О сми закон ст4

Опубликовано admin в

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
«О средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля 2018 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 59. Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований статей 50 и 51 настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, — влечет уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 59 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья закладывает основы ответственности за злоупотребление свободой массовой информации и злоупотребление правами журналиста.

Злоупотребление свободой массовой информации выражается в использовании средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости; использовании в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье; распространении в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганде каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также в распространении иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Кроме того, на практике возможно также косвенное злоупотребление свободой массовой информации. В отношении злоупотребления свободой массовой информации в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» определено, что, выясняя вопрос о том, имеет ли место злоупотребление свободой массовой информации, суду следует учитывать не только использованные в статье, теле- или радиопрограмме слова и выражения (формулировки), но и контекст, в котором они были сделаны (в частности, каковы цель, жанр и стиль статьи, программы либо их соответствующей части, можно ли расценивать их как выражение мнения в сфере политических дискуссий или как привлечение внимания к обсуждению общественно значимых вопросов, основаны ли статья, программа или материал на интервью, и каково отношение интервьюера и (или) представителей редакции средства массовой информации к высказанным мнениям, суждениям, утверждениям), а также учитывать общественно-политическую обстановку в стране в целом или в отдельной ее части (в зависимости от региона распространения данного средства массовой информации).

При оценке поданной информации как злоупотребления свободой массовой информации следует также принимать во внимание особенности юмористического и сатирического жанров, которые допускают больше свободы преувеличения, гиперболизирования. Однако при этом граждане не должны вводиться в заблуждение относительно фактов, обстоятельств событий.

Под «иной» ответственностью ч. 1 комментируемой статьи подразумевает гражданско-правовую ответственность, в частности компенсацию морального вреда.

В качестве примера см. Определение от 13 февраля 2014 г. по делу N 33-373/2014, в котором Ленинградский областной суд исследовал наличие злоупотребления своими правами средства массовой информации, приведшего к распространению не соответствующих действительности и порочащих истца сведений.

2. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления, связанные со злоупотреблением свободой массовой информации. Субъектом всех преступлений может являться только физическое лицо. В контексте комментируемой статьи субъектом может выступать главный редактор, редактор, журналист, корреспондент или иное лицо, признанное виновным.

К составам преступления, предусматривающим подобную ответственность, относятся:

— часть 2 ст. 128.1: клевета, т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов;

— часть 1 ст. 137: незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— статья 205.1 УК РФ предусматривает ответственность за содействие террористической деятельности. Часть 1 данной статьи предусматривает конкретные способы содействия террористической деятельности: склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279, 360 УК РФ, вооружение или подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений, а равно финансирование терроризма. Представляется, что средства массовой информации вполне могут использоваться для склонения граждан к совершению теракта, в них могут быть размещены объявления для вербовки террористов. Таким образом, средства массовой информации вполне могут нести ответственность по указанной статье;

— часть 2 ст. 205.2 УК РФ регламентирует ответственность за использование средств массовой информации для публичных призывов к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма. Подобные действия наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. При этом законодатель трактует публичное оправдание терроризма как публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании;

— пункт «б» ч. 3 ст. 242: распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с использованием средств массовой информации;

— часть 2 ст. 280: публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— часть 2 ст. 280.1: публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием средств массовой информации, наказываются обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— часть 1 ст. 282: действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок;

— часть 2 ст. 354: публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, совершенные с использованием средств массовой информации либо лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

— ч. ч. 2, 3 ст. 354.1: во-первых, отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично, совершенные с использованием средств массовой информации; во-вторых, распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, совершенные публично.

Также в процессе деятельности средств массовой информации возможно совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 310, 311 УК РФ: разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие правонарушения, связанные со злоупотреблением свободой массовой информации:

— часть 2 ст. 5.61 КоАП РФ: оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, а также ч. 3 — непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации;

— статья 6.13: пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров;

— часть 2 ст. 6.21: совершенная с применением средств массовой информации пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния; в ч. 4 той же статьи содержится квалифицирующий признак — совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства с применением средств массовой информации;

— статья 13.11: нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);

— статья 13.14: разглашение информации с ограниченным доступом;

— статья 13.15: злоупотребление свободой массовой информации, которая включает в себя несколько составов:

— изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье;

— распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена;

— незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния;

— публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет);

— распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;

— статья 20.27: нарушение правового режима контртеррористической операции. Конкретно в ч. 4 данной статьи предусмотрена ответственность главного редактора, редакции средства массовой информации, организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организации, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, за нарушение установленных законодательством о средствах массовой информации условий освещения контртеррористической операции;

— статья 20.29: производство и распространение экстремистских материалов (массовое распространение экстремистских материалов, включенных в федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения);

— статья 20.3: пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения).

