Профессиональная мотивация будущих юристов

Опубликовано admin в

Информационный Вкус

Философские, социальные, психологические аспекты

Мотивация студента: психолого-правовой анализ

Мотивация в образовательной сфере — это общее название для процессов, методов, средств побуждения студентов к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [1,с.33].

Мотивация основывается на мотивах, под которыми понимают конкретные побуждения, стимулы, которые заставляют человека действовать и совершать поступки. Среди мотивов могут выступать в сочетании эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки.

Учитывая социально-психологические характеристики потенциальных студентов, мотивация для них является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения, так как мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно сложный и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивами или, другими словами, причинами, которые стимулируют человека и побуждают его к активной деятельности, в данном случае — учиться, — могут быть самыми разнообразными.

В последнее время наблюдаются негативные тенденции в сфере образования, в том числе и вузовской, связанные как со снижением широкой социальной мотивации учения, социальной ценности образования, так и с феноменом девальвации взрослости, отражающий потерю ценности, а значит, ответственности, зрелости, селфменеджменту и самоорганизации.
Такое изменение культурного фона существенно модифицирует регулятивную роль тех психологических факторов обучения, которые рассматриваются как значимые в обеспечении учебной успеваемости [2, с.196].

Регуляция эффективности обучения обеспечивается как «жесткими» регуляторными звеньями, имеющие слабую пластичность (например: интеллект, психофизиологические свойства индивида), так и «гибкими» звеньями — когнитивными стилями, мотивацией, которые имеют высокую вариативность и является сенситивными к конкретным культурно-исторических условий прохождения учебной деятельности.

Именно «гибкие» факторы учебной успешности могут стать мишенями развивающего психолого-педагогического воздействия, что вызывает необходимость их мониторинга и уточнения вклада в регуляцию учебной активности. Рассмотрение регуляторной звена учебной активности современных студентов не теряет своей актуальности, поскольку эмпирические данные, полученные 10-15 лет назад, в настоящее время не отражают современного состояния данной проблемы [3,с.130].

На современном этапе трансформации общества существенно меняются внешние (социальные) мотивы обучения, социальная престижность высшего образования, значимость профессии, потребности общества в специалистах определенного направления, представление студента о собственной реализации, что существенно модифицирует внутренние регуляторные ресурсы личности.

Регуляторным компонентом учебной деятельности выступает мотивация учения, не только обеспечивает высокую результативность обучения при непосредственном педагогическом воздействии, но и пролонгирует познавательную активность студентов и превращает внешнюю регуляцию в саморегуляцию.

Интерес к мотивации учения усилился с внедрением кредитно-модульной системы обучения, предусматривает существенное увеличение доли самостоятельной работы в учебно-профессиональной деятельности и ориентирована на «зрелую», ответственную личность студента, способную принимать решения и действовать самостоятельно. Прежде всего, уровень личностной зрелости находит свое воплощение в системе мотивов, которые являются основой функционирования любого вида деятельности, в том числе и учебной. [4, с.164].

Структура мотивов студента, сформированная за время обучения в высшем учебном заведении, становится стержневым произведением личности будущего специалиста, что делает развитие «положительных» учебных мотивов неотъемлемой составляющей воспитания личности студента. Это ставит перед вузами задачу психологического сопровождения учебного процесса и целенаправленного формирования мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов, основой которого является диагностика актуальных мотивов учения и разработка методов и мероприятий «реанимации» внутренних мотивационных ресурсов личности студентов [5, с.135].

Если к примеру рассмотреть мотивацию юридической деятельности, то ее формированию предшествует мотивация учебы на юридическом факультете, поскольку именно в этот период у студентов юридической специальности укореняется правильность или разочарование выбранной профессии, определяются основные ценности как будущего работника юридической сферы, меняются взгляды на различные категории и понятия, которые доминируют в профессии, формируется ответственность и дисциплинированность.

Таким образом, основными мотивами по мнению Д.Александрова, которыми руководствуются абитуриенты при выборе юридической специальности, являются:

1) заинтересованность в юридической деятельности; 2) престиж данной профессии; 3) следствие семейной традиции; 4) материальные ожидания [6, с. 37].

Глубокий интерес к юридической деятельности, заключается в том, что человек искренне увлекается изучением основных правовых явлений, понимает сущность юридической деятельности, для периода обучения в школе — характерное посещения правовых кружков, олимпиад и различных конкурсов. Таким образом значительное влияние на выбор будущей профессии имеют школы и лицеи с углубленным изучением правоведения.

Не менее весомым и мощным является такой мотив как престиж профессии. Еще в античной Греции и Риме труд адвоката, который представлял гражданские права жителей полисов, был наиболее престижным. Хороший юрист в те времена быстро достигал высот политической карьеры. Такая престижность занятия юриспруденцией задала тон и Средневековью: юридические факультеты, наряду с медицинскими, составляли основу первых европейских университетов. Затем культ юриспруденции восприняла англосаксонская цивилизация, породившая самую терминологию прав человека и разработала механизмы их юридической защиты.

Профессия юриста во всем мире всегда была и остается универсальной и востребованной. Именно сейчас, когда проходит процесс развития украинского правового государства, на юристов возложена обязанность надежды по утверждению принципа верховенства права путем усиления правовых гарантий населения, повышение правосознания, правовой культуры [7, с. 106].

Подражания семейной традиции — мотив, который на самом деле встречается при выборе различных профессиональных направлений — не зря существуют выражения «семья врачей», «семья стоматологов», «семья учителей», «династия юристов».

При этом следует особо отметить большую роль семейного воспитания в формировании определенного типа профессиональной мотивации.

Как и в любой другой профессии, оценивается и материальные ожидания. Юридическая профессия престижная и хорошо оплачивается, однако хорошо оплачивается качественно выполненная работа. Независимо от сектора экономики, частного или государственного, где будет реализована работа юриста, именно знания, умения, навыки, полученные во время обучения, будут способствовать успешной карьере специалиста. Поэтому осознание студентом необходимости постоянного совершенствования, самообразования, практики, стажировки реализует и прагматичный интерес профессии.

Именно в сочетании, дополнении всех мотивов и возникает целостный подход к выбору будущей профессии, а, следовательно, и освоения профессиональным знаниями.

