Какой правоспособностью обладают некоммерческие организации

Опубликовано admin в

Содержание:

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Хозяйственное право

Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) или специальной. Обладая общей правоспособностью, юридическое лицо вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством.

В соответствии со ст.49 ГК РФ коммерческие организации обладают, как правило, общей правоспособностью, т.е. могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Исключение составляют унитарные предприятия и некоторые иные виды организаций, предусмотренные законом (страховые, банковские, аудиторские организации).

Специальной правоспособностью обладают некоммерческие организации, а также некоторые коммерческие организации. Согласно ст.52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и некоторых коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.

Для того чтобы реализовать свою правоспособность и осуществлять принадлежащие ей права, каждая организация должна иметь органы управления. В соответствии со ст.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Органы юридических лиц различных организационно-правовых форм существенно отличаются друг от друга. Чтобы установить, какие органы управления существуют в той или иной организации, и определить их компетенцию, необходимо изучить закон, регулирующий деятельность данных организаций, и учредительные документы данной организации, поскольку порядок назначения органов юридического лица и их компетенция определяются законом и учредительными документами юридического лица.

Как правило, органы юридического лица бывают единоличными (генеральный директор, президент, управляющий) или коллегиальными (правление, совет директоров).

Все иные лица вправе выступать от имени юридического лица лишь на основании доверенности, выданной в установленном порядке.

Юридическое лицо выступает в хозяйственных отношениях под определенным именем. Наименование юридического лица обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях некоторых коммерческих организаций (банков, инвестиционных фондов и т.п.) должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица указывается в его учредительных документах.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определения правоспособности и дееспособности юридического лица.

2. Чем определяется правоспособность юридического лица?

3. Назовите виды правоспособности юридических лиц, в чем их отличие?

4. Как узнать структуру и компетенцию органов управления юридического лица.

Некоммерческие организации как субъект гражданского права Курсовая работа

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ФОРМЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

УСТАВНЫЕ ЦЕЛИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОТНОШЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЕЙ, ЧЛЕНОВ К ИМУЩЕСТВУ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Термин «некоммерческие организации» появился на уровне федерального закона в Части первой Гражданского кодекса РФ. Это понятие применялось и ранее в научной литературе и правовых актах (возможно как переводческая калька английского термина «non-commercial»), как одно из возможных определений той сферы социальной активности, которая не связана с экономикой, бизнесом и извлечением прибыли. Теперь эту сферу все чаще называют «третьим сектором» вслед за первыми двумя — государством и бизнесом.

Нередко эти три сектора называют соответственно Государственным, Коммерческим и Некоммерческим. Однако российское законодательство делит все множество юридических лиц на два больших класса: коммерческие и некоммерческие организации. Среди тех и других могут быть государственные, муниципальные и частные. То есть, множество коммерческих организаций шире, чем Второй сектор, а множество некоммерческих организаций — соответственно шире, чем Третий сектор.

Понятие и признаки некоммерческой организации

Правовую основу функционирования некоммерческих организаций в России составляют прежде всего Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О некоммерческих организациях». Большое значение имеют также федеральные законы «Об общественных объединениях «, «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ряд других законов

Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК).

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. Большинство некоммерческих организаций в сегодняшней России, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Однако, неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Именно запрет распределять полученную прибыль между участниками некоммерческой организации является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.

Правосубъектность некоммерческой организации

Под правосубъектностью понимается наличие у юридического лица качеств субъекта права, а именно правоспособности и дееспособности.

Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые определены уставом. По закону, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для обеспечения достижения своих уставных целей. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация вправе иметь в собственности любое имущество, находящееся в гражданском обороте, источником которого могут являться любые не запрещённые законом поступления.

Правоспособность некоммерческой организации, как юридического лица, возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации и соответственно прекращается в момент его ликвидации, т.е. с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Здесь хочется заметить, что как правоспособность, так и дееспособность (составляющая правосубъектности юридического лица) возникают и прекращаются одновременно.

Общие положения о некоммерческих организациях

некоммерческий потребительский кооператив юридически й

Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций

Современное гражданское законодательство разграничивает коммерческие и некоммерческие организаций по критерию возможности осуществления ими предпринимательской деятельности. Соответственно, некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ — [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». — Режим доступа: персональный компьютер. — Загл. с экрана. — п.1 ст. 50 (изм. от 26.01.2016г.) 1 Исключением из этого правила является только потребительский кооператив, прибыль от предпринимательской деятельности которого распределяется между его членами.

