Политич права и граждан

Опубликовано admin в

Политические права граждан РФ

Политические права и свободы граждан РФ – нормы возможного поведения граждан РФ в сфере управления делами государства, закрепленные Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Политические права и свободы граждан РФ связаны с правом граждан на участие в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей, что обеспечивает демократический режим РФ.

Конституционные политические права и свободы принадлежат исключительно гражданам РФ, т. е. они являются гражданскими. Поэтому выделяются следующие признаки политических прав и свобод: 1) политические права и свободы возникают у лица с момента принятия в установленном порядке гражданства РФ, либо, если гражданство РФ у лица возникло в силу рождения, с момента достижения им совершеннолетия (активное избирательное право) либо определенного в законе возраста (пассивное избирательное право); 2) политические права принадлежат каждому гражданину РФ в равном объеме, т. е. право 1 голоса на выборах или референдуме принадлежит 1 гражданину; 3) политические права и свободы связаны не с правоспособностью граждан, а с их дееспособностью, т. е. гражданин РФ может быть ограничен в своих политических правах и свободах, тогда как ограничение в личных допускается в исключительных случаях. Например, не имеет права избирать и быть избранным лицо, признанное в установленном порядке ограниченно или полностью недееспособным; 4) государство обеспечивает реализацию и гарантирует соблюдение политических прав и свобод граждан РФ.

Виды политических прав и свобод граждан РФ: 1) избирательные права (они имеют двойственный характер: во-первых, право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления – пассивное избирательное право, оно возникает с момента достижения лицом определенного законодательством возраста; во-вторых, право избирать представителей в органы государственной власти и местного самоуправления и посредством этого управлять делами государства – активное избирательное право, оно возникает по достижении лицом 18 лет); 2) право на участие в референдуме; 3) право граждан РФ на объединение (согласно этому праву граждане РФ объединяются в профессиональные союзы, общественные объединения для защиты своих интересов; этим правом граждане распоряжаются добровольно, не допускается принуждение кого бы то ни было к вступлению в объединение или пребыванию в нем); 4) право мирных собраний, организации митингов и демонстраций, шествий и пикетирования (граждане могут воспользоваться этим правом только в целях защиты своих прав и интересов и только в мирной форме, не допускаются вооруженные митинги и собрания граждан); 5) право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (эти обращения могут быть направлены лично или коллективно в форме заявления, предложения или жалобы).

Политические права и свободы гарантируются Конституцией РФ и принадлежат всем гражданам РФ независимо от пола, национальности и расы, достигшим возраста, определенного федеральными законами для осуществления этих прав. Никто не может быть лишен этих прав, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Политич права и граждан

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Что такое политические права человека?

Что такое политические права человека?

Политические права – это права, осуществлении которых непосредственно связано с государством, поскольку без государства нет политики. Они сформировались примерно в то же время, что и личные права, однако несли в себе дискриминационные черты, от которых человечество избавлялось на протяжении столетия – неравенство мужчин и женщин в правах, имущественные, классовые, сословные цензы и многое другое. Политические права – это второй и последний элемент прав и свобод человека и гражданина первого поколения, который дает возможность гражданнам участвовать в общественно-политической жизни страны и управлении государством.

Сегодня политические права подчиняются принципам, что и все права:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К политическим правам относятся:

1. свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),

2. свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),

3. право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),

4. право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),

5. право участвовать в отправлении правосудия – в качестве судей или присяжных заседателей (ст. 32 Конституции РФ),

6. право на обращение в органы государственной, муниципальной власти (ст. 33 Конституции РФ).

Конституционное право Украины

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина » Политические права и свободы

Политические права и свободы — это права, которые принадлежат человеку как члену политического содружества, когда он выступает в первую очередь как гражданин государства.

Эти права и свободы связаны с участием в общественной жизни, в управлении государством. В Украине политические права принадлежат преимущественно гражданам, хотя некоторым из них (например, свобода объединяться в неполитические организации, право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения) могут пользоваться также иностранцы и лица без гражданства. Граждане, которые ассоциируются как народ, реализовывают власть, а гражданин как индивид принимает участие в реализации государственной власти. Относительно политических прав правосубъектность в полном объеме наступает с восемнадцати лет. Политические права могут реализовываться человеком и гражданином как индивидуально, так и коллективно. Например, только коллективным является право на собрания, митинги, объединения, в политические партии и общественные организации, которое единолично осуществить невозможно. Закреплены в Конституции Украины политические права и свободы удовлетворяют общепризнанным международным нормам, которые предусмотрены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и других международно-правовых актах.

