Право и правовые нормы сравнения

Опубликовано admin в

Сравнение правовых систем, семьи правовых систем и критерии их разграничения

Сравнение правовых систем, семьи правовых систем и критерии их разграничения.

Классификация правовых систем была введена французом Рене Давилом. Он выделили следующие семьи:

1. Романо-германская (континентальную, цивильную).

2. Англо-саксонская (семья общего права).

Кроме того. отдельно были выделены семьи индусская, иудейская, африканская, дальневосточная. В нашей стране наиболее известным автором-компоротивистом является Саидов. Он строит классификацию на трех критериях:

1. Исторический генезис правовых норм и институтов.

2. Преобладающая система источников права.

3. Структура правовой системы, ведущие правовые отрасли и институты права.

Исходя из этого, Саидов выделял восемь правовых систем:

2. Система общего права (англо-саксонская).

6. Семьи социалистического права (советская правовая система)

7. Правовая система социалистических стран Европы.

8. Республика Куба.

Правовые семьи можно анализировать по следующим критериям:

1. Преобладающая форма права (нормативно-правовой акт, прецедент)

2. Технико-юридическое содержание правовых норм (степень регламентации, гарантии прав и свобод субъектов).

3. Идейная или идеологическая направленность правовых предписаний.

4. Соотношение традиционных и рационалистический начал в праве.

По первому критерию в семье общего права важную роль играет административный и судебный прецедент (решение вышестоящего четко определенного органа, вступающее в законную силу, которое кладется в основу вынесения решения по аналогичному делу, то есть по делу с аналогичным кругом субъектов и объектов). В Романо-германской семье все логично и главную роль играет нормативно-правовой акт.

По второму критерию надо отметить, что технико-юридическое содержание предполагает соотнесение доли прав и свобод и обязательств и запретов. В зависимости от гарантий прав и свобод или обязательств и запретов разделяют два типа правового регулирования:

1. Общеразрешительный (разрешено все, что не запрещено).

2. Дозволительный (разрешено все, что прямо дозволено).

Среди основных источников могут выступать и религиозные догматы, и революционные или контрреволюционные доктрины.

По третьему критерию существует три типа идеологических систем:

1. Идеологическая система, рассчитанная на сочетание общественных, национальных и личных прав, свобод и интересов.

2. Идеологическая система, основанная на воинственном приоритете либеральных личностных интересов.

3. Идеологическая система, основанная на приоритете общественных ценностей и ориентиров.

Правовые семьи находятся в непрерывном взаимопроникновении, происходи аккультурация, рецепция, обновление.

Правообразование, правотворчество и систематизация.

Правотворчество – это завершающий этап правообразования. Правообразование может завершится правотворчеством, а может и нет, если не будут учтены соответствующие правотворческие факторы. Правотворчество – процесс во многом субъективный, он зависит от воли и логиуи.

Правообразование – процесс объективный, он представляет собой оформление содержания правовых норм исторически в зависимости от ряда правообразующих факторов:

1. Фактор социально среды.

2. Фактор природной среды.

3. Фактор экономический.

4. Фактор политический.

5. Фактор экологический.

6. Фактор геополитический.

7. Фактор информационный.

8. Фактор транспортный.

С помощью учета этих факторов вырабатывается тактика и стратеги, что воплощается в долгосрочное (вся сессия законодательного органа) и среднесрочное планирование. В связи с этим существует проблема учета всех факторов.

Учение о правообразовании появилось значительно позже учения о правотворчестве. Его основоположниками являются Монтескье, Парсон, Тихомиров. В Англии впервые появляется закон об ограничении лоббистской деятельности. Правотворчество как завершающий этап правообразования – это форма деятельности государства и местного самоуправления по изменению, созданию, санкционированию и отмене правовых норм.

1. Объективность (наличие реальной острой необходимости, обусловленной потребностями общества регулировать и охранять именно данный вид отношений).

5. Строгая дифференциация полномочий и компетенции.

6. Планирование правотворчества с учетом факторов правообразования.

7. Профессионализм и культура.

8. Сменяемость кадров.