Целями создания некоммерческих организаций могут быть достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, а также в иные цели, направленных на достижение общественных благ.

Таким образом, предпринимательская деятельность некоммерческой организации должна соответствовать трем условиям:

1. не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации;

2. служить достижению целей организации, а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

3. соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации. 2

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Например, запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»- [Электронный ресурс] Информационно-справочная система «Гарант». — Режим доступа: персональный компьютер. — Загл. с экрана. — п.4 ст. 12 (изм. от 13.07.2015г.)

Понятие организационно-правовая форма довольно часто используется законодателем, но в самом законодательстве его определения не дается.

В общероссийском классификаторе организационно-правовых форм, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г., под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Соответственно, в зависимости от цели создания, выделяются три субъекта:

1. граждане — индивидуальные предприниматели и объединения юридических лиц;

2. юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли;

3. юридические лица, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Однако данный классификатор не является юридическим актом и не раскрывает понятие организационно-правовой формы, в которой оно используется в ГК РФ.

К.Ю. Тотьев, дал следующее определение организационно-правовой формы: совокупность указанных в законе элементов и признаков, характеризующих форму собственности, на основе которой создано предприятие (организация), порядок формирования имущественной базы хозяйствующего субъекта (в том числе минимальный размер уставного фонда), конструкцию взаимодействия участников и учредителей, принципы ответственности самого предприятия (организации) и его участников по долгам предприятия (организации), а также порядок и особенности управления предприятием (организацией). Тотьев К.Ю. Предприятие и его организационно-правовая форма // Государство и право. 2004. N 10. С. 62.

Таким образом, конкретная организационно-правовая форма отражает:

1. внутреннюю структуру организации;

2. способ организации капитала;

3. перечень субъектов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью;

4. степень гарантированности интересов контрагента.

Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами право субъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций. Суханов Е.А. Система юридических лиц//Государство и право, 2008, N 11, с. 45-47.

При этом в юридической литературе высказываются сомнения относительно того, насколько оправданно получившее легальное закрепление деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с точки зрения, как последовательности его проведения, так и связанных с ним практических последствий. Одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие — специальной; банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский кооператив или фонд); одни кооперативы (производственные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) — к некоммерческим, хотя потребительские общества активно занимаются предпринимательской деятельностью. Гражданское право России. Общая часть: курс лекций/отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2011. С. 148.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленный Гражданским кодексом РФ, не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях//Хозяйство и право, 2013. N 5. С. 53.

Данное обстоятельство критикуется рядом специалистов. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц». 2-е издание, переработанное и дополненное/ответственные редакторы Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников. М., 2010. С. 19.Дело в том, что на сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения.

Под право субъектностью, понимается наличие у юридического лица качеств субъекта права, а именно правоспособности и дееспособности.

Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые определены уставом. По закону, некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для обеспечения достижения своих уставных целей. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация вправе иметь в собственности любое имущество, находящееся в гражданском обороте, источником которого могут являться любые, не запрещенные законом поступления. Гражданское право. Часть 1. Учебник в 3-х т./ Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: 2009 — 523 с.

Правоспособность некоммерческой организации, как юридического лица, возникает в момент его создания, т.е. с момента его государственной регистрации и соответственно прекращается в момент его ликвидации, т.е. с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Здесь хочется заметить, что как правоспособность, так и дееспособность (составляющая правосубъектности юридического лица) возникают и прекращаются одновременно.

Из вышесказанного мы делаем вывод, что у некоммерческих организаций большое будущее. На законодательном уровне подведена экономическая база для создания и развития общественных организаций. НКО — это стержень самоорганизующейся, естественно складывающейся системы социальных отношений между индивидами, образующими многомерное общество. Государство давно уже не может решать, да и не должно решать большинство вопросов на местах, а НКО — это, на мой взгляд, одна из основ местного самоуправления, объединяющая граждан по интересам, целям. Помогающая защищать права своих членов, утверждающая в жизни правовые нормы и общественные ценности. Только гражданское общество посредством входящих в него добровольных сообществ может влиять на государственную власть и не дать ей в очередной раз превратится во власть ради власти.

