Англосаксонская система местного самоуправления

Опубликовано admin в

Муниципальное право России

Англосаксонская модель местного самоуправления

Муниципальная (англосаксонская) модель возникла в Великобритании, а затем была заимствована многими странами мира, прежде всего бывшими колониями Великобритании.

Англосаксонская модель местного самоуправления характеризуется следующими особенностями. Главным органом муниципальной единицы признается совет муниципального образования — коллегиальный представительный орган, который избирается населением и имеет право принятия окончательных решений. Руководитель совета (например, мэр города) может избираться или населением, или советом. Полномочия муниципального совета считаются специальными и строго определены в законе.

Муниципальным органам разрешается делать лишь то, что прямо закреплено в законе. Не существует никакой иерархии выборных органов, создаваемых в различных административно-территориальных единицах, каждый из них призван решать строго определенные для него местные вопросы.

В Великобритании контроль за деятельностью местных органов по вопросам осуществления собственных полномочий в рамках закона возложен на специальное министерство окружающей среды; по вопросам делегированных полномочий — на соответствующие отраслевые министерства. Любой совет может напрямую обращаться в министерства без учета территориальной подведомственности.

Решения органов местного самоуправления невозможно отменить в административном порядке. Действия органов местного самоуправления могут быть оспорены в судах по инициативе как государственных органов, так и частных лиц. Суды общей юрисдикции вправе признать оспариваемое решение ничтожным.

Существуют две основные разновидности англосаксонской системы: английская и североамериканская модели.

Английской (унифицированной) модели присуще признание субъектами местного самоуправления муниципальных органов, отсутствие на местном уровне строгого разделения властей (органы местного самоуправления сочетают законодательные и представительные функции), а также унификация правового статуса административно-территориальных единиц и органов местного управления одного уровня.

Примечательно, что в соответствии с Законом о парламентском уполномоченном 1967 г. был введена должность не только омбудсмена, действующего в сфере государственной администрации, но и омбудсмена, действующего на местном уровне. Это оптимизирует защиту прав граждан на уровне, территориально максимально приближенном к деятельности органов местного самоуправления 1 Конституции зарубежных государств / Сост. Маклаков В.В. М.: Бек, 1997. С. 63-64. .

Североамериканской (диверсифицированной) модели присуще признание в качестве субъекта местного самоуправления населения, особым образом организованного, а также присуще многообразие форм и методов организации и деятельности муниципальных властей. Это означает, что в разных штатах США могут применяться разные варианты организации и осуществления местного самоуправления.

В странах англосаксонской и континентальной систем применяется разная юридическая техника определения вопросов местного значения.

В англосаксонских государствах, как правило, закон устанавливает подробный перечень конкретных полномочий местных властей, а также объектов, за которые они ответственны. При этом используется принцип позитивного регулирования: считается, что органы местного самоуправления вправе совершать лишь те действия, которые непосредственно предписаны законом. Любые действия, совершенные местными властями с нарушением предписанных им полномочий или выходящие за рамки их компетенции, признаются недействительными. В США, например, судебная практика неукоснительно придерживается так называемого правила Диллона, в соответствии с которым любое разумное, справедливое, существенное сомнение в наличии у муниципальной корпорации того или иного полномочия трактуется против органа местного самоуправления 2 Государственное управление и государственная служба за рубежом / Под ред. В.В. Чубинского. М., 1998. .

Если местный орган считает, что ему необходимы дополнительные полномочия, прямо не зафиксированные в законе, он должен специально добиваться их предоставления. В Великобритании ему следует обратиться либо в парламент с просьбой о принятии частного закона о конкретном муниципалитете, либо к секретарю соответствующего министерства с ходатайством об издании указа, впоследствии подлежащего утверждению парламентом.

Организация местного самоуправления относится согласно X поправке к Конституции США к ведению штатов. Большинство штатов регламентируют ее лишь в самой общей форме. Более 40 штатов предусмотрели в своих конституциях положение о том, что их законодательные собрания не вправе принимать законы, детально регламентирующие местное управление. Отсюда большая свобода в организации и деятельности органов местного самоуправления, в особенности городского (муниципального), обилие нестандартных учреждений и полномочий.

В США муниципалитеты главенствуют среди всех типов местного самоуправления по количеству функций и величине расходуемых средств: местный контроль, получение и распределение субсидий (федеральных и штатов), получение части общегосударственных налогов и сборов, выпуск облигаций, установление местных налогов и сборов и др. Правительства многих штатов передали в ведение муниципалитетов службы полиции, противопожарной охраны, а также другие службы, работой которых целесообразно управлять на местах.

Можно выделить две наиболее распространенные формы муниципального управления в США: «городской совет — управляющий» и «мэр — городской совет». Они включают в себя местные избираемые нормотворческие органы 3 Органы власти штатов и местные органы управления в США. М., 1990. С. 3. .

