Обучение защите прав потребителей

Опубликовано admin в

Курс, семинар, тренинг Практическое применение Закона о защите прав потребителей

Даты начала обучения

Программа курса

Цель семинара:
Повышение уровня компетентности сотрудников компаний, работающих в сфере оказания услуг населению и розничных продаж.
Получение знаний и навыков, позволяющих давать юридически грамотный отпор необоснованным претензиям потребителей, а также — методов профиллактики потребительского экстремизма.

ПРОГРАММА СЕМИНАРА:
Вступление:
Защита прав потребителей в России/Законодательство о защите прав потребителей в России.
Обзор изменений Закона от 25 октября 2007 г.
1. Требования Закона РФ «О защите прав потребителей» и практика его применения
1.1. Предоставление потребителю информации о приобретаемых им товарах/работах/услугах
1.2. Продажа товара потребителям
1.3. Выполнение работ/оказание услуг потребителям
1.4. Потребительский экстремизм
1.5. Претензионное общение с потребителем/досудебное разбирательство/предотвращение судебных споров
2. Дистанционный способ продажи товаров.
3. ГК РФ
3.1. Розничная купля-продажа товаров
3.2. Услуги/работы
3.3. Совместное применение/сравнительная характеристика ГК РФ и Закона РФ «О защите. »
4. Постановления Правительства РФ:
— Перечень товаров, на который не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замена аналогичного товара;
— Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителей об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков;
— Перечень товаров, надлежащего качества не подлежащих возврату или обмену . ;
— Перечень товаров длительного пользования, на которые изготовитель обязан установить срок службы;
— Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.
5. Иные акты:
— Правила продажи товаров по образцам;
— Закон города Москвы «О правилах торговли».
6. Ответственность за нарушения потребительского законодательства
6.1. Контролирующие органы в области защиты прав потребителей
6.2. Виды ответственности
7. Судебная практика
7.1. Практика Верховного суда РФ.
7.2. Судебная практика по рассмотрению судами дел по Закону РФ «О защите. »
8. Ответы на вопросы

В результате участники получают :
— индивидуальные консультации по наиболее проблемным ситуациям, характерным для их компаниям
— практические рекомендации по модификации документальной базы и прочие советы и «хитрости», позволяющие предотвратить потребительский экстремизм.
— понимание как де-факто работает судебная система в области ЗоПП и ГК РФ, система экспертиз и проверки качества. Ценный багаж знаний по прецедентам.
— набор легальных приемов и хитростей по смягчению условий и требований ЗоЗПП. Например, как фактически можно увеличить срок замены товара с 20 дней до 1 месяца и более?

Преподаватели

Комиссарова Майя Владиславовна

Профиль:
Профессиональный юрист (ГК РФ, Закон о защите прав потребителей).
Более 8-ми лет (с 1997 г.) работает в области защиты прав потребителей. Автор многочисленных публикаций в деловой периодике и СМИ, участник телевизионных программ.

Опыт практической работы:
1997-2001: Юрист в Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Конфедерация участвовала в создании комментариев к закону «О защите прав потребителей». Юридический консультант телепрограмм «ВПРОК» (телеканал «НТВ»), «ЭКСПЕРТИЗА». С 2002 — настоящее время: ведущий юрист в юридической компании, выступающей на стороне ответчиков (против потребителя). Имеет большой опыт практической, судебной работы.

Специализация:
1) Авторский семинар по практическому применению Закона о защите прав потребителей (в интересах компаний, против недобросовестного потребителя)
2) консультирование в области отношений, регулируемых Гражданским кодексом РФ
3) оптимизация или разработка «под ключ» пакета документов, сопровождающих сделки с физическими (ЗоПП) и юридическими (ГК РФ) лицами.

Корпоративные проекты:
«Дом кухни», «КрафтВей Корпорейшн», «Дом Фарфора», ГК «Formoza», «R-Style», “ULTRA Electronics”, Представительство и дилеры “Peugeot”, «Toyota Bc», “Moscow Duty Free”, “Мегафон”, “Kaleva” и ряд других компаний,
а также более 100 компаний (авто, мебель, комп. и бытовая техника, ТНП, . ) направившие своих сотрудников на открытые семинары.

Курс, семинар, тренинг Автономные учреждения. Новое в правовом регулировании их деятельности

Даты обучения

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Время проведения: с 10.00 до 17.30

Данный курс дает полное представление о правовом регулировании деятельности автономных учреждений с учетом последних новелл в законодательстве.

Для кого предназначен

Учредителей, руководителей и специалистов автономных учреждений, органов власти, а также всех заинтересованных лиц.

Программа курса

1. Краткий обзор нормативной базы: законов, подзаконных актов с учетом последних изменений, в том числе изменений, вступающих в силу с января 2018 года.

  • Изменения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, законы, принятые в конце декабря 2017 года, в частности: ФЗ от 29 декабря 2017 года N 470-ФЗ, ФЗ от 31.12.2017 года № 496-ФЗ ФЗ от 31.12.2017 года № 502-ФЗ и иные законы.
  • Современный подход ГК РФ к ответственности учредителя АУ.
  • Ответственность за нецелевое использование средств, полученных из бюджета, за нарушение условий предоставления субсидии и иные нарушения в финансовой сфере.

2. Правовой статус руководителя автономного учреждения на современном этапе.

  • Соглашение между учредителем учреждения и учредителем.
  • Ответственность руководителя учреждения (статья 53.1 ГК РФ), риски в его деятельности, основания их снижения и способы защиты.

3. Организация хозяйственной деятельности в учреждении.

  • Порядок заключения договора. Момент заключения договора. Особенности отдельных видов договоров (по выбору слушателей). Порядок заключения крупной сделки и сделки с заинтересованностью: судебная практика и толкование высших судебных инстанций.
  • Сделки с особо ценным имуществом. Порядок и пределы пользования и распоряжения имуществом в зависимости от видов и оснований приобретения.
  • Арендные отношения АУ с учетом изменений ГК РФ и № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Судебное толкование ВС РФ.

4. Особенности закупочной деятельности автономных учреждений.

  • Последние изменения в процессах закупок с учетом требований законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ в редакции от 31.12.2017 года.
  • Внесение изменений в Положение о закупках товаров, работ и услуг. Разработка локальных актов, определяющих процесс закупочной деятельности. Планирование закупок: периодичность и порядок внесения изменений. Основные требования к формированию заказа, содержанию и форме плана закупок.
  • Требования к содержанию контракта. Новые правила обоснования начальной цены контракта.
  • Порядок проведения закупок в электронной форме.
  • Антимонопольные требования при применении при проведении госзакупок.

5. Организация исполнения учреждением государственного (муниципального) задания.

  • Современное понятие государственного (муниципального) задания, практика его реализации.
  • Источники финансирования государственного (муниципального) задания.
  • Система внутреннего контроля исполнения государственного (муниципального) задания.

6. Особенности оказания платных услуг в учреждении на современном этапе.

  • Планирование оказания платных услуг и оказания услуг в рамках государственного (муниципального) задания.
  • Порядок предоставления платных услуг в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» и подзаконными актами Роспотребнадзора и иных ведомств.
  • Контроль за соблюдением законодательства при оказании платных услуг: порядок и судебная практика.

7. Новое в регулировании трудовых отношений в учреждении.

  • Установление соотношений зарплаты руководителей средней зарплаты в учреждении.
  • Запрет на совместную деятельность в учреждениях.
  • Рекомендации по установлению систем оплаты труда в учреждениях.
  • Режим рабочего времени, основания предоставления отпуска при ненормированном рабочем дне, учебного отпуска и иные вопросы по режиму рабочего времени с учетом последних изменений трудового законодательства.
  • Порядок применения профессиональных стандартов при разработке и заключению трудовых договоров, при разработке штатного расписания.
  • Эффективный контракт: особенности применения на современном этапе.

8. Антикоррупционная политика автономных учреждений.

  • Конфликт интересов: понятие, меры по урегулированию.
  • Ответственность руководителя и иных работников АУ за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов.

Ответы на вопросы.