Современная теория и практика на пути профессионализации будущего специалиста в области права определяет существенные изменения в его мотивационной сфере, причем важным этапом является момент «принятие» профессии и получения личностного «высшего» смысла в будущей профессиональной деятельности. Значит учебная деятельность студента получает для него большую привлекательность и стимулирует его активность в получении знаний именно в этой профессии.

Что же происходит в процессе обучения студентов-юристов, как меняется их мотивация? Так, в динамике мотивации обучения студентов юридической специальности отмечены такие закономерности, как: уменьшение эмоциональной наполненности мотивов, уменьшение числа личностно значимых мотивов в «успешных студентов» и более дифференцированная структура мотивации учения в «неуспешных студентов».

Последнее можно объяснить тем, что к четвертому курсу (завершение обучения по образовательным уровню «Бакалавр») у студентов формируется «персональный миф», который в «успешных студентов» оказывает положительное влияние, и соответственно снимает необходимость прикладывать усилия для получения хороших оценок. И, наоборот, в неуспешных студентов «персональный миф» имеет негативное влияние, что заставляет прикладывать гораздо больше усилий при подведении итогов при завершении обучения по уровню бакалавра и частичной компенсации неудач в обучении на младших курсах.

В динамике учебной мотивации «успешных студентов» прослеживается феномен «обеднения» мотивационной структуры независимо от направления профессиональной подготовки. Подобные феномены, связанные с уменьшением числа мотивов, отмечаются и в литературе.

В частности, Г. Г. Павловец объясняет такую тенденцию качественной трансформацией учебной деятельности — учебно-познавательная деятельность меняется учебно-профессиональной в старших курсах. В результате происходит завершение процесса постановки целей, когда происходит понимание и принятие содержания учебной деятельности, осознание важности обучения для собственной личности и будущей профессиональной деятельности; создание образа «профессионального будущего». Внешним коррелятом таких внутренних преобразований в первую очередь будет выступать формирования профессиональной компетентности, однако реальность современного высшего образования и трудоустройства молодых специалистов демонстрирует противоположные тенденции [8, с.45].

На наш взгляд, феномен обеднения мотивационной структуры на выпускных курсах объясняется не только психологическими, но и культурологическими, социально-экономическими факторами.

Г. Г. Павловец обнаружено ежегодную динамику учебных мотивов: у студентов первого курса в той или иной степени задействованы все мотивы учебной деятельности, на втором курсе незадействованным оказался мотив «избежать осуждения и наказания за плохую учебу». Для студентов третьего курса в незначимых мотивов добавились мотивы «быть примером для сокурсников» и «выполнять педагогические требования». К четвертому-пятому курсов в структуре учебных мотивов остаются пять-шесть конкретных мотивов, что, по мнению автора, свидетельствует о завершенности процесса формирования целей на данном этапе личностного развития студентов.

Учебная мотивация студентов последних лет обучения различается только рангом доминирующего мотива. Так, для студентов четвертого курса наиболее значимыми являются мотивы «стать высококвалифицированным специалистом», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» и «получить интеллектуальное удовольствие», на пятом курсе доминирующим становится мотив «получить интеллектуальное удовольствие», далее оказывается мотив «получить глубокие и прочные знания », и третьим значимым мотивом является мотив «стать высококвалифицированным специалистом» [8, с.77].

Заслуживает внимания информация, которая была получена в рамках Проекта содействия академической добропорядочности в Украине — SAIUP в партнерстве с Министерством образования и науки Украины при поддержке Посольства США в Украине.

Проект имел нескольких успешных предшественников в Украине, среди которых стоит отдельно упомянуть проект «Академическая культура украинского студенчества: основные факторы формирования и развития», осуществляемый при поддержке Международного Фонда «Возрождение» Восточно Фондом социальных исследований, Институтом социально-гуманитарных исследований и социологическим факультетом Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина в 2014-2015 гг.

Среди основных результатов последнего – результаты социологических исследований, которые касаются уровня академической культуры в украинских вузах, причин распространения проявлений академической нечестности среди студентов, и таким образом снижением мотивации студентов. На данный момент студенческая академическая культура характеризуется как деформирована. В основе этой деформации лежит мотивация значительной части студенчества на формальные атрибуции высшего образования (оценки, стипендия, диплом и др.), а не на получение профессиональных знаний [9].

К факторам, которые в наибольшей степени определяют деформацию академической культуры в процессе обучения, относится отсутствие действенного механизма взаимосвязи высшей школы и рынка труда, что, в свою очередь, приводит к тому, что студенты не чувствуют, что их качественные профессиональные знания являются залогом хорошего места трудоустройства и основой стратегии жизненного успеха в целом [10].

Мы считаем, что мотивационная составляющая студентов зависит и от учебного процесса вуза, именно поэтому существует разработана целая система мотивационных инструментов со стороны учебного процесса: возможность свободного выбора дисциплин студентами; совершенствование методики преподавания; связь с практикой (проведение практических занятий, решение казусов); проведение бинарных занятий (при участии нотариуса, судьи, полицейского, государственного служащего); существования рейтинга студентов; возможность прохождения практики в органах государственной власти; открытие новых специальностей, к примеру «Международное право»; 2/3 самостоятельной работы студента; поощрения творческого и креативного мышления; проведение практических занятий в форме деловых игр; утверждение системы внешнего независимого оценивания вступления в образовательный уровень «магистр», развитие технологий, позволяющих упростить и уменьшить риски недостоверности результатов при государственных экзаменах на уровне «бакалавр»; согласованность учебных планов и соблюдения структурированного изложения материала по дисциплине.

Таким образом, в процессе профессионального обучения у субъектов юридического труда формируется соответствующая профессиональная мотивация, включая сложный комплекс потребностей, интересов, идеалов и убеждений. В структуре мотивации юриста особую роль играют такие побуждения, как стремление к справедливости, любовь к истине, чувство долга, патриотизм, ценностные ориентации.

Мотивация личности специалиста очень динамична, она меняется под влиянием различных внешних социальных и субъективно-психологических факторов, поэтому в конкретных условиях профессиональной деятельности мотивация либо закрепляется и расширяется, либо начинает деградировать, проявляя тенденцию к профессиональной деформации.