По первой схеме совет назначает на определенный срок профессионального чиновника — управляющего, который подбирает главных должностных лиц муниципального аппарата, разрабатывает для него программу и контролирует его деятельность. Мэр города при такой системе управления выполняет лишь представительские функции.

Управление по схеме «мэр — городской совет» получило наибольшее распространение. При этом «сильный» мэр, избираемый обычно населением, назначает и освобождает от должности руководителей аппарата служащих, составляет проект бюджета и принимает меры для его исполнения, налагает трудно преодолимое вето на решения совета. При «слабом» мэре, избираемом, как правило, самим советом, управление городом сосредоточено в руках совета 4 Штатина М.Ф. Местное управление в зарубежных странах (Великобритания, США, Франция, страны Латинской Америки). М., 1994. С. 22 29. .

Англосаксонская система. Особенности определения компетенции органов местного самоуправления и организации органов местного самоуправления

В теории права возможно выделение нескольких видов (типологий) местного самоуправления. Так, на основании степени автономии местных (территориальных) коллективов и признания «местных свобод» Р. Драго выделяет четыре типа местного управления: федерализм, самоуправление, децентрализация и централизация.[154]

Но наиболее распространена другая классификация. С точки зрения соотношений государственной и муниципальной (местной) власти в западных странах традиционно выделяются три основные модели:

1) англо-американская (ее чаще называют англосаксонской);

2) европейская континентальная;

К этим моделям также добавляется система советов, действующая в социалистических государствах.

Англосаксонская система сложилась в странах, принадлежащих к системе общего права, – Австралия, Канада, Кения, США, Новая Зеландия, Ирландия и др. Для нее характерно отсутствие на местах полномочных представителей государственной власти, опекающих местные органы публичной власти.

Для рассматриваемой муниципальной системы характерно, что местные представительные органы (советы) избираются вместе с некоторыми должностными лицами сроком на три-четыре года непосредственно населением (например, в штате Иллинойс – шериф, клерк графства, казначей; налоговый инспектор, аудитор и др.).

Исполнительные коллегиальные органы общей компетенции не создаются. Их функции выполняют либо комитеты, формируемые из числа членов совета и лиц, нанимаемых по контракту, либо непосредственно население или нанимаемые менеджеры. Так, в США это деятельностью занимаются избранные должностные лица, а в Великобритании – отраслевые органы (по образованию, по строительству, по охране порядка и др.).

В тоже время некоторые авторы указывают, что «…при анализе места и роли местных органов в политической системе англосаксонских стран главный упор обычно делается на то, что они являются составной частью механизма государства. Используемый в законодательстве этих стран термин «местное управление» для обозначения организации и деятельности местных органов власти обычно указывает лишь на один из критериев их отграничения от всех других государственных органов, на их локальный характер…».[156]

Подобное утверждение требует более пристального внимания к полномочиям органов местной власти при англосаксонской системе и контролю за ними.

Особенность англосаксонской системы – четкое определение компетенции органов местного самоуправления. Местные органы власти вправе совершать только действия, определенные законом.

В США этот принцип нашел свое отражение в «правиле Диллона»,[157] согласно которому любое справедливое, разумное, существенное сомнение в наличии того или иного полномочия трактуется судами против муниципальных корпораций и спорные положения отрицаются.[158] Учитывая данный принцип, муниципальные образования, разрабатывая свои хартии местного самоуправления, стремятся как можно подробнее зафиксировать в них свои полномочия.[159]

В Великобритании наряду с общенормативными законами о местном самоуправлении принимаются так называемые «местные» или «частные» парламентские акты, каждый из которых адресован какому-либо конкретному муниципалитету. Подобные акты обычно принимаются по инициативе муниципалитета. В настоящее время значение частных актов невелико, но они еще продолжают использоваться. Кроме того, в некоторых странах англосаксонского права деятельность местных органов власти может регулироваться и так называемыми «адоптивными» законами. Такой закон или его отдельные нормы вводятся в действие в отношении тех или иных местных органов не автоматически, а лишь по просьбе их муниципальных советов путем принятия соответствующей резолюции.[160]

Также необходимо признать, что в странах англосаксонской правовой семьи на компетенцию местных органов власти влияет и судебный прецедент – «…хотя местное управление получает свои полномочия почти исключительно на основании писанного права (конституций штатов, статутов, распоряжений, постановлений муниципальных советов и уставов), судебное толкование законодательства играет исключительную роль в спорах по поводу местного управления…».[161]

Формы контроля и взаимодействия государственной и местно власти могут быть различными. Например, в большинстве штатов США имеются специализированные департаменты, занимающиеся вопросами местного самоуправления. К числу их функций относится сбор необходимой статистической информации, консультирование муниципальных органов по тем или иным вопросам, регистрация муниципальных правовых актов[162] и др.[163]

Однако в реальности контроль со стороны государства за деятельностью органов местного самоуправления в англосаксонской системе возможен только путем финансового и судебного контроля.

