Источники конституционного права зарубежных стран как отрасли права

Опубликовано admin в

Источники конституционного права зарубежных стран

В формально-юридическом смысле источниками данной отрасли права являются те формы, в которых получают внешнее закрепление и выражение конституционно-правовые нормы и институты.

К источникам конституционного права относят:

1) нормативные правовые акты;
2) судебные прецеденты;
3) конституционный обычай;
4) доктринальные источники;
5) акты чрезвычайных органов государственной власти;
6) религиозные источники права;
7) международные договоры;
8) внутригосударственные договоры;
9) общие принципы права;
10) нормы партийных документов.

К числу нормативных правовых актов относятся законы, нормативные акты исполнительной власти государства, нормативные акты органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления.

Законы подразделяются на:
1) основной закон — конституция;

2) конституционные законы — это законодательные акты, обладающие наиболее высокой юридической си лой по сравнению с другими законами. Среди конститу ционных законов следует выделить: конституционные законы, которые дополняют и изменяют конституцию; конституционные законы, которые предшествуют при нятию конституции; конституционные законы, которые в своей совокупности составляют конституцию страны (Конституцию Швеции составляют четыре конституци онных закона). Конституционные законы в отличие от обычных законов принимаются квалифицированным большинством голосов членов парламента;

3) программные законы — определяют цели деятельно сти государства. В Конституции Франции (ст. 34) «программные законы устанавливают многолетние направления государственных финансов».

4) органические законы — это законы, принимаемые по наиболее важным вопросам, указанным в конституции;

5) обычные законы — регулируют отдельные вопросы государственной и общественной жизни.
Нормативные акты исполнительной власти государст ва принимаются либо в силу прямых предписаний конституции, либо в порядке делегирования парламентом своих полномочий главе государства, правительству или иному органу исполнительной власти.

Акты органов конституционного контроля (надзора), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции.

Парламентские регламенты — законодательные акты с узкой сферой применения, представляют собой принимаемые парламентом или его палатами нормативные пра вовые акты, которые определяют структуру, организацию и порядок их деятельности.

Среди актов местного самоуправления лишь немногие могут выступать источниками конституционного права. Как правило, это местные уставы, статуты и иные акты, регулирующие основы организации местного самоуправления и порядок участия населения в его осуществлении.

Судебный прецедент — это решения суда по конкретным делам, которые признаются обязательными для последующего разрешения аналогичных дел. Выступает источником права только в странах англо-саксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада).
Конституционный обычай — это нигде официально не зафиксированные правила поведения, применяемые в течение длительного времени по вопросам, имеющим конституционно-правовое значение, и молчаливо санкционированные государством.

Доктринальные источники — компетентные суждения известных ученых или юристов по правовым вопросам.

Акты чрезвычайных органов государственной власти — принимаются в результате военных, государственных переворотов, революций (Бразилия в период военной диктатуры 1964-1985 гг., Конституция Бразилии 1969 г. принятая пришедшими к власти военными).

Религиозные источники права — преимущественно в мусульманских странах — это, прежде всего, законы шариата, превосходящие в некоторых государствах по юридической силе даже конституцию.

Международные договоры являются источниками конституционного права в том случае, если они регулируют конституционно-правовые проблемы и имеют прямое действие. Конституции многих стран закрепляют принцип верховенства норм международного права над правом внутри государственным (ФРГ, Болгария, Польша и др.).

Внутригосударственные договоры — это договоры, заключаемые территориальными общностями (субъектами федерации, автономными единицами или муниципальными образованиями) друг с другом или с центральной властью.

Общие принципы права — это отправные, исходные на чала правовой системы, лежащие в основе правотворческой или правоприменительной деятельности. К числу такого рода принципов относятся такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейший закон отменяет более ранний» и др.

Общие принципы права рассматриваются в качестве источников в таких странах, как ФРГ, Австрия, Испания, Греция и др.

В социалистических странах (например, в Китае) совместные постановления правительства и Центрального комитета компартии Китая признаются источником конституционного права, стоящим выше закона. Обязательны для исполнения решения высших органов Трудовой партии Кореи в КНДР. Это вызвано тем, что партийный аппарат сросся с государственным, т.е. превратился в часть государства.

В ряде развивающихся стран партийным документам официально придается статус юридического акта (Замбия, Заир и др.).