Выводы. Учитывая научный интерес к данной проблеме и анализируя теоретико-методологические подходы к ее изучению, можно сделать следующие выводы. Во-первых, мотивация учебной деятельности имеет определенную структуру, в которой выделяются доминирующие и сопутствующие мотивы, внутренние (направленность на процесс, результат) и внешние (направленность на награду, избегание наказания) мотивы.

Во-вторых, несмотря на полимотивованисть учебной деятельности, в эту группу мотивов входят профессиональные, познавательные, прагматические, социальные мотивы.

В-третьих, необходимо различать мотивы поступления в вуз и собственно мотивы обучения. Последние формируются на основе мотивов выбора профессии (закономерность развития мотивов), в свою очередь, являясь основой для формирования мотивов профессиональной деятельности уже в процессе ее освоения молодым специалистом в юридической сфере.

В-четвертых, различия в мотивах учебной деятельности студентов юридических специальностей зависят от различных факторов (конкретных социально-психологических условий; специфики выбранной специализации, особенностей учебного заведения и т.п.), которые необходимо учитывать при изучении мотивов обучения в вузе, для осознанного и целенаправленного воздействия на мотивационную сферу личности.

В-пятых, существуют определенные линии развития мотивации, которые составляют генезис мотивации учебно-профессиональной деятельности, имеет свои критические точки (например, ослабление мотивации учения в период «разочарование» в профессии).

В-шестых, на систему мотивов, которая представляет собой подвижную и динамическую структуру, можно влиять в процессе обучения, например, через уровень преподавания, организации учебного процесса, использование активных форм обучения, позволяет внести достаточные коррективы в мотивацию учебной деятельности (например, усилить положительную и снизить негативное мотивации).

Таким образом, изучение мотивации студентов юридических специальностей охватывает, в первую очередь, две основные проблемы. Первая — это понимание взаимосвязи между потребностями, мотивацией и конкретной деятельностью студента, направленной на достижение учебной цели или выполнения определенной учебной задачи. Вторая — это необходимость разработки типологии или составление перечня мотивов, формирующих структуру (иерархию) профессиональной мотивации студентов юридических специальностей, для объяснения особенностей движущих сил, которые вызывают и формируют эту деятельность.

Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза Леоненко Наталия Олеговна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Леоненко Наталия Олеговна. Ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.03 : Казань, 2004 254 c. РГБ ОД, 61:04-19/643

Содержание к диссертации

Глава I. Теоретический анализ проблемы ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов

1. Роль ценностно-смыслового компонента в мотивации выбора 13

2. Роль ценностно-смыслового содержания в формировании адекватного профессионального выбора юридической деятельности 48

Глава II. Эмпирическое исследование и анализ ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов

1. Методики и организация эмпирического исследования ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов 79

2. Интерпретация и анализ данных эмпирического исследования ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов 111

Введение к работе

Формирование правового государства на современном этапе, потребность общества в существенном улучшении деятельности правоохранительных органов предполагают повышение качества кадрового обеспечения правовой реформы.

Актуальность исследования ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов обусловлена, прежде всего, тем, что представители юридических специальностей наделены значительными властными полномочиями и включены в сложные социально-правовые отношения, где одна сторона решает жизненно важные вопросы другой. Поскольку процессуальный закон предоставляет правоприменителю определенную свободу в выборе вариантов поведения [6, 58, 108, 141], резонно предположить, что субъективное отношение при наличии расхождения между истинным содержанием деятельности и тем, к чему действительно стремится субъект, значительно повышает риск возникновения самых серьезных и неблагоприятных последствий, связанных с ущемлением законных прав и интересов граждан [30, 50, 81, 88, 125, 235 и др.].

В свою очередь, особенности профессионального поведения будут зависеть от того, что является наиболее ценным для субъекта в выбранной им профессии, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности и какой смысл она в нее вкладывает [2, 99, 108; 116 и др.]. Если в системе ценностей превалируют материально обеспеченная жизнь, престиж, безопасность, обладание властными полномочиями и т.п., то выбор профессии будет обусловлен возможностью реализации поведения, гарантирующего приближение субъекта к значимым для него ценностям. Таким образом, осуществление профессионального поведения в будущем непосредственно связано с мотивационным содержанием выбора, определяющим субъективное отношение к деятельности.

Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла [30, 31, 51, 93, 95 и др.]. Следуя данной логике, адекватный выбор профессии, в том числе правоохранительной деятельности, будет определяться наличием внутренней мотивации профессиональной деятельности в качестве ведущей, поскольку последняя представлена оптимальной степенью соответствия ведущего мотива предпочтения профессии объективному ее содержанию. Таким образом, мы имеем основания рассматривать внутреннюю мотивацию в качестве эталонной модели профессиональной мотивации.

В случае преобладания внешней мотивации, когда выбираемая деятельность не соответствует индивидуальным особенностям личности, ее мотивам и ценностям, человек не воспринимает профессиональную деятельность как личную необходимость, вследствие чего, регуляция профессиональной активности будет осуществляться посредством либо внешних по отношению к профессиональной сфере стимулов, либо чрезмерных энергозатрат для поддержания соответствующего профессионального статуса. Результатом неадекватного выбора профессии, помимо снижения качества работы, могут выступать как развитие нервно-психических и соматических заболеваний, так и активизация механизмов психологической защиты [2, 4, 30, 51, 65, 94, 106, и др.]. Таким образом, одним из важнейших способов освобождения личности от негативного воздействия профессионально-психологического несоответствия в будущем является формирование адекватной возможностям человека жизненной перспективы, которую невозможно осуществить без реальной оценки собственных возможностей, ценностей, потребностей и адекватного им выбора профессии.

Из вышесказанного следует, что осуществление профессионального поведения непосредственно связано с содержанием системы ценностей, потребностей, мотивов и смыслов, лежащих в основе субъективного отношения к данной деятельности. Следовательно, о реальном психологическом содержании профессионального выбора можно судить только после исследования и анализа ценностно-смысловых компонентов мотивации профессионального выбора.