К политическим правам и свободам принадлежат: право на свободу объединения в политические партии и общественные организации; право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, избирать и быть избранными к органам государственной власти и органов местного самоуправления; право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации; право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения (статьи 36-40 Конституции Украины).

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, который осуществляет власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Суверенитет Украинского народа — это важнейшая основа конституционного строя Украины. Практическую реализацию он получает через реализацию каждым гражданином своей воли в политической жизни страны. Наиболее обобщенным, таким, которое интегрирует все другие политические права и свободы, есть право граждан принимать участие в управлении государственными делами, которое раскрывается через совокупность права граждан принимать участие во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными к органам государственной власти и органов местного самоуправления, права свободного доступа, к государственной службе, службы в органах местного самоуправления, через деятельность народных депутатов Украины. Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных. Право каждого гражданина принимать участие в управлении делами государства — важный признак демократизма государства. Это важный принцип взаимоотношений между государством и его гражданами. Текущее законодательство Украины о выборах, о всеукраинском и местных референдумах детально регламентирует эти права граждан.

Политич права и граждан

Политические права граждан Украины, наряду с гражданскими правами и свободами, являются приоритетными в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Политические права и свободы принадлежат гражданам Украине и выражают содержание правоотношений между лицом и государством. Соответственно, в научной и учебной литературе получил распространение термин»политические права и свободы граждан Украинни.

К политических прав и свобод человека и гражданина традиционно относят право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (в 36), право граждан Украины участвовать в управлении и государств ними делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления (в 38), право граждан Украины собираются ваться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации (ст. 39), право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, орг. Ан местного самоуправления (в 40 40).

Политические права и свободы граждан Украины — это конституционно определена мера возможного политического поведения лица, прежде участия в непосредственном народовластии, осуществлении государственной власти и местно ого самоуправления, в которых лицо выступает прежде всего как гражданин Украины, участник общественно-властных относи.

Особенностью политических прав и свобод человека и гражданина является то, что, за исключением права на объединение в неполитические организации и права на индивидуальные и коллективные обращения, они принадлежат исключительно г гражданам Украины, которые достигли 18 лет и получили полной правосубъектности. В отличие от гражданских (личных) прав, которые по своей природе неотчуждаемы, политические права могут ограничиваться в идповидно закону в интересах национальной безопасности и общественного порядка, а также в отношении граждан Украины, признанных в судебном порядке недееспособными.

Еще одной особенностью политических прав и свобод граждан Украины является высокая степень их гарантированности не только на национальном, но и на международном уровне. Уровень гарантированности политических прав и свобод п постоянно подвергается мониторингу со стороны влиятельных международных организаций (ООН,. ЕС,. Совет. Европы,. ПАСЕ и др.) и свидетельствует об уровне демократии в Украинні.

К тому же само воплощение политических прав граждан Украины способствовало реализации национального государства, что подтвердили события, связанные с всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г и. Оранжевой ю революцией 2004р.

Наиболее обобщенным и системообразующим относительно других политических прав и свобод является право граждан Украины принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно в избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления (в 38. Конституции Украины). По сути это право закрепляет гарантированную возможность для граждан Украины принимать участ ь в осуществлении непосредственного народовластия, государственной власти и местного самоуправленияня.

Следующим важным политическим правом граждан Украины право на свободу объединения в политические партии и общественные организации (в 36) для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения пол литических, экономических, социальных, культурных и других интересов, за исключением ограничений, которые определены в ст 37. Конституции Украины и действующего законодательства Украиныни.

Особенно важным на сегодня является право граждан на участие в создании политических партий Украины. В связи с проведением политической (конституционно-правовой) реформы в Украине 2005-2009 годов, обозначим илася переходом к парламентско-президентской форме государственного правления и пропорциональной избирательной системы, политические партии и их блоки становятся главным, приоритетным субъектом конституционно-правовых отношений. Порядок их образования и деятельность регулируется. Законом Украины»О политических партиях»2001 рокку.

В отличие от права на создание и участие в деятельности политических партий, право учреждать общественные организации имеют не только граждане Украины, но и. Иностранцы и лица без гражданства, законно находятся на территории Украины. Это право также распространяется на общественные организации, отстаивающие профессиональные права людей — профсоюзи.

Впрочем. Конституция Украины в ст 37 определяет и основания для запрета деятельности политических партий и общественных организаций. К ним относятся программные цели или действия, направленные на ликвидацию незалежнос сти Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, нас ильства, на разжигание межгосударственной, расовой, религиозной вражды, посягательство на права и свободы человека, здоровье населения. К тому. Основной. Закон запрещает образование военизированных формирований в стекла ди политических партий и общественных организаций. Также не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местно го самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных организациях и учреждениеовах.