АВТОР И ВЕДУЩИЙ

БЕРЕЗЮК Ираида Константиновна

Консультант по правовым вопросам. Преподаватель Центра подготовки и повышения аудиторов СПбГУ.

Опыт работы:

1995-наст.время – консультант по правовым вопросам (договорное право, трудовое право, административное право, земельное право, жилищное право, семейное право, наследственное право, корпоративное право)
2003-2004 – аудит документов организации
1997-2002 – индивидуальная предпринимательская деятельность по оказанию юридических услуг

1998-наст.время – преподаватель Центра подготовки и повышения аудиторов Санкт-Петербургского государственного университета
1996-2013 – преподаватель Института делового администрирования Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета
1995-2000 – преподаватель Института бизнеса и права
1995-2002 – преподаватель Менеджер Центра Санкт-Петербургского Университета Культуры и Искусства
2007-2008 – Институт повышения квалификации СПбИЭУ (курс «Оценка бизнеса»)

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка 7%.

Что входит в стоимость

Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Экскурсионная программа по Санкт-Петербургу как необязательная часть.

Документ по окончании обучения

По итогам обучения слушатели, успешно прошедшие итоговую аттестацию по программе обучения, получают Удостоверение о повышении квалификации в объеме 24 часов, (Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03 мая 2017 года №038386, выдана Департаментом образования города Москвы)

Информация для региональных клиентов

Региональным клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения обучения.

Преподаватели

Известный консультант-практик по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения. К.э.н., доцент СПб УГПС, сертифицированный преподаватель ряда УМЦ ИПБР, эксперт Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член комитета по реформированию бухгалтерского учета ИПБ России, профессиональный бухгалтер и налоговый консультант, серт. CAP. Лауреат конкурса «Лучший бухгалтер России», автор ряда книг и статей по проблемам бухгалтерского учета и налогообложения.

Курс, семинар, тренинг Договоры в предпринимательской деятельности

Даты обучения

В результате обучения участники тренинга:
— узнают о ключевых положениях договорного права, о секретах составления надежной договорной документации, о практике применения судами законодательства о договорах;
— научатся переносить моделированную ситуацию договорных отношений в документ; самостоятельно формировать текст предпринимательского договора, определять существенные условия договора, анализировать договор с правовой точки зрения и определять его положения на предмет действительности или недействительности;
— получат навыки обсуждения в правовом поле условий договора с контрагентами, навыки самостоятельной работы с хозяйственными договорами.

Целевая аудитория: руководители предприятий, начальники и специалисты договорного подразделения компании, менеджеры, любые заинтересованные лица, желающие повысить уровень правовых знаний в сфере договорного права.

Программа курса

1. Общие положения о договорах.
Законодательство о договорах. Правовое понятие договора. Договор как соглашение. Договор как сделка. Договор как документ. Свобода договора. Пределы свободы договора. Оферта и акцепт. Классификация договоров. Предварительный договор. Договорные условия. Пределы согласования условий договора контрагентами. Протокол разногласий при согласовании условий договора. Документы, подтверждающие наличие договорных отношений.

2. Правила и порядок заключения договоров.
Форма договора. Развернутый и лаконичный договор: преимущества и недостатки. Существенные условия договора. Определение существенных условий в смешанных договорах. Правовое значение подписи, печати в договоре. Факсимильная и электронная подпись в договоре. Последствия подписания договора неуполномоченным лицом. Документы, подтверждающие полномочия «подписанта». Регистрация договоров. Основания для признания договора недействительным. Право налоговых органов на предъявление иска о признании договора недействительным.

3. Обеспечение исполнения договорных обязательств.
Виды обеспечительных мер: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. Преимущества и недостатки каждого способа обеспечения исполнения обязательств. Документальное оформление обеспечительных мер.

4. Изменение договора.
Основания для изменений первоначальных условий договора. Форма изменений. Принудительное внесение изменений. Последствия изменений условий договора. Пролонгация договора: дополнительное соглашение или заключение нового договора. Перемена лиц в договоре. Перевод долга, уступка прав (цессия).

5. Ответственность за неисполнение обязательств по договору.
Законные и договорные санкции. Ответственность независимо от вины предпринимателя. Определение размера убытков. Реальный ущерб и упущенная выгода. Форс-мажор при исполнении договора. Предъявление претензий виновной стороне. Основания для судебной защиты. Составление искового заявления. Судебно-арбитражная практика.

6. Расторжение договора.
Основания для расторжения договора. Расторжение в одностороннем порядке или по взаимному соглашению. Расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Расторжение договора по решению суда.
Процедура расторжения. Документы по расторжению договора. Последствия расторжения договора для сторон. Распределение убытков при расторжении договора.

7. Распространенные виды предпринимательских договоров.

Договор купли продажи.
Права и обязанности продавца и покупателя по Закону о защите прав потребителей. Договор с нерезидентом. Существенные условия договора купли-продажи. Ассортимент товара, комплектность, тара и упаковка, цена товара, условия по оплате. Распределение рисков случайной гибели товара. Ответственность продавца за передачу товара ненадлежащего качества. Недостатки товара, комплектность.

Договор поставки.
Периоды поставки. Порядок поставки. Принятие товара покупателем. Отказ от исполнения договора поставки. Исчисление убытков при расторжении договора.

Договор подряда.
Виды работ по договору подряда. Распределение рисков между сторонами. Генеральный подрядчик и субподрядчик. Существенные условия договора. Права и обязанности сторон. Порядок оплаты работ. Приемка работы. Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работ. Расторжение договора подряда.

Договор аренды нежилого помещения.
Форма и государственная регистрация договора аренды. Права и обязанности сторон. Срок действия договора. Арендная плата. Сохранение договора в силе при изменении сторон. Право на субаренду. Досрочное расторжение договора. Преимущественное право арендатора. Улучшения арендованного имущества. Выкуп арендованного имущества.

Договор возмездного оказания услуг.
Виды услуг. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг. Особенности исполнения договора оказания услуг. Права и обязанности сторон. Оплата по договору. Претензионные аспекты исполнения договора. Односторонний отказ от исполнения договора.

Преподаватели

юрист с опытом практической деятельности в различных областях юриспруденции — 23 года

Работала следователем в системе МВД, прокуратуры, военной юстиции, юрисконсультом в государственных учреждениях и в сфере бизнеса. В настоящее время — корпоративный юрист в крупной московской компании и одновременно преподаватель предпринимательского права ведущей российской бизнес-школы.

Курс, семинар, тренинг Повышение квалификации: правовое сопровождение недвижимости

Даты обучения

Вы получаете удостоверение о повышении квалификации установленного государством образца. Удостоверение котируется HR-специалистами по всей России. Удостоверение отпечатано на Гознаке и обладает несколькими степенями защиты, а также проверяется через электронный реестр на сайте РШУ.

Программа курса

ДОГОВОР: КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВИТЬ, ЗАКЛЮЧИТЬ И ИСПОЛНИТЬ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ В СУДЕ

  • Обзор общих принципов и положений, влияющих на правильную подготовку договора
  • Проблемы признания договора судом недействительным и незаключенным
    • Вопросы согласования существенных условий, как обстоятельства, влияющего на признание договора незаключенным
    • Рекомендации — как избежать признание договора недействительным в суде
    • Проверка полномочий подписантов, как важное условия действительности договора
    • Способы защиты от признания договора незаключенным и недействительным в суде
  • Раздел договора, влияющие на его заключение и исполнение и оспаривание в суде
    • Термины и определения
    • Что такое заявления и гарантии и как их правильно составить
    • На что влияет отсутствие разделов в договоре
  • Как избежать толкования договора судом?
    • Рекомендации по структуре договора, влияющие на его толкование
    • Некоторые советы по использованию формулировок в тексте договора
    • Как избежать толкования договора в пользу слабой стороны
  • Правильно применение способов обеспечения исполнения обязательств в договоре
    • Использование обеспечительного платежа
    • Определение размера неустойки, который должен устоять в суде
    • Способы доказывания размера неустойки в договоре, не позволяющие ее снизить
    • Правильно использование обеспечительного платежа
    • Некоторые вопросы применения задатка
  • Закрытие договора: как избежать проблем в суде
    • Обзор ситуаций, когда есть закрывающие документы (акт, торг-12, накладная) в отсутствие договора
    • Что предпринять, если контрагент отказывается подписывать документы, закрывающие сделку
    • Проблемы подписания закрывающих документов лицом без полномочий
  • Избежание оспаривания договора в суде по отдельным вопросам
    • Оспаривание сделок по крупности
    • Проблемы в суде при применении доктрины защиты слабой стороны
    • Риски расторжения договора и одностороннего отказа от договора