Как показал анализ литературы по проблеме мотивационной детерминации профессионального самоопределения, содержание ценностно-смысловой сферы (мотивы, ценности, потребности, личностные смыслы и т.д.) оказывает регулирующее воздействие на формирование профессиональной мотивации как совокупности факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека в выбранной им деятельности [1, 4, 10, 14, 30, 51, 95, 113, 116, 164, 175 и др.]. Большинство современных психологов в определении моделей личности и деятельности специалиста отводят приоритетную роль за профессиональным самосознанием субъекта деятельности — его ценностями, смысловыми образованиями, рефлексией [52, 209, 211 и др.]. Успешное профессиональное самоопределение предполагает четкое определение критериев выбора профессии с ориентацией на внутренние ресурсы и интересы [1,4, 25, 29, 30, 51, 92, 96, 186, 193 и др.].

Однако, при поступлении молодого человека в юридический вуз, не учитывается степень адекватности профессионального выбора, предопределяющего формирование внутренней мотивации профессиональной деятельности. Между тем, использование данных о ценностно-смысловом содержании мотивации профессионального выбора, полученных при обследовании студентов на начальном этапе обучения, представляет собой определенную ценность с точки зрения надежности прогноза последующей реальной деятельности. Безусловно, в процессе профессионального обучения мотивационная структура может претерпевать определенные изменения (переориентация, расширение, углубление сложившейся системы), однако, трансформация смыслового содержания будет происходить в соответствии с уже имеющимися личностными ценностями, которые, словами Д.А.Леонтьева, «ассимилируясь в структуру личности, в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов, являются стабильными, задающими векторы жизнедеятельности субъекта» [130].

Учет выявленных особенностей может стать основанием как для целенаправленной работы со студентами по осмыслению и преобразованию ценностно-смысловой основы профессиональной мотивации (на протяжении всего периода обучения), так и для дифференцированного прогнозирования профессионально-психологического соответствия студентов ряду юридических специальностей (правоохранительные органы, народное хозяйство, правозащитная деятельность и т.д.). Исследование ценностно-смыслового содержания профессионального выбора и степени соответствия последнего эталонной модели ценностно-смыслового аспекта психограммы позволит на самых ранних этапах оптимизировать специфику профессионального выбора и, тем самым, предохранить как самого претендента от непосильной по психологическим параметрам работы, так и общество от негативных последствий его психологического несоответствия.

Цель исследования: Определение ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов 1 курса юридического вуза.

Объект исследования: мотивация профессионального выбора студентов-юристов первого курса.

Предмет исследования: ценностно-смысловое содержание мотивации профессионального выбора студентов-юристов первого курса.

Гипотеза исследования: характер мотивации профессионального выбора студентов-юристов обусловлен различиями в ценностно-смысловом содержании выбора по степени осмысленности, ценностной насыщенности и сбалансированности ценностно-потребностной регуляции.

1. Осуществить теоретический анализ содержания ценностно-смысловой сферы мотивации личности, разработать психологическую модель ценностно-смысловой структуры мотивации.

2. Выделить ценностно-смысловое содержание психограммы юридической деятельности на основании профессиографической модели и определить критерии адекватности профессионального выбора студентов-юристов.

3. Разработать и реализовать адекватную предмету исследования программу эмпирического исследования.

4. Выявить различия в ценностно-смысловом содержании внутренней и внешней мотивации профессионального выбора студентов-юристов.

5. Определить специфику ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза на основании сравнительного анализа с аналогичными данными студентов медицинского и педагогического вузов.

Методологическая основа диссертационного исследования представлена положениями о мотивации, сформулированными в русле общепсихологической теории деятельности А.Н.Леонтьева, согласно которой, в психологической структуре любого вида деятельности одной из составляющих являются мотивы как внутренние побуждения к деятельности. [С. Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, Л.И. Анцыферова, Б.Г.Ананьев, В.А.Петровский, К.А.Абульханова-Славская, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев и др.].

Теоретическую основу изучения психологического аспекта профессионального выбора составляют теоретико-методологические положения по основным вопросам проблемы профессионального самоопределения, представленные в работах Е. А. Климова (личностные аспекты периода оптации, критерии адекватности профессионального самоопределения), Р.В.Габдреева (психологические резервы профессиональной подготовки), В.А.Бодрова (психологические основы профессионального соответствия), Э.Ф.Зеера (психологические составляющие профессионального самоопределения), М.Р.Гинзбурга, Н.С.Пряжникова, Е.И.Головахи, О.Е.Байтингер (психологическое содержание профессионального выбора, его место в структуре личностного и профессионального самоопределения), В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева, В.Г.Косарецкого (связь профессионального самосознания с ценностно-смысловым самоопределением), Е.И.Ильина, И.М.Фейгенберга, Л.Н.Корнеевой, Е.М.Борисовой (проблема компенсации профессионально-пихологического несоответствия), В.В.Романова, М.В.Кроза, А.Р.Ратинова, Л.Н.Собчика и др. (критерии психологической оценки кадров для правоохранительных органов) и др.

При анализе проблемы ценностно-смысловой детерминации профессионального выбора мы обращались к работам зарубежных психологов. В частности, были рассмотрены основные положения концепции Д.Сьюпера (взаимосвязь выбора профессии с выбором способа самовыражения), теории Дж.Холланда (обусловленность профессионального выбора ценностно-смысловыми составляющими), потребностной теории мотивации личности А.Маслоу (взаимообусловленность мотивов выбора деятельности и индивидуальных потребностей индивида). Определенный интерес при анализе проблемы представляли для нас основные положения теории самодетерминации и внутренней мотивации Эдварда Л. Диси и Ричарда М. Руаяна [231, 248], согласно которой внутренняя мотивация деятельности выступает не средством для достижения какой-либо внешней цели, а самоцелью. Также, в процессе изучения ценностно-смысловой основы мотивации, были рассмотрены некоторые теоретические положения таких зарубежных авторов как В.Франкл, М.Рокич, Е.Фромм, Дж.Келли, А.Адлер, в соответствии с которыми смысл обладает движущей и регулирующей функциями в процессе жизнедеятельности индивида.

Методы исследования. Решение поставленных задач осуществлялось посредством следующих методов:

• Обзорно-аналитическое теоретическое исследование психологической литературы по изучаемой проблеме с использованием категориального аппарата и общепсихологических принципов.