Кроме выборов и референдумов, существуют и другие формы непосредственной реализации народного суверенитета-мирные собрания, митинги, походы, демонстрации и др.. События, связанные с. Оранжевой революцией, доказали эффективность этих форм прямого народовластия и их значительный политический потенциал. Важно и то, что собрания, митинги, походы, демонстрации, которые происходили в Украине в 2004 году, имели абсолютно легитимный х арактер и были предусмотрены действующей. Конституции Украинни.

Основной. Закон в ст 39 устанавливает право граждан Украины собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти и или органы местного самоуправления. Эти формы непосредственной демократии позволяют гражданам Украины свободно выражать свои взгляды, отстаивать свои политические убеждения и акцентировать внимание гром адськости на тех или иных политических проблемаах.

С целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей допускается ограничения реализации права на собрания, митинги, походы и демонстрации на основании решений суд.

Определенное в ст 40. Конституции Украины право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления и должностных и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок, или право на обращения (петиции) является средством обеспечения иных политических прав граждан и формой реализации права граждан Украины принимать участие в управлении государственными делами и формой общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления ування и их служебных и должностных лиц. Но право на обращение распространяется не только на граждан Украины, но и на иностранцев и лиц без гражданства, законно находящихся в Украине, и поэтому позволяет в иришуваты и другие важные общественные проблемы, кроме политических. Порядок реализации этого права определяется. Законом Украины»Об обращениях граждан»от 2 октября 19966 р.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

§ 8. Политические права граждан Российской Федерации

К числу политических прав и свобод относятся:

Все жизненные блага человек добывает только в государстве и потому он должен иметь возможность строить государство в соответствии со своими интересами. Право на участие в управлении государством закреплено в нормах

105 Основы КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВД

Всеобщей декларации, «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной. » Право на участие в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции Российской Федерации. Это право включает в себя ряд политических прав, которые можно считать самостоятельными правами личности:

L Права, обеспечивающие участие граждан в формировании органов государственной власти. Сюда относится право избирать и быть избранным.

Право граждан РФ избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления означает, что гражданин имеет возможность принимать решение по формированию указанных органов, которое является обязательным для государственных органов, должностных лиц и граждан.

Право гражданина РФ быть избранным означает, что гражданин может быть избран депутатом соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также руководителями единоличных выборных органов. 2.

Права граждан на участие в референдуме (всенародном голосовании). Референдум проводится по наиболее важным, наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни. Порядок проведения референдума регламентирован нормами закона «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года. 3.

Граждане РФ обладают правом на осуществление местного самоуправления. Это означает, что граждане могут реализовать данное право путем участия в референдуме, выборах в органы местного самоуправления. 4.

Граждане РФ имеют равный доступ к государственной и муниципальной службе, без каких-либо ограничений. Это означает, что граждане моїут занимать любую должность в государственных или муниципальных органах без какой бы то ни было дискриминации (расовой, половой, национальной и т.п ), т е. все граждане имеют равные исходные возможности для занятия указанных должностей.

Право граждан на участие в отправлении правосудия закреплено в части 5 статьи 32 Конституции. Назначение этого права состоит в обеспечении демократического порядка формирования судебных органов. Это право может быть реализовано гражданами в нескольких формах.

Граждане могут участвовать в отправлении правосудия в качестве: •

путем участия в избрании мировых судей 6.

Право граждан РФ на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в статье 33 Конституции. Граждане могут обращаться лично или направлять в адрес государственных или муниципальных органов индивидуальные или коллективные послания (петиции). Это могут быть предложения, заявления, жалобы.

Предложение — это такой вид обращения, в котором речь идет об улучшении деятельности какого-либо государственного органа, учреждения, организации и т.п.

Заявление — это обращение іражданина, содержание которого составляет просьба о предоставлении условий для реализации гражданином принадлежащего ему права.

Жалоба — это обращение гражданина, которое содержит требование о восстановлении нарушенного права.

С правом граждан иа обращение в государственные органы и органы местного самоуправления корреспондирует соответствующая обязанность должностных лиц, которым адресовано обращение — дать ответ на это обращение.

Предложения, заявления, жалобы граждан должны быть рассмотрены, как правило, в течение 1 месяца, а если нет необходимости в дополнительной проверке, то безотлагательно , но нс позднее 15 дней со дня поступления обращения.

