […]
Рубрики: Статьи