Некоммерческие организации виды сроков

Опубликовано admin в

Содержание:

Вебинар «Отчетность в НКО: виды, сроки, подготовка, представление, ответственность»

28 февраля 2018

Вебинар «Отчетность в НКО: виды, сроки, подготовка, представление, ответственность»

Дата и время проведения: 1 марта, 17:30 — 19:30

В ходе вебинара планируется обсудить вопросы предоставления отчетности в территориальные органы Минюста, налоговую инспекцию, внебюджетные фонды и органы статистики. Клуб юристов НКО приглашает к участию представителей действующих НКО.

Вопросы для обсуждения:

• Формы и порядок предоставления отчетности в Минюст:
— общественными объединениями;
— некоммерческими организациями;
— некоммерческими организациями, включенными в реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента».

• Формы и порядок предоставления отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды;
— распространенные ошибки при подготовке и предоставлении отчетов и способы их избежать;
— ответственность за непредоставление отчетности.

Ведущая — Мария Каневская, координатор Клуба юристов НКО, руководитель 1-й Лаборатории НКО; с 2004 года консультирует НКО по юридическим вопросам.

Контакты e-mail: [email protected] (Клуб юристов НКО)

ГОБУ «Общественно-аналитический центр»
173000, Великий Новгород, ул.Славная, д.55а, офис 4
Тел. +7 (8162) 787-835

Некоммерческие организации виды сроков

В нашей стране любая деятельность начинается с регистрации. Решив открыть частный детский клуб/ детский сад/ образовательный центр, можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП), общество с ограниченной ответственностью (ООО) или некоммерческая организация (НКО). У каждой формы есть свои сильные и слабые стороны. Выбор формы собственности зависит от конкретных условий. Поэтому прежде, чем сделать свой выбор, необходимо взвесить все «за» и «против».

Рассмотрим по порядку.

Некоммерческая организация НКО бывает в форме автономной некоммерческой организации АНО (подходит для компаньонов), либо в форме учреждения ЧОУ (для единственного владельца).

До вступления в силу 273ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 года, лицензию могли получить ТОЛЬКО некоммерческие организации, зарегистрированные в Министерстве Юстиции. Тогда выбор был проще – хочешь работать «официально», как положено – регистрируйся как НКО. Все остальное было «обходом» закона, поэтому владельцы действовали на свой страх и риск. Регистрировались как ИП и ООО и пытались доказать, что образованием НЕ занимаются.

Нежелание становиться владельцами НКО обусловлено следующими причинами:

НКО регистрируется ТОЛЬКО через Министерство Юстиции. Т.е. все действия (регистрация, внесение изменений в устав, замена паспорта учредителя и т.п.) необходимо производить только через Министерство. Которое имеет по одному отделению на каждый регион. Что вызывает дополнительные трудности для предпринимателей. Например, я живу в ближнем Подмосковье, но до Министерства мне добираться 1,5 часа в одну сторону – это лишнее время, которое я могла бы посвятить развитию бизнеса. Если говорить об отдаленных уголках Московской области – то там время на дорогу может увеличиться до 3-4 часов в одну сторону. Подавать документы может либо директор/учредитель, либо специалист по нотариальной доверенности – это дополнительные расходы на заверение. Кроме того, технически внести изменения через Министерство ОЧЕНЬ сложно. Инспектора придираются к каждой запятой, очень любят чиркать уставы, меняются сотрудники очень часто. И у каждого свои требования к содержанию. Соблюдение установленных законом сроков – отдельная «песня». За 5 лет сотрудничества с Министерством у меня сложилось впечатление, что инспектора целенаправленно нарушают все сроки. Если в законе прописан срок регистрации 30 дней, можете быть уверены – раньше чем через 35-40 дней получить информацию о своем «деле» вы не сможете. Таким образом, на регистрацию любого незначительного изменения (например, смена паспорта учредителя) уходит от 4 месяцев и до бесконечности. Из-за данных сложностей владельцы НКО почти всегда обращаются к профильным специалистам, что обходится бизнесу в 15000 – 30000 (в зависимости от вида изменения), но сроки регистрации от этого не меняются.