Например, в Великобритании контроль за финансовой деятельностью местной власти проявляется в деятельности аудиторов местных органов власти (они назначаются и нанимаются самими местными представительными органами власти), а также аудиторской комиссией, которая формируется государством. Обычно аудиторская комиссия состоит либо из числа чиновников, либо из профессиональных независимых аудиторов. Таким образом, государство проверяет не только законность использования денежных средств, но и их эффективность использования.

Таким образом, в целом, контроль над деятельностью местных органов в англосаксонской модели осуществляется косвенным путем.

Дата добавления: 2015-09-21 ; просмотров: 1966 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В законодательстве англосаксонских стран для обозначения му­ниципальной власти употребляется термин «местное управление». Он охватывает деятельность выборных органов муниципальной вла­сти и должностных лиц по решению жизненно важных для населе­ния вопросов на местном уровне. Таким образом, подчеркивается не государственно-правовая природа местного управления, а само­стоятельный уровень осуществления государственных полномочий, предоставленных муниципалитетам для решения определенных задач. В муниципальном законодательстве России ему более соответствует термин «местное самоуправление».

Англосаксонская правовая система отличается значительной са­мостоятельностью местного самоуправления, своеобразием методов правового регулирования деятельности выборных органов и долж­ностных лиц муниципальной власти, порядком осуществления кон­троля за реализацией полномочий на местном уровне.

В странах с англосаксонской правовой системой каждый муни­ципалитет в пределах своей компетенции является самостоятель­ным, что позволяет его населению избирать органы местного само­управления и определенных должностных лиц безо всякого вмеша­тельства государства. В этой связи все муниципалитеты функцио­нируют автономно, отсутствует соподчиненность местных органов самоуправления, не формируется единая исполнительная вертикаль в системе муниципальной власти. В организационном отношении органы местного самоуправления не подчинены правительственным учреждениям.

Согласно англосаксонской правовой традиции единственным органом государственной власти, выражающим суверенитет народа, является парламент. Все полномочия государственной и муници­пальной власти могут исходить только от парламента, который уполномочен волей народа делегировать их как правительственным учреждениям, так и органам местного самоуправления. По этой причине в англосаксонских странах применяется принцип позитив­ного правового регулирования местного самоуправления. Объем пол­номочий органов местного самоуправления устанавливается путем подробного перечисления их прав и обязанностей. Они вправе со­

На основе принципа субсидиарности в странах с англосаксон­ской правовой системой муниципалитетам передаются все полно­мочия по обеспечению жизнедеятельности населения, которые мо­гут быть наиболее эффективно реализованы на местном уровне. Государство оставляет за собой лишь полномочия, необходимые для обеспечения собственного политического единства.

В странах с англосаксонской правовой системой нет деления права на публичное и частное. Для них не свойственна строгая от­раслевая классификация норм права, хотя базовые отрасли и полу­чили устойчивое развитие. В систематизации нормативных право­вых актов преобладает не кодификация, а инкорпорация, т.е. рас­положение их по определенным тематическим рубрикам. Это при­вело к тому, что правовые нормы о местном самоуправлении со­держатся в многочисленных источниках права. На основе делегиро­ванного законодательства нормативные правовые акты принимают­ся не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами. Они закрепляют полномочия органов местного само­управления в отдельных отраслях и сферах экономического и соци­ально-культурного строительства.

Наряду с общенормативными законами в англосаксонских стра­нах принимаются в целях более эффективного регулирования дея­тельности органов муниципальной власти «местные» или «частные» парламентские акты (Local Acts). Инициаторами его издания высту­пают сами муниципалитеты. Поэтому каждый такой акт адресуется какому-либо конкретному муниципалитету.

Необходимость принятия частного акта возникает в двух случа­ях: во-первых, когда муниципалитет добровольно взял на себя обя­зательство служить в течение определенного времени полигоном для экспериментальной проверки общенормативного закона, кото­рый с учетом положительного опыта может быть потом распростра­нен на все муниципальные образования страны; во-вторых, если муниципалитет находится в особых природно-географических усло­виях, а также если отличается уровнем социально-экономического развития, этническим составом населения и т.д.

С частными парламентскими актами сходны по регулятивным функциям «адаптивные» законы (Adaptive Acts). Каждый такой закон содержит общие нормы и применяется на всей территории страны.

