Подведомственность коап

Опубликовано admin в

Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях

СТ 22.3 КоАП РФ

1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Комментарий к Ст. 22.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья учитывает возможную динамику развития системы и структуры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти в субъектах РФ и посвящена определению подведомственности дел об административных правонарушениях в случаях: упразднения органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; их реорганизации; их переименования.

2. Положения анализируемой статьи в равной степени касаются случаев упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, вне зависимости от того, каким актом им была установлена подведомственность дел об административных правонарушениях: КоАП РФ либо законом субъекта РФ об административных правонарушениях.

3. Указанные в ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ случаи упразднения означают полную ликвидацию органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов либо должности должностного лица и отсутствие соответствующих правопреемников.

4. В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов должности должностного лица до внесения в Кодекс соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи в соответствии с распределенной между ними подсудностью дел об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 23.1 КоАП РФ).

Подобный случай имел место при упразднении органов, уполномоченных в области финансовых рынков, которые на тот момент в порядке закрепленной за ними ст. 23.47 КоАП РФ подведомственности рассматривали дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 13.25, ч. 1 ст. 14.4.1, ст. 14.24, ч. 2 ст. 14.51, ст. ст. 15.17 — 15.22, ч. ч. 1 — 10 ст. 15.23.1, ст. 15.24.1, ч. ч. 1 — 3 ст. 15.27 (в пределах своих полномочий), ст. ст. 15.28 — 15.31, 15.35, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП РФ.

5. В случае упразднения указанных в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи.

6. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

Так, Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с 1 июля 2003 г.:

— была упразднена ФСНП России, которая на тот момент согласно ст. 23.6 КоАП РФ рассматривала дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.5, ч. 3 ст. 14.16, ст. ст. 15.1, 15.2 КоАП РФ, а ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений были переданы МВД России;

— Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД России был преобразован в Госнаркоконтроль России с передачей соответствующих функций.

7. В случае изменения наименований органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица, указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ, должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.

Подобный случай имел место при реформировании органов внутренних дел, в ходе которого милиция 1 марта 2011 г. была преобразована в полицию (см. ст. 56 Закона о полиции), соответственно, и название ст. 23.3 КоАП РФ «Органы внутренних дел (милиция)» было заменено на «Органы внутренних дел (полиция)» без изменения закрепленной за ними самой подведомственности дел об административных правонарушениях.

2. Подведомственность дел об административных правонарушениях

При этом необходимо отметить, что в КоАП органы и должностные лица по характеру своих полномочий, касающихся административных правонарушений, подразделяются на две группы. Органы и должностные лица, входящие в первую группу, полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. Органы и должностные лица, отнесенные ко второй группе, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, т.е. они фактически полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

Значительное количество административных правонарушений рассматривается судьями судов общей юрисдикции. Судьями рассматриваются самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких серьезных административных наказаний, как административного выдворения, административного ареста, дисквалификации и др.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (глава 5 КоАП). Это, например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24); принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (ст. 5.40) и ряд других. В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6) судьям подведомственны такие правонарушения, как: потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9); занятие проституцией (ст. 6.11) и др. Судьями также рассматриваются административные правонарушения, содержащиеся и в других главах КоАП: административные правонарушения, посягающие на охрану собственности (глава 7), административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (глава 9), правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (глава 10), административные правонарушения на транспорте (глава 11), административные правонарушения в области связи и информации (глава 13), административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (глава 14), а также в ряде других областей.

Анализируя данные составы административных правонарушений, следует обратить внимание на то, что КоАП относит к подсудности судей дела о правонарушениях, влекущих за собой, как правило, такие административные наказания, которые правомочен назначать только судья (например, конфискацию орудия или предмета правонарушения или административный арест).

Говоря о компетенции судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях, необходимо отметить, что судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, и др. На практике в подавляющем числе случаев дела рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях по ряду составов, предусмотренных КоАП, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, рассматриваются судьями арбитражных судов.