НОВЕЛЛЫ В СДЕЛКАХ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

  • Изменения ГК РФ, влияющие на сделки с недвижимостью и государственной регистрацией
  • Новые принципы государственной регистрации и ведения ЕГРП
  • Сделки с недвижимостью, подлежащие и не подлежащие нотариальному удостоверению по новым правилам 2016 года
  • Проблемы отмены выдачи Свидетельства о праве на недвижимое имущество
  • Проблемы применения нового Закона «О государственном реестре недвижимости» (вступает в силу с 01.01.17)
  • Запрет на совершение сделок с недвижимым имуществом без личного присутствия
  • Обзор изменений и новелл ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
  • Особенности государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на помещения в наемном доме, на являющийся наемным домом жилой дом
  • Государственная регистрация найма жилого помещения
  • Машино-место, как объект недвижимости
  • Проблемы отнесения недвижимого имущества к движимому
  • Обзор законопроекта о переоценке кадастровой стоимости
  • Действующие проблемы оспаривания кадастровой стоимости и применения КАС
  • Обзор изменения сроков государственной регистрации сделок с недвижимостью
  • Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество при его изъятии для государственных или муниципальных нужд
  • Внесение в Единый государственный реестр прав записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя
  • Проблемы нотариального удостоверения сделок с недвижимостью
  • Нововведения в КоАП в части ответственности за правонарушения в области сделок с недвижимостью. Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
  • Процедура оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с Кодексом административного судопроизводства
  • Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015)
  • Обзор изменений судебной практики, влияющий на сделки с недвижимостью и государственную регистрацию
  • Проблемы отнесения недвижимого имущества к движимому на основании решения суда
  • Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим
  • Проблемы заключения, изменения и расторжения договора аренды. Аренда объекта недвижимости, не прошедшего государственную регистрацию
  • Запись в ЕГРП не всегда является основанием для отнесения объекта к недвижимому имуществу
  • Случаи перехода прав на недвижимое имущество, не требующие государственной регистрации
  • Проблемы исполнения заключенного договора отчуждения объекта недвижимости, не прошедшего государственную регистрацию
  • Проблемы заключения договора купли-продажи будущего недвижимого имущества
  • Признание предварительного договора договором купли-продажи будущей вещи с условием о предварительной оплате
  • Регистрация права собственности дольщика на помещение, которое не введено в эксплуатацию
  • Проблемы расторжения договора купли-продажи недвижимости в связи с его неоплатой
  • Обеспечение предварительного договора купли-продажи недвижимости задатком
  • Требования о признании права собственности на недвижимость, приобретенную по договору купли-продажи, при отсутствии государственной регистрации перехода права собственности

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2016-2018 ГОДОВ

  • Применение общих положений Гражданского Кодекса
  • Вопросы извлечения преимущества из недобросовестного поведения: способы применения на практике на примере судебных актов 2016-2018 годов
  • Заключение непоименованных договоров и применения законодательства по аналогии
  • Комментарии к Постановлению Пленума ВС № 7 от 24 марта 2016 года по обязательствам
  • Проблемы статей 393 и 401 ГК РФ в судебной практике. ПРоблемы возмедения убытков
  • Развитие концепции защиты слабой стороны в судебной практике 2016-2018 годов
  • Применение общих принципов права с убедной практики (добросовестность, разумность). Их практическое значение для договорной и судебной работы
  • Практические применение принципа Эстоппель в судебной практике 2017-2018 годов
  • Актуальные вопросы применения ответственности за недобросовестное ведение переговоров в современной судебной практике.
  • Обзор Постановления Пленума ВС № 54
  • Сделки
  • Применение в судебной практике новой статьи 165.1 ГК РФ — юридически значимые сообщения
  • Сложности оспаривания сделок по крупности в современной судебной практике
  • Проблемы соотношения договора и фактического исполнения сделки в судебной практике 2016-2018 годов
  • Новая редакция ст. 167 ГК РФ: продажа имущества – уход от погашения задолженности или реализация активов с целью расчета с кредиторами
  • Злоупотребление правом, как основание для признания сделки недействительной
  • Конволидация сделки: вопросы оставления сделки в силе в судебной практике
  • Отказ от договора и способы признания отказа от договра ничтожными
  • Вопросы обеспечения исполнения обязательств
  • Сложные аспекты применения ст. 333 ГК РФ. Снижение неустойки в судебной практике
  • Злоупотребление правом при свободе определения размера неустойки
  • Случаи, когда Постановление Пленума ВАС № 81 о снижении неустойки по 333 ГК РФ не применяется
  • Договор поручительства, как сделка с намерением причинить вред другому лицу
  • Обеспечительный платеж
  • Плата за отказ от договора и соотношение со штрафом в судебной практике 2017-2018
  • Иные вопросы судебной практики 2016-2018годов
  • Американская доктрина снятия корпоративной вуали в судебной практике РФ
  • Английская доктрина потери шанса в договорных отношениях в судебной практике РФ

214-ФЗ: АКТУАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

  • Предмет регулирования Закона 214-ФЗ, договорные отношения, подпадающие под действие Закона №214-ФЗ, критерии выбора вида договорных отношений, сравнительная характеристика договоров
  • Сфера применения законодательства об инвестиционной деятельности
  • Допустимые и недопустимые способы привлечения и использования денежных средств дольщиков до получения разрешения на строительство
  • Ответственность за нарушение Закона 214-ФЗ
  • Требования к застройщикам: требования к уставному капиталу, требования о раскрытии информации, сайт застройщика
  • Проектная декларация и ее новый статус
  • Полномочия регулятора и порядок его взаимодействия с Росреестром, компенсационный фонд долевого строительства
  • Договор участия в долевом строительстве с января 2017: порядок заключения договора; стороны договора; существенные условия договора и примеры их изложения в договоре
  • Государственная регистрация договора по новому закону «О государственной регистрации недвижимости»
  • Объект долевого строительства: как определить по новым правилам, какие объекты не подходят под определение
  • Цена договора: как выгоднее ее определить, на что можно направлять средства дольщиков, счета эскроу
  • Типичные ошибки при подготовке договоров, противоправные условия договоров, рекомендации по дополнительным положениям, включаемым в договор с целью минимизации рисков
  • Ввод объекта в эксплуатацию и порядок передачи объекта долевого строительства дольщикам, форма акта передачи, инструкция по эксплуатации объекта долевого строительства

Преподаватели

Красавцева Наталия Георгиевна

2012 — наст.время — исполнительный директор ООО «Аква-Кар» (группа компаний)
2012 — наст.время — частная практика
2009 — 2012 — исполнительный директор СРО НП «Консолидация строителей»
2008 —2009 – юрисконсульт, корпоративный секретарь ОАО «МОЭП» (проектный
институт)
2007 — 2008 — ведущий юрисконсульт ООО «Новая Площадь»
2003 — 2007 — юрист, впоследствии — начальник юридического отдела ЗАО
«МосОблИнвестСтрой» (девелопмент и инвестиции)
2002 — 2003 – юрисконсульт ООО «СК «Телеком Полис» (страхование)

Голощапов Алексей Михайлович

2012 — наст. время Преподаватель Русской школы управления
2012 — наст. время Заместитель генерального директора по правовым вопросам
2010 — наст. время Доцент кафедры Теории права и сравнительного правоведения
НИУ-ВШЭ. Руководитель научно-учебной группы «Актуальные юридические вопросы
венчурного инвестирования». Участник проектной группы «Аргументации судебных
решений в спорах по исполнению обязательств»
2009 — наст. время Преподаватель Высшей Школы международного бизнеса MBA при
Академии народного хозяйства при правительстве России
2009- 2011 — Начальник юридического отдела (нефтегазовая сфера)
2007-2009 — Начальник юридического отдела (средство массовой информации)
2005-2008 — Заместитель заведующего Кафедрой ЮНЕСКО по авторскому праву и
другим отраслям права интеллектуальной собственности
2001-2003 — Совет Федерации Федерального Собрания РФ
1998-2001 — Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Защита прав потребителей образовательных услуг

Марьяна Торочешникова: Совсем немного времени осталось до начала нового учебного года, и именно этому событию посвящена сегодняшняя передача, в которой речь пойдет о защите прав потребителей образовательных услуг.