Спонсоры и благотворительность!

. программы и благотворительные фонды

Правоспособность некоммерческих организаций. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций

Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ некоммерческие (благотворительные) организации, в отличие от большинства коммерческих организаций, имеют специальную правоспособность, суть которой заключается в возможности некоммерческих организаций иметь лишь те гражданские права, которые соответствуют определенным учредительными документами целям деятельности некоммерческих организаций, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Специальная правоспособность некоммерческих (благотворительных) организаций налагает определенные ограничения на осуществляемую ими предпринимательскую деятельность. Действительно, в силу п. 3 ст. 50 ГК РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Устанавливая данное правило российский законодатель в известной степени учитывает зарубежный опыт правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций. Действительно, в нормах зарубежного законодательства большую роль играет степень связи предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, в частности благотворительных обществ, с реализуемыми ими общеполезными целями. Несвязанная с указанными целями предпринимательская деятельность некоммерческих организаций характеризуется менее льготным режимом, чем та, которая находится в тесной связи с вышеуказанными целями. Так, в Великобритании бизнес благотворительного общества, не связанный с реализуемыми данным обществом общеполезными целями, не может занимать более 10% всего объема деятельности благотворительного общества. Кроме того, благотворительное общество не вправе заниматься таким бизнесом непосредственно: закон требует, чтобы для этих целей оно учреди ло предпринимательскую корпорацию1.

К сожалению, действующее законодательство не устанавливает четких критериев соответствия предпринимательской деятельности некоммерческих организаций тем основным целям, которые они преследуют. Их пытается установить арбитражная практика. В частности, противоречащей целям создания фонда признается предпринимательская деятельность, направленная на извлечение прибыли за счет дестинаторов (лиц, которым фонд должен оказывать имущественную, финансовую или иную помощь). Так, благотворительный фонд поддержки медицины обратился в арбитражный суд с иском к лечебно-профилактическому учреждению о взыскании задолженности по оплате лекарственных препаратов, переданных по накладной и счету-фактуре. Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу, что между сторонами совершена сделка купли-продажи, в связи с чем у покупателя возникла обязанность оплатить товар. Суды апелляционной и кассационной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции в силе, признали довод ответчика о передаче лекарственных препаратов в качестве пожертвования несостоятельным, поскольку законом установлена презумпция возмездности сделки, и доказательств безвозмездного получения ответчиком лекарственных препаратов не представлено. Президиум ВАС РФ отменил соответствующие судебные акты, руководствуясь следующим. В соответствии с п. 3 ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. В силу п. 1 комментируемой статьи фонд преследует социальные, благотворительные или иные общеполезные цели. Уставом благотворительного фонда поддержки медицины (истца) в качестве eгo основной цели предусмотрено оказание имущественной и финансовой помощи лечебно-профилактическим учреждениям. Исходя из п. 2 комментируемой статьи фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, однако эта деятельность ограничена его уставными целями. В частности, предпринимательская деятельность фонда, направленная на извлечение прибыли за счет лиц, которым фонд должен оказывать имущественную, финансовую или иную помощь, очевидно противоречит определенным законом и уставом целям создания фонда2.

В юридической литературе высказывается мнение, что установленное в (п. 3 ст. 50 ГК РФ требование означает запрет на осуществление некоммерческими (благотворительными) организациями тех видов предпринимательской деятельности, которые противоречат основным целям указанных организаций. Например, в рамках такого запрета автономная некоммерческая организация, созданная в целях охраны окружающей среды, не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в тех сферах, которые связаны с загрязнением окружающей среды. По вопросу о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческих (благотворительных) организаций их основным целям существуют и иные позиции. Так, некоторые правоведы считают, что п. 3 ст. 50 ГК РФ обязывает некоммерческие (благотворительные) организации осуществлять предпринимательскую деятельность исключительно в тех сферах, в которых реализуются основные цели некоммерческих (благотворительных) организаций. В этой связи, например, благотворительная организация, созданная в целях содействия трудоустройству и обеспечению жильем вынужденных переселенцев, вправе вести предпринимательскую деятельность лишь в указанных сферах.