Правотворчество является разновидностью общественных отношений (правоотношение). Объектом правотворчества является деятельность уполномоченных органов, направленная на создание, изменение и отмену правовых актов. Субъектом правоотношения является только уполномоченный орган (в том числе и единоличный0. исключительным субъектом правотворчества является народ. Население субъектов Российской Федерации – тоже субъект правотворчества, участвующий в референдумах и плебисцитах (плебисцит носит только рекомендательный характер) Правотворчество – это не только законотворчество, но законотворчества – это главный элемент правотворчества. Закон имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке особым органом, содержит первичные правовые нормы. Законотворчество распадается на стадии:

1. Законодательная инициатива. Субъект законодательной инициативы не совпадает с понятием субъекта законотворчества. К субъектам законотворческой инициативы относятся депутаты, глава государства, правительство, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд, законодательные собрания субъектов федерации, правительства субъектов федерации.

3. Рассмотрение предложения.

4. Принятие к первому чтению.

5. Если принимается концепция, то наступает второе чтение.

Критерии видов правотворчества включают:

1. По отраслям права.

2. По ветвям власти.

3. по уровню права.

4. По уровню компетенции (общая, специальная).

С понятием правотворчества, а также с систематизацией и применением права связано понятие юридической техники (система приемов и средств формирования правовых норм или предписаний в юридических актах). Принципы юридической техники:

6. Научная обоснованность.

Правила юридической техники:

1. Правило доступной общепринятой терминологии (применение тождественных и однозначных терминов).

2. Стабильность терминов (неизменность). Термин должен быть связан историческими основаниями языка.

3. Юридическая конструкция должна предусматривать в нормативных актах, договорах, решениях, приговорах суда связь частей, глав, статей.

4. Однородность материала и его последовательность, логическая стройность.

5. Приоритет норм материального права над процессуальными.

6. Правило преемственности структуры текстов актов (каждый структурный элемент должен базироваться на однородных терминах).

7. Базирование как на абстрактных, так и на казуальных терминах.

Толкование норм права – это деятельность как компетентных органов государства и местного самоуправления, так и филических лиц по осознанию ими логики и содержания правовых норм и разъяснение их для прочих лиц (разъяснение для других, объяснение для себя). В процессе толкования устанавливаются:

1. Условия действия норм.

2. Круг субъектов и объектов.

3. Права и обязанности участников отношений, вытекающие из этих норм.

4. Меры юридической ответственности за нарушение норм или качество исполнения.

Толкование способствует единообразному пониманию и применению норм. Толкование – интеллектуально-волевая деятельность, в процессе которой научно, формально излагается суть предписанных норм. Эффективность толкования зависит от уровня правосознания, задач толкования и навыков юридической техники. Формы (виды) толкования:

1. Официальное толкование. Дается компетентными органами и лицами, оно обязательно для всех при применении ими норм. Результаты толкования содержатся в специальных актах (интерпретационные акты). Официальное толкование подразделяется:

1) Нормативное. Обязательно для всех случаев применения норм: постановления Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, инструкции министерств по налогам и сборам.

2) Казуальное (индивидуальное) толкование. Обязательно для конкретного случая или группы случаев и используется для всех аналогичных. Решение надзорной инстанции рекомендовано для применения в аналогичных случаях, в том числе и судами. В российской практике решение, вынесенное судом против аналогичного решения надзорной инстанции, является основанием обращения в апелляционную инстанцию для пересмотра дела.

2. Неофициальное толкование. Разъяснение, не носящее обязательного характера, которое дается неуполномоченным на то органом или лицом. Его подвиды:

2) Профессиональное. Дается квалифицированными специалистами: юристами, адвокатами, прокурорами.

3) Доктринальное. Дается учеными юристами (в Древнем Риме это было официальное толкование).

Существует несколько способов осуществления толкования:

1. Грамматический. Грамматический анализ текста правовых норм, выяснятся значение отдельных терминов: должностное лицо, потерпевший.

2. Систематический. Выясняется содержание норм путем сопоставления с другими нормами и установления связи с ними (любая норма – часть системы права).

3. Историко-политический. Смысл, цели и задачи уясняются и разъясняются на основе анализа исторических условий, в которых они были приняты. Пример: в 1944 году появился термин «мать-одиночка», указ Президиума о введении налога на бездетность с имущих и замужних женщин и освобождение от процедуры принудительного установления отцовства. В дальнейшем налог на бездетность шел на поддержку материнства и детства.