• Эмпирическое исследование ценностно-смысловой структуры мотивации профессионального выбора путем использования комплекса диагностических методик, направленных на изучение системы ценностей, потребностей, смыслов, характера профессиональной мотивации и профессиональных склонностей оптантов.

• Методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ), обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов.

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с 2001 по 2004 годы. На первом этапе (2001-2002г.г.) был осуществлен теоретический анализ проблемы ценностно-смысловой основы профессиональной мотивации. На втором этапе (2001 — 2003) разработана и реализована программа эмпирического исследования. На третьем этапе (2003-2004 г.г.) проводилась обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.

Научная новизна исследования:

1. Исследованы ценностно-смысловые детерминанты внутренней и внешней мотивации выбора профессиональной юридической деятельности.

2. Определены критерии адекватности профессионального выбора юридической деятельности на основании ценностно-смыслового содержания психограммы.

3. Предложены линии анализа мотивационного содержания профессионального выбора студентов-юристов на основании ценностно-смыслового содержания психограммы юридической деятельности. Теоретическая значимость работы обусловлена следующим:

1. Проанализированы и структурированы основные подходы к изучению ценностно-смысловой основы мотивации личности.

2. Полученные данные о мотивационном содержании профессионального выбора способствуют углублению представлений об особенностях ценностно-смысловой регуляции профессиональной мотивации.

3. В исследовании получены новые данные о ценностно-смысловом содержании мотивации профессионального выбора будущих юристов.

Практическая значимость исследования:

1. Возможность использования полученных данных для оптимизации специфики профессионального выбора студентов на ранних этапах дифференцированного прогнозирования профессионально-психологического соответствия правоохранительной деятельности.

2. Возможность использования полученных данных для разработки программы мониторинга с целью исследования степени адекватности ценностно-смыслового содержания мотивации выбора студентов-юристов.

3. Возможность использования полученных данных для разработки программы целенаправленного психолого-педагогического воздействия с целью преобразования ценностно-смысловой основы профессиональной мотивации студентов юридического вуза.

Достоверность и надежность данных диссертационного исследования обеспечиваются общими теоретическими положениями и их соотношением с конкретными результатами, репрезентативностью изучаемой выборки, использованием валидного психологического инструментария, применением методов математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону, факторный анализ по методу Кеттела) и содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности УрГПУ (протоколы №4 от 19.12.02г.; №2 от 15.10.03г.; №7 от 11.03.04г). Результаты диссертационного исследования были использованы в работе социально-психологической службы УрГЮА при проведении цикла тренингов, направленных на развитие ценностно-смысловой сферы студентов-юристов. Материалы диссертационного исследования использовались в учебном процессе УрГПУ при реализации спецкурсов «Психология мотивации» и «Ценностно-смысловые основы профессиональной мотивации».

Результаты исследования обсуждались на научных конференциях УрГПУ в рамках «Весенней психологической сессии» в 2002г. и 2003г., на всероссийских научно-практических конференциях (г.Екатеринбург, РГППУ, 2004г.; г.Томск, 2004г.). По проблемам настоящего исследования опубликовано 4 работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Степень соответствия профессионального выбора эталонной модели психограммы юридической деятельности определяется уровнем ценностно-смысловой детерминации личности студентов-юристов.

2. Значимые содержательные различия в ценностно-смысловом содержании внутренней и внешней мотивации профессионального выбора студентов-юристов состоят в степени осмысленности, ценностной насыщенности и сбалансированности ценностно-потребностной регуляции в мотивационной структуре оптантов.

3. Специфика ценностно-смыслового содержания профессионального выбора студентов-юристов с наличием внутренней мотивации обусловлена:

• более активной позицией в ситуации оптации в сравнении со студентами-педагогами;

• менее выраженной реалистичностью в отличие от студентов-медиков, в мотивационной структуре выбора которых более согласованы реальный и духовный компоненты;

• преобладанием в когнитивной перспективе субъективного представления о личностном соответствии профессии в отличие от студентов педагогического и медицинского вузов, которые на первый план выдвигают соответствие деятельности способностям и характеру.

4. Студенты-юристы с преобладанием внешней мотивации профессионального выбора в большей мере склонны к игнорированию профессиональных интересов ради поступления в престижный вуз, достижения уверенности в себе и материального благополучия, в отличие от других категорий оптантов, предпочитающих достижение общественного признания и реализацию ценности здоровья (студенты-медики), а также повышение уровня образованности (студенты-педагоги) в ущерб профессиональным склонностям.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Материал изложен на 187 страницах, содержит 9 таблиц, 3 схемы и 16 диаграмм. Библиографический список включает 258 источников, в том числе 11 на иностранных языках.

Роль ценностно-смыслового компонента в мотивации выбора

На протяжении многих веков, начиная со времен древних философов, в качестве основной движущей силы развития человека рассматривалось стремление к достижению какой-либо цели. Позже, для поиска ответов на вопрос о том, почему и ради чего выполняется та или иная деятельность, осуществляется то или иное поведение, психологами был введен конструкт «мотивация», определяемый как совокупность факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека. В современной психологии роль основополагающего фактора человеческого существования отводится смысловой регуляции жизнедеятельности. Так, большинство психологов (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, Д.Н.Узнадзе, В.И.Слободчиков, Б.С.Братусь, А.Б.Орлов, Д.А.Леонтьев, В.Франкл, А.Маслоу и др.) рассматривают уровень личности в связи с уровнем существования в сфере смыслов и ценностей, содержание которых в структуре мотивации определяет характер и особенности протекания жизнедеятельности субъекта.

В контексте нашего исследования мотивация рассматривается в русле деятельностного подхода, реализуемого в отечественной психологии, согласно которому в психологической структуре любого вида деятельности, в том числе, профессионального выбора, одной из составляющих являются мотивы как внутренние побуждения к осуществлению данного выбора. Такой подход позволяет рассматривать мотивацию выбора профессии в качестве компонента, связующего внутренние побуждения личности и выбранную ею профессиональную деятельность.

Методологическую ценность для изучения осознаваемых механизмов и более глубинных личностных структур в развитии мотивации представляет процессуальный подход к анализу психики и сознания, разработанный С.Л.Рубинштейном [202]: в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. При этом, внутренние условия представлены психической деятельностью в различных формах и проявлениях. Согласно данному подходу, степень адекватности профессионального выбора можно определить только в системном изучении свойств личности.