Установленный в п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» запрет на распределение прибыли некоммерческих (благотворительных) организаций распространяется лишь на их участников (членов). Таким образом, остается неразрешенным вопрос о праве их учредителей на получение части их прибыли. Этот вопрос урегулирован в нормах «специального» законодательства неоднозначно. Так, согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», прибыль, полученная благотворительной организацией, не подлежит распределению между ее учредителями. Между тем, в отношении учредителей (собственников) благотворительных учреждений установлено иное правило. В силу п. 2 ст. 299 ГК РФ учредитель (собственник) учреждения имеет право собственности на доход, полученный от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, и, таким образом, может изъять этот доход по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 296 ГК РФ.

Сделки, совершенные некоммерческой (благотворительной) организацией с выходом за пределы специальной правоспособности, являются ничтожными как несоответствующие требованиям закона (ст. 168 ГК РФ). Вопрос о соответствии совершенной некоммерческой (благотворительной) организацией сделки ее специальной правоспособности решается в каждом конкретном случае. Так, в процессе рассмотрения арбитражным судом конкретного спора истец изменил предмет иска: вместо признания договора купли-продажи прав требования на квартиры незаключенным потребовал признать его недействительным со ссылкой на нарушение ответчиком-благотворительным фондом специальной правоспособности, установленной для некоммерческих организаций данного вида. Суд удовлетворил иск. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. В протесте Генерального прокурора Российской Федерации предлагалось указанные судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение. Рассмотрев протест, Президиум ВАС РФ не нашел оснований для его удовлетворения. Согласно уставу фонда-ответчика, он вправе осуществлять хозяйственные операции, включая приобретение и отчуждение недвижимого имущества, с направлением полученных доходов на достижение уставных целей и задач. К числу последних устав фонда относит создание в данном регионе условий для развития образования, совершенствование его учебно-методической, технической и материальной базы. При заключении оспариваемого договора фонд выступил приобретателем прав требования на квартиры. Вывод о том, что правоспособность фонда ограничена по такого рода сделкам из содержания ст. 118 ГК РФ не следует. Данная сделка совместима с характером деятельности фонда, поскольку полученное имущество могло быть использовано для достижения целей фонда как путем распределения квартир между работниками сферы образования, так и в виде направления на уставные цели фонда средств от их продажи. В этой связи Президиум ВАС РФ подтвердил правомерность вывода арбитражного суда о том, что заключение фондом оспариваемой сделки не выходит за пределы его специальной правоспособности. Оснований для признания этой сделки недействительной пост. 168 ГК РФ у суда не имелось3.

В случае систематического осуществления некоммерческой (благотворительной) организацией предпринимательской и иной деятельности, противоречащей ее уставным целям, указанная организация подлежит ликвидации (ст. 61 ГК РФ).

Благотворительные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как непосредственно, так и путем создания хозяйственных обществ (п. 4 ст. 12 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Важно, что Закон допускает для благотворительных организаций только единоличное учредительство хозяйственных обществ. Создавать хозяйственные товарищества, а также участвовать в деятельности хозяйственных товариществ и обществ с другими лицами (в том числе в качестве вкладчиков) благотворительные организации не вправе.

Особенности правоспособности некоммерческих организаций

Правоспособность некоммерческих организаций имеет свои особенности, обусловленные целями создания и видами осуществляемой ими деятельности. В последние годы внесены изменения в нормативное регулирование правомочий этих субъектов, которые будут освещены в нашей статье.

Нормы о правосубъектности некоммерческих организаций

Законодатель разграничивает юридических лиц по их отношению к извлечению прибыли на коммерческие и некоммерческие (не имеющие такой цели) с 1991 года. Кроме ГК РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ формы и правовой статус некоммерческих организаций (НКО) регулируют:

  • ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (общественные объединения);
  • ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ;
  • ФЗ «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011 № 100-ФЗ;
  • законы, относящиеся к некоторым профессиональным сферам (об адвокатских, нотариальных палатах и др.);
  • иные законы.

В ряде случаев нормы перечисленных законов исчерпывающим образом описывают права и обязанности НКО соответствующего вида, тем самым очерчивая их правоспособность. При отсутствии соответствующего закона регулирующая роль отводится уставу организации, где должны перечисляться все цели и виды ее деятельности.