Я представляю экспертов в студии Радио Свобода – это председатель Комитета Общероссийской общественной организации по защите прав потребителей образовательных услуг, доктор юридических наук, профессор Анатолий Сидоренко и юрист этой организации, кандидат юридических наук Ирина Лазарева.

Но сначала позволю себе несколько цитат. Конституция Российской Федерации, статья 43: «1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

А теперь еще одна короткая цитата из закона «О защите прав потребителей», чтобы предупредить возможные недоразумения. «Потребитель – это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (семейных, домашних) и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющий работы или оказывающий услуги потребителям по возмездному договору».

Таким образом, подразумевается, что закон защищает тех, кто за те или иные услуги платит. В нашем случае, когда речь идет об образовательных услугах, с этим несколько сложнее, поскольку согласно 43-ей статье Конституции, которую я уже процитировала, образование в России преимущественно бесплатное. То есть родители школьников и студенты государственных образовательных учреждений не защищены в этом случае законом «О защите прав потребителей». Однако то и дело мы слышим о том, что декларированное как бесплатное образование фактически таковым не является. И родители школьников то и дело вносят деньги в школьные кассы или во всевозможные фонды. При этом никаких договоров, как правило, не заключается и квитанций, расписок на руки о том, что была внесена та или иная сумма, родители тоже, как правило, не получают. Нередки также случаи, когда под весьма хлипким прикрытием, вроде добровольно-принудительных взносов в фонды учебных заведений, фактически обираются уже те, кто оплатил свое образование.

Я вас попрошу, Анатолий Савельевич, прокомментировать эту ситуацию, чтобы было понятно. Вот в таких случаях все-таки те граждане, кто отправляет своих детей в образовательные учреждения, на какие законы они могут опираться при защите своих прав?

Анатолий Сидоренко: Прежде всего, с вами нельзя не согласиться в том, что, действительно, коррупция в образовательных учреждениях приобрела очень широкий размах. И под всяким видом, под всякими благими намерениями с родителей собираются немалые суммы. Это уже общепризнано. И нами проведенное исследование показало, что, к сожалению, и родители, и вузы заинтересованы одинаково: одни в том, чтобы взять взятку, а другие – чтобы дать. Почему? 80 процентов опрошенных родителей, а мы опросили порядка 10 тысяч человек, даже больше, заявили о том, что они готовы дать взятку, лишь бы их ребенок учился. И речь идет не только о высших учебных заведениях, а речь идет и о престижных школах, о других образовательных учреждениях, курсах, лишь бы только ребенок учился. Таково сегодня состояние общества в России. Поэтому это факт.

Но сегодня надо вести разговор не о самом факте, а о том, действительно, можно ли это побороть. Да, можно, но при определенных условиях. И мы потом об этом будем еще, я надеюсь, говорить. Но сегодня я хотел бы сказать, что закон «О защите прав потребителей», Административный кодекс, Гражданский кодекс Российской Федерации и, прежде всего, Конституция защищают права потребителя образовательных услуг различных уровней – и тех, кто на бюджетной основе учится, и тех, кто учится на платной основе.

Марьяна Торочешникова: То есть я правильно понимаю, что людей, обучающихся на бюджетной основе, также можно считать потребителями при определенных обстоятельствах?

Анатолий Сидоренко: Да-да. Потому что коррупция имеет разносторонний характер, скрытность ее очень большая. Скажем, один из ярких примеров: под видом повышения качества знаний с детей или со студентов просто вымогают деньги. Но ему открыто не говорят «заплати», но ему говорят: «Ты не знаешь», — или направляют на сомнительные курсы, на факультативные занятия, пока он не заплатит. Нам известны такие факты, когда говорят: «Вот у нас есть курсы, и ты должен дополнительно походить на курсы». Или в школах часто, а сегодня это очень распространено, когда родителям заявляют о том, что «ваш ребенок очень плохо подготовлен, и вам надо нанять репетитора». И репетиторами выступают преподаватели из этой же школы.

Ирина Лазарева: Это скрытая форма взятки, грубо говоря.

Анатолий Сидоренко: Да, скрытая форма взятки.

То есть у нас складывается такое впечатление, что иногда в школах преднамеренно плохо учат для того, чтобы ребенка потом взять, так сказать. а особенно зная родителей, взять на дополнительное обучение.

Марьяна Торочешникова: И при этом, как правило, договоры о репетиторстве заключаются, об оказании репетиторских услуг, или деньги передаются из рук в руки.

Ирина Лазарева: Как правило, не заключаются.

Анатолий Сидоренко: Но родители готовы на то, чтобы их ребенок просто хорошо учился.

Марьяна Торочешникова: Просто чтобы не задергали.

Анатолий Сидоренко: Да, чтобы его, действительно, не задергали. Может быть, он и так хорошо учится, но вот под видом получения скрытой взятки делают так, что он оказывается не способным.

Марьяна Торочешникова: Ирина Анатольевна, вот организация, в которой вы являетесь юристом, она, насколько я знаю, существует уже с 1998 года, в 2001 году она получила статус общероссийской организации по защите прав потребителей. Скажите, пожалуйста, вот за это время, как правило, чаще всего с какими жалобами обращались люди, которые пытались отстоять какие-то свои нарушенные права в сфере образования?

Ирина Лазарева: В основном, конечно, это по платному обучению. Люди приходили с жалобами на заключаемый ими договор на обучение. И на нашей практике много судебных дел, которые мы выигрывали, в плане защиты прав потребителей по платным услугам.

Марьяна Торочешникова: А что не устраивает в договорах людей — размеры оплаты, возможность взимать какие-то дополнительные деньги в течение учебного года?

Анатолий Сидоренко: Речь идет не о том, что не устраивает, а поскольку у нас идет правовой нигилизм в этой области, то родители и абитуриенты (родители как законные представители), они просто не знают на момент заключения договора, что там должно быть записано, в чем нарушаются их права.

Марьяна Торочешникова: Ирина Анатольевна, я попрошу вас рассказать о том, что должно быть прописано в договоре об оказании образовательных услуг для того, чтобы минимизировать какие-то риски, возникающие в ходе учебного процесса.

Ирина Лазарева: Прежде всего, при заключении договора мы рекомендуем абитуриентам и их родителям смотреть на наличие лицензии у вуза, есть ли лицензия, то есть имеет ли он право вести образовательную деятельность по специальности, на которую идет студент.

Во-вторых, как правило, в договоре написано, что институт, вуз обязуется выдать диплом государственного образца. Но на самом деле здесь нужно выяснить, есть ли у вуза свидетельство о государственной аккредитации, то есть имеет ли он право выдавать такие дипломы государственного образца.

Марьяна Торочешникова: То есть в договоре это может быть указано, что они обязуются выдать, и они выдадут, а на самом деле.

Ирина Лазарева: Но выдадут они на самом деле не государственный диплом. И здесь надо выяснить этот момент, есть ли у вуза свидетельство о государственной аккредитации. То есть это документ, дающий право вузу выдавать дипломы государственного образца. Это второй момент.

Третий момент, конечно, в основном волнует и абитуриентов, и их родителей – это цена договора. Здесь есть ряд нарушений по цене, о которых можно рассказать. Первое – цена должна обязательно фиксироваться в рублях, потому что у нас, как мы знаем, в России денежной единицей является рубль.