Заметим, что понятие «злоупотребление свободой массовой информации», используемое в тексте административного законодательства (см. ст. 13.15 КоАП РФ), гораздо уже, нежели то же понятие, которое использовано в тексте комментируемой статьи.

Зачастую при выявлении нарушений, названных в комментируемой статье, Роскомнадзор не ограничивается одним лишь привлечением к административной ответственности.

В частности, в случае выявления в ходе мероприятия по мониторингу или по систематическому наблюдению нарушений, связанных с распространением в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганды каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, в отношении нарушителя выносится предупреждение в соответствии со ст. 4 комментируемого Закона и составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.13 КоАП РФ.

Подробнее о мерах реагирования Роскомнадзора и его территориальных органов на конкретные виды нарушений см. Распоряжение Роскомнадзора от 29 июня 2012 г. N 21 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации».

4. Дисциплинарная ответственность определяется Трудовым кодексом РФ, уставом редакции и иными локальными актами.

К злоупотреблениям правами журналиста комментируемый Закон относит: нарушение режима распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; использование прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации; использование прав журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Уголовная ответственность может быть возложена на журналистов за клевету, нарушение равноправия граждан, нарушение неприкосновенности частной жизни, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.

В действиях журналистов могут также содержаться некоторые составы административных правонарушений, субъектами которых могут быть любые лица, например, ст. 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях), ст. 13.11 (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)), ст. 13.14 (разглашение информации с ограниченным доступом), ст. 17.13 (разглашение сведений о мерах безопасности) и др.

Ответственность за нецензурную брань в СМИ: правовые рекомендации

Законодательно запрещено использовать нецензурную брань в СМИ, запрет распространяется на все виды медиа, в том числе интернет-издания и все виды контента – тексты, аудио, видео, изображения.

1. Единого перечня слов, которые бы признавались «нецензурной бранью» нет. Лингвисты-эксперты считают, что перечень слов состоит из пяти слов означающих мужской половой орган (х…), женский половой орган (п…, м…), проститутка (б…) и совокупление (е…), что соответствует словарям русского языка и бранной лексики.

2. Есть официальное толкование Роскомнадзора*, из которого следует, что речь идет не просто о бранной лексике, а о мате. В рекомендациях Роскомнадзора упоминается четыре слова и говорится, что: «к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова (х. п. е…, б…), а также образованные от них слова и выражения».

Эксперты лингвисты уточняют, что речь идет непосредственно об использовании этих слов и любых образованных от них однокоренных словах. Мы бы рекомендовали придерживаться перечня, данного экспертами-лингвистами, поскольку в случае чего именно они будут давать оценку использованной лексики.

1. При этом не относятся к нецензурным словам и выражениям неприличные и грубо-просторечные слова и содержащие их выражения. Но если они использованы не для описания ситуации и не для связки слов, а направлены на характеристику личности конкретного упоминаемого человека, то это может быть признано оскорблением (административная ответственность на автора (журналиста) от 3 до 5 тысяч, на редакцию – от 100 до 500 тысяч рублей).

2. Формально не запрещена замена части слова звездочками или «запикивание» в видеосюжете, однако это не является надежной защитой, если в результате замены части слова звездочками слово все равно остается угадываемым из контекста.

Однако, в случае маскировки нецензурных слов необходимо смотреть насколько оно однозначно угадывается из контекста фразы. Например, в случае опубликования стихотворения, в котором есть нецензурное слово с измененной буквой, но вместе с тем, исходя из рифмы стиха можно точно определить, что это нецензурное слово. Такая маскировка недостаточно и может все равно считаться нарушением. Лучше вообще пропускать данное слово и не оставлять начальной буквы.