Правовой статус НКО в отношениях с третьими лицами может подтверждаться уставом и свидетельством о государственной регистрации (с 01.01.2017 его заменяет Лист регистрации ЕГРЮЛ). Однако в ряде случаев:

  • Подтверждение статуса не нужно и требование об этом неправомерно. Например, по делу № А75-150/2013 запрос заверенной копии устава общественной организации в целях ответа на ее обращение был признан неосновательным. Ответчик — коммерческая организация был оштрафован по ст. 8.5 КоАП РФ за непредставление ответа (см. постановление 8-го ААС от 30.05.2013 № 08АП-3291/13).
  • Статус НКО не зависит от государственной регистрации в ЕГРЮЛ (например, право принимать граждан в члены общественного объединения, выполнять задачи общественного объединения согласно абз. 4 ст. 3 закона № 82-ФЗ).

Возникновение правоспособности НКО

Особенность НКО состоит в первую очередь в их призвании удовлетворять социально-духовные потребности граждан, в объединении для удовлетворения этих потребностей.

По общему правилу правоспособность некоммерческих организаций возникает так же, как и у других юридических лиц, — с момента государственной регистрации и внесения записи о создании НКО (путем учреждения или реорганизации из другой НКО) в ЕГРЮЛ (ст. 3 закона № 7-ФЗ).

Однако в сфере социальных отношений могут существовать объединения, обладающие ограниченной правосубъектностью до государственной регистрации и без нее, но имеющие возможность приобретения статуса юридического лица. Это общественные организации. Их отличают следующие особенности:

  1. Право на объединение граждан закреплено в Конституции РФ (ст. 30) и гарантируется независимо от удостоверения правового статуса объединения уполномоченными органами, поэтому общественная организация может быть создана и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (ст. 3 закона № 82-ФЗ).
  2. Моментом возникновения правоспособности общественной организации в этом случае является факт ее создания.
  3. Права такой организации ограничиваются социально ориентированной деятельностью, перечисленной в абз. 2 ст. 27 закона № 82-ФЗ и специальных законах о виде организации. Кроме того, она может иметь подразделение с особым статусом — арбитражное учреждение (ранее — третейский суд) (см., например, постановление АС Московской области от 24.04.2015 по делу № А40-152716/2014). Такая организация не может входить в число учредителей другой общественной организации, поскольку согласно требованию закона данным правомочием обладают только общественные объединения, зарегистрированные как юридические лица (ст. 8 закона № 82-ФЗ).

С момента государственной регистрации общественная организация приобретает статус некоммерческой организации наравне с другими формами НКО.

Содержание специальной правоспособности некоммерческих организаций: частно-правовой статус

Некоммерческие организации осуществляют социально-ориентированную деятельность, которая не подпадает под правовое регулирование гражданского законодательства (п. 6 ст. 50 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или уставом организации. Тем не менее:

  • НКО, обладающие статусом юридического лица, неизбежно вовлекаются в гражданские правоотношения (например, в качестве арендаторов или пользователей помещений, которые они занимают);
  • существуют организации инвалидов, задачей которых является создание условий для занятости инвалидов, что вовлекает такие юридические лица как в гражданские, так и в трудовые правоотношения.

Только в рамках некоммерческой организации может быть создано в качестве подразделения арбитражное учреждение (ст. 2 ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» от 29.12.2015 № 382-ФЗ, вступает в силу с 01.09.2016). Это изменяет ее правоспособность: возникает полномочие по разрешению споров при наличии соответствующей арбитражной оговорки (соглашения сторон о передаче спора на рассмотрение третейского суда).

Понимание пределов гражданской правоспособности НКО неоднозначно. Например, во многих случаях суды признают ничтожными или оспоримыми сделки поручительства с участием НКО как совершенные за пределами их гражданской правоспособности.

Таким образом, гражданская правоспособность НКО толкуется ограничительно, несмотря на содержащееся в законодательстве дозволение на ведение коммерческой деятельности.

Право на ведение деятельности, направленной на извлечение дохода

Законодательство в части правового регулирования деятельности НКО, направленной на получение прибыли, претерпело изменения. Ранее в ГК РФ (ст. 50) говорилось о предпринимательской деятельности, а с 2014 года она стала именоваться деятельностью, приносящей доход. Понятие призвано отграничить эту часть работы НКО от сугубо профессиональной деятельности предпринимателей.