Марьяна Торочешникова: То есть никакие «условные единицы» не допускаются, да?

Ирина Лазарева: Нет, закон о валютном регулировании и валютном контроле допускает, что в договоре может быть указана цена в «условных единицах», но при этом оплата должна производиться в рублях. То есть в договоре должна быть приписка такая, что «оплата производится в рублях».

Марьяна Торочешникова: И по какому курсу.

Ирина Лазарева: Да. Это первый момент.

Второй момент по цене – это то, что, как правило, при отчислении студента из вуза в договоре указывается, что деньги не возвращаются. Это прямое нарушение законодательства, поскольку в законе о защите прав потребителей сказано, что при заключении договора стороны должны пропорционально договориться о возмещении затрат за услуги. То есть если студент отучился какой-то определенный период в вузе, соответственно, вуз оказал услугу, и студент должен оплатить эту услугу вот за тот период, в который он обучился. Поэтому если студент отчисляется на первом курсе, не закончив обучения, и вуз не возвращает деньги, — это кабальные условия, которые вуз ставит перед студентом.

Марьяна Торочешникова: И такие условия договора недопустимы, да?

Ирина Лазарева: Недопустимы, да.

Марьяна Торочешникова: Это был второй момент, касающийся оплаты образовательных услуг.

Ирина Лазарева: Да. Далее я хотела бы сказать о том, что при заключении договора желательно требовать у вуза составления приблизительной или твердой сметы.

Марьяна Торочешникова: На весь период обучения?

Ирина Лазарева: Да, на весь период обучения. То есть студент должен знать, на что уходят его деньги. То есть он платит за обучение, и при пересдаче экзамена либо при отчислении он должен знать, куда уходят его деньги.

Марьяна Торочешникова: На что конкретно они потрачены.

Ирина Лазарева: Да. Но, как правило, вузы не идут на такой договор. Но студенту, в общем-то, желательно потребовать это у вуза.

Марьяна Торочешникова: Мы чуть позже расскажем о том, как требовать составления надлежащего договора от руководства, от администрации образовательных учреждений. Потому что я понимаю, что по аналогичной схеме нужно заключать договор и с платными гимназиями, и с лицеями, и с прочими образовательными учреждениями.

Но сначала давайте дадим возможность Ивану из Москвы задать свой вопрос. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Я долго занимался преподаванием, в том числе и репетиторством, поэтому говорю со знанием дела. Понимаете, любое дело, оно в первую очередь должно обеспечивать качество, а во вторую очередь – какую-то гарантию и контроль над выполнением даже хороших юридических основ в этом деле. Вот я со знанием дела могу четко сказать, что очень часто школьное образование, в частности по математике, по физике, оно просто некачественное. Просто элементарные ошибки у учителей бывают, а ребенок воспринимает это за чистую монету. То же самое бывает, к сожалению, и в вузах.

И во-вторых, те законы, о которых вы говорите, они ведь могут работать только в том случае, если есть какая-то реальная их осуществимость. То есть заложен ли какой-то механизм их реализации? Спасибо.

Марьяна Торочешникова: Спасибо большое, Иван. Я попрошу на ваш вопрос ответить Анатолия Савельевича. Единственное, о чем бы мне не хотелось сегодня говорить, так это о качестве образовательных услуг. И по той простой причине, что у нас есть передача, которая называется «Образование», ее ведет Александр Костинский, и она выходит в это же время на волнах Радио Свобода, но по средам, и вот эти вопросы обсуждаются там. Мы же говорим о юридической стороне дела.

Пожалуйста, как добиться того, чтобы законы действовали?

Анатолий Сидоренко: Нельзя не согласиться с Иваном, это действительно так. Но речь-то идет о том, что преподавателей никто не проверяет. Нет юридической статьи, которая бы определяла, что надо контролировать качество преподавания. В законе об образовании есть 55-ая статья, где преподавателю предоставлено право самостоятельно определять не только методику обучения и воспитания, но и самостоятельно выбирать материалы для обучения. А это как раз и говорит о контроле: есть ли контроль над качеством преподавания? Да, он есть, но только на этапе сдачи государственных экзаменов. Преподаватель, по сути дела, и в вузах, и в школах сам себе режиссер. И это как раз скрытая форма взятки, когда он под видом спроса, высокого уровня спроса может вымогать деньги, потому что он определяет методику оценки знаний обучающегося самостоятельно.

Марьяна Торочешникова: То есть нет какой-то шкалы, установленной правительством России, например, государством, чтобы можно было действительно сказать: «Иван Иванович, вот я вам ответил на этот, этот и этот вопрос, почему вы мне ставите «тройку» вместо «пятерки»?».

Анатолий Сидоренко: Да не только это. Простите, но я вынужден сослаться, что если в советское время был обязательный контроль качества проведения занятий преподавателем на всем этапе обучения, то сейчас нам достоверно известно, что такого контроля нет. На занятия никто не ходит – ни деканы, ни. ну, как правило. Я исключаю некоторые вузы. В военных вузах это осталось.

Марьяна Торочешникова: Таким образом, можно говорить только о контроле, например, со стороны органов прокуратуры, которая в порядке общего надзора теоретически может проверить устав общеобразовательного учреждения.

Анатолий Сидоренко: Я речь веду о материалах, которые преподаются. Это никто не контролирует. И это как раз то, что подтверждает наш слушатель.

Марьяна Торочешникова: Валерий Павлович из Москвы дозвонился на Радио Свобода. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. У меня вот какой вопрос. Если речь пойдет о средней школе, потому что я с этим связан. Если ученик отчислен, а он платил за обучение. мы выплачиваем зарплату преподавателям, мы закупаем оборудование, делаем ремонт, то есть несем большие затраты. Вот в этом случае как решается вопрос возврата суммы денег, то, о чем говорилось?

И второй вопрос. Если, допустим, ученик хочет учиться в нашей гимназии, но он, предположим, не владеет английским языком, но родители очень хотят и они просят организовать частные, дополнительные занятия, а это только индивидуальные занятия по английскому языку, скажем, в 5-ом или 6-ом классе. Спасибо большое.

Марьяна Торочешникова: Ирина Анатольевна, пожалуйста, ответьте на вопрос Валерия Павловича из Москвы, будет ли это законно.

Ирина Лазарева: Я начну со второго вопроса по поводу дополнительных занятий по английскому языку, по открытию таких курсов. Конечно, это, в принципе, законно, вы можете их открыть. Но, конечно, обязательно заключение договора с каждым обучающимся. То есть определение условий, на каких условиях будут проводиться курсы, программа и так далее. И здесь как бы никаких препятствий со стороны законодательства, я думаю, нет, и уверена в этом.

Марьяна Торочешникова: То есть нужно просто разъяснить тогда, в каком случае это недопустимо и является нарушением закона. Потому что мы сейчас говорили о том, что под этим видом можно брать взятки, то есть под видом заключения договора.

Ирина Лазарева: Как я поняла из вопроса, здесь по желанию, так сказать, обучающихся и по желанию родителей, поэтому здесь нет. Другое дело, когда ученик или студент учится, и ему вдруг предлагают пройти какие-то курсы, то вот это скрытая форма взятки.

Марьяна Торочешникова: Даже не то что предлагают, наверное, а настоятельно рекомендуют.

Ирина Лазарева: Да, настоятельно рекомендуют. А здесь желание, так сказать, обучающихся и родителей, то есть здесь все.

Анатолий Сидоренко: У меня есть дополнение. Образовательные учреждения в соответствии с законом не имеют права вести платную образовательную деятельность по тем предметам, которые преподаются по программе. В данном случае, если английский язык преподается по программе, а школьник пришел со знанием немецкого языка, то он может заключить договор только на ту часть, чтобы ему как бы догнать. Но когда он уже вышел на программу, то здесь никаких договоров быть не может.

Марьяна Торочешникова: А что же тогда с факультативными занятиями, которые, в принципе, и раньше существовали, и теперь существуют?