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Источники конституционного права зарубежных стран как отрасли права

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:

как отрасль права;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, — предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

форма государственного устройства;

субъекты государственной власти;

способы реализации государственной власти;

Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

принципы правового статуса личности;

основные права, свободы и обязанности;

гарантии прав и свобод;

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право — есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

регулируют особую сферу общественных отношений;

носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

учредительный характер предписаний;

регулируют поведение широкого круга субъектов;

своеобразие их вида;

особенности их структуры.

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне ( парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.).

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:

нормоустанавливающая деятельность правительства;

порядок осуществления прав и свобод;

надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер.

Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):

не отчуждаемость прав и т.д.

Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:

достижение определенного возраста (18 лет);

назначение дня выборов;

образование избирательных комиссий, округов, участков;

составление списков избирателей и т.д.

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;

государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии);

органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления;

органы конституционного надзора;

органы местного самоуправления;

депутаты центральных и местных представительных учреждений;

ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права — различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

Источники конституционного права зарубежных стран

Главная > Реферат

Источники конституционного права зарубежных стран

Конституция в иерархии источников права

Нормы партийных документов как дополнительный источник конституционного права

Нормы, основанные на религиозных догматах

Нормы международного права

Доктрина как дополнительный источник конституционного права

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Под юридическими источниками конституционного (государственного) права подразумеваются формы его проявления, в частности нормативные акты, изданные государством, судебные прецеденты, правовые обычаи и т. п. (нормативные предписания, которые действуют и конкретный момент, т. е. уже вступили в силу и еще не утратили ее).

Наряду с понятием юридических источников конституционного (государственного) права существует понятие социальных источников конституционного (государственного) права. Социальными источниками правовых норм служат как объективные материальные условия жизни общества в конкретно-исторический период в определенной стране, так и субъективные — особенности политической и правовой культуры, идеологические, религиозные и другие воззрения.

Существует три основных источника права: нормативные акты, судебные прецеденты и правовые обычаи. Такие формы выражения права распространены так или иначе по всему миру и характерны для всех исторических эпох. Распространение же дополнительных источников права ограничено в историческом плане (действуют только в отдельные исторические периоды), и по кругу стран.

1 Источники конституционного права зарубежных стран

1.1 Конституция в иерархии источников права

Для определения места того или иного юридического источника права в правовой иерархии используют два критерия: материальный и формальный. Материальный критерий предполагает установление содержания источника, т. е. того, какие именно отношения он регулирует.

Использование формального критерия означает, что решающее значение придается тому, каким образом приобрел юридическую силу тот или другой источник права. Например, для нормативных актов, изданных государством, с формальной точки зрения важно то, каким способом и каким органом принят определенный правовой акт. Совместное использование данных критериев дает представление о степени внедренности принципов правового государства.

В настоящее время наиболее значимым источником права почти для всех стран является конституция (основной закон). Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, иначе они теряют свою силу.

Среди нормативных актов, изданных государством, после конституции в иерархии идут законы, которые принимаются высшими законодательными органами. Законы могут обладать равной юридической силой с обычаями, судебными прецедентами.

В ряде стран существуют органические законы. Как правило, они обладают большей юридической силой, чем простые законы, по меньшей, чем конституции. Органические законы принимаются в соответствии с усложненной по сравнению с простыми законами процедурой и регулируют какие-либо наиболее важные вопросы. Законы, аналогичные органическим, могут называться конституционными, дополнительными либо иметь какое-либо иное наименование.

В некоторых же странах нет особой категории конституционных законов. Конституционными законами в таких странах, по существу, являются акты, на основании которых вносятся поправки к конституции. Так, в Конституции Румынии 1991 г. (ст. 72), например, прямо говорится: «Конституционный закон — это закон о пересмотре Конституции». Но конституционные законы в таких странах, как правило, не представляют собой каких-либо законов, действующих наряду с конституцией. В них закрепляется новая редакция тех или иных статей, вводятся новые положения или упраздняются действующие. Даже в США, где поправки не влекут за собой изменения формулировок первоначального текста, а записываются после основного текста Конституции в хронологическом порядке, эти поправки рассматриваются в качестве неотъемлемой части Конституции 1 . В отдельных странах конституционными законами называются акты, в совокупности составляющие конституцию страны.

1. 2 Нормативные акты

К источникам конституционного (государственного) права прежде всего относятся изданные различными государственными органами нормативные акты. Иногда в качестве собирательного термина по отношению к ним в юридической литературе употребляется термин «закон», что не передает точный смысл, поскольку под законом обычно понимают акт, принятый высшим законодательным органом (в демократических государствах им является высший представительный коллегиальный орган), причем, как правило, следуя специальной процедуре. Остальные акты государственных органов представляют собой подзаконные акты, которые обычно обладают меньшей юридической силой по сравнению с законом.