  1. Использование эвфемизмов (схожих по звучанию слов, заменяющих известные матерные слова, таких как блин, пипец, писец) формально не является нарушением. По этому поводу Роскомнадзор в официальных рекомендациях написал, что это может считаться «как попытка соблюдения закона».
  2. В случае выявления нецензурной брани в блогах , в комментариях к текстам, в материалах, на которые ведут гиперссылки, размещенные на портале Интернет-издания, следует удалить (запикать) данное слово, поскольку в противном случае, при выявлении его Роскомнадзором редакция рискует получить предупреждение по ст. 4 Закона о СМИ и за два таких предупреждения в течение 12 месяцев СМИ закрывается в судебном порядке. Помимо этого выявление нецензурной брани в СМИ наказывается административным штрафом — на автора (журналиста) в размере от 2 000 до 3 000 рублей, на редактора (должностное лицо) от 5 000 до 20 000 рублей, на редакцию (юрлицо) — от 20 000 до 200 000 рублей с блокированием доступа к информации (очень высок риск блокировки не только конкретного текста, а всего сайта).

Анализ законодательства об ограничении распространения информации о наркотиках и ответственности за его нарушение

Законодательство о запрете пропаганды наркотических средств с каждым годом ужесточается, усиливается и ответственность за его нарушение. В средствах массовой информации публикацию на такую тему встретить практически невозможно. Проблему представляет широкое распространение информации в Интернете на различных ресурсах, далеко не все из которых являются зарегистрированными сетевыми изданиями и соответственно законодательству о СМИ не подчиняются. Поэтому рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу правоотношений и устанавливающие ответственность как для СМИ, так и для Интернет-ресурсов, не являющихся зарегистрированными сетевыми изданиями.

Федеральный Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»: административная ответственность

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается пропаганда наркотиков, осуществляемая физическими или юридическими лицами, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления, распространения и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации , распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях. Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

Ответственность за нарушение данной нормы:

Статья 6.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) предусматривает ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры в виде штрафа

на должностных лиц 40 — 50 тыс. рублей ;

800 тыс. — 1 млн. рублей + конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления

административное приостановление деятельности на срок до 90 суток + конфискация рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления

Не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Административные дела данной категории рассматриваются судьями. Выявить факт совершения административного правонарушения и составить протокол об административном правонарушении с последующей его передачей в суд для вынесения постановления по делу и назначения наказания вправе должностные лица органов внутренних дел (полиции), Роскомнадзора, а также органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. п. 1, 58 и 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Согласно п. 5 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в случаях установления фактов повторного нарушения юридическим лицом запрета ст. 46, деятельность указанного юридического лица может быть приостановлена или прекращена по решению суда. Требование о прекращении деятельности юридического лица может быть предъявлено в суд Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, ОВД, Федеральной таможенной службой, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой внешней разведки, органами здравоохранения или соответствующими органами местного самоуправления.

Закон РФ «О СМИ»

Аналогичные нормы содержатся и в ч. 3 ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещаются распространение в СМИ и Интернете сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; распространение иной информации , распространение которой запрещено федеральными законами.

Ответственность за злоупотребление свободой слова предусмотрена в ч. 3 ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». В случае обнаружение запрещенной ст. 4 информации в СМИ Роскомнадзором выносится письменное предупреждение учредителю и (или) редакции (главному редактору) о недопустимости нарушения действующего законодательства РФ. В случае вынесения повторного предупреждения в течение 12 месяц у Роскомнадзора появляется право направить в суд исковое заявление о прекращении деятельности СМИ. Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Кроме того, 06.07.2010 г. Роскомнадзором принят Приказ «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой информации к СМИ, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных системах, в том числе в сети Интернет», который предусматривает меры оперативного реагирования на злоупотребления свободой массовой информации в комментариях читателей в сети Интернет. Роскомнадзор устанавливает факт публикации комментария, содержащего запрещенную информацию, и направляет в адрес Интернет-СМИ обращение с требованием удалить комментарий или отредактировать его в течении 24 часов. Обращение составляется в двух экземплярах, один из которых направляется в адрес редакции по электронной почте, второй — по факсимильной связи. Факт и время отправки фиксируются. В случае неисполнения данного обращения, Роскомнадзор направляет в адрес редакции предупреждение в порядке ст. 16 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Таким образом, основной риск для СМИ, при опубликовании такой информации, это даже не штраф, а возможность лишиться свидетельства о регистрации СМИ и прекратить свой выпуск в судебном порядке.

Федеральный Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». «Черный список Интернет-сайтов».