4. Логический. Близок к функционально-структурному толкованию.

В процессе толкования выясняется не только смысл норм, но и выявляется недостатки законодательства (пробелы в законодательстве). Как результат пробелов в законодательстве в Древнем Риме сложились специальные технические приемы:»Поступай по отношению к ситуации или субъекту так, как будто этот субъект является другим, предусмотренным в нормах права, а ситуация тоже является другой». Так сложились дела особого производства: юридические фикции (признание лица умершим, без вести отсутствующим, признание за лицом прав на пенсию). Под пробелом в законодательстве полное отсутствие необходимых норм в официальных источниках, нужных для решения юридически важных дел. Пробелы в законодательстве появились как результат исторического развития, революционных изменений в обществе. Меньше пробелов в странах с традиционными системами права. Пробелы делятся на устранимые и не устранимые. Устранимые восполняются путем аналогий закона или аналогий права. Аналогия права не допускаются при решении вопросов об установлении юридической ответственности за неправомерные деяния. Неустранимые пробелы восполняются путем принятия акта, содержащего нормы.

Упорядочение законодательства – процесс субъективный. Он осуществляется при участии государственных органов, но может осуществляться и без них (неофициальная систематизация). Выделяют сведущие формы систематизации:

1. Учет и мониторинг.

Учет в разных странах осуществляется по-разному. На основании учетных критериев, таких как тематический, субъектный издаются классификаторы законодательства. Классификаторы утверждаются парламентом (в России – президентом: 1993 год, март 2000 года «О классификаторе нормативно-правовых актов»). В Российской Федерации насчитывается более 300 тысяч актов, из них актов федерального уровня – более 4 тысяч (законы и постановления правительства). Официальным учетным носителем является программа-носитель «Система». Квазинаучные системы: «Консультант+», «Гарант» (не более 10% действующих актов, основные).

Инкорпорация – внешняя обработка действующего законодательства, связанная с исключение норм, прекративших действие, добавлением новых норм, включение изменений. Важнейшая составная часть инкорпорации – удалений противоречий между различными актами. Инкорпорация бывает официальная и не официальная (не официальная – «Все кодексы», «Законодательство о СМИ»). Официальная инкорпорация – это издание » собрание законодательства российской Федерации».

Консолидация – это объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной или смежных сферах общественных отношений, в единый сводный правовой акт. Консолидация, как правило, сочетается с инкорпорацией и кодификацией. Пример – в 1997 году взамен разрозненных законов был принят закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Кодификация осуществляется только в официальной форме в виде деятельности правотворческих органов. Кодификация является правотворчеством. Кодификация исторически родилась как общая кодификация («Законы 12 таблиц», «Судебник 1497 года» и так далее). Отраслевая кодификация появилась в XVII–XIX века в Западной Европы и венчала собой революционные процессы. В ряде стран Европы действуют законы о порядке кодификации (где и кА можно кодифицировать), новые кодексы принимать не принято (в Италии действует Уголовный Кодекс, принятый при Муссолини). Разработка кодексов в общем идет от 5 до 7 лет. а по степени обобщения материала кодексы подразделяют на:

Право и правовые нормы сравнения

Какие элементы системы международного права названы в тексте (укажите три элемента)? Какую особенность создания междунароцно-правовых норм в сравнении с внутригосударственным правом отметили авторы?

Под нормой межлунаролного права понимается правило поведения, которое признаётся государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного.

Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости, которые субъекты международного права соблюдают во взаимных отношениях. Однако если международно-правовые нормы — это юрилически обязательные правила поведения, то обыкновения, или нормы международной вежливости, лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права даёт основание для международноправовой ответственности, а нарушение обыкновения такой ответственности не влечёт.

Ряд норм международного права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так B силу своей значимости и роли B международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению c другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для международного сообщества в деле поддержания международного правопорядка. Среди принципов выделяются основные принципы международного права, составляющие фундамент международного правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок. К основным относятся принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, запрета применения силы или угрозы силой, соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров и др. Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Некоторые отрасли (например, межцународное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времён, другие (например, международное атомное право и межцународное космическое право) возникли сравнительно недавно.