В свою очередь, как отмечают многие психологи (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Шадриков, В.А.Бодров, Р.В.Габдреев, Э.Ф.Зеер, Д.А.Леонтьев и др.), в соответствии с основными положениями деятельностного подхода, стержнем, организующим всю систему психических процессов и состояний, не включенных в эту деятельность, является вектор «мотив — цель».

Данные положения совпадают с концептуальным подходом В.А.Ядова, согласно которому, человек реагирует на обстоятельства в соответствии с тем, каковы его потребности и какую цель он преследует. Учитывая, что потребности лежат в основе образования мотива, мы имеем основания для понимания концепции В.А.Ядова как подтверждающей направляющую роль мотивационной системы, или вектора «мотив-цель» в деятельности.

В.Г.Леонтьев [131] определяет мотивацию как систему побудителей и как побудительное свойство потребности, мотива, других инициаторов человеческой активности; как целесообразное побуждение, возникающее из потребности, влечения, инстинкта, мотива, представляющих собой формы мотивации различного уровня и модальности. В свою очередь, мотив, выступая наиболее зрелой формой человеческой мотивации, отражает состояние целостной личности, с учетом интересов всех систем человека и является регулятором самих первичных побудителей. Являясь интегральным системным регулятором и побудителем активности, он может задерживать и санкционировать удовлетворение актуальной потребности, согласуя это с настоящим и будущим личности, с сохранением ее устойчивости и постоянства в меняющихся условиях жизнедеятельности. По мнению автора, мотивационные системы являются продуктом развития всех побудительных сил человека и его деятельности.

С рассмотренной позицией совпадает точка зрения В.А.Бодрова [30], согласно которой понятие «мотивация» раскрывается как совокупность факторов, организующих и направляющих поведение человека. Мотивация трактуется автором как процесс детерминации поведения, деятельности, обусловленный как внутренними (психическими, физиологическими), так и внешними (профессиональными, социальными, экологическими, экономическими) раздражителями.

Аналогичное понимание трактуется Д.А.Леонтьевым, но существенным дополнением является указание на ценностно-смысловую природу мотивации поведения. По Д.А.Леонтьеву [130], источником мотивации выступают потребности и личностные ценности субъекта. На основе актуальных потребностей и особенностей ситуации формируется мотив, что обусловливает необходимость конкретной направленности и возможность деятельности. Особенности побуждения к деятельности как в качественном, так и в количественном отношении определяются жизненным смыслом мотива.

Роль ценностно-смыслового содержания в формировании адекватного профессионального выбора юридической деятельности

В отечественной психологии имеется большое количество работ, посвященных исследованию психологических аспектов соответствия индивидуальных особенностей условиям и требованиям выбираемого труда (Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов, В.Н.Дружинин, Е.А.Климов, В.А.Бодров, А.К.Маркова, К.М.Гуревич, Н.В.Макаренко, В.Л.Марищук, А.Т.Ростунов, Б.М.Теплов). Теория профессионального самоопределения получила свое развитие в рамках исследований, посвященных профессиональной ориентации и профессиональному консультированию (Е.А.Климов, Е.И.Головаха, Н.С.Пряжников, А.Е.Голомшток, Б.А.Федоришина, С.Н.Чистякова и др.). Научный опыт, изложенный в работах вышеуказанных авторов, во многом определил особенности развития современного подхода к изучению проблемы профессионального самоопределения, определяющего приоритетную роль ценностно-смыслового аспекта в процессе выбора профессионального пути (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Р.М.Гинзбург, Н.С.Пряжников, Е.И.Головаха и др). Для описания периода сознательного и ответственного планирования, осуществления выбора профессионального пути Е.А. Климовым был введен специальный термин «стадия оптации» [95, с. 58—59].

Не смотря на теоретическую близость понятий «профессиональная ориентация» и «профессиональное самоопределение», сущность их отражает различные аспекты оптации. Профессиональная ориентация, наряду с профконсультированием, предполагает оказание разного рода помощи оптанту в его ориентировании, тогда как профессиональное самоопределение наиболее соответствует такому определению как «самоориентирование личности» [56]. Е.А. Климов определяет профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития субъекта деятельности и формирования себя как полноценного участника сообщества профессионалов [95, с.40]. Таким образом, проблема профессионального самоопределения непосредственно связана с проблемой личностной активности в процессе выбора профессии.

Стадия оптации представляет собой достаточно сложный период для самоопределяющегося субъекта в силу целого ряда причин. Во-первых, выбор профессии априори относится к сложным выборам, поскольку, согласно классификации выборов Д.А.Леонтьева [123], требует от личности самостоятельного конструирования критериев для сравнения альтернатив. Данное положение находит свое подтверждение в работах Е.А.Климова, который связывает сложность профессионального выбора с ситуацией неопределенности, огромным «пространством выбора» и проблемами ориентировки во внутреннем мире [94, 96].

Во-вторых, профессиональное самоопределение приходится на студенческий возраст, который совпадает с периодом кризиса юности [209], когда происходит реальное самоопределение [229], связанное с поиском своей укорененности в мире, приобщенности к нему, с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Профессиональное самоопределение, в сравнении с личностным, предполагает более конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, спецификой трудовых отношений и ответственностью за данную работу [77, 94, 96], тем не менее, ни один аспект самоопределения не может быть реализован без определения субъектом своего будущего и планирования жизни, с одной стороны, поиска смысла жизни — с другой [32, 33]. В данных условиях проблема профессионального самоопределения усугубляется из-за необходимости принятия решения без учета социально-экономической реальности, не выходя за пределы системы образования. Поскольку профессиональное самоопределение является частью личностного, то успешность профессионального выбора определяется степенью устойчивости ориентиров и психологической готовности на несение личной ответственности за достижение собственных целей [25].

Исходя из вышесказанного, профессиональное самоопределение, как важнейшее новообразования юности, следует рассматривать в связи с личностным самоопределением, обусловленным степенью личностной готовности к планированию и постановке целей на будущее, к несению ответственности за принятые решения. Ценностно-смысловой аспект в качестве основополагающего фактора личностного самоопределения рассматривается в большинстве работ, посвященных исследованию профессионального самопределения.