В соответствии с действующей редакцией пп. 4, 5 ст. 50 ГК РФ некоммерческая организация имеет возможность осуществлять деятельность, которая приносит доход (приведено в соответствие с п. 2 ст. 24 закона № 7-ФЗ), при условии, что:

  • это предусмотрено в уставе (с 01.09.2014);
  • деятельность служит достижению целей учреждения организации;
  • она соответствует целям организации;
  • организация имеет имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, требуемого для ООО, т. е. не менее 10 000 руб. (для ранее учрежденных организаций — с 01.01.2015).

Тем самым обеспечивается минимальная гарантия интересов кредиторов, подчеркивается специальный характер правоспособности некоммерческого юридического лица.

По общему правилу такая деятельность по правовым последствиям приравнивается к предпринимательской (п. 21 постановления пленума ВС РФ «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 ГК РФ» от 23.06.2015 № 25), хотя по сути и целям это иное понятие (доход может быть получен безвозмездно, цель — не извлечение прибыли и т. д.).

Права и обязанности НКО в публичных правоотношениях

НКО участвуют в публичных правоотношениях следующим образом:

    Они могут быть получателями мер государственной поддержки: материальной, технической, финансовой (в виде субсидий). К числу таких НКО относятся организации инвалидов, согласно ст. 31 закона № 7-ФЗ, ст. 33 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Кроме того, ФЗ от 07.07.2016 №287-ФЗ в закон №7-ФЗ внесены изменения, закрепляющие статус НКО-исполнителя общественно полезных услуг (в соответствии с перечнем таких услуг, утвержденным Правительством РФ) — это организация, которая качественно предоставляет такие услуги в течение более 1 года. Формируется специальный реестр таких организацией, в целях предоставления в приоритетном порядке мер государственной поддержки.

  • Некоммерческие организации участвуют в налоговых правоотношениях, поскольку выбирают систему налогообложения, ведут налоговый учет и представляют отчетность, обязаны иметь баланс или смету даже при отсутствии хозяйственной деятельности.
  • Право на льготы по налогообложению предусмотрено для религиозных организаций и некоторых организаций инвалидов в отношении имущества, используемого для уставных целей, а также ведения некоторых видов хозяйственной деятельности (ст. 381 НК РФ).

    В ряде случаев деятельность НКО направлена на защиту прав граждан, т. е. связана с деятельностью по обращению в государственные органы и суд (потребительские организации).

    Прекращение правоспособности НКО

    По общему правилу правоспособность юридических лиц прекращается одновременно с внесением записи о прекращении деятельности в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49 ГК РФ) в связи с ликвидацией либо по решению уполномоченного государственного органа.

    Однако, как уже было сказано, общественные и религиозные организации функционируют в порядке реализации гражданами права на объединение. Так что они могут существовать в рамках их первоначальной (до регистрации в ЕГРЮЛ) правоспособности, т. е. без права вступления в правоотношения с самостоятельным статусом, однако с правом:

    • ведения социально ориентированной деятельности, не подпадающей под регулирование ГК РФ;
    • обращения в суд;
    • создания в составе организации арбитражного учреждения.

    Дискуссионным остается вопрос о возможности повторного обращения такой общественной организации в государственные органы для регистрации в качестве юридического лица, особенно после ликвидации. Ликвидируется юридическое лицо, однако не может быть ликвидировано объединение граждан, удовлетворяющее их социально-духовные потребности. Оно создается по решению граждан и прекращается таким же образом.

    Итак, правоспособность некоммерческих организаций регулируется ГК РФ, специальными законами и уставом. Она имеет специальный (ограниченный) характер в силу ее обусловленности целями и видами деятельности, закрепленными в уставе НКО, а также необходимости подчинения нормам специального законодательства.

    Общие положения о некоммерческих организациях

    1. Что такое некоммерческая организация? В чем отличие некоммерческой организации от коммерческой?

    В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса РФ, все юридические лица делятся на две группы:

    — коммерческие организации – юридические лица, определяющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

    — некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

    Понятие некоммерческой организации дано в статье 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

    Таким образом, можно выделить два основных отличия некоммерческой организации от коммерческой: это направленность деятельности на достижение нематериальных целей и нераспределение полученной прибыли между участниками.