В случае совершения административных правонарушений военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Кроме того, в соответствии с КоАП к полномочиям судей общей юрисдикции относится также рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые могут рассматриваться ими в случаях передачи органом или должностным лицом, к которым поступило данное дело. Составы данных правонарушений определены в ч. 2 ст. 23.1 КоАП. В этих случаях одни и те же составы административных правонарушений относятся и к подсудности судей, и к подведомственности соответствующих органов или должностных лиц. Передача такого дела на рассмотрение судье объясняется различным объемом административных санкций (т.е. наказаний), применяемых к правонарушителям (у судей он значительно шире).

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

— дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними ;

дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); о нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36), а также других административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних.

Органы внутренних дел (милиция) в соответствии с КоАП рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями его Особенной части: ст. 6.8, 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст. 11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1, ст. 20.23, ст. 20.24.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний согласно КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел:

начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители;

начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители, начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;

должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения, участковые уполномоченные милиции.

Военные комиссары субъектов Российской Федерации, городов (без районного деления), административных округов, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают административные правонарушения в виде неисполнения военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25), непредставления в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (ст. 21.1); уклонения от медицинского обследования (ст. 21.6); умышленной порчи или утраты документов воинского учета (ст. 21.7), а также предусмотренные ст. 21.2 — 21.5 КоАП.

Кроме указанных органов, в соответствии с КоАП в пределах установленной компетенции дела об административных правонарушениях рассматривают: органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; налоговые органы; таможенные органы; органы экспортного контроля; пограничные органы, а также ряд других

Статья 22.3 КоАП РФ. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (действующая редакция)

1. В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

2. В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

3. В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 22.3 КоАП РФ

1. Федеральные органы исполнительной власти, их учреждения и территориальные органы, наделенные административно-юрисдикционными полномочиями согласно п. 3 ч. 1 ст. 22.1 КоАП, являются юридическими лицами. Статус юридического лица распространяется также на государственные органы, осуществляющие контрольные, надзорные функции, указанные в гл. 23 КоАП.

2. Согласно п. 1 ст. 61 ГК ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Гражданско-правовой институт ликвидации юридического лица следует отличать от упразднения органа исполнительной власти, регулируемого административным законодательством: при внесении коррективов в структуру федеральных органов исполнительной власти упразднение федеральных министерств, ведомств влечет за собой передачу части функций упраздняемого юридического лица образованному министерству, ведомству, также наделяемому правомочиями юридического лица, либо действующему федеральному органу исполнительной власти (см. п. 2, 3 Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 311). Таким образом, упразднение федерального министерства, ведомства, наделенного административно-юрисдикционными полномочиями, при изменении структуры федеральных органов исполнительной власти влечет передачу указанных полномочий другому министерству, ведомству.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи до внесения соответствующих коррективов в КоАП дела об административных правонарушениях, подведомственные государственным контрольным, надзорным органам, указанным в гл. 23 КоАП, рассматривают судьи.

3. Под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом (см. п. 5 ст. 58, ст. 59 ГК).

Преобразование юридического лица представляет собой частный случай реорганизации юридического лица.

В процессе реорганизации юридических лиц происходит передача прав и обязанностей реорганизованного юридического лица, в том числе и административно-юрисдикционных полномочий, другому юридическому лицу (юридическим лицам) в порядке правопреемства.

В случаях, специально предусмотренных федеральным законом, преобразование возможно только с согласия уполномоченных государственных органов (п. 2, 3 ст. 57 ГК).

Передача прав и обязанностей юридического лица (правопреемство) возможна только при его реорганизации в любой из пяти форм, предусмотренных ГК.

О правовых последствиях упразднения ФСНП, ФПС и ФАПСИ см. Предисловие к данной книге.

21. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Понятие и виды подведомственности по делам об административных правонарушениях

Подведомственность, устанавливаемая КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания .

Для определения конкретного органа или лица, уполномоченного рассматривать конкретное дело об административном правонарушении, необходимо решить очень широкий круг вопросов: какой орган компетентен в данной сфере, к полномочиям какого должностного лица отнесен данный вопрос, где территориально должно быть рассмотрено дело и т.п. Поэтому в научной литературе принято говорить о видах (уровнях) подведомственности. Так, например, Д.Н. Бахрах выделяет семь уровней подведомственности:

5) иерархическую (инстанционную);

В принципе, все они подлежат определению в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

Международная подведомственность определяет, дела о каких административных правонарушениях могут рассматриваться в РФ. Она установлена ст. 1.8 КоАП РФ: лицо, совершившее административное правонарушение на территории РФ, подлежит административной ответственности в соответствии с КоАП РФ или законом субъекта РФ об административных правонарушениях. Граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие административные правонарушения за пределами РФ, подлежат административной ответственности в соответствии с КоАП РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Государственная подведомственность разграничивает полномочия Российской Федерации и субъектов в области рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности. Для ее определения следует использовать ст. ст. 1.3 и 22.1 КоАП РФ.