Процесс, способы и формы создания норм международного права отличаются от создания норм внутреннего права. В международных отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы междунар0дного права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами международного права. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты междунар0дного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

Поскольку в международных отношениях нет каких-либо надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты международного права не только действуют в соответствии с существующими нормами междунароцного права, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы.

Таким образом, создание междунар0дно-правовых норм — это непрерывный процесс.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) элементы системы права: нормы, институты и отрасли права;

2) особенность: единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СРАВНИТЕЛЬНОМ ПРАВОВЕДЕНИИ.

Виды исследований, проводимых сравнительным правоведением можно классифицировать по следующим основаниям.

1. Диахронное и синхронное сравнение. В том случае, когд.’ объектом сравнения являются правовые системы и их компоненты, суще ствовавшие в разные исторические времена (например, сравнение право пой системы Российской империи XVII столетия и правовой системы нынешнего государства Росийской Федерации], сравнение называется диахрон-ным (диахронное — значит историческое) Когда же объектом сравнение являются правовые системы, существующие в одни исторические времен. (например, правовые системы фашистской Германии и коммунистического СССР 30-х гадов XX века) то это синхронное сравнение.

2. Бинарное и мультиеравнение. Объектами сравнения могут быть как всего лишь две, так и целое множество правовых систем (вплоть до охвата всех правовых систем, существующих на земном шаре). Если сран ниваются друге другом лишь две правовые системы (например, Израиля и Ливана), то такое сравнение называется бинарным. Если же сравнивается три и более правовые системы (например, правовые системы всех государств стран Восточной Европы) то это — уже мультиеравнение

3. Внутреннее и внешнее сравнение. Когда сравнивают элементы правовой системы одного государства, то такое сравнение называется внутренним (такое сравнение позволяет дать общую характеристику правовой системы конкретного государства) Когда^е иследуются правовые системы как минимум двух государств, то такое сравнение называется внешним (при этом внешнее сравнение можект быть как внутрисемейным — в рамках одной правовой семьи, так и межеимвйным — при сравнении правовых систем, принадлежащих к разным правовым семьям).

Первым (наиболее низким) уровнем сравнения является уровень сравнения правовых норм — микросравнение.

Вторым (средним) уровнем сравнения является уровень сравнения правовых институтов и отраслей права — институциональное или отраслевое сравнения.

Третим (верхним) уровнем сравнения является сравнение правовых систем в цепом — макросравнвние

Эти три степени сравнения взаимодополняют друг друга и образуют своеобразные иерархические ступени сравни тельного правоведения: норма права — правовой институт (отрасль) — правовая система а целом.

5. Нормативное и функциональное сравнение. Когда исходным отправным пунктом сравнения являются аналогичные правовые нормы, законодательные акты или целые правовые институты, то такое сравнение называется нормативным. Когда же осуществляется исследование правовых средств разрешения именно одинаковых социальных и правовых проблем в различных правовых системах то такое сравнение называется функциональным. Если же нормативное и функциональное сравнение объединяются, то возникает смешанное сравнение. На современном этапе развития сраанительного правоведения все сильнее проявляется необходимость именно такого — смешанного — вида сравнения.

38.Понятие нормы права. Отличие правовых норм от иных социальных норм. — alekssandrs Jimdo-Page!

1. Понятие нормы права. Отличие правовых норм от иных социальных норм

Норма права – это:

1) первичная ячейка, основа, элемент системы права. Норме права свойственны все главные черты права как особенного социального явления. Нельзя при этом смешивать понятия права и нормы права, так как они не совпадают. Право и единичную юридическую норму следует соотносить между собой как целое и часть, которые вместе с чертами сходства имеют как свои особенности, так и отличия друг от друга;

2) относительно самостоятельное явление, которое обладает собственными специфическими особенностями, конкретизирующими и углубляющими наши знания о праве, его сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественные отношения;

3) единственная среди социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.