В странах с англосаксонской правовой системой процветает су­дебный прецедент. Нормы права создаются судьями при вынесении решений по конкретным уголовным, гражданским и администра­тивным делам. Для квалификации правонарушения судьи подбира­ют в первую очередь сходный судебный прецедент и лишь при его отсутствии соответствующую правовую норму. На основании су­дебного прецедента суд может не признать наличия у муниципали­тета определенных полномочий, отменить правовые акты органов местного самоуправления, запретить совершение каких-либо неза­конных действий. Изучение и анализ ранее принятых решений по­зволяет использовать их в обосновании последующих решений, что обеспечивает эффективность, предсказуемость и единство судебной практики.

Судебные прецеденты выполняют как нормотворческую функ­цию, так и функцию официального толкования правовых норм. При вынесении решения по конкретному делу в сфере осуществле­ния местного самоуправления суд может сформулировать новые нормы или истолковать и разъяснить смысл и содержание норм действующего законодательства. Толкуя нормы права, суд может их значительно изменить, наполнить новым содержанием.

Широкое распространение в англосаксонских странах получили хартии (уставы) муниципальных образований. В США и Великобри­тании хартии приняли уже практически все муниципалитеты. Со­гласно сложившейся традиции хартии по форме напоминают инкор- поративные акты. В их содержание включаются по тематическому принципу правовые институты парламентских законов, частные акты и наиболее важные решения представительных органов местного самоуправления.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления в

англосаксонских странах носит преимущественно косвенный харак­тер. На местах отсутствуют назначаемые сверху представители госу­дарственной администрации, уполномоченные осуществлять опеку над органами муниципальной власти. Исключением из общего пра­вила служит Индия.

В науке финансового права принято различать субсидии двух видов: общего и специального назначения. Первые называются до­тациями и предназначены для покрытия дефицитов местных бюдже­тов и других расходов общего характера, целевое назначение которых определяется представительными органами муниципальной власти самостоятельно. Вторые представлены субвенциями, которые выде­ляются из государственного бюджета на финансирование определен­ных мероприятий и подлежат возврату в случае нарушения их целе­вого использования. За счет субвенций обычно осуществляется фи­нансирование целевых программ. Поэтому государство особо жестко контролирует использование субвенций, ему не безразлично на какие нужды муниципалитетов расходуются эти средства.

Разновидностью косвенного контроля за деятельностью органов местного самоуправления является судебный контроль. В странах анг­лосаксонской правовой системы в суд могут обратиться юридические и физические лица, интересы которых были нарушены действием либо бездействием местных властей. В результате рассмотрения ма­териалов дела суд вправе объявить правовой акт органов муници­пальной власти незаконным. В зависимости от конкретных обстоя­тельств дела он может также издать приказ органу местной власти об осуществлении в установленные сроки определенных действий. При­казом может быть предписано органу муниципальной власти воздер­жаться от совершения действий, нарушающих права и законные ин­тересы юридических и физических лиц. Однако суды не вправе по собственной инициативе возбуждать производство о признании ре­шений органов местного самоуправления незаконными.

Таким образом, в странах англосаксонской правовой системы контроль за деятельностью органов местного самоуправления осу­ществляется в строго ограниченных пределах, установленных законом и судебными прецедентами.

Вопрос 11. Общая характеристика англосаксонской системы местного самоуправления

Англосаксонский тип отличается более глубокой автономией местных органов и отсутствием выраженного подчинения их центру, французский – развитой системой административного контроля центральной власти над местными органами, смешанный – сочетанием элементов того и другого. В каждой стране при этом наблюдается большое разнообразие форм местных органов. Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных типов местного управления.

n Англосаксонская система зародилась в Великобритании. Ее важнейший признак – отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих выборные органы. Здесь имеет место двухступенчатая система местного управления – страна поделена на графства, а графства – на округа. Основу системы составляют графства, им переданы все важнейшие функции, которые по закону могли осуществлять местные выборные органы. Округа, за исключением метрополитенских, наделены второстепенными функциями.

Для США, где также используется англосаксонский тип местного самоуправления, характерна высокая степень децентрализации функций государства в социально-экономической сфере. Федеративная система предоставляет штатам определенную экономическую автономию и широкие полномочия, местные органы в правовом отношении непосредственно зависят от них. Каждый штат имеет свою конституцию, в которой закреплены основные принципы и формы его государственного устройства и устройства местных органов.

Англосаксонская система характеризуется децентрализацией местного самоуправления. Представительная власть осуществляется муниципальной палатой, а исполнительная — префектами, су-префектами, муниципальными префектами. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, устанавливают и взимают местные налоги, оказывают местные услуги, включая транспорт, торговлю и т.д., организуют строительство, охраняют памятники культуры, истории и т.д.

Такая модель организации местного самоуправления распространена преимущественно в странах с одноименной правовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, Новой Зеландии и др. Она построена на общественной теории, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию местного самоуправления. Ее черты:

— высокая степень автономии местного самоуправления, выборность, отсутствие на местах специальных государственных уполномоченных, контролирующих органы местного самоуправления;

— отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).