Родовая подведомственность связана с распределением административно-юрисдикционных полномочий между органами различных ветвей и уровней власти. В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях в РФ отнесено к компетенции судебных и исполнительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

В отличие от правосудия, которое осуществляется только одним органом государственной власти — судом, административно-юрисдикционная деятельность реализуется значительным числом государственных и муниципальных органов (преимущественно федеральными органами исполнительной власти). Рассмотрение дел об административных правонарушениях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса, его оперативности и относительной простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению административных наказаний привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об административных правонарушениях, к большим затратам времени и средств .

Видовая подведомственность (для административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ) определена положениями главы 23 КоАП РФ. Эта глава КоАП РФ состоит из статей, каждая из которых конкретно указывает, дела о каких именно административных правонарушениях рассматривает определенный государственный орган.

Видовая подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, устанавливается законами этих субъектов. Нормы КоАП РФ непосредственно наделяют субъектов РФ полномочиями по созданию административных комиссий и иных коллегиальных органов, которым предоставляются полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

При определении видовой подведомственности следует иметь в виду, что КоАП РФ нередко устанавливает альтернативную подведомственность, когда конкретное дело об административном правонарушении может быть рассмотрено несколькими органами и должностными лицами. Так, например, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство», может быть рассмотрено должностными лицами органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ), а может быть передано ими для рассмотрения мировому судье (ст. 23.1 КоАП РФ).

Специфика государственного управления предопределяет частые изменения системы и структуры органов государственной исполнительной власти. В связи с этим КоАП РФ отдельно регулирует вопросы, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях в случаях упразднения, реорганизации или переименования соответствующих органов (должностей, должностных лиц).

Первым таким случаем является упразднение государственного органа (должности или должностного лица). Упразднением является юридическая ликвидация государственного органа (государственной должности). Обычно упразднение осуществляется путем принятия нормативного правового акта, которым одновременно решается вопрос о передаче полномочий упраздняемого органа или должности. Однако так происходит не всегда. До решения данного вопроса дела, которые были подведомственны упраздненному органу, рассматривают судьи. В КоАП РФ не решается вопрос о том, к юрисдикции какого именно суда в таких случаях должно относиться рассмотрение дел об административных правонарушениях. На практике вопрос этот должен решаться исходя из законодательства РФ о судебной системе, процессуального законодательства, а также с учетом положений ст. 23.1 КоАП РФ.

Вторым случаем является преобразование государственного органа или его переподчинение. Преобразованием может являться изменение организационно-правовой формы государственного органа, его слияние с другим органом, разделение и т.п. Преобразование и изменение организационной подчиненности не всегда связано с изменением функции государственного органа. Однако если это происходит, полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях возлагаются на те органы либо на тех должностных лиц, которым переданы указанные функции, но лишь до внесения изменений в КоАП РФ или закон субъекта РФ.

Третьим случаем является изменение наименования государственного органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности. Полномочия в этом случае не меняются, поэтому рассматривать дела об административных правонарушениях продолжают те же органы и должностные лица, но также лишь до внесения изменений в КоАП РФ или закон субъекта РФ.

Иерархическая подведомственность определяет, орган (структурное подразделение) какого уровня может рассмотреть конкретное дело. Должностная подведомственность указывает, к компетенции какого именно должностного лица данного органа отнесено решение данного вопроса. Иерархическая и должностная подведомственность в КоАП РФ обычно объединены — указание на уполномоченное должностное лицо одновременно определяет и иерархический уровень рассмотрения дела. Так, например, в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел, вправе рассматривать следующие должностные лица:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, 13.24, 14.26, 14.5, ч. ч. 3 и 4 ст. 14.16, ст. ст. 15.1, 15.2, 19.2, 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), ст. ст. 19.24, 20.1, 20.8, 20.10 — 20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), служб безопасности в организациях) КоАП РФ;

2) начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители — об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст. ст. 13.24, 14.26, 20.1, 20.8, 20.12, 20.13, 20.17, 20.20, 20.21, ч. 1 ст. 20.23 КоАП РФ;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции — об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. ст. 11.9, 11.14, 11.15, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17, ст. ст. 13.24, 20.1, 20.20 КоАП РФ;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, — об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 11.1, ст. ст. 11.14, 11.15, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) КоАП РФ;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, ч. ч. 1 — 3 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 3 ст. 12.4, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. ч. 1 и 3 ст. 12.7, ст. 12.9, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.10, ст. ст. 12.11 — 12.14, ч. ч. 1 — 3 ст. 12.15, ст. ст. 12.16 — 12.25, ч. 1 ст. 12.27, ст. ст. 12.28 — 12.34, 12.36.1, 12.37, ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) КоАП РФ;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ч. 1 ст. 12.5, ст. 12.6, ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 12.9, ч. 2 ст. 12.10, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.11, ст. ст. 12.12 — 12.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.15, ст. 12.16, ч. 1 ст. 12.17, ст. ст. 12.18 — 12.20, ч. 1 ст. 12.21 — 12.23, 12.28, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ;

7) государственные инспекторы безопасности дорожного движения — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8.22, 8.23, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.31, ст. 12.32, ст. 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) КоАП РФ;

8) государственные инспекторы дорожного надзора — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 12.33, 12.34 КоАП РФ;

9) старшие участковые уполномоченные милиции, участковые уполномоченные милиции — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30, ст. ст. 19.2, 19.15, 19.24, 20.1 КоАП РФ.

По общему правилу должностные лица, наделенные правом рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают всеми полномочиями в данной сфере, предусмотренными КоАП РФ. В то же время в отдельных случаях КоАП РФ может ограничивать права некоторых должностных лиц. Так, например, государственные инспекторы по энергетическому надзору вправе назначать административные наказания в размере, не превышающем для граждан — пятисот рублей, для должностных лиц — одной тысячи рублей, для юридических лиц — десяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 23.30 КоАП РФ).

Иерархическая и должностная подведомственность дел об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законами субъектов РФ, определяется законами этих субъектов.

Наконец, территориальная подведомственность определяет место рассмотрения дела об административном правонарушении. Для определения ее следует использовать ст. 29.5 КоАП РФ. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В то же время КоАП РФ устанавливает несколько исключений из этого правила:

— во-первых, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица;

— во-вторых, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование;

— в-третьих, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП РФ, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

— в-четвертых, дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.

6.2. Судьи

Судьи наделены полномочиями по рассмотрению наиболее важных дел об административных правонарушениях: обладающих повышенной степенью общественной опасности (например, связанные с нарушениями избирательных прав граждан; посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; на собственность; на институты государственной власти и порядок управления и т.д.) либо повышенной сложностью и значимостью (например, дела, связанные с использованием богатств континентального шельфа). Также исключительно к компетенции судей относится рассмотрение всех дел об административных правонарушениях, которые влекут (могут повлечь) наложение наиболее тяжких административных наказаний (административного ареста, дисквалификации, лишения специального права, административного выдворения, административного приостановления деятельности). Сюда же относятся дела, связанные с конфискацией или возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения, так как в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Статья 23.1 КоАП РФ содержит перечень более 100 статей КоАП РФ, содержащих указания на административные правонарушения, дела о которых рассматривают только судьи.

Кроме того, как уже отмечалось выше, в некоторых случаях дело об административном правонарушении может быть передано на рассмотрение судье иным органом или должностным лицом. Такая передача осуществляется, если уполномоченный орган или должностное лицо, рассматривающее дело, считают, что в данном случае необходимо применить административное наказание, наложение которого относится к компетенции судей. В таком случае им составляется определение в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отметил, что, учитывая, что передача дел данной категории на рассмотрение судье относится к компетенции названных выше органов (должностных лиц), судья в указанном случае обязан принять дело к рассмотрению по существу.

В большинстве случаев дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями. подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (пп. «г» п. 3 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5). Однако судья суда общей юрисдикции или мировой судья не вправе самостоятельно возбудить дело об административном правонарушении. Такая позиция выражена, например, в Определении Верховного Суда РФ от 24 марта 2004 г. по делу N 9-Г04-4 .