Норма права имеет отличие от других социальных норм :

1) только ей свойственна формальная определенность, которая выражается прежде всего в том, что правовую норму издают или санкционируют государственные органы. Норма права, кроме того, выражается в той или другой установленной или признаваемой государством форме (как закон или подзаконный нормативный акт, договор с нормативным содержанием, правовой обычай);

2) это единственная среди социальных норм, которая поддерживается в своем осуществлении, охраняется от нарушений силой государства.

Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний: правил поведения и исходных норм.

Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они устанавливают при соответствующих условиях меру и вид охраняемых государством должного и возможного поведения участников общественных отношений, их субъективные права и юридические обязанности. Данные правила поведения составляют значительную часть правовых норм. Начальные отправные, учредительные нормы, к которым относят нормы-принципы, нормы-дефиниции и т. д., являются нормами опосредованного регулирования.

Юридическая норма — это не только социальный, но и государственный регулятор общественных отношений. Юридическая норма является предписанием общего характера. Она устанавливается не для отдельного, разового отношения, не для конкретных лиц, а для большого количества отношений определенного вида и индивидуально неопределенных лиц, которые подпадают под условия ее действия.

Правовая норма выражает и регулирует отношения по поводу политической власти, управления, частной собственности, борьбы с преступностью и др.

§ 1. Нормы финансового права

В общем плане под финансово-правовой нормой следует понимать установленное законом правило, определяющее поведение субъектов (физических и юридических лиц) в области финансовой деятельности государства, включающей широкий спектр действий: выпуск Денежных знаков и организацию денежного обращения, мобилизацию денежных средств в казну и создание финансовых фондов, использование денежных средств из этих фондов в интересах общества и государства и т.д.

Например, одна из финансово-правовых норм, содержащихся в ст. 4 Закона о Банке России, предписывает, что ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует де-нежное обращение в стране.

Для финансово-правовых норм характерны общие черты, свойственные всем другим правовым нормам. Это правила поведения: призванные регулировать и направлять поведение людей в сфере финансов и государственного управления; обеспечиваемые принудительной силой государства и его авторитетом; отличающиеся точностью, детализированностью, категоричностью предписаний; предоставляющие одному субъекту правомочия, а на другого субъекта возлагающие обязанности и т.д.

Вместе с тем нормы финансового права являются специфиче-скими правилами поведения и отличаются от правовых норм других отраслей права рядом особенностей.

Финансово-правовые нормы имеют особую сферу применения, а именно финансовую деятельность государства. Они регулируют выпуск денежных знаков, организацию денежного обращения, организацию системы расчетов как наличных, так и безналичных; устанавливают бюджетное устройство страны и регламентируют бюджетный процесс; определяют систему доходов бюджетов и внебюджетных фондов: устанавливают налоги, сборы и другие поступления в бюджет; устанавливают направления государственных и муниципальных расходов денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов.

Финансово-правовые нормы регулируют другие общественные отношения (по государственному кредиту, валютные, страховые, финансово-контрольные), прямо или косвенно связанные с денеж-ными средствами.

Доминирующую роль в системе норм финансового права играют обязывающие нормы, между тем как уполномочивающие и запрещающие нормы в целом способствуют реализации норм обязывающих. Такая роль обязывающих норм обусловлена спецификой финансовой деятельности государства, предполагающей, особенно в области налоговых и бюджетных отношений, неукоснительное выполнение заданий государства.

Иначе говоря, финансово-правовая норма не просто правило поведения, но правило поведения, выступающее в качестве властного предписания, веления. Этот аспект придает финансово-правовым нормам императивный характер, который выражается в категорической форме. По степени императивности нормы финансового права могут конкурировать только с уголовно-правовыми нормами.

Нормы финансового права являются публично-правовыми по своей направленности и регламентируют общественные отношения, имеющие общий (публичный) характер, т.е. отношения, тесно связанные с выполнением государством своих функций: оборонных; правоохранительных; по управлению здравоохранением, образова-нием, социальным обеспечением, наукой, культурой и т.д. Поэтому финансово-правовые нормы относятся к публичному праву и наи-более тесно связаны с нормами конституционного и административного права.

В структуре финансово-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) санкции имеют, как правило* имущественный характер. Так в ст. 282 БК РФ установлены следующие санкции, применяемые к нарушителю бюджетного законодательства: блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях, наложение штрафа и т.д.