    Выделенные различия между коммерческими и некоммерческими организациями налагает определенный отпечаток на их правоспособность, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности.

    Коммерческие организации обладают общей, или универсальной правоспособностью, т.е. они могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

    Некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной, целевой) правоспособностью, т.е. они могут иметь только те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены в ее учредительных документах и соответствуют целям ее деятельности.

    2. Какие цели деятельности может указывать некоммерческая организация в своих учредительных документах?

    В пункте 2 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» содержится примерный перечень целей создания некоммерческих организаций.

    Так, некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а так же в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    3. Может ли некоммерческая организация заниматься предпринимательской деятельностью?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Гражданского кодекса РФ, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

    Занятие некоммерческой организацией предпринимательской деятельностью представляется законным при наличии одновременно двух условий:

    — такая деятельность служит достижению целей некоммерческой организации, т.е. укрепляет ее материально-техническую базу, является источником формирования имущества, используемого для целей организации;

    — предпринимательская деятельность не выходит за рамки ее специальной правоспособности, т.е. не противоречит предмету и целям деятельности, указанным в ее учредительных документах.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признаются приносящие прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

    4. Какими видами деятельности может заниматься некоммерческая организация?

    Деятельность некоммерческой организации должна соответствовать целям ее создания.

    В пункте 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» говорится, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

    Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов.

    Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

    5. Какими нормативными актами регулируется деятельность некоммерческих организаций?

    Правовое положение некоммерческих организаций, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 1996 года определяет правовое положение, порядок создания, деятельность, реорганизацию и ликвидацию некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Действие данного закона не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

    Действие указанного закона не распространяется также на органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и на государственные (муниципальные) учреждения, если иное не установлено самим законом.

    Деятельность некоммерческих организаций регулируется также следующими законами и подзаконными нормативными актами:

    — Федеральный закон от 08.01.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» граждан»;

    — Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

    — Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

    — Приказ Минюста России от 31.03.2009 № 90 «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;

    В определенных сферах деятельность некоммерческих организаций может регулироваться также следующими актами:

    Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 11.08.1996 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

    Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

    Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;- Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

    Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»

    Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

    Ряд вопросов деятельности некоммерческих организаций может регулироваться законами субъекта Российской Федерации.

    6. В каких организационно-правовых формах может быть создана некоммерческая организация?

    В отличие от организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые исчерпывающе определены в статье 50 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит закрытого перечня таких форм. Вместе с тем перечень организационно-правовых форм нельзя считать абсолютно открытым в том смысле, что сверх указанных в Законе дозволено избрать любую форму по собственному усмотрению. Допустимо выбрать лишь такую организационно-правовую форму некоммерческой организации, которая предусмотрена федеральными законами.

    Согласно Гражданскому кодексу некоммерческие организации создаются в формах общественных и религиозных объединений, потребительских кооперативов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), учреждений, благотворительных и иных фондов.

    К числу организационно-правовых форм некоммерческих организаций, названных в ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, государственные корпорации, государственные компании, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества.

    7. Какие требования предъявляются к учредительным документам некоммерческой организации?

    Согласно статье 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации действуют на основании устава, утвержденного учредителями, для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного учреждения и автономной некоммерческой организации, либо на основании учредительного договора, заключенного их членами, и устава, утвержденного ими, для ассоциации или союза.

    В учредительных документах некоммерческих организаций, как установлено в статье 52 Гражданского кодекса РФ, в обязательном порядке должны быть определены конкретные предмет и цели деятельности. Кроме того наименование некоммерческих организаций в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.

    Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

    В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

    Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

    Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства.

    Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

    8. Кто может быть учредителем некоммерческой организации?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).

    При этом, как установлено в статье 15 указанного федерального закона Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

    Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

    иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

    лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

    общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

    лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

    лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

    Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

    Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

    9. Что является местом нахождения некоммерческой организации?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ, место нахождения юридического лица, в том числе и некоммерческой организации, определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

    Место нахождения некоммерческой организации должно быть указано в ее учредительных документах.

    10. Могут ли некоммерческие организации открывать филиалы и представительства?

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При этом установлено, что филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть из них, в том числе функции представительства.

    Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

    Следует учитывать, что филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

    Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

    Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации. Ответственность за деятельность своих филиала и представительства несет создавшая их некоммерческая организация.

    11. Какие требования установлены законом к органам управления некоммерческой организации?