И при подчинении Министерству Юстиции придется ежегодно сдавать 2 дополнительных отчета. Они несложные, но все же.

Еще один минус НКО – невозможность списания прибыли. По закону №7ФЗ «о некоммерческих организациях», статья 1 и 2, НКО создается для реализации социальных, образовательных и прочих целей и не имеют в качестве цели извлечение прибыли. Таким образом, все, что заработано фирмой ей и остается. И может тратиться только на текущие расходы и на дальнейшее развитие. Согласитесь, не очень интересно для бизнесмена! Владельцы могут получать только заработную плату, при этом с нее необходимо производить налоговые отчисления (для наших видов деятельности имеются льготы, поэтому перечислять будете 33,2% от начисленной зарплаты).

При этом учредитель НКО в форме ОУ отвечает по долгам организации всем своим личным имуществом! (п. 4, ст. 19 №7ФЗ) Зато на время работы ОУ имущество учредителя передается учреждению на праве оперативного управления, т.е. во временное пользование. И при желании учредителя имущество может быть изъято. Сменить учредителя в НКО в форме образовательного учреждения практически невозможно. Например, если вы решите данный бизнес продать (ситуации в жизни бывают разные), то это все равно, что продавать ИП. Министерство Юстиции ссылается на то, что законом не прописан порядок смены учредителя в ОУ. Однако я нашла судебную практику, когда такие изменения производились.

Минус НКО в форме автономной организации: ее невозможно будет передать по наследству — в случае гибели учредителя бизнес «отойдет» государству. Имущество, переданное учредителем АНО для деятельности, становится собственностью АНО, учредитель теряет на него права (ст. 10, ч. 1 №7ФЗ). А согласно ч.4 ст. 10 №7ФЗ владелец АНО может пользоваться услугами своей фирмы на равных со всеми условиями. Т.е. законом установлено, что дети владельца детского центра должны вносить оплату за посещение в полном размере!

Образовательные организации в форме НКО для получения лицензии должны иметь заключение МЧС. Для всех остальных видов собственности данные заключения не требуются.

На этом явные минусы НКО, выявленные мною за время работы, закончились. Правильным было бы поговорить о плюсах данной формы собственности. Однако за 5 лет работы ни одного плюса я не нашла. Честно.

Поэтому в начале этого года изучила законодательство РФ и преобразовала свое ЧОУ в ООО. Вопреки убеждению всех юридических консультаций, в которые я обращалась, данная процедура возможна! Об этом говорится в статье 17 Федерального Закона №7ФЗ «о некоммерческих организациях», часть 2. «Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество». Гражданский кодекс, глава 4, статья 50, часть 2, подтверждает «коммерческую основу» хозяйственного общества, а их виды прописывает в части 4 $2 прописаны виды хозяйственных обществ (уточняю, потому что в одной из юридических консультаций мне пытались доказать, что ОБЩЕСТВО с ограниченной ответственностью ОБЩЕСТВОМ не является). В общем, преобразовать ЧОУ в ООО возможно, и моя «Звёздочка» является доказательством! Все желающие могут проверить это по выписке на сайте налоговой.

К сожалению, АНО преобразовать в ООО невозможно. В моем личном рейтинге форм собственности АНО занимает последнее место.

Напоследок поговорим о целесообразности преобразования (смены формы собственности) по сравнению с ликвидацией ЧОУ и открытием нового ООО:

1. Если ЧОУ имеет лицензию, заключения РПН, МЧС и прочие документы, то по окончании процедуры преобразования придется только поменять бланки на новые «в связи со сменой наименования». Эта процедура достаточно быстрая. В РПН и в Министерстве образования процедура прошла очень быстро и безболезненно: по заявлению у меня изъяли старые бланки, взамен выдали новые.

В Министерстве Образования на смену бланка пониженная госпошлина – 750 рублей вместо 7500 рублей при получении новой лицензии. И сокращенные сроки – смена бланка производится за 10 дней, в то время, как новая лицензия выдается через 45 дней.

В РПН бланк тоже меняют быстро (правда, при условии, что старое заключение получено в течение 2х лет до даты замены).