Виды финансово-правовых норм. Можно говорить о трех основных классификациях норм финансового права на основе следующих критериев: по функциям права, по методу регулирования, по способу разрешения конкретных индивидуальных дел. По функциям права финансово-правовые нормы подразделяются:

Регулятивные финансово-правовые нормы образуют основную часть финансового права. Регулятивные финансово-правовые нормы непосредственно направлены на регламентацию поведения субъектов финансового права (финансовых и налоговых органов, граждан) путем указания на их юридические обязанности и права. Например, ст. 21 НК РФ содержит регулятивную финансово-правовую норму, предоставляющую налогоплательщику право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Регулятивные финансово-правовые нормы воплощают позитивное содержание правового регулирования и включают обязывающие и Уполномочивающие нормы.

Охранительные финансово-правовые нормы — это прежде всего нормы, содержащие запреты, т.е. указания на воздержание от определенных действий, а также нормы, содержащие указания на меры административного и финансового принуждения, применяемые к лицам, нарушающим эти запреты. Например, ст. 128 НК РФ содержит охранительную финансово-правовую норму, в соответствии с которой неявка без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

Охранительные финансово-правовые нормы охраняют соответствующие общественные отношения, но, охраняя, их регулируют. По методу правового регулирования финансово-правовые нормы можно подразделить:

Обязывающими нормами в финансовом праве принято считать нормы, устанавливающие обязанность субъекта финансового права совершать определенные положительные действия, например, уплатить законно установленные налоги и сборы, вести в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет и т.д. Для финансово- правовых обязывающих норм характерны слова «обязан», «должен». Эти обязанности и долженствования возлагаются Конституцией РФ, федеральными законами, актами субъектов Российской Федерации.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы — это нормы, устанавливающие права субъектов финансового права на совершение тех или иных положительных действий. Данные нормы содержат в своем тексте слова «вправе», «имеет право», «может». Так, Положение о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506, содержит уполномочивающие нормы, предоставляющие ФНС России право осуществлять контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своев-ременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сбо-ров и иных обязательных платежей.

финансово-правовые уполномочивающие нормы предоставляют субъектам финансового права самим выбирать наилучший вариант поведения в данной конкретной ситуации.

Указывая на доминирующую роль в финансовом праве обязывающих норм, следует отметить важное значение уполномочивающих норм в регулировании финансовой деятельности государства. Из европейской истории известно, что многие парламенты только тогда стали подлинными представительными органами, когда обрели полномочия в области финансов (утверждение бюджета, контроль за использованием денежных средств и т.д.).

Запрещающие нормы в финансовом праве выражают в основном охранительную функцию финансового права. Содержащиеся в этих нормах финансово-правовые запреты — это государственно- властные веления, «негативные приказы»1, предписывающие не совершать определенных действий. Например, ст. 58 Закона о Банке России содержит правовую норму, запрещающую Банку России требовать от кредитных организаций выполнения не свойственных им функций, а также требовать предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций.

¦ По способу разрешения конкретных индивидуальных дел финансово-правовые нормы классифицируются:

Материальные нормы определяют в статической форме обязанности и права субъектов финансового права, их правовое положение, пределы правового регулирования. Например, правовые нормы, содержащиеся в Положении о Министерстве финансов РФ и определяющие основные функции этого министерства, являются материальными.

Иными словами, материальные финансово-правовые нормы показывают субъектам финансового права (органам, должностным лицам, предприятиям всех форм собственности, гражданам), что дают им эти нормы права и что от них требуют.

Процессуальные финансово-правовые нормы имеют процедурный характер. Они тесно связаны с материальными нормами и явля-

ются средством их реализации. Так, материальные нормы бюджетного права, устанавливающие бюджетную компетенцию государственных и муниципальных органов власти, реализуются посредством бюджетно-процессуальных норм, содержащихся в части III БК РФ. Нормы процессуальные в финансовом праве без норм материальных беспредметны. Материальные нормы без процессуальных бессильны.