Основной принцип этой системы местного самоуправления: «действовать самостоятельно в пределах предоставленных полномочий» (в Великобритании полномочия предоставляются парламентом страны, т.е. из «центра», в США — штатами, т.е. на региональном уровне). Выборные органы местного самоуправления в пределах закона, обычая, сложившейся практики, судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы, не отнесенные к компетенции государства. Государственное регулирование может осуществляться в косвенной форме, например за счет принятия модельных законов, которые органы местного самоуправления могут вводить на своей территории с изменениями. Государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления осуществляется в форме судебного контроля. Средство влияния — государственные дотации.

В мировой практике существует несколько систем местного самоуправления: англосаксонская , континентальная и смешанная (дуалистическая) . Их выделение основано на принципах, которые лежат в основе отношений местных органов как между собой, так и с вышестоящими властями.

Англосаксонская муниципальная система сформировалась в странах, принадлежащих к системе общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Для данной муниципальной системы характерно отсутствие на местах полномочных представителей государственной власти. Представительные органы функционируют автономно в пределах собственных их полномочий. При этом прямое подчинение нижестоящих органов вышестоящим отсутствует.

Местные представительные органы (советы) в странах, где действует англосаксонская система, избираются непосредственно населением на три-четыре года.

Исполнительные коллегиальные органы общей компетенции в рассматриваемой муниципальной системе не создаются. Например, в Великобритании такой деятельностью занимаются отраслевые постоянные комиссии, которые формируются из членов совета и нанимают оплачиваемых служащих. В городах США исполнительную функцию осуществляют мэры, избираемые любо непосредственно населением (система «мэр — совет» ), либо советом города, или нанимаемые на несколько лет по контракту из числа менеджеров (система «совет — управляющий» ). Нанимаемые мэром и постоянными комиссиями совета муниципальные служащие подлежат утверждению советом.

Особенностью англосаксонской муниципальной системы является четкое определение компетенции органов местного самоуправления. Полномочия местных органов определяются по принципу позитивного правового регулирования . Это значит, что представительные органы вправе совершать только те действия, которые непосредственно определяются законом.

В США этот принцип нашел отражение в «правиле Диллона» , согласно которому любое справедливое, разумное, существенное сомнение в наличии того или иного полномочия трактуется судами против муниципальных корпораций, тем самым спорные положения отрицаются. С учетом данного принципа, города, разрабатывающие свои муниципальные хартии самоуправления, стремятся как можно подробнее зафиксировать в них свои полномочия. На сегодняшний день положения, регулирующие деятельность муниципальных органов власти, содержатся в конституциях всех 50 штатов США. Степень урегулированности различных аспектов местного самоуправления в отдельных штатах не одинакова, тем самым выделяют две их основные группы. К первой группе относятся конституции штатов, содержащие незначительное количество норм, регулирующих деятельность местных органов власти, причем устанавливающих ограничения их деятельности (штаты Алабама, Миссисипи, Тенесси, Калифорния и др.). Вторую группу составляют штаты, конституции которых характеризуются более подробным нормативным регулированием внутренней организации муниципалитетов (штаты Нью-Мексико и Коннектикут).

В Великобритании местные органы также имеют лишь те полномочия, которые непосредственно представляются им парламентскими статутами. Если у местных органов возникает необходимость в получении дополнительного полномочия, то они вправе обратиться в парламент с просьбой об издании «частного» акта. Существует и более легкий способ получения дополнительного полномочия: обращение к государственному секретарю соответствующего департамента с просьбой об издании указа, представляющего местному органу необходимое полномочие. Безусловно, такой указ подлежит утверждению парламентом. В настоящее время значение частных актов в целом невелико, однако они все еще продолжают использоваться «в качестве субинститута общенормативного законодательства и для экспериментальной проверки проектируемых общих законоположений»См.: Барабашев Г. В. Местное самоуправление. — М.: МГУ, 1996. — С. 152..

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Англосаксонская, континентальная и другие системы местного управления и самоуправления;

ЛЕКЦИЯ 10. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. В научной литературе, посвященной проблемам муниципального права, существуют различные подходы к классификации существующих в настоящее время систем местного самоуправления. В.Е. Чиркин выделяет англосаксонскую, романо-германскую (континентальную), иберийскую и советскую системы. Иногда французскую и германскую системы выделяют как самостоятельные, в силу существующих в них отличий. Определенными особенностями характеризуются муниципальные системы стран Азии и Африки. Основным критерием для определения того, какая муниципальная система действует в конкретной стране, является соотношение местного самоуправления и государственного управления.

Местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления.

Местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы – территориального коллектива (сообщества) и его выборных органов по управлению его делами.