Анатолий Сидоренко: Вы понимаете, факультативных занятий по предметам обучения не должно быть. В этом случае скрытность заключается в том, что родителям иногда говорят: «Ваш ребенок плохо усваивает мой предмет. Вам нужно нанять репетитора», — а вот это уже скрытая форма, то есть репетитора. А это добровольное право родителей. И они соглашаются на то, чтобы нанять репетитора. Как правило, это либо тот же учитель из этой школы, либо из другой, но там уже идет круговое общение, и его дополнительно обучают. Но по закону, формально создавать курсы по предметам, по которым обучается ученик, не имеют права.

Марьяна Торочешникова: Которые входят в школьную программу.

Анатолий Сидоренко: Да-да.

Марьяна Торочешникова: И на второй вопрос Валерия Павловича ответьте, пожалуйста, Ирина Анатольевна, что касается возврата денег. Вот мы говорили о том, что человек, который заплатил за образовательные услуги, он может часть денег вернуть себе, если он ушел в первом полугодии.

Ирина Лазарева: Я хочу повторить, что закон «О защите прав потребителей» регулирует этот вопрос, что пропорционально оказанной услуге учреждение должно вернуть деньги. То есть за оказанную услугу заплачено, а остальное, будьте добры, верните.

Марьяна Торочешникова: Но посылка шла такая, что «мы же закупили материалы учебные, которые были рассчитаны на весь год».

Ирина Лазарева: «Пожалуйста, предоставьте смету».

Анатолий Сидоренко: Во-первых, должна быть представлена смета.

Марьяна Торочешникова: И у нас есть дозвонившиеся. Послушаем Михаила из Москвы. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Эта тема, скорее, связанная как с качеством, так и с правами. По поводу качества. Я хочу сказать по поводу физики. Кто только эту физики ни преподает – и учитель ботаники, и учитель физкультуры. И это не анекдот, я это слышал от свидетелей. И в то же время родители ведь отдают своих детей, чтобы их учили предмету, а не физкультуре, допустим. И тогда возникает такой вопрос. Одно время обсуждался вопрос родительских советов. Ну, может быть, это какая-то спорная идея, но передать весь этот процесс обучения чиновникам – это уже точно мертвечина. Может быть, с этим что-то можно сделать? Спасибо.

Марьяна Торочешникова: А вообще закон предусматривает создание каких-то родительских советов, которые бы контролировали деятельность.

Анатолий Сидоренко: Не только предусматривает, а фактически в каждой школе есть попечительские советы. И фактически деньги, которые передают родители, идут на счет попечительского совета. Другое дело, что об этих деньгах никто не отчитывается: куда они истрачены, каким образом и так далее. Во-вторых, идет психологическое давление на тех родителей, которые не могут внести такие суммы.

Марьяна Торочешникова: Я хочу уточнить. То есть получается, что в большинстве случаев вот эти самые попечительские советы, они деградировали из контрольного, наблюдательного органа, который будет следить за тем, что в школе происходит, а на самом деле они является какой-то кампанией, которая организует вытягивание денег из родителей, студентов и школьников, а расход этих денег не контролируется?

Ирина Лазарева: Совершенно верно.

Анатолий Сидоренко: Понимаете, дело в том, что попечительские советы не избираются на общем собрании, а как правило, руководители школ знают, кого из родителей туда нужно ввести. Ну и родители, дети которых учатся там же, они, конечно, понимают, что это какая-то защита их собственного ребенка. И они входят в состав попечительского совета. Ну а как решаются вопросы.

То есть надо здесь еще раз, простите, напомнить слова нашего президента о том. еще в послании 2004 года он сказал, что в образовании должно быть все прозрачно. Вот если будет все прозрачно при вступительных экзаменах и так далее, тогда как-то можно контролировать.

Марьяна Торочешникова: Одно дело, что это должно быть, а другой вопрос, как этого добиться.

Ирина Лазарева: Да. И я хотела бы добавить, что мы, по-моему, года два с половиной назад наша организация собирала директоров всех школ Москвы, и мы им рассказывали по поводу попечительских советов, как правильно их организовать, как правильно разработать документы, в чем цель, в чем смысл попечительских советов. И вот сидел огромный зал директоров, мы обменялись визитками, телефонами. И после этого ни один директор в нашу организацию не обратился.

Марьяна Торочешникова: Для того чтобы получить консультацию.

Ирина Лазарева: Чтобы получить консультацию, чтобы как-то для себя организовать этот попечительский совет правильно, как его нужно организовать.

Марьяна Торочешникова: А нет необходимости, видимо.

Мне кажется, здесь еще вот в чем есть проблема, что многие родители, они не хотят участвовать в попечительских советах, ну, добросовестные люди, они считают, что проще уж, действительно, отделаться и не тратить свое время. То есть здесь должно быть встречное движение, двустороннее.

Анатолий Савельевич, пожалуйста.

Анатолий Сидоренко: Я хотел бы еще все-таки в защиту преподавателей сказать два слова. Не везде и не все пользуются недобросовестностью. То есть надо сказать, что большинство преподавателей сегодня – это очень честные, порядочные люди, они честно работают, отрабатывают свой кусок хлеба, который очень тяжело достается, и это малооплачиваемый труд. Это одна из причин, которая побуждает преподавателей всех уровней идти вот на эти нехорошие дела.

Марьяна Торочешникова: Но я не называла бы это оправданием. Поскольку человек, который идет и хочет заниматься преподавательской деятельностью, он знает размеры зарплат.

Анатолий Сидоренко: Это да.

Марьяна Торочешникова: Давайте послушаем Ядвигу Николаевну, она дозвонилась к нам из Москвы. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Я хотела бы сказать о МАИ, об известном московском вузе. Там есть факультет менеджмента. Обучение платное, естественно. Но меньше 500 рублей человек, идущий на занятия в институт, просто не может взять с собой. Потому что все дополнительные занятия платные. И какие-то не дополнительные занятия платные. Никто не понимает, в чем дело. Полная непрозрачность. Какие-то платные зачеты и так далее. То есть просто идет невероятное выкачивание денег из ребят, которые учатся на платном курсе. И мы просто хотели бы посоветоваться, что делать в таком случае?

Марьяна Торочешникова: Пожалуйста, Ирина Анатольевна, что делать?

Ирина Лазарева: Я бы хотела, чтобы вы пришли к нам в организацию и принесли все документы, которые у вас есть на руках, прежде всего договор, чтобы посмотреть, что там записано, что вы подписывали.

Марьяна Торочешникова: Ирина Анатольевна, пожалуйста, сообщите адрес вашего интернет-сайта и номер телефона вашей организации в Москве.

Ирина Лазарева: Наш адрес: улица Таганская, 31/22. Телефон: 670-48-52. И сайт в Интернете: «[email protected] inbox .ru».

Марьяна Торочешникова: Или можно через «поиск» найти Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.

И вы все консультации проводите бесплатно?

Ирина Лазарева: Да, на бесплатной основе.

Марьяна Торочешникова: Андрей Владимирович из Петербурга дозвонился на Радио Свобода. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мне кажется, что мы немножко при обсуждении вопроса выпадаем из системы и идет у нас подмена терминов. Ведь фокус-то вот в чем. Мы путаем понятия «образовательные услуги» и «образование». А разница между ними примерно такая, как между интимными услугами и любовью. И вот что из этого следует. Если мы берем экономические, юридические и нравственные аспекты, то мы можем сказать совершенно четко, что сейчас единственным инструментом, который контролирует качество образования, является нравственность тех преподавателей, которые здесь остались. Преподаватель, если захочет, он всегда проведет занятия плохо, и вы никогда этого не докажете. Понимаете, здесь мерки чисто материальные, они просто неприемлемы.

Марьяна Торочешникова: Здесь я с вами, Андрей Владимирович, отчасти соглашусь. Но с другой стороны, вот то, о чем мы начали говорить в начале передачи — о том, как составлять договоры с образовательными учреждениями, людям знать необходимо хотя бы уже потому, что это все-таки хоть какая-то гарантия. И в конечном свете, если правильно заключен договор, то человек, который пришел и начал получать образование в данном конкретном заведении и не удовлетворился качеством образовательных услуг, чтобы он мог уйти из этого образовательного заведения и вернуть себе те деньги, которые он не успел потратить. То есть если человек два месяца отучился, чтобы с него взяли плату исключительно только за эти два месяца, а не за весь полный год.