В то же время ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ устанавливает, в каких случаях рассмотрение данной категории дел относится к компетенции иных судей:

— судьи районных судов рассматривают дела, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы РФ или административное приостановление деятельности;

— судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела, указанные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, не подсудны судьям судов общей юрисдикции и в том случае, когда по ним в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ проводилось административное расследование, а также когда индивидуальный предприниматель, совершивший административное правонарушение из числа названных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, утратил статус индивидуального предпринимателя (пп. «д» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5). Аналогичный вывод сформулирован также в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ;

— судьями гарнизонных военных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы.

подсудность дела об оспаривании решения, вынесенного вышестоящим органом, должностным лицом по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, определяется исходя из подсудности дела об обжаловании указанного постановления, поскольку при рассмотрении соответствующего заявления арбитражным судом оценивается также и само постановление (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

Создатели ГПК РФ и АПК РФ по-разному решили вопрос о процедуре рассмотрения соответственно мировыми судьями (судьями судов общей юрисдикции) и судьями арбитражных судов дел об административных правонарушениях.

Авторы ГПК РФ сочли суд при рассмотрении дел об административных правонарушениях органом административной юрисдикции, а авторы АПК РФ, напротив, решили, что суд при рассмотрении любых дел осуществляет правосудие. Это повлекло за собой два принципиально разных подхода к решению вопроса о том, какое процессуальное законодательство приоритетно при рассмотрении указанных дел .

Так, АПК РФ содержит самостоятельные, отличные от содержащихся в КоАП РФ, правила рассмотрения дел об административных правонарушениях. В главе 25 АПК РФ регламентированы порядок рассмотрения дел, исполнение принимаемых решений и т.д. Между нормами АПК РФ и КоАП РФ существует большое число расхождений, в том числе и по ряду принципиальных вопросов .

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» отметил следующее: «В соответствии с частью 1 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и федеральным законом об административных правонарушениях.

В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ)».

Таким образом, с точки зрения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, АПК РФ имеет абсолютный приоритет над КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Вполне естественно, что несмотря на то, что формально эти два документа имеют одинаковую юридическую силу, судьи арбитражных судов на практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях руководствуются в первую очередь нормами АПК РФ.

В отличие от АПК РФ, ГПК РФ не содержит специальных правил, регламентирующих рассмотрение дел об административных правонарушениях. Вполне логично, что и Пленум Верховного Суда РФ по этому вопросу занимает позицию, противоположную позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В своем Постановлении от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» он указал: «ГПК РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок с 1 июля 2002 г. устанавливает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (п. 7).

Представляется, что сложившаяся ситуация не способствует формированию единых подходов к рассмотрению дел об административных правонарушениях. Можно согласиться с высказываемым в литературе мнением, что на практике «при наличии противоречий с иными нормами, регулирующими те же вопросы, нормам КоАП РФ следовало бы отдавать приоритет» .

6.3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также дела об административных правонарушениях в области дорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии.

Правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В настоящее время комиссии по делам несовершеннолетних действуют при местных администрациях.

Как разъяснено в пп. «ж» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5, поскольку комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав не может назначать виды наказания, отнесенные к исключительной компетенции судей, дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей, указанной в ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, которое совершено несовершеннолетним, может быть передано указанной комиссией на рассмотрение судьи (п. 1 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, в пределах полномочий, установленных этими законами. При этом в законе субъекта РФ должны быть определены комиссии по делам несовершеннолетних, к компетенции которых относится рассмотрение таких дел об административных правонарушениях.

Например, невозможность с определенной ясностью определить, какая из комиссий по делам несовершеннолетних компетентна рассматривать дела об административных правонарушениях, явилась одним из оснований для признания недействующими отдельных положений Закона Архангельской области от 3 июня 2003 г. N 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» .