Для англосаксонской системы, действующей в странах Британского Содружества, США и др., характерно наличие местного самоуправления на всех уровнях ниже государства, субъекта федерации или государственно-автономного региона. На местах отсутствуют полномочные представители правительства, опекающие местные выборные органы. Другой характерной чертой англосаксонской системы местного самоуправления является утвердившийся в XIX веке в Великобритании принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешил закон. Муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом. Объем их полномочий определяется путем подробного перечисления их прав и обязанностей. Это предопределило роль британского парламента в формировании муниципального права. Общие (публичные) парламентские акты закрепляют статус муниципалитета как корпорации, обеспечивают автономность местных органов и устанавливают правовые основы деятельности правительственных ведомств по осуществлению контроля за работой местных представительных органов. Отношения между центральной властью и муниципалитетами определяются принципом inter vires (действовать в пределах своих полномочий), т.е. муниципалитеты могут совершать действия, которые лишь прямо предписаны законом. В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires ) и могут быть признаны судом не имеющими силы.

В США указанный принцип нашел отражение в «правиле Диллона», согласно которому «любое справедливое, разумное, существенное сомнение в наличии того или иного полномочия трактуется судами против муниципальных корпораций и спорные положения отрицаются». В целом, если муниципальные органы действуют в пределах своих полномочий, то контроль правительства ограничивается согласованием вопросов с соответствующими министерствами. Однако контроль центра не отсутствует полностью.

Большую роль в правовом регулировании деятельности местных органов власти играют местные статуты, устанавливающие дополнительные полномочия и льготы, а также акты делегированного (субординационного) законодательства.

В странах с континентальной муниципальной системой органы местного управления рассматриваются, прежде всего, в качестве политических институтов, посредством которых местные сообщества осуществляют управление своими делами. Здесь доминирует принцип, в рамках которого местные органы обладают своеобразными остаточными полномочиями. В соответствии с данным принципом местные власти вправе осуществлять такие действия, которые прямо не запрещены законом и не закреплены за какими-либо иными органами (т. е. обладают общей компетенцией решать вопросы местного значения в рамках закона). В самом общем виде указанный принцип зафиксирован в Европейской хартии местного самоуправления 1985 года. Он получил распространение в таких крупнейших европейских государствах, как Франция и ФРГ.

Основные принципы организации самоуправления во Франции, заложенные еще в конце XVIII — начале XIX веков, существенно отличались от начал, лежащих в основе организации местного самоуправления в Великобритании. Для Франции всегда была характерна высокая степень централизации местного управления и самоуправления. Это проявилось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами, бюрократической субординации в отношениях центра и мест. В распоряжении опекающей центральной власти находилась широкая гамма средств с различными наименованиями (аннулирование, одобрение, временная приостановка, замещение, отзыв, отставка, роспуск и др.), но имевшая единственную цель — жесткое подчинение себе деятельности местных коллективов. Существовавший предварительный контроль вел к «разоружению» территориальных самоуправляющихся коллективов, посягая на их самостоятельность. Ключевую роль в системе местного управления Франции играл префект, являвшийся представителем правительственной власти и определявший все направления местной деятельности. Появление этого ключевого института в административном механизме управления было в какой-то мере обусловлено установлением после Революции 1789 г. принципа единой и неделимой нации. Региональное разнообразие, ранее характерное для системы управления, было упразднено: были созданы департаменты, во главе которых поставлены представители центральной власти, наделенные широкими полномочиями в управлении подконтрольными им территориями. Эта высокоцентрализованная система просуществовала во Франции почти 200 лет. Проведенная в 1982 году децентрализация расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность в решении своих дел, сохранив вместе с тем за центральной властью достаточно сильные позиции на местах. В целях реализации новой правительственной политики децентрализации власти в 1983 г. были приняты Закон о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством и Закон о разделении источников финансирования. Эти акты затем были дополнены другими законами, затрагивающими вопросы организационного строения регионов, местного управленческого аппарата, проведения местных выборов, межрегионального сотрудничества и участия граждан в деятельности местных органов власти. Для французской модели местного самоуправления характерно наличие на местном уровне специального уполномоченного правительства, осуществляющего контроль за органами местного самоуправления. Кроме того, необходимо отметить, что в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления Франции лежит принцип: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов. Муниципальные реформы, проведенные в последние годы во Франции и Великобритании, в определенной мере ослабили различия двух основных систем местного самоуправления, не устранив, однако, эти различия полностью.

Наряду с англосаксонской и французской моделями местного самоуправления в качестве самостоятельной муниципальной системы обычно выделяют местное (коммунальное) самоуправление Германии.