Про МЧС пока сказать не могу – пока только подготовила документы, но документы еще не подавала. Кому интересно – пишите в комментариях, отпишусь, как закончу.

2. Процедура преобразования занимает 4-5 месяцев (я подала документы 16 марта, преобразование завершилось 21 июля). Ликвидация занимает от 6 месяцев. Это длительная и достаточно сложная процедура. При этом при преобразовании необходимо внести изменения в текущую документацию, при этом организация не престает функционировать. В кадровые документацию вносится новое наименование юр. лица. При ликвидации надо заранее продумывать перенос деятельности с одной организации на другую, чтобы не потерять сотрудников и клиентов.

3. Преобразованная организация все равно считается существующей несколько лет. Значит, и доверия к ней больше. Проще получить кредиты, займы и субсидии.

Подведя итоги, могу сказать, что после вступления в силу закона №273ФЗ, когда ООО и ИП наравне с НКО получили возможность получать лицензию, смысла для частников в НКО не вижу никакого. О плюсах и недостатках коммерческих форм собственности поговорим с вами в следующий раз.

Нормативные акты, регулирующие деятельность НКО:

  1. Гражданский кодекс РФ, №51ФЗ от 30.11.1994 года.
  2. Федеральный закон «о некоммерческих организациях» №7ФЗ от 12.01.1996 года.
  3. Федеральный закон «об образовании» №273ФЗ от 26.12.2012 года
  4. Федеральный закон «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129ФЗ от 08.08.2001 года.
  5. Приказ Минюста РФ «об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций» №455 от 30.12.2011 года

21. Понятие, признаки некоммерческой организации. Виды некоммерческих организаций.

Статья 50 Гражданского кодекса делит все организации на коммерческие и некоммерческие. Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Таким образом, выделяется главный признак некоммерческой организации. Однако это не означает, что им запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Можно, но доходы от такой деятельности должен идти на цели, предусмотренные уставом некоммерческой организации. Для многих некоммерческих организаций предпринимательская деятельность служит главным источником финансирования, без которого они просто не смогут существовать. Но получение прибыли для некоммерческой организации не может быть самоцелью. Поэтому и запрещено распределять прибыль между ее участниками.

Для каких же целей может создаваться некоммерческая организация? Согласно закону, это социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные и управленческие цели. Некоммерческая организация может создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Под иной целью может пониматься любая цель, за исключением извлечения прибыли и цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

22.Понятие, правовое регулирование, виды общественных объединений.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (уставных целей). Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно — правовых форм:

Общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд — некоммерческий фонд, не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политические партии — общественные объединения, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политические партии должны иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ (не менее 45 отделений), и не менее 10 тысяч членов. Политические партии в числе основных целей имеют формирование общественного мнения, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе (сами по себе они государственную власть не осуществляют и государственно-властными полномочиями не обладают). Политические общественные объединения создаются в форме общественных организаций (для политических партий и иных политических организаций) и общественных движений (для политических движений). Общероссийские политические общественные объединения в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» до июля 2003 года должны быть преобразованы в политические партии, в противном случае они утрачивают статус политических общественных объединений.

Профессиональные союзы — добровольные общественные объединения граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Общественные объединения вправе объединяться, создавая союзы (ассоциации) общественных объединений

Регистрация некоммерческих организаций в России: пошаговая инструкция

Выбор формы юридического лица — важный вопрос для любого будущего социального предпринимателя. Некоммерческая организация (НКО) — один из наиболее приемлемых решений в таком случае. Сегодня государство относится к НКО с особым вниманием: разработаны и уже применяются на практике особые меры поддержки социально ориентированных НКО как на федеральном, так и региональном уровнях.

Если вы остановили выбор именно на НКО, прежде всего изучите основ-ные требования со стороны государства, сравните их со своими целями и задачами и убедитесь, что все установочные документы в порядке и мо-гут быть поданы своевременно. Тогда удастся избежать массы возможных проблем с отчетностью и требованиями законодательства.

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией (НКО) признается «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено в уставе организации — ее основном учредительном документе.