Как правило, законы принимаются на неограниченный срок, т. е. после введения в действие они сохраняют юридическую силу сколь угодно долго, пока не будут отменены или объявлены недействующими. Однако могут издаваться и временные законы, хотя на практике такое встречается редко.

Ввиду значимости закона как источника права государственные законодательные органы стремятся издавать акты, весьма подробно регламентирующие те или иные стороны жизни общества. В силу этого борьба различных политических сил развертывается именно вокруг принятия нормативных актов. Характер нормативных актов отражает соотношение различных политических сил в этой борьбе. В демократических странах существует тенденция к изданию обширных законов, непосредственно регулирующих различные отношения. Это связано с двумя основными причинами: во-первых, с наибольшей юридической силой закона, для того чтобы органы, издающие акты, которые, в свою очередь, регламентируют закон, не могли, даже если бы захотели, выхолостить его содержание или, по крайней мере, чтобы им было затруднительно это сделать; во-вторых, законы принимаются в условиях наиболее высокого уровня гласности при участии различных политических сил, включая и оппозиционные.

Недемократические страны, как показывает практика, отдают предпочтение изданию наиболее подробных подзаконных актов, в законах же лишь провозглашаются общие положения, которые зачастую сводятся на нет как раз этими подзаконными актами.

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) осенью 1094 г. был подписан договор о создании Международного экономического комитета (МЭК) с наднациональными функциями и правом издавать нормативные акты, обязательные и имеющие прямое действие на территории государств, участвующих в этом договоре, однако пока никаких активных шагов в плане реализации наднациональных полномочий в рамках СНГ в целом и этого договора в частности предпринято не было 2 .

1. 3 Судебный прецедент

Другой важнейший источник государственного права — судебный прецедент. Судебным прецедентом как источником права выступает та часть судебного решения по конкретному делу, в котором сформулировано обязательное правило. Этим правилом должны руководствоваться субъекты правоотношений в своих действиях, его обязаны применять суды при решении сходных дел. Формально судебный прецедент может создаваться судом любой инстанции, но он не имеет обязательной силы для вышестоящих судов, поэтому обычно в современных условиях лишь решение высшей апелляционной инстанции, которое является обязательным для всех судов данного государства, приобретает силу прецедента. Кроме того, низовым судам, как правило, практически невозможно принять окончательное решение по трудному делу, когда судебная практика еще не устоялась, так как сторона, недовольная решением суда первой инстанции, подает апелляцию, особенно в том случае, когда дело требует толкования закона или обычая и не имеет аналогов в прошлом, т. е. влечет за собой создание прецедента.

Следует подчеркнуть, что судебный прецедент является источником права прежде всего в странах англосаксонской правовой системы, хотя применение прецедента ею не ограничивается. Например, в Швеции судебный прецедент также считается источником права. Впрочем, и в других Скандинавских странах мы встречаем примеры применения судебных прецедентов в качестве источников права. В частности, в Норвегии институт конституционного надзора был введен решениями Верховного суда.

Любое решение суда, создающее прецедент, как правило, опирается на закон (или подзаконный акт) или на обычай, применяя их хотя бы по аналогии, с учетом представлений о справедливости, здравом смысле и добрых нравах, хотя судебное толкование может существенным образом преобразить содержащиеся в них нормы, порой изменив их до неузнаваемости.

В странах континентальной (романо-германской) правовой системы судебные решения воспринимаются исключительно как акты правоприменения, вследствие чего они не имеют характера источника права. Однако и в этих странах суды определенным образом принимают участие в формировании правовых норм. Это происходит путем толкования норм, содержащихся в законодательных актах.

Особое значение для конституционного (государственного) права имеют (в том числе в странах континентальной правовой системы) судебные органы, осуществляющие контроль или надзор за конституционностью законодательства. Они оказывают ощутимое воздействие на законодательный процесс и на все нормотворчество в целом.

При исследовании различных прав и свобод человека необходимо принимать во внимание решения таких международных региональных судебных органов, как Европейский суд по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Решения этих судов являются обязательными для государств-участников соответственно Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Американской конвенции о правах и обязанностях человека (1948 г.). В силу этого данные государства должны соблюдать содержащиеся в указанных конвенциях трактовки тех или иных прав и свобод.