Значительную роль в развитии муниципального (коммунального) права этой страны в начале XIX века сыграли реформы правительства барона фон Штейна. Правовой основой формирования местного самоуправления явился прусский Устав городов, введенный фон Штейном в 1808 г. Он предполагал развитие системы общинного самоуправления: наряду с представительным городским органом образовывался коллегиальный исполнительный орган — магистрат. Его возглавлял бургомистр, который являлся одновременно и председателем представительного органа власти. Уже в реформе барона фон Штейна прослеживалась идея устранения параллелизма органов правительственных и органов местного самоуправления, сливающихся как бы в одну целостную организацию. Согласно Уставу органы местного самоуправления обязаны были решать местные дела не только от своего имени, но и по поручению государства. В дальнейшем магистраты были включены в систему государственного управления. В начале ХХ века осуществлялся процесс огосударствления общин, которые попали под жесткий государственный контроль, государство осуществляло руководство их деятельность. Это было прямым результатом непосредственного влияния законодательства, с одной стороны, на развитие компетенции государственных органов в коммунальной сфере, а с другой стороны, на вовлечение и городских, и сельских общин в процесс исполнения государственных задач. Прежде всего, подобные отношения возникли в финансовой области. Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Федерация и земли, таким образом, являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства по распоряжению государственного органа в рамках делегированных им функций.

Иберийская система, существовавшая ранее в Испании, сохранилась в настоящее время во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки и в Бразилии. В разных государствах она имеет существенные отличия. Объединяющим признаком является то, что население административно-территориальных единиц избирает представительный орган (совет) и главное должностное лицо (алькальда, префекта, мэра, регидора) либо коллегию должностных лиц. Иногда главное должностное лицо избирается советом. Такое должностное лицо утверждается правительством и является его представителем в соответствующей административно-территориальное единице. Префекты (алькальды и т.п.) возглавляют советы и одновременно являются их исполнительным органом. Они обладают широкими полномочиями, в том числе и правом контроля за деятельностью совета.

Система советов действовала и сохранилась в странах тоталитарного социализма, где сама идея местного самоуправления в ее традиционном понимании отрицалась. Местные советы, избиравшиеся населением, являлись органами государственной исполнительной власти. Советы избирали исполнительные комитеты — органы государственного управления в данной административно-территориальной единице. Руководил работой совета председатель исполкома. Советы не являлись постоянно действующими органами и на сессиях фактически лишь утверждали решения, предварительно подготовленные исполнительными комитетами. Члены исполкомов возглавляли отделы и управления, курировавшие соответствующие сферы местной жизни. Для советской системы характерно подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Так как официальная идеология закрепляла принцип руководящей и направляющей роли политических партий, на практике основное содержание деятельности советов определяли партийные органы соответствующего уровня.

8. Англосаксонская модель Местного Самоуправления.

Англо-саксонская муниципальная система сложилась в Великобритании. Действует также в США, Канаде. Австралии, Новой Зеландии. Суть этой системы в том, что местные органы рассматриваются как автономные образования, действующие в пределах предоставленных им законом полномочий.

Для англо-саксонской муниципальной системы самоуправления характерны следующие основные черты:

— самостоятельность системы местного самоуправления (не входит в систему государственной власти), её полная независимость от системы государственной власти;

— основной единицей местного самоуправления являются приходы или общины, на территории которых обычно проживают от 30 до 500 тыс. человек. Если население в приходах численностью менее 150 избирателей, советы не образуются, а решения принимаются на общих собраниях избирателей — избирали главное должностное лицо — старосту для осуществления исполнительно-распорядительных функций;

— система местного самоуправления включает, прежде всего, представительные органы — советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа членов Совета избирают советников, состав их ежегодно обновляется на одну треть. Председатель Совета избирается сроком на один год. Исполнительно-распорядительные органы МО формируются Советом и подотчётны ему, а не главе исполнительной власти. Контроль за деятельностью местных органов осуществляется косвенным путём — через центральные министерства и через суд.

Основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются: управление полицией, пожарными, дорожными и социальными службами, музеями, опека и попечение престарелых.

Англо-саксонская модель деятельности местного самоуправления широко используется в Англии и США в виде двух разновидностей муниципальных систем:

Система МСУ «МЭР-СОВЕТ». Например, в США около одной трети всех городов. Мэр является главным должностным лицом города и обладает значительным объёмом полномочий, в том числе, правом «вето» на отклонение решения, принятого Советом. Он самостоятельно формирует местную администрацию, составляет местный бюджет и отчитывается за его исполнение и др.

Система МСУ «СОВЕТ — Управляющий (менеджер)». При этой системе население избирает Совет города, который из своего состава избирает председателя — МЭРА и назначает главу исполнительно-распорядительного органа — управляющего (менеджера). Отношения Совета с управляющим определяются трудовым договором (контрактом), в котором регламентируются взаимоотношения и обязательства сторон. Управляющему предоставляются достаточно большие полномочия в формировании местной администрации, определении основных направлений её деятельности, составлении и исполнении местного бюджета. Эта система действует более чем в половине городов США.