Цели создания некоммерческой организации должны быть направлены на достижение общественных благ. К ним относятся, например, следующие цели:

  • социальные
  • благотворительные
  • культурные
  • образовательные
  • научные
  • управленческие
  • охрана здоровья граждан
  • развитие физической культуры и спорта
  • удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан
  • защита прав, законных интересов граждан и организаций
  • разрешение споров и конфликтов
  • оказание юридической помощи

На данный момент государство допускает создание НКО в виде:

  • общественных или религиозных организаций (объединений)
  • общин коренных малочисленных народов Российской Федерации
  • казачьих обществ
  • некоммерческих партнерств
  • учреждений
  • автономных некоммерческих организаций
  • социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов

Кто может создать НКО?

Участником некоммерческой организации могут стать как физические лица — граждане России или иностранцы, так и юридические лица. Число учредителей некоммерческой организации не ограничено. У НКО может быть вообще один учредитель (кроме случаев создания некоммерческих партнерств, ассоциаций или союзов).

Учредительные документы НКО

Учредительные документы некоммерческой организации — главный источник информации о целях, структуре и условиях работы вашей будущей организации. Именно по ним контролирующие органы дадут первую оценку вашей заявке на регистрацию, а от этого во многом будет зависеть исход всей процедуры оформления НКО.

Согласно федеральному закону, основным учредительным документом НКО является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения.

В учредительных документах НКО должны содержаться:

  • наименование организации с указанием характера деятельности и организационно-правовой формы
  • юридический адрес
  • предмет и цели деятельности
  • порядок управления деятельностью
  • права и обязанности участников
  • сведения о филиалах и представительствах организации
  • условия приема и порядок выхода участников из НКО
  • порядок внесения изменений в учредительные документы
  • источники формирования имущества и порядок его использования

Регистрация НКО: куда обращаться?

На данный момент вопросами регистрации некоммерческих организаций занимается Министерство юстиции Российской Федерации. Минюст и его территориальные отделения принимают решения о госрегистрации НКО, включая вопросы ее создания, реорганизации или ликвидации. Все изменения в учредительные документы НКО и включение конкретной организации в Единый государственный реестр юридических лиц также осуществляется Минюстом.

Какие документы необходимы для регистрации НКО?

Пакет документов, обязательных для регистрации некоммерческой организации, включает в себя:

  • Заявление — 2 шт.
  • Учредительные документы, иными словами, устав будущей некоммерческой организации (Устав) — 3 шт.
  • Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов (Протокол) — 2 шт.
  • Сведения об учредителях — 2 шт.
  • Документ об уплате государственной пошлины — оригинал и копия.
  • Сведения об адресе (о местонахождении) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (Договор об аренде, свидетельство собственности и др.).
  • При использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование.
  • Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.
  • Заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента

NB! Министерство юстиции не вправе требовать предоставления других документов, кроме вышеперечисленных (Проверить перечень документов, актуальный в данный момент, можно в Федеральном законе «О некоммерческих организациях»).

Порядок регистрации НКО

Пошаговая инструкция регистрации НКО в 2016 году включает в себя ряд этапов:

1. Выбор учредителя/учредителей НКО

  • Участником некоммерческой организации может стать как гражданин России, так и иностранец, а также юридические лица.

2. Определение рода деятельности

  • Выбранный род деятельности должен соответствовать целям создания НКО, указанным в уставе.
  • В уставе НКО необходимо указать все виды планируемой деятельности.
  • В реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) необходимо предоставить сведения о виде деятельности каждого типа организации некоммерческого характера.

3. Выбор наименования НКО

  • Название НКО — строго на русском языке.
  • Наименование должно содержать в себе указание на организационно-правовую форму и характер деятельности НКО.
  • Зарегистрировав название НКО, вы будете иметь исключительное право на его использование.
  • Необходимо быть осторожным с использованием наименований Россия и Российская Федерация. В данном случае есть несколько нюансов, ознакомиться с которыми можно в ФЗ «О некоммерческих организациях» и в особом постановлении правительства.