Основания для ограничения свободы распространения информации в определенных сферах также содержатся в п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Эта статья устанавливает запрет распространения информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность . К числу такой информации относятся и сведения «о способах, методах разработки, изготовления, распространения и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

Статьей 15.1 указанного закона предусмотрено ведение Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов , содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено (так называемый «черный список Интернет-сайтов», далее — реестр). Включение информационного ресурса в названный реестр приводит к его полной блокировке на территории РФ. Действие данной статьи распространяется, в том числе и на ресурсы, содержащие информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений (пп б) п. 5 ст. 15.1). Создание, формирование и ведение реестра осуществляется Роскомнадзором. Решение о включении ресурса в реестр принимается Роскомнадзором на основании:

1. Решения уполномоченного органа — Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Роскомнадзора, принимаемого в установленном Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 порядке.

2. Решения суда, вступившего в законную силу.

Решение о включении в реестр может быть обжаловано владельцем сайта, провайдером хостинга, оператором связи в суд в течение трех месяцев со дня принятия.

В течение суток с момента получения от Роскомнадзора уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей запрещенную информацию.

В течение суток с момента получения уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта обязан удалить интернет-страницу, содержащую запрещенную информацию. В случае отказа или бездействия владельца сайта провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.

В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта соответствующих мер, в реестр включается сетевой адрес , позволяющий идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в РФ запрещено. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт, оператор связи , оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».

После принятия мер по удалению с ресурса запрещенной информации либо на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене решения Роскомнадзора о включении в реестр доменного имени, указателя страницы сайта или сетевого адреса Роскомнадзор исключает из реестра доменное имя, указатель страницы сайта или сетевой адрес на основании обращения владельца сайта, провайдера хостинга или оператора связи в течение трех дней со дня такого обращения.

Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено, можно найти на официальном сайте Роскомнадзора по адресу http://eais.rkn.gov.ru/. По указанному адресу также можно сформировать запрос к реестру и получить данные о нахождении того или иного ресурса в этом реестре.

Закон «Об охране здоровья и развития детей»

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе, информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства , психотропные и (или) одурманивающие вещества. Такая информация не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 4 часов до 23 часов по местному времени, за исключением теле- и радиопрограмм, теле- и радиопередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.

Однако, закон допускает оправданное жанром и сюжетом эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, при условии, что выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных средств и веществ в информационной продукции, предназначенной для детей старше 12 лет (п. 2 ст. 9).

По достижении ребенком 16 лет круг разрешенной информации расширяется. Допускается сообщение информации о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления, опять же, если это требуется по сюжету (п. 3 ст. 10).

Часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение штрафа

— на должностных лиц — 5 — 20 тыс. рублей + конфискация предмета административного правонарушения;

— на юридических лиц — 20 — 200 тыс. рублей + конфискацией предмета административного правонарушения.

Интересно, что именно с принятием закона о возрастной маркировке информационной продукции, были внесены изменения в закон об информации и введен в практику «черный список интернет-сайтов», поэтому не только штрафы, но и включение в реестр также является негативным последствием за распространение информации о наркотиках в Интернете.

Закон «О рекламе»

Ограничения также установлены в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» — не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Вместе с тем, согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» допускается реклама лекарственных средств , содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в Список II и Список III, в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. Обращаем внимание, что реклама наркотических средств Списка I запрещена.

Постановлением Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 г. № 681 утверждены:

— Список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в РФ запрещен (список I);

— Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен (список II);

— Список психотропных веществ, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (список III);

— Список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (список IV).

Еще по теме:

  • О банках и банковской деятельности федеральный закон гарант Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 13 декабря 1991 […]
  • Закон рф о защите прав потребителей доклад Закон "О защите прав потребителей" Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I"О защите прав потребителей" С изменениями и дополнениями от: 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., […]
  • Ст 23 фз о ветеранах Федеральный закон "О ветеранах" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ"О ветеранах" С изменениями и дополнениями от: 18 ноября 1998 г., 2 января, 4 мая, 27 декабря 2000 г., 8 […]
  • Федеральный закон номер 256 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2006 […]
  • Закон красноярского края 7-2161 об административных правонарушениях Закон Красноярского края от 2 октября 2008 г. N 7-2161 "Об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Закон Красноярского края от 2 октября 2008 г. N 7-2161 "Об […]
  • Федеральный закон 294 о защите прав потребителей Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального […]
  • Федеральный закон 52-фз об обязательном страховании Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и […]
  • Ст17 о защите прав потребителей Защита потребителей - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., […]
Рубрики: Статьи