6.4. Федеральные органы исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти относятся к наиболее многочисленным субъектам административной юрисдикции. К тому же к их компетенции отнесено рассмотрение большей части дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях установлены ст. ст. 23.3 — 23.70 КоАП РФ. При этом в нормах, содержащихся в указанных статьях, нередко не указывают прямо, какие органы государственной власти уполномочены рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях, а используются формулировки типа «органы, осуществляющие государственной контроль и надзор в определенной сфере». Для определения конкретных государственных органов необходимо руководствоваться указами Президента РФ, определяющими систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, и положениями о данных органах, утверждаемыми указами Президента РФ либо постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. При этом под функциями по контролю и надзору понимаются:

— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

— выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время определена и ныне существующая структура федеральных органов исполнительной власти, которой и следует руководствоваться при определении органа, уполномоченного рассматривать конкретное дело об административном правонарушении.

6.5. Органы административной юрисдикции, создаваемые в субъектах РФ

Субъекты РФ в пределах своего ведения самостоятельно определяют компетенцию органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях. Следует иметь в виду, что Верховный Суд РФ в своих Определениях от 4 февраля 2004 г. по делу N 47-Г03-30 и от 1 декабря 2004 г. по делу N 89-Г04-13 указал, что органы административной юрисдикции, применяющие законы субъекта РФ в области административного права, сами должны быть образованы законом субъекта РФ, поскольку действующее законодательство предполагает применение норм административного права органами государственной власти.

Так, например, Законом Саратовской области от 29 марта 2006 г. N 34-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» установлено, что дела об административных правонарушениях рассматриваются следующими должностными лицами:

— начальником и его заместителями областного государственного учреждения в сфере автомобильного транспорта.

Законами субъектов РФ могут учреждаться коллегиальные органы, создаваемые непосредственно для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами этого субъекта. В КоАП РФ, в частности, упоминается о таком коллегиальном органе, как административная комиссия.

Правовой статус административных комиссий КоАП РФ не определен. В большинстве случаев административные комиссии создаются при органах местного самоуправления (в ряде случаев решениями органов местного самоуправления) и, таким образом, относятся к муниципальному уровню власти. Так, например, Закон Саратовской области от 4 мая 2009 г. N 41-ЗСО «Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий» устанавливает, что органы местного самоуправления муниципальных образований области наделяются государственными полномочиями по образованию и обеспечению деятельности административных комиссий.

Однако в некоторых субъектах РФ действуют административные комиссии при органах государственной власти. Так, например, в соответствии с Законом Волгоградской области от 31 декабря 2007 г. N 987-ОД «О Волгоградской областной административной комиссии» Волгоградская областная административная комиссия является коллегиальным, постоянно действующим государственным органом исполнительной власти Волгоградской области.

В то же время, к сожалению, точный статус комиссий: являются ли они в соответствующих случаях органами местного самоуправления (органами государственной власти) либо структурными подразделениями данных органов, иными муниципальными органами и т.п. — в законодательстве субъектов РФ обычно не определяется .

Еще по теме:

  • Ограничение здоровья на водительские права Какие существуют медицинские ограничения при получении ВУ в 2018 году 29 декабря 2014 года Правительство РФ утвердило перечни медицинских показаний, ограничений и противопоказаний к […]
  • Заявление о предоставление жилья образец Как подать заявление о предоставлении жилья сироте Если вы стоите на учете сирот, нуждающихся в жилье и вам уже есть 18 лет, нужно подать заявление о предоставлении жилья в администрацию […]
  • Должник банк предъявление исполнительного листа Заявление в банк по исполнительному листу - образец В статье раскрываются нюансы процедуры представления взыскателем исполнительного листа в банк должника. На основе образца заявления в […]
  • Закон рекламы табака Статья 23. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей 1. Реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной […]
  • Закон о гос регистрации юл и ип Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об […]
  • Налоговый кодекс рф 2014 имущественный вычет Имущественный вычет: нерешенные вопросы Спорные моменты в порядке применения имущественного налогового вычета существуют с 2001 года. Часть из них устранил недавно принятый Закон № […]
  • Алименты выплачиваются на основании Все, что нужно знать о выплате алиментов на ребенка в Украине В связи с недавними законодательными изменениями относительно выполнения родителями обязанности по содержанию ребенка, […]
  • Срок полномочий генерального директора ооо бессрочно Интересует порядок продления полномочий генерального директора В нашем ООО действует Устав, на основании которого срок полномочий генерального директора составляет 5 лет. Я являюсь […]
Рубрики: Статьи