Процессуальные нормы в финансовом праве имеют чрезвычай-но важный характер, поскольку несоблюдение даже незначительных процессуальных аспектов приводит к существенным правонаруше-ниям, придающим финансовым операциям незаконный характер1.

Отличия правовых норм от иных социальных норм

До возникновения государства поведение людей регулировал обычай. Тогда человек поступал, как поступали все остальные. По мере того как развивалось человеческое общество и появля­лось государство, регулировать поведение людей стали преиму­щественно правовые нормы.

Первое отличие правовой нормы от любой другой состоит в том, что ее устанавливает государство.Для этого в государствах создаются специальные органы (парламент, сейм, дума, прези­дент, правительство, конгресс и т. д.).

Второе отличие правовой нормы от любой иной заключается втом, что она адресована всем членам общества,это общеобяза­тельное правило поведения.

Третье отличие состоит в том, что правовая норма охраняется и защищается государством.Это значит, что, если кто-либо не будет добровольно исполнять правовую норму, его заставит сделать это именно государство. Для этого в государстве действуют специаль­ные органы, которые называют правоохранительными и правоис-полнительными (милиция, прокуратура, суд).

И наконец, правовая норма должна быть специально оформле­на,т. е. должна иметь письменную форму и содержаться в законах, указах и иных документах, которые называются нормативно-пра­вовыми актами (они являются источниками права).

Нормативно-правовой акт— это документ, в котором записаны обязательные для всех правила поведения. Нормативно-правовые акты принимаются теми органами государства, которые имеют право устанавливать такие правила поведения.

Совокупность перечисленных выше признаков и отличает норму права от остальных социальных норм.

Итак, правовая норма — это написанное и принятое в уста­новленном порядке государственным органом правило поведе­ния, обязательное для всех, которое регулирует общественные отношения и предусматривает в случае нарушения этого прави­ла поведения ответственность (например, необходимость воз­местить ущерб).

Есть несколько значений слова «право». Когда мы говорим, например: «Я имею право это делать», то подразумеваем возмож­ность поступать определенным образом. Если мы говорим: «Он получил водительские права», то имеем в виду документ, удосто­веряющий официальное разрешение на управление транспорт­ным средством.

Юристы понимают под правомсовокупность норм права, т. е. систему общеобязательных норм, регулирующих поведение людей и установленных и защищаемых государством.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Еще по теме:

  • Как оформить задаток за дом образец Задаток при покупке дома – советы юриста Согласно гражданскому законодательству задаток за дом должен оформляться соответствующим договором. Задаток – это денежные средства, которые одна […]
  • Судебная практика по применению ст82 ук рф Статья 82. Отсрочка отбывания наказания СТ 82 УК РФ. 1. Беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати […]
  • 3331 тк рф Сергиево-Посадский городской суд Решение Гражданское дело 2-4124/2017 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29.09.2017 года г. Сергиев Посад Сергиево-Посадский городской суд Московской области в […]
  • Оформление земли с чего начать С чего начать оформление земли в собственность под частным домом, если это не было сделано ранее? Многих жителей, проживающих в частном секторе, волнует этот вопрос. Нередки случаи, когда […]
  • Кому написать письмо чтоб помог материально Открытые письма Жириновскому В.В. Здравствуйте уважаемый Владимир Вольфович! Меня зовут Игнатенко Татьяна Станиславовна. Проживаю в Краснодарском крае г. Темрюк. Мне 66 лет, мужу 69 лет. […]
  • Кто из римских императоров взошел на трон через усыновление Кто из римских императоров взошел на трон через усыновление ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА Рассказы из истории христианской Церкви Гонение на христиан в правление императора Нерона Император Нерон был […]
  • Астрея адвокат Астрея адвокат Адвокатский кабинет Гончаровой О.С. «Астрея» учрежден мной, адвокатом Адвокатской палаты Санкт-Петербурга Гончаровой Оксаной Сергеевной (номер в реестре адвокатов 78/5783), […]
  • Петровская оксана юрист Главной красавице Украины рукоплескала сама Заворотнюк! Студентка из Днепропетровска Алина Петровская впервые участвовала в конкурсе красоты и… выиграла. Лилия ПИЧХНАРАШВИЛИ- 22 сентября […]
Рубрики: Статьи