Стоит заметить, что прецеденты, собирающиеся в течение длительного периода времени, в ряде случаев противоречат друг другу или дублируют уже состоявшиеся решения. Это, несомненно, утяжеляет правовую систему, намного затрудняя задачу разобраться в содержании правовых норм не только для непрофессионала, но и для юриста-специалиста.

1. 4 Правовой обычай

Следующим основным источником конституционного права выступает правовой обычай. Несмотря на то, что писаное право в значительной степени потеснило правовой обычай, роль его как источника права и в настоящее время весьма велика. Особенность правового обычая состоит в том, что он (в отличие от нормативных актов и судебных прецедентов, которые разрабатываются и издаются соответствующими государственными органами) вырастает непосредственно из политической практики. Государство же воспринимает обычай, санкционирует его и обеспечивает его последующее соблюдение своими средствами. Благодаря такому государственному вмешательству простой обычай превращается в правовой. Вместе с тем существуют жесткие критерии для признания того или иного обыкновения обычаем: требуется его единообразное применение в течение длительного времени.

В Великобритании, к примеру, правовой обычай (конституционное соглашение) регулирует назначение монархом на пост премьер-министра лидера победившей на парламентских выборах партии, реализацию принципа парламентской ответственности правительства, досрочный роспуск палаты общин, многие аспекты функционирования парламента. Например, общепризнанной является конвенционная норма (конституционное соглашение), по которой правительство должно уйти в отставку, в случае если оно потерпело поражение по крупному вопросу. К примеру, монарх в Англии не пользуется своим правом вето в отношении актов парламента с 1705 г. Однако нет никаких оснований полагать, что в настоящее время существует конвенционная норма (конституционное соглашение), требующая от королевы (короля) воздерживаться от наложения вето на законодательные акты, одобренные парламентом.

Аналогичные процессы прослеживаются и в Соединенных Штатах Америки. Так, первый президент США Дж. Вашингтон положил начало политической практике, породившей затем правовой обычай, когда отказался баллотироваться в третий раз на должность президента. Однако Ф.Д. Рузвельт фактически добился отмены обычая, согласно которому лицо, дважды избиравшееся президентом, отказывается от выставления своей кандидатуры на переизбрание на эту должность в третий раз, поскольку избирался президентом четыре раза подряд. В этой связи было выдвинуто предложение конституционно закрепить запрет на занятие должности президента свыше двух раз. Так была принята поправка XXII к Конституции США (вступила в силу в 1951 г.), в которой содержится этот запрет.

Правовой обычай является источником конституционного права не только в странах англосаксонской правовой системы, но и в странах континентальной (романо-германской) правовой системы. Так, в ряде стран согласно обычаю первую сессию вновь избранного парламента открывает старейший по возрасту депутат.

1. 5 Нормы партийных документов как дополнительный источник конституционного права

В некоторых развивающихся странах партийным документам официально придается статус юридического акта. В ряде стран практикуется издание особых политико-правовых актов, часто одобряемых референдумом, но разрабатываемых правящей партией, содержащих изложение основных принципов политики государства, общественного государственного строя.

Такой характер носила новая редакция Национальной хартии Алжира, принятая и 1986 г. (в 1988-1989 гг. вначале произошел отход от некоторых ее принципов, а в 1989 г. она полностью утратила свое значение в силу принятия новой Конституции). В некоторых странах важнейшие государственно-правовые нормы, регулирующие, в частности, порядок избрания главы государства, pегламентирующие некоторые аспекты статуса должностных лиц и т. п., содержатся в уставе правящей партии (Ангола, Мозамбик до начала 1990-х гг., Конго и др.). Иногда сам партийный устав провозглашается надконституционным актом (Танзания). Фактически обязательны для исполнения, например, решения высших органов Трудовой партии Кореи в Корейской Народно-Демократической Республике (Северной Корее).

Решения партий в отдельных сферах жизни общества могут рассматриваться в качестве источника права и в некоторых развитых капиталистических странах. Так, в США квазиправовыми актами, регулирующими определенные стороны избирательного процесса, являются решения национальных съездов (конвентов) Республиканской и Демократической партий. Верховный суд США в 1975 г. при разборе дела Cousins v. Wigoda сформулировал правило, подтвержденное им же в 1981 г. при рассмотрении дела Democratic Party v. LaFollette, в соответствии с которым решения национальных конвентов (съездов) в отношении отбора кандидатов на общефедеральный пост, а также порядка выдвижения и избрания выборщиков обладают большей юридической силой, чем законодательство Отдельных штатов 3 .