Право на объединение закреплено в статье 30 Конституции. Граждане РФ имеют возможность образования со- вместо с другими гражданами РФ любого объединения (па- пример, политических партий, профессиональных союзов и т.д.) либо вступления в уже существующие объединения. Однако это право имеет ограничения, выражающиеся в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Так, например, не допускается создание и деятельность политических партий, идеологией которых является фашизм. Дальнейшее, более детальное развитие, положения Конституции о праве на объединение получили в Законе РФ «Об общественных объединениях». Вмешательство государства в деятельность общественных объединений не допустимо.

Право на проведение собраний, митингов, демонстраций, шестеий и пикетирования закреплено в статье 31 Конституции РФ. Государство гарантирует право на проведение публичных мероприятий. Действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Ограничения права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования выражаются в запрете на разжигание во время проведения этих мероприятий расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны,

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

Значение Конституции определяется тем, что нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности.

Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства — в обязанности предоставить эту защиту.

Рассмотрим основные права и свободы человекаи гражданина:

Основные права и свободы человека и гражданина — понятие, широко используемое в конституционном лексиконе и означающее те права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы ( без слова «основные», то есть — все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2 Конституции РФ говорится, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина..

Перейдём к конституционным правам человека и гражданина:

В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством — института гражданства (ст.6 п.2 Конституции РФ) гарантирует, что «каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки “каждый имеет право”, “каждому гарантируется” и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Это и есть различие, отражаемое Конституцией: «личные права» — каждому, политические — «гражданам».

Однако все политические права и свободы(и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Основные права гражданина — это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту — Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.

Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако, если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение.) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы.

Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осущетсвлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только по рассовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ.

Основные политические права и свободы:

В отличии от личных, политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку.

Прежде всего следует отметить , что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии.

Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.

Политические права и свободы — группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:

1)право на свободу мысли, ст29 п.1

2)право беспрепятственно придерживаться своих мнений,ст 29 п.3

3)право получать и распространять информацию,ст 29 п.4

4)право печати и информации,ст29 п.5

5)право на объединения,ст 30 п.1

6)право бесприпятсвенно вступать в какое – либо объединение или пребывания в нем,ст31п2

7)право на мирные собрания,ст 31 п.1

8)право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей,ст 32 п.1

9)право избирать и быть избранными и др.,ст32 п.2

10)право равного доступа к государственной службе,ст 32п.4

11)право участвовать в отправлении правосудия ,ст32 п.5

12)право обращения ,ст33 п.1

Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий,представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний .

Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Россйской Федерации.

Основные политическиие права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отлчие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемливой частью человеческого статуса. Доститгнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет отвественность за результаты свох действий.

В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет.(ст.60 Конституции РФ).

Подведя итог следует отметить, что Россия сегодня не является в полной мере правовым государством, равно как и в реальности права и свободы человека не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека — задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции России не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы.

Студенческий научный форум — 2013
V Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

Еще по теме:

  • Мировой суд участок 7 советского района Мировой суд участок 7 советского района Советский районный суд г. Астрахани Режим работы суда Прием граждан с 10.00 Прием граждан осуществляется ежедневно согласно режиму работы […]
  • Размер пособий за второго ребенка в 2016 Выплаты пособия при рождении ребенка в 2016 году Суммы выплат в 2017 году находятся здесь, на начало 2017 года они не изменились, все изменения будут вноситься в новый материал для 2017 […]
  • Сколько выплачивают на второго ребенка 2014 Выплаты пособия при рождении ребенка в 2015 году Размеры выплат в 2016 году здесь . В 2015 году размер выплат пособия при рождении ребенка будет снижен в сравнении с аналогичным периодом […]
  • Федеральный закон о внесении изменений в гк рф О Федеральном законе „О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона „О введении в действие части первой Гражданского кодекса […]
  • Кто является федеральным органом исполнительной власти в рф § 4. Федеральные органы исполнительной власти Правительство — высший исполнительный орган государственной власти в масштабе всей страны. Его правовое положение определено гл. 6 […]
  • Заявление увольнение пенсия Образец заявления об увольнении работающего пенсионера Возьмите реальный образец обращения, чтобы сберечь время для приготовления к доставке адресату. В каждом документе существуют […]
  • Управление недвижимым имуществом понятие Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ 3.4. Управление недвижимостью Объекты недвижимости создаются или приобретаются […]
  • Изменения декларация 3 ндфл 2014 Образец заполнения 3-НДФЛ 2017 Бесплатные примеры и образец заполнения декларации 3-НДФЛ 2017 Подавать декларацию 3-НДФЛ за 2017 год нужно в 2018 году. Специально для нашего сайта были […]
Рубрики: Статьи