4. Выбор юридического адреса

  • Необходимо указать действующий юридический адрес.
  • Если помещение берется в аренду — в Минюст требуется предоставить договор об аренде, если офис состоит в собственности учредителя, необходим документ, подтверждающий это

5. Подготовка документов

6. Оплата госпошлины на регистрацию НКО

7. Предоставление документов в Минюст

  • Необходимо подать пакет документов не позднее 3 месяцев с момента принятия решения об открытии НКО.
  • Подать документы можно через портал госуслуг, где есть все формы необходимых документов.

8. Получение свидетельства о регистрации НКО

  • В случае положительного решения, Минюст выдает Свидетельство о регистрации НКО в течение одного месяца. Данный документ гарантирует то, что НКО успешно прошла регистрацию. В нем указывается наименование организации, ее юридический адрес и индивидуальный код — номер регистрации.

Госпошлина на регистрацию НКО

За регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина. В 2016 году предусмотрены следующий порядок и размер взимания госпошлины:

Некоммерческие организации

  • Предпринимательское право и предпринимательская деятельность
  • Предпринимательские правоотношения

Некоммерческая организация

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Особенности некоммерческих организаций

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков (рис. 7.1).

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.

Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.

В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.

На практике используется четыре вида бюджетов:

  • текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
  • бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
  • бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
  • бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.

Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.

Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

  • на основании данных о прошлых периодах деятельности;
  • на основании расчетов потребности в ресурсах;
  • на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 7.2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .

Рис 7.2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 7.3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где — наличие финансовых ресурсов; , … — комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … — цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .

Рис. 7.3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 7.3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Источники финансов некоммерческих организаций

Ст. 26 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления.

Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Доходы от предпринимательской деятельностью, как правило, не связаны с уставной.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:

  • плата за аренду имущества;
  • проценты по вкладам в банках;
  • доходы от реализации (отчуждения) имущества;
  • доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.

По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.

Сметное финансирование обеспечивает:

  • достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Расходы и доходы некоммерческой организации

Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.

Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.

Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.

Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

  • расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.

Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.

Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.

Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:

  • оплата командировок и служебных поездок;
  • заработная плата административно-управленческого персонала;
  • отчисления в фонды социального страхования;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • арендная плата;
  • оплата за телефон;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на проведение обязательного аудита;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата коммунальных услуг;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • прочие расходы.

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.

Еще по теме:

  • 373 участок мировой суд 373 участок мировой суд Жалобы на решения, постановления, определения и приговоры подаются в суд: Таганский районный суд г. Москвы, обвинение в суде поддерживает Таганская межрайонная […]
  • Срочно получить инн физическому лицу Получить ИНН онлайн через интернет На нашем сайте Вы можете получить ИНН онлайн через интернет. Сделать это очень просто, достаточно воспользоваться удобной формой получения […]
  • Воинская часть 72152-10 луга "Назад в ГСВГ" Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » "Назад в ГСВГ" » Учебки СССР » в/ч 11596.г.Луга,Ленинградская обл. в/ч 11596.г.Луга,Ленинградская […]
  • Мировой суд участок 7 советского района Мировой суд участок 7 советского района Советский районный суд г. Астрахани Режим работы суда Прием граждан с 10.00 Прием граждан осуществляется ежедневно согласно режиму работы […]
  • Изменения статья 222 ук Изменения статья 222 ук Адвокат по уголовным делам Терентьевский П.А. (926) 204-95-95 - бесплатная консультация опытного адвоката, квалифицированный прогноз о перспективах уголовного […]
  • Приватизация жилья 1 марта 2016 года Срок бесплатной приватизации жилья предлагается продлить еще на год Программу бесплатной приватизации жилья хотят пролонгировать. Соответствующий законопроект 1 , разработанный группой […]
  • Калькулятор расчета за пользование чужими денежными средствами формула Калькулятор процентов по ст. 395 ГК РФ Сегодня 26 октября 2018 г., 21:21 Проценты за пользование чужими деньгами начисляются по ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания чужих […]
  • Юридическая консультация калинковичи Юридические услуги в Калинковичах Юридическая консультация «Юридическая консультация Калинковичского района». Адрес: г. Калинковичи, ул. Фрунзе, 27 Откроется в понедельник в […]
Рубрики: Статьи