Так, Н.С.Пряжников [186] определяет сущность профессионального самоопределения в самостоятельном и осознанном нахождении личностных смыслов в трудовой деятельности.

К.А.Абульханова-Славская [1-4], наряду со смысловой составляющей, выделяет компонент субъективной активности. С точки зрения автора, личность как субъект деятельности стремится к той деятельности, в рамках которой существует возможность самовыражения.

С последним определением совпадает точка зрения Е.И. Головахи [56], который связывает понятие профессионального самоопределения с «самодетерминацией личности», ее ориентацией на будущие жизненные перспективы. Вместе с тем, автор отмечает, что важнейшими составляющими жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные планы и цели.

Методики и организация эмпирического исследования ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов

В рамках настоящей диссертационной работы представлено исследование ценностно-смысловых аспектов мотивации профессионального выбора студентов юридического вуза. Программа исследования разработана в соответствии с психологической моделью, в основу которой положены данные научно-теоретического анализа, изложенные в главе I.

Обоснованность исследования ценностно-смысловых аспектов мотивации профессионального выбора на начальном этапе обучения, с нашей точки зрения, заключается в следующем:

1) Особенности развития смысловой сферы субъекта определяются системой личностных ценностей, имеющей относительно стабильный характер.

2) Использование данных об особенностях и содержании профессиональной мотивации, полученных при обследовании студентов первого курса представляет собой определенную ценность с точки зрения надежности прогноза последующей реальной деятельности, а также возможности корректирования специфики профессионального выбора на самых ранних этапах профессионализации.

3) Студенческий возраст является сензитивным периодом для личностного развития, в связи с чем, учет выявленных особенностей может стать основанием для целенаправленной работы со студентами по осмыслению и преобразованию ценностно-смысловой основы профессиональной деятельности (на протяжении всего периода обучения). Оценку степени соответствия выявленных ценностно-смысловых компонентов идеальной модели ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора мы осуществляли на основании корреляции показателей шкал методик с различными типами мотивации. В свою очередь, за критерий эталонной модели мотивации адекватного выбора профессии была принята внутренняя мотивация профессионального выбора.

В исследовании были заняты 100 студентов-первокурсников Уральской государственной юридической академии (институт юстиции). Эмпирическое исследование проводилось в два этапа: октябрь — ноябрь 2002г. (50 студентов) и октябрь-ноябрь 2003 г. (50 студентов). Репрезентативность выборки подтверждается нормальным распределением величины разброса данных, что указывает на сохранение центральной тенденции.

Поскольку задачей эмпирического исследования мы ставим изучение системы ценностей, потребностей и смыслов, регулирующих формирование той или иной мотивации профессионального выбора, то эмпирическое исследование осуществлялось посредством нескольких блоков методик, направленных на изучение характера профессиональной мотивации студентов и ценностно-смыслового содержания различных типов профессиональной мотивации.

1 блок «Исследование профессиональных интересов и предпочтений » 1. Дифференциально-диагностическийопросник Е.А.Климова [93].2. Опрос испытуемых с цельювыявления предпочитаемой специальности всфере выбранной профессии.

2 блок «Изучение мотивов выбора профессии » 3. Методика «Мотивацияпрофессиональной деятельности» (К.Замфир вмодификации А. А.Реана) [196].4. Методика изучения факторовпривлекательности профессии (модификацияН.В.Кузьминой, А.А.Реана) [196].

3 блок «Изучение системы ценностей » 5. Методика изучения ценностныхориентации (Рокич, модификация ЛеонтьеваДА) [119].6. Опросник терминальных ценностей(ОТЕЦ) И.Г.Сенина [207].

4 блок «Изучение смысловой основы профессиональной мотивации » 7. Тест смысложизненных ориентации(Д.А.Леонтьев) [118].8. Методика предельных смыслов(Д.А.Леонтьев) [127] .

5 блок «Исследование особенностей мотивационной сферы » 9. Опросник для измерениярезультирующей тенденции мотивациидостижения А.Мехрабиана [155].10. Тест юмористических фраз(А.Г.Шмелев) [241].

Исследование профессиональных склонностей испытуемых мы проводили посредством опросника ДДО, предложенного Е.А.Климовым [102]. Основу методики составляет классификация профессионального труда по критерию предмета деятельности. Всего Е.А.Климов выделяет пять сфер профессионального труда:

1. Профессии типа «Человек — природа» — предполагают деятельность, направленную на животные и растительные организмы, а также микроорганизмы. Сложность данной группы профессий обусловлена высокой степенью сложности, изменчивости, нестандартности, вариативности, подчиненных собственным внутренним законам. 2. Профессии типа «Человек — техника» включают в себя профессии, связанные со сборкой и обслуживанием машин, приборов, аппаратуры; сюда относятся все строительные профессии и профессии по переработке сельскохозяйственной продукции.

3. Профессии типа «человек — человек» — связаны с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. К данной группе профессий относятся такие профессии, как педагог, психолог, медицинский работник, юрист, руководитель, любые специальности сферы услуг.

4. Профессии типа «человек — знак» — подразумевают деятельность, связанную с созданием и оформлением документов, оперированием числами, работой с схемами, моделями, картами, формулами, таблицами.надписями, условными сигналами и т.п.

5. Профессии типа «человек — художественный образ» — связаны с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью. Профессии данного круга предполагают природную художественную одаренность.

В настоящее время существуют эмпирически подтвержденные научные данные [196] о том, что профессиональные интересы, диагностированные при помощи ДДО, непосредственно связаны с характериологическими особенноями личности, позволяющими утверждать, что за результатами диагностики ДДО стоят как осознаваемые профессиональные интересы, так и склонности, способности, соответствие характериологических особеностей личности требованиям профессии.

Использование данной методики нам представляется целесообразным, поскольку соответствие профессиональных интересов и профессионального выбора оптанта определяет высокий уровень профессионального обучения и, в перспективе, эффективность профессиональной деятельности.