И вот здесь у меня, кстати, вопрос, Ирина Анатольевна, к вам. Мы говорили, что, да, нужно обратить внимание на такие-то условия договора. А как на них обращать внимание? Как правило, это касается не только общеобразовательных учреждений. В принципе, когда человек приходит заключить договор и с туристической компанией, ну, везде, где это необходимо, ему выдают бланк типового договора. И когда возникает вопрос о том, чтобы что-то в нем изменить, как правило, говорят: «Не нравится, не устраивает – пожалуйста, дверь открыта, уходите и идите в другое место». Вот что с этим-то делать?

Ирина Лазарева: В общем-то, такие ситуации, как правило, есть. И здесь трудно как бы перебороть условия вуза. Но хотя бы, по крайней мере, при заключении договора нужно внимательно прочитать те условия, которые вуз ставит перед студентом, перед родителями, чтобы быть готовыми к этим условиям.

Марьяна Торочешникова: А изменить реально можно как-то. вот добиться того, чтобы все-таки были внесены изменения, если речь идет о платных услугах?

Ирина Лазарева: Некоторые пункты, конечно, можно изменить, и это реально. Например, сейчас мы обсуждали такой вопрос, как пункт об оплате, об авансе. То есть Кодекс об административных правонарушениях регулирует, что не следует при заключении договора вносить аванс, то есть как бы предоплату перед обучением, а платить нужно конец услуги, то есть услуга произведена – ты ее оплачиваешь. Кодекс об административных правонарушениях как бы запрещает делать предоплату.

Марьяна Торочешникова: Однако это везде и всюду.

Ирина Лазарева: Да. То есть при заключении договора ты сначала вносишь сумму за обучение, а потом уже начинается само обучение. И если человек более грамотен и знает кое-какие законы, то он может просто это прокомментировать представителям приемной комиссии, чтобы попытаться как-то изменить ситуацию. Это один момент.

Марьяна Торочешникова: Анатолий Савельевич, вы хотите что-то добавить?

Анатолий Сидоренко: Да. Прежде всего, я хотел бы еще дополнить, что вузы иногда проводят психологическое давление на абитуриентов. Вот здесь надо это знать. Мы проводим курсы, где рассказываем родителям и абитуриентам (бесплатно проводим занятия), как надо себя вести. Это первое.

Во-вторых, надо не торопиться, даже если сказали «уходите», а попросить бланк договора, и они обязаны дать, или, во всяком случае, он должен быть вывешен, и необходимо внимательно его почитать, пометить себе вопросы, которые волнуют. И опять-таки можно обратиться к нам или посмотреть закон, самому разобраться, что же там написано, где есть какие-нибудь подвохи. Не торопиться в этот день подавать документы и заключать договор. Это второе.

Ирина Лазарева: Я бы хотела еще добавить, что практика в основном показывает, что после того, как заключили договор и как началось обучение, студенты и их родители выявляют вот эти нарушения и уже приходят к нам. И здесь как бы уже основной путь – это либо мы, либо они через суд, то есть добиваться восстановления своих нарушенных прав через суд. Потому что на этапе заключения договора это сделать практически невозможно.

Марьяна Торочешникова: И вообще это тоже очень сложная проблема. Потому что если ты пришел и начал, еще не став студентом этого образовательного учреждения, уже начал выступать, то понятно, что потом отношение преподавателей и администрации этого учебного заведения к тебе, как к человеку, который слишком много знает или из себя, как говорят, самого умного корчит, простите за такое выражение, оно уже становится негативным.

Анатолий Сидоренко: И, тем не менее, не надо этого бояться. Мы создаем правовое государство, и рано или поздно, но с этого надо начинать, и не бояться.

В конце концов, есть еще один скрытый путь: не идти самому студенту, а послать даже своего товарища, который не поступает в этот вуз, и он может все попросить. И если ему не предоставят такую возможность, уйти и даже обратиться опять-таки в наше общество или в Министерство образования.

Марьяна Торочешникова: А при более серьезных нарушениях – уже в прокуратуру.

Анатолий Сидоренко: Да, в прокуратуру, что «я столкнулся с такими-то делами». И абитуриент будет скрыт.

Марьяна Торочешникова: Слушаем Наталью Григорьевну из Петербурга. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. У меня вопрос такой. Мой сын учится два года уже, и учиться ему очень нравится, в Российской христианской академии, учится на вечернем, платном отделении. Он сам работает, а вечером учится с большим удовольствием. И вдруг с этого года отменили вечернее отделение, осталось только дневное отделение. Как в таком случае поступить?

Марьяна Торочешникова: А договор был заключен на условиях вечернего обучения?

Слушатель: Вот этого я не могу сказать. Но, наверное, потому что он только на вечернем отделении может учиться.

Ирина Лазарева: Во-первых, здесь надо вот этот вопрос, прежде всего, выяснить. И тут как бы вам надо, наверное, просто свои силы рассчитать, может ли он дальше обучаться на дневном отделении. Ну и, конечно, вопрос об оплате. Если оплата не изменится, то тут вы как бы сами должны решить, сможет ли он вместо вечернего учиться на дневном отделении.

Марьяна Торочешникова: А кроме всего прочего, нужно посмотреть, наверное, договор.

Ирина Лазарева: Да, естественно, посмотреть договор, и будут ли они с вами его перезаключать, то есть будут ли они делать дополнительное соглашение, и что там будет написано – будет ли там повышаться цена или не будет, и какие еще там дополнительные условия сопутствующие будут прописаны по случаю перевода его с вечернего на дневное отделение.

Анатолий Сидоренко: Но, прежде всего, обязательно посмотрите договор. Если там записано, что вечернее отделение и указаны сроки обучения, то вуз обязан обучать именно по программе вечернего отделения. Вот это первое, что вы должны посмотреть.

Во-вторых, надо все-таки выяснить, почему они закрыли вечернее отделение. Там что-то неблагополучно.

Марьяна Торочешникова: Постоянный слушатель Радио Свобода Добрый прислал сообщение на пейджер: «Не могу забыть глаза директора школы, когда он обратился на собрании к родителям, чтобы те сдали деньги на ремонт, и услышал ответ: «А вы нам дайте чек об оплате. Возможно, мы дадим и больше». На этом собрание закончилось». Вот грамотные родители.

Анатолий Сидоренко: Да, конечно.

Марьяна Торочешникова: Николай Васильевич из Петербурга дозвонился на Радио Свобода. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Я сам не преподаватель. Но постоянно идут нападки на преподавателей – взятки и так далее. А вы посмотрите, какие из школы выходят неподготовленные ученики. Они раньше бы и в ПТУ не поступили, а сейчас в высших учебных заведениях учатся. И вот мой внук учится на юридическом факультете. И 80 процентов учеников хоть сейчас отчисляй, а с ними нянчатся. Конечно, отсюда и взятки, и так далее.

Марьяна Торочешникова: Николай Васильевич, спасибо большое. Вы меня на очень хороший вопрос натолкнули.

Вообще считается, что сейчас официально платное образование, оно придумано специально для тех людей, кто уж совсем плох и бесплатно учиться никак не может, то есть не может сдать экзамен. Фактически, простите, но такое складывается впечатление, что на платных отделениях (люди так думают) учатся совсем слабоумные какие-то люди или совсем лентяи, которые ничего не хотят. А на самом-то деле я понимаю, что, наверное, это не так. Другое дело, что сложился уже такой имидж. И что вот сделать в этой ситуации, как проверить, действительно ли за ваши деньги вас будут учить, когда вы заключаете договор, или это для прикрытия вам за ваши деньги, которые вы заплатили за пять-шесть лет обучения, просто выдадут диплом в итоге?