9. Континентальная модель Местного Самоуправления.

Континентальная (французская) модель местного самоуправления применяется в большинстве стран континентальной Европы. Франкоязычной Африке, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. Эта модель основывается на сочетании прямого государственного управления на местах и местного самоуправления. Существует подчинённость нижестоящих звеньев вышестоящим. Родоначальницей этой модели выступает Франция.

Во Франции традиционно существует высокая степень централизации местного управления и самоуправления, что проявляется в системе административного контроля центральной власти за местными органами.

Проведённая во Франции вначале 80-х годов реформа несколько снизила такую централизацию, расширила полномочия территориальных коллективов, обеспечила им большую самостоятельность, но сохранила за центральной властью сильные позиции на местах. На местном уровне имеется специальный уполномоченный правительства, который осуществляет контроль за органами местного самоуправления. В каждом департаменте есть представитель государства, комиссар Республики, осуществляющий административный контроль за законностью решений, принимаемых коммунами, которые являются основой местного самоуправления. Во Франции насчитывается более 36 тысяч коммун, 90% из которых имеют менее 2 тыс. жителей. Каждая коммуна имеет совет, который избирает из своего состава мэра.

Мэр — одновременно и государственный служащий, и глава местного самоуправления. Органы территориального самоуправления имеются в 96 департаментах, 22 регионах и в округах Парижа, Марселя и Лиона.

Наряду с коммунами местное самоуправление во Франции действует также в департаментах и регионах. Население департамента избирает Генеральный совет в составе 13-70 человек, в зависимости от численности населения. Генеральный совет из своего состава избирает председателя и членов бюро для осуществления текущей работы. В компетенцию Генерального совета входит поддержка коммун, разработка программ по созданию департамента (дороги, электричество, жильё, транспорт, спорт, культура). Председатель Генерального совета возглавляет исполнительный орган департамента, руководит службами департамента, распоряжается его имуществом и контролирует работу полиции.

Региональный совет избирается всеобщим прямым тайным голосованием сроком на шесть лет. Его основной задачей является координация деятельности по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научно-техническому развитию региона. Для выполнения своих задач региональный совет реализует следующие функции:

— проводит исследования, касающиеся социально-экономического развития региона;

— принимает участие в финансировании программ создания центров коллективного пользования;

— координирует экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности.

В ведении Регионального совета находятся подготовка и переподготовка кадров, ремесленное обучение, оказание помощи государственным учебным заведениям, а также предприятиям по переработке морских продуктов.

Структура Регионального совета, избираемого из своего состава: Президент, вице-президент и члены бюро для текущей работы, а также Региональный социально-экономический совет из представителей отдельных органов, организаций, движений, обществ, отражающих интересы отдельных социальных групп в области экономики, защиты социальных прав человека, развития науки и культуры, социальной защиты населения.

Опыт местного самоуправления в департаментах и регионах Франции важен для России и её многочисленных субъектов.

Еще по теме:

  • Брачный договор в семейном праве реферат Брачный договор.Общая характеристика Главная > Реферат >Государство и право ГОУ ВПО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра «Социологии, политологии и Права» по […]
  • 205 ук рф субъективная сторона УГОЛОВНОЕ ПРАВО * См.: Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 3 июля 1998 г. // . Российская газета. 1998. 4 авг. Непосредственный объект преступления: основной — основы […]
  • Замена ненадлежащей стороны в гражданском процессе гпк Гражданский процесс 3. Ненадлежащая сторона в процессе, условия и порядок ее замены В момент возбуждения дела не всегда достоверно известно, является ли истец субъектом права, нарушено ли […]
  • Мировой суд п емельяново Мировой судья судебного участка № 135 в Емельяновском районе и п. Кедровом Красноярского края Телефон(ы): 63-28-98, 63-29-51, 63-28-99 Адрес: 660075, Г КРАСНОЯРСК,УЛ МАЕРЧАКА Д 18 […]
  • Постановление об избрании меры пресечения обвиняемому Статья 101. Постановление и определение об избрании меры пресечения 1. Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд - определение, содержащее […]
  • Сколько платят на второго ребенка в беларуси Детское пособие и пособие по уходу за ребенком в Беларуси: какие выплаты положены родителям Основные моменты о детских пособиях в Беларуси: какие выплаты положены родителям в связи с […]
  • Когда можно получить материнский капитал после рождения ребенка 2018 Новости Экономика Материнский капитал теперь можно получать в виде ежемесячных выплат Россияне начали обращаться за новым пособием. Материнский капитал теперь можно получать в виде […]
  • 2 ст 264 нк рф ОВИОНТ журналистика Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "Интерком-Аудит" Организация заказала дизайнерской фирме буклет с рекламой своих услуг. Можно ли учесть для […]
Рубрики: Статьи