Итак, в определенных случаях акты, изданные партиями, вы­ступают в качестве источников государственного права. Вместе с тем партийные акты, несмотря на их значимость в отдельных странах, — это дополнительный источник права

1. 6 Нормы, основанные на религиозных догматах

для некоторых стран в качестве источника выступают религиозные нормы. Особую роль религиозные нормы играют в теократических государствах, в которых управление находится в руках высших служителей религиозного культа (Ватикан, Иран и др.). Но и в этих странах значимость вышеупомянутых (не связанных напрямую с религиозными догматами) источников права (или некоторых их них) достаточно высока. В частности, в Иране действует Конституция 1979 г., хотя она и строится на принципах ислама. Религиозные нормы, как и обычай, рождаются вне государства, государство же санкционирует их в качестве юридических норм; однако обычаи появляются из политической практики, а религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догматами веры. Тем не менее ряд религиозных норм, в свою очередь, связан с традициями и обычаями.

Из христианских стран Ватикан представляет собой яркий пример действия канонического, основанного на католицизме (идеологической и этической базой которого, как и других христианских конфессий, служит Библия), права в качестве источника государственного права. Закон Ватикана 1929 г. «Об источниках права» устанавливает, что в этом государстве действуют, во-первых, (Кодекс канонического пава) и апостолические постановления, во-вторых, законы, промульгированные главой католической церкви, а также постановления, издаваемые в установленном законом порядке компетентными органами и должностными лицами. Так, постоянно действующий основной административный и судебный орган при Святом престоле — Римская курия (создана в 1588 г.) — в настоящее время строится и действует в соответствии с апостолической конституцией Закон Ватикана 1929 г. допускает применение в этом государстве отдельных законов Италии в случае пробелов в ватиканском законодательстве, но при этом оговаривается непременное условие использования итальянских законов и иных актов: они не должны противоречить предписаниям божественного права.

Имеются и примеры использования в качестве источника православного канонического права. Так, ст. 105 Конституции Греции 1975 г. устанавливает особый статус территории Святой горы на Афонском полуострове. Это заключается в том, что данная территория обладает административной автономией и управляется двадцатью православными монастырями, находящимися на ней и в духовном отношении подчиняющимися Вселенскому патриарху. При этом монастырским властям принадлежат и судебные полномочия на этой территории. Под надзором государства остается лишь соблюдение правового режима данной территории. Кроме того, государство имеет исключительное право поддержания в ее границах порядка и общественной безопасности.

Существуют и другие правовые системы, основанные на религиозных воззрениях. В частности, на конституционное (государственное) право могут оказывать влияние буддизм, синтоизм, иудаизм, индуизм. В Израиле официально провозглашено, что жизнедеятельность общества регулируется иудаистскими предписаниями, содержащимися в первую очередь в Торе (Пятикнижии Моисея) и Талмуде (из некоторых других книг можно назвать, например, Шулхан-Арух, появившуюся в XVI в.). Все правовые нормы должны соответствовать этим предписаниям.

Индусское право является одним из источников права в Индии, Непале, ряде других стран традиционного распространения индуизма (главным образом в Южной и Юго-Восточной Азии), или в государствах, где значительную часть населения составляют выходцы из Индии (Гайана, Суринам, некоторые островные государства в бассейне Карибского моря). В настоящее время предписания индуизма действуют как источник права прежде всего в сфере наследственного, брачно-семейного и других подотраслей гражданского права.

1. 7. Нормы международного права

Еще одним источником конституционного (государственного) права являются нормы международного права. Во всех странах признается, что нормы международных договоров (односторонних или многосторонних) вступают в действие после их надлежащего подписания и ратификации компетентными органами. Во многих странах такие нормы действуют непосредственно и имеют силу закона. Роль норм международных обусловлена санкционированием их государством, что выражается в процедуре подписания и ратификации. Вместе с тем в отдельных странах закрепляется приоритет общих норм международного права.