    Федеральным законом «О некоммерческих организациях» (статья 28) установлено, что структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с вышеназванным Федеральным законом и иными федеральными законами.

    При этом статьями 29-30 указанного федерального закона установлена следующая классификация органов управления некоммерческой организацией:

    — постоянно действующий коллегиальный орган управления;

    Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

    коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

    — общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

    Для фонда этот орган определяется в соответствии с уставом.

    Как установлено законом, основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией – обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

    К компетенции высшего органа управления отнесено решение наиболее важных вопросов деятельности некоммерческой организации:

    — изменение устава некоммерческой организации;

    — определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

    — образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

    — утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

    — утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

    — создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

    — участие в других организациях;

    — реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

    Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого могут быть отнесены следующие вопросы:

    — утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

    — утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

    — участие в других организациях.

    Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы на разрешение другим органам, в том числе постоянно действующему коллегиальному органу управления.

    Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

    К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

    12. Какова ответственность учредителей некоммерческой организации и ее должностных лиц?

    В Гражданском кодексе РФ (ст.56) закреплено общее правило, согласно которому учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя. Исключение из этого правила может быть предусмотрено самим Кодексом либо учредительными документами юридического лица. Это объясняется тем, что юридическое лицо имеет обособленное имущество (т.е. отделенное от имущества учредителей) и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

    Примером ответственности учредителей (членов) некоммерческой организации является предусмотренная ст.123 Гражданского кодекса РФ (ст.12 ФЗ «О некоммерческих организациях») субсидиарная (дополнительная) ответственность члена ассоциации (союза) по обязательствам юридического лица, в случае его выхода.

    Субсидиарная ответственность предусмотрена и для собственника учреждения. Это объясняется тем, что учреждение не является собственником закрепленного за ним имущества. Учреждение полностью или частично финансируется собственником и отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность будет нести собственник имущества учреждения (ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст.9 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

    В случае принудительной ликвидации некоммерческой организации решением суда обязанности по осуществлению ликвидации этой организации могут быть возложены на учредителей этой организации (ст.61 Гражданского кодекса РФ).

    Должностные лица некоммерческой организации на общих основаниях несут ответственность за соблюдение законодательства Российской Федерации. Они могут нести гражданско-правовую, налоговую, административную, а также уголовную ответственность.

    Лицо, которое выступает в силу закона или учредительных документов от имени некоммерческой организации (например, лицо, являющееся его исполнительным органом), должно действовать от имени организации добросовестно и разумно. В противном случае учредители вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями (бездействием) такого лица.

    Еще по теме:

    • Исковое заявление на установление отцовства и взыскании алиментов Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов У каждого ребенка есть отец и мать – иначе не произошло бы рождения. Однако нередки случаи, когда личность матери и […]
    • Гражданский кодекс рф 2018 договор оказания услуг Статья 779 ГК РФ. Договор возмездного оказания услуг Новая редакция Ст. 779 ГК РФ 1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги […]
    • Доверенность на представление интересов организации в гибдд образец Доверенность на проведение регистрационных действий по постановке транспортного средства на учет в органах ГИБДД (от юридического лица) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения […]
    • Заявление на отказ от взыскания Заявление на отказ от взыскания В Арбитражный суд Омской области Истец: Товарищество собственников жилья "Дом со шпилем" 644010, г. Омск, Пр. К. Маркса, 29 Ответчик: Закрытое акционерное […]
    • Статья 50 фз 166 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О РЫБОЛОВСТВЕ И […]
    • Исковое заявление о признании нуждающимся Исковое заявление о признании нуждающимся В Центральный районный суд г. Омска Истец: А. Ф., г. Омск, ул. . д. кв. . ; Ответчики: Администрация г. Омска, г. Омск, ул. Гагарина, […]
    • Агентский договор гк рф расторжение Агентский договор был заключен на определенный срок на условиях выполнения агентом действий от своего имени, но за счет принципала. Условие о возможности расторжения договора по инициативе […]
    • Досмотр транспортных средств на кпп Досмотр транспортных средств на кпп 5. Организация пропускного режима 5.1. Пропускной режим устанавливается администрацией предприятий, учреждений и организаций и предусматривает порядок […]
    Рубрики: Статьи