Анатолий Сидоренко: Вы знаете, статистика такова, что сегодня из негосударственных вузов за период обучения, то есть порядка пяти-шести лет, отчисляется значительно больше студентов по неуспеваемости, чем из государственных образовательных учреждений. То есть все-таки все вузы ведут работу в том плане, чтобы была более-менее качественная подготовка студентов.

С другой стороны, есть у некоторых ректоров такое мнение, и с ними нельзя в какой-то степени не согласиться, что человек может учиться столько, и это показывает мировая практика, сколько он считает нужным. Да, есть слабые, он не осваивает программу за год. Ну, хорошо, учись на первом курсе три года, плати деньги, если ты в состоянии. Освоил один предмет, второй, третий. Ты можешь 15 лет учиться в образовательном учреждении, только плати деньги. Это право на образование (как раз не нарушается закон) и право вуза на обучение. Да, мы знаем, что есть слабые, есть сильные, но таков человек – он хочет получить образование, но пока у него не хватает. подготовленность слабая и так далее для того, чтобы в срок, скажем, в четыре или пять лет освоить программу, может быть и такой вариант.

Марьяна Торочешникова: На пейджер от Леонида пришел такой комментарий: «Коллеги, услуги оказывают в банях, парикмахерских, домах терпимости. В школах учат, а не оказывают услуги».

Анатолий Сидоренко: Почитайте закон.

Ирина Лазарева: Да. Закон «О защите прав потребителей» вам расскажет, что такое «услуга».

Марьяна Торочешникова: Людмила Ефимовна из Москвы дозвонилась на Радио Свобода. Здравствуйте.

Слушатель: Добрый день. Постоянно слушаю вашу передачу. И скажите, пожалуйста, всем ученикам, всем родителям, чтобы не давали деньги без расписки на свою денежку.

Анатолий Сидоренко: С вами нельзя не согласиться.

Марьяна Торочешникова: Да, Людмила Ефимовна, в том числе и в этом заключается цель сегодняшней передачи. Вообще передача «Правосудие», которая выходит на волнах Радио Свобода уже седьмой год, она как раз и придумана для того, чтобы рассказывать о том, как отстаивать свои права и повышать грамотность правовую граждан. И бывает очень обидно слушать: «А что вы нам тут рассказываете, если в жизни все равно не так?!». Так вот, конечно, если своими правами не пользоваться, если даже не пытаться, то ничего, наверное, и не изменится.

Анатолий Сидоренко: Абсолютно правильно.

Марьяна Торочешникова: А расскажите, пожалуйста, что же делать людям, которые столкнулись с какой-то конкретной проблемой, у которых вымогают какие-то деньги, например, в фонд образовательного учреждения, или у которых проблемы с договором? Вот просто по пунктам, куда им идти и обращаться.

Анатолий Сидоренко: Прежде всего, есть различные организации государственные – это районные отделения по образованию, областные, ну и до Министерства образования. Это государственные учреждения, которые обязаны защищать права потребителя образовательных услуг. Поэтому туда и надо обращаться.

Есть органы государственной власти, такие как прокуратура, и туда тоже надо обращаться со своими делами.

И, наконец, есть общественные организации – это Общество защиты прав потребителей. Пожалуйста, обращайтесь к нам.

Марьяна Торочешникова: И у нас есть возможность послушать Элю, она дозвонилась из Москвы. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Мой вопрос связан, правда, не с образованием, а с детским садиком.

Марьяна Торочешникова: А это дошкольное образовательное учреждение в соответствии с законом.

Слушатель: Можно ли в какой-то мере надеяться на что-либо, если копировать те жировки, которые нам дают на оплату?

Марьяна Торочешникова: То есть.

Слушатель: То есть если я сниму, допустим, ксерокопию, и она будет у меня лежать, и я смогу сказать, что вот столько-то я заплатила, если вдруг что-то случится.

Ирина Лазарева: Вы имеете в виду жировку на детский садик. А что она вам может дать? Жировка – это оплата питания и так далее.

Слушатель: Нет-нет, на нужды детского сада.

Ирина Лазарева: Ну да, в общем-то, это является доказательственным документом, и с ним вы сами можете обратиться в суд, а можете и к нам обратиться, если у вас возникнут какие-то проблемы.

Анатолий Сидоренко: И я могу вам гарантировать конфиденциальность. Мы никому и никогда не раскрываем фамилий, поэтому вы можете смело к нам обращаться с этими документами. Мы вашу фамилию не назовем. А обращаться будем только от Общества защиты прав потребителей.

Марьяна Торочешникова: И сможете проконсультировать, да?

Анатолий Сидоренко: Да, и проконсультировать.

Марьяна Торочешникова: Вопрос с пейджера: «Когда я учился в школе, приходилось сдавать деньги на подарки и на завтраки. Можно ли это назвать взяткой? Владислав Павлович». Ну, думаю, что с завтраками все понятно – их нельзя назвать взяткой. А вот что касается подарков.

Ирина Лазарева: У нас законом предусмотрена взятка, не превышающая размер. я сейчас не помню сколько, но, по-моему, подарок к взятке не относится.

Анатолий Сидоренко: Смотря, какой подарок.

Ирина Лазарева: Я думаю, что в детском саду.

Анатолий Сидоренко: Нет, думать здесь не надо. Не делайте дорогих подарков.

Марьяна Торочешникова: И мне бы хотелось, чтобы вы, Анатолий Савельевич, резюмировали все то, о чем мы говорили.

Анатолий Сидоренко: Действительно, проблем накопилось очень много, и их надо решать. Сегодня мы не обсудили один из основных вопросов – пути решения этой проблемы. И я со всей ответственностью заявляю, что они есть, эти пути решения. И, очевидно, у нас будет еще встреча со слушателями.

Марьяна Торочешникова: Я тоже на это надеюсь, судя по тому, что мы даже и половины проблем не обсудили.

Анатолий Сидоренко: Поэтому мы бы, конечно, хотели эту проблему донести до наших радиослушателей, что с этим можно вести борьбу, и пути есть. Но в этом должна активно участвовать, и мы участвуем, прежде всего, общественность.

Марьяна Торочешникова: Ну и сами родители, которые с этими проблемами сталкиваются.

Анатолий Сидоренко: Я их отношу к общественности. Родители и общественность.

Марьяна Торочешникова: Спасибо большое.

Еще по теме:

  • Какой вычет ндфл на 3 ребенка Стандартный налоговый вычет на 3 и 4 ребенка в 2018 году Последнее обновление 2018-05-31 в 13:24 Порядок расчета налогового вычета на третьего ребенка в 2018 году не претерпел изменений. […]
  • Гражданский кодекс ру Гражданский кодекс ру Гражданский кодекс Республики Узбекистан Введен в действие с 1 марта 1997 года Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. № […]
  • Подп а п 6 ст 81 трудового кодекса рф ст 81 ТК РФ с комментариями юриста В ч. 1 ст. 81 ТК приводится перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В этом перечне: 1. Объединены основные и […]
  • Гк рф ст15 Статья 15. Возмещение убытков Статья 15. Возмещение убытков О конституционно-правовом смысле положений статьи 15, пункта 1 статьи 1064 и статьи 1072 настоящего Кодекса во взаимосвязи с […]
  • Мировой суд троицк челябинской области Мировой судебный участок №3 г. Троицк Челябинской области понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00 пятница: с 9-00 до 16-45 понедельник-четверг: с 9-00 до 18-00 пятница: с 9-00 до 16-45 г. […]
  • Договор о покупке животного Договор о покупке животного __, паспорт: __, проживающий(ая) по адресу: __, контактные телефоны: __, именуемый(ая) в дальнейшем ПРОДАВЕЦ, и __, паспорт __, проживающий (ая) по адресу […]
  • Мировой суд в измайлово Мировые судьи (Измайловский суд), Восточное Измайлово, с/у 303, 304 Судебный участок мирового судьи №303 Мировой судья: Дагуев Аслан Витальевич Телефон для справок: 8 (495) 465-64-70ф […]
  • Закон об оружии 1996 года рф читать Закон об оружии 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОРУЖИИ" Принят Государственной Думой 13 ноября 1996 года (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 […]
Рубрики: Статьи