1. 8. Внутригосударственные договоры

В отдельных случаях источником конституционного права может служить внутригосударственный договор, заключенный между различными территориальными единицами, и ходящими в состав одного государства, или государственными органами одного и того же государства. Однако такие договоры заключаются редко, поскольку в отличие от международных отношении, в которые вступают равноправные суверенные государства, формирующие в ходе своих взаимоотношений международное право, внутригосударственная жизнь регулируется нормами, юридическая сила которых зиждется на суверенитете. Внутригосударственные нормы, через которые реализуется суверенитет, определяют территориальную организацию государства, компетенцию различных государственных органов, в результате чего для договорного регулирования государственно-правовых отношений либо вообще не остается оснований, либо для регулирования таких отношений договорами представляется довольно ограниченное пространство.

Известны примеры заключения внутригосударственных договоров в Канаде, Швейцарии и некоторых других странах. Специфический характер носят договоры, заключенные США, а также Канадой с индейскими и инуитскими (эскимосскими) племенами и регулирующие отдельные вопросы статуса коренных жителей Северной Америки.

1.9 Доктрина как дополнительный источник конституционного права

Дополнительным источником конституционного права может служить доктрина, т. е. работы видных ученых, чей авторитет признан юристами данной страны. Роль доктрины как дополнительного источника конституционного права в разных странах, конечно, неравнозначна. Например, в мусульманских странах, как уже отмечалось, значение доктринальной разработки конкретных норм довольно велико. Существует институт «фатва» (в переводе с арабского — разъяснение). Фатва — это богословско-правовое заключение, сделанное для объяснения и практического применения какого-либо правового предписания шариата или истолкования какого-либо казуса с позиций шариата. В последующий период под фатвой понимают мнение авторитетного факиха (знатока мусульманского права), сложившееся в результате индивидуальной разработки какого-либо вопроса, или ответ на запрос по случаю, имеющему принципиальное значение. Фатвы даются в письменной форме. Их используют не только в связи с тем случаем, который вызвал ее появление, но применяют и в других делах, возвращаясь к ним много лет спустя.

В странах Европы и Америки доктринальные положения используются при подготовке законопроектов и толковании правовых норм. Судебные органы в этих странах могут прибегать к доктрине как к одному из источников права при вынесении решений, и том числе в конституционно-правовой сфере. Так, в Дании и Норвегии суды обращаются к доктрине тогда, когда необходимо решить вопрос, связанный с общими принципами права; при этом под доктриной понимаются работы сравнительно небольшого круга авторов XIX — начала XX вв.

Источники конституционного права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права.

В настоящее время наиболее значимым источником права почти для всех стран является конституция (основной закон). Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, иначе они теряют свою силу.

Среди нормативных актов, изданных государством, после конституции в иерархии идут законы, которые принимаются высшими законодательными органами. Законы могут обладать равной юридической силой с обычаями, судебными прецедентами. Также к источникам конституционно права помимо обычаев и судебных прецедентов необходимо отнести: нормы партийных документов, религиозные догматы, нормы международных договоров, внутригосударственные договоры и доктрину.

Еще по теме:

  • Протокол осмотра трупа с таблицей фотоснимков Особенности фотофиксации неопознанного трупа При проведении осмотра места происшествия труп является самостоятельным объектом фотосъемки и его фотографирование осуществляется в […]
  • Закон о государственной регистрации рб Закон Республики Беларусьо государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним Настоящий Закон устанавливает правовые основы и порядок государственной […]
  • Корсары гпк фитильный мушкет Корсары: ГПК "Модификация Icon-pack v.1.1" Полная замена всех стандартных иконок в 1.3.2АТ и частичная замена оружия. Содержимое архива: 1 - перерисованы практически все иконки (лут, […]
  • Подп а п 6 ст 81 трудового кодекса рф ст 81 ТК РФ с комментариями юриста В ч. 1 ст. 81 ТК приводится перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В этом перечне: 1. Объединены основные и […]
  • Мировой суд теннисная Мировой суд теннисная Промышленный районный суд г. Самары 1. Судебный участок №37 Самарской области 2. Судебный участок №38 Самарской области 3. Судебный участок №39 Самарской […]
  • Понятие и содержание договора поставки товаров Содержание договора поставки Под содержанием договора поставки понимается совокупность прав и обязанностей сторон, отраженных в условиях (пунктах) договора. По договору поставки […]
  • Освобождение под залог что это возвращается ли залог Залог как мера пресечения в уголовном производстве (Новый уголовно-процессуальный кодекс Украины) Залог заключается во внесении средств в денежной единице Украины на специальный счет, […]
  • 65 статья конституции Статья 65 Конституции Российской Федерации Последняя редакция Статьи 65 Конституции РФ гласит: 1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея […]
Рубрики: Статьи