Интерпретация и анализ данных эмпирического исследования ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов

После первичной обработки данных исследования ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов к математико-статистическому анализу было представлено 180 шкал (приложение 9), включающих в себя данные эмпирического изучения ценностно-смыслового содержания мотивации професионального выбора студентов 1-го курса Уральской государственной юридической академии (100 человек, институт юстиции). В качестве контрольной выборки выступили студенты 1-х курсов Уральской государственной медицинской академии (50 человек, лечебно-профилактический факультет) и Уральского государственного педагогического университета (50 человек, департамент педагогики и психологии детства).

Корреляционный анализ связей между показателями методик осуществлялся по критерию Пирсона, число степеней свободы — 98. Теоретическое значение критерия Стьюдента при 95% уровне значимости равно 2.00. Результаты корреляционного анализа представлены в матрице корреляционных значений (приложение 9), в таблицах (приложение 1) и на схемах корреляционных связей между профессиональной мотивацией и показателями шкал использованных методик (приложение 2).

Поскольку основной целью нашего исследования является изучение ценностно-смыслового содержания мотивации профессионального выбора студентов-юристов, то обратимся к анализу корреляционных связей, полученных в результате эмпирического исследования ценностно-смыслового содержания мотивации выбора студентов-юристов.

Как показал корреляционный анализ, наиболее выраженным при наличии внутренней мотивации профессиональной деятельности является стремление к наиболее полной самореализации в рамках выбранной профессиональной деятельности (0,917), что указывает на высокую степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. Высокий уровень значимости корреляционных связей между данными показателями свидетельствуют о том, что при наличии внутренней мотивации профессионального выбора близким и нужным человеку является наиболее существенное в данной деятельности (т.е. непосредственно содержание деятельности). Стремление к наиболее полной самореализации в рамках выбранной профессиональной деятельности является показателем высокой степени адекватности профессионального выбора по определению.

Подтверждением адекватности профессионального выбора студентами с преобладанием ВМ и выраженным стремлением к наиболее полной самореализации в профессиональной сфере служит корреляционная связь между показателями ВМ и осознанной склонности к профессии типа «Человек — Человек» (0,912). Данная корреляция позволяет утверждать, что выбор профессии является в полной мере осознанным и, как элемент в общей структуре мотивации, представляет собой фактор, способствующий удовлетворенности профессией и позитивному профессиональному развитию в перспективе.

В свою очередь, стремление к самореализации положительно коррелирует с уровнем значимости для студента удовлетворения от процесса и результата профессиональной деятельности (0,707). Вместе с тем, показатель значимости удовлетворения от процесса и результата профессиональной деятельности положительно коррелирует непосредственно с внутренней мотивацией профессиональной деятельности (0,898). Этот фактор, также свидетельствующий о наличии интереса к содержанию выбранной профессиональной деятельности, позволяет прогнозировать успешное развитие потенциала личности в процессе обучения и профессиональной деятельности. Кроме того, стремление к профессиональной самореализации положительно коррелирует с мотивацией достижения успеха (0,810), что позволяет рассматривать стремление к достижениям в качестве тенденции, характерной непосредственно для профессиональной сферы.

Положительные корреляционные связи выявлены между стремлением к наиболее полной реализации в рамках выбранной деятельности и такими терминальными ценностями [207] как «развитие себя» (0,730) и «развитие себя в профессиональной сфере» (0,810). Высокий балл по шкале «развитие себя» следует понимать как отражение стремления к самосовершенствованию, убежденности в неограниченности потенциальных возможностей человека и необходимости наиболее полной их реализации. Данный показатель в сфере профессиональной жизни выражается в стремлении к наиболее полной самореализации и повышению квалификации непосредственно в рамках профессиональной деятельности. Таким образом, взаимосвязь данных показателей свидетельствует о том, что индивид видит в профессии, прежде всего, возможность повышения личностной и профессиональной компетентности, самовыражения и саморазвития. В данном случае профессиональный выбор осуществляется ради содержания деятельности, а не для достижения каких-либо внешних поощрений. Профессиональное поведение при наличии потребностей в самореализации и саморазвитии [231, 248], имеет в своей основе внутренний локус причинности и стремление к достижению чувства собственной компетентности. Если соотносить корреляционные данные с концепцией А.Маслоу, то вся энергия индивида, ориентированного на саморазвитие, будет направлена на удовлетворение данных потребностей, которые, обладая мощным энергетическим потенциалом, будут определять особенности поведения в деятельности.

Еще по теме:

  • Как написать доверенность от руки образец на ребенка Кто может быть поверенным и как написать доверенность на сопровождение ребенка от руки? Доверенность требуется в разных случаях. Иногда требуется нотариально заверить бланк, иногда […]
  • Госпошлина в мировой суд от юридического лица Госпошлина в суд. Калькулятор госпошлины 2018 Нужна госпошлина в суд? Калькулятор госпошлины 2018 года: Ваш браузер не поддерживает плавающие фреймы! Размер государственной пошлины: 1. […]
  • Как вернуть деньги за страховку по кредиту ренессанс Вернуть страховку по кредиту Ренессанс Кредит Уважаемые Заёмщики банка РЕНЕССАНС КРЕДИТ. Если Вы получили кредит со страховкой жизни и здоровья, то отказаться от страховки можно только в […]
  • Травма ребенка после развода Дети после развода Дети после развода родителей, испытывают целый ряд негативных эмоций – это страх, вину, злобу и желание отомстить. Развод для ребенка может стать тяжелой психологической […]
  • Образец приказа об увольнении с компенсацией за отпуск Когда нужно составлять приказ на компенсацию за неиспользованный отпуск — образец и важные моменты замены Любому сотруднику полагается отпуск после того, как он отработает в организации […]
  • Как выселить жильцов из ведомственной квартиры Возможно ли выселение из служебного жилого помещения? Причины и основания, судебная практика по данному вопросу Служебные квартиры принадлежат определённым организациям или ведомствам и […]
  • Тест днк на отцовство когда будет результат Тест ДНК на отцовство — можно ли сделать до рождения ребенка? Многие будущие родители, особенно отцы, планируют сделать тест ДНК на отцовство после рождения ребенка, чтобы определить […]
  • Как купить нежилое помещение в строящемся доме Каким образом приобретается коммерческая недвижимость от застройщика. Как можно использовать нежилые помещения в новостройках? Коммерческая недвижимость в новостройках прочно заняла свое […]
Рубрики: Статьи