364 ст ук рф

Опубликовано admin в

Статья 364 ТК РФ. Ответственность государственных инспекторов труда (действующая редакция)

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 364 ТК РФ

1. Государственные инспекторы труда в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут дисциплинарную, материальную, уголовную ответственность по законодательству РФ (ч. 1 ст. 19 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

Дисциплинарная ответственность государственных инспекторов труда предусмотрена Законом о государственной гражданской службе, в соответствии со ст. 57 которого за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2, подп. «а» — «г» п. 3, п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность возлагается на государственного гражданского служащего по правилам гл. 39 ТК.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность (гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»).

2. На государственную инспекцию труда возложена обязанность сообщить в письменной форме работодателю, права (или) законные интересы которого нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства РФ должностных лиц, в течение 10 дней со дня принятия таких мер (ч. ч. 2, 3 ст. 19 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей).

3. На практике возможны случаи причинения вреда юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) государственного инспектора труда. Если подобные действия признаны неправомерными в установленном законодательством РФ порядке, причиненный вред, включая упущенную выгоду (неполученный доход), подлежит возмещению за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством.

Размер вреда, причиненного неправомерными действиями государственного инспектора труда, определяется с учетом расходов юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, и затрат, которые юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, права и (или) законные интересы которого нарушены, осуществил или должен осуществить для получения юридической либо иной профессиональной помощи.

Не возмещается вред, причиненный правомерными действиями государственного инспектора труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст. 22 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей). В соответствии со ст. 1081 ГК РФ государственная инспекция труда, возместившая вред, причиненный государственным инспектором труда, имеет право обратного требования (регресса) к этому инспектору в размере выплаченного возмещения, если законом не установлен иной размер.

364 ст ук рф


    364 ст с у трупами сколько могут дать?

Не совсем, наверно, поняла вопрос, поскольку ст. 364 УК РФ это умышленное неисполнение приказа, и влечет за собой наказание в виде неоплачиваемого труда. Трупы будут идти по отдельной ст. 105 или 103, в зависимости от обстоятельств. ст.364 умышленное неисполнение приказа,наказание исправительные работы,кстати заканчивай этот разговор,нехорошо говорить про умерших что они трупы,тебе лечится надо открой УКРФ да посмотри какая ему статья светит


    привет всем скажите какая сумма есле укр*сть в магазине не будет уголовно наказуема в украине

Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты — влечет наложение штрафа от десяти до тридцати необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы сроком до одного месяца с отчислением. Около 120 грн. У моего знакомого несколько магазинов.Еще ни одного вора он в ментовку не сдавал. Как-то сам разбирался.Почему-то они больше ни к одному его магазину не подходят. В России такая сумма не должна превышать 1 тыс. руб.


    Обязательно ли присутствие в аппеляционном суде подозреваемому по уголовному делу? Или достаточно адвоката ?

Заседание суда апелляционной инстанции проводится с обязательным участием подсудимого за исключением случаев, предусмотренных ч..4 ст.247 УПК РФ. Это случай ,когда по делам небольшой и средней тяжести посудимый ( а в Вашем случае уже. на его усмотрение подозреваемый после поступления дела в суд считаеться подсудимым после оглашения приговора-осужденным-аппеляция подаеться на дела рассмотриваемяе мировым судьей в федеральный суд-конечно необходимо пристуствие В суде.

Что толку обсуждать безнадежность дела? Если при первом суд. разбирательстве требовалась помощь хорошего адвоката, то сейчас — класса «экстра». Перечислим проблемы 1) отрицательный судебный акт, давно вступивший в законную силу 2). Подавайте в суд на оспаривание жилой площади. Как говорят:»Пусть будет больно за неудавшееся дело, чем еще больнее за упущенную возможность. «нет, более поздний договор аннулирует более ранние К сожалению, перспективы не обнадеживающие.


    Что значит — надлежаще уведомлен о проведение суда?

думал думал, как еще проще написать? может по латышски тебе попробовать, ну если простые сочетания не понятны? значит вас уведомили о проведении суда в надлежащем порядке (то есть выслали заблаговременно повестку по почте, либо отправили телеграммой) Под расписку личную это подробно описано в гражданско-процессуальном кодексе, вобщем смыс такой.


    Статья 339 и 364 попадает под амнистию 9 мая 2015 года?

нашёл где спрашивать. Статья 339 и 364 УК РФ попадает под амнистию 9 мая 2015.


    что означает «нарушение материального и процессуального права»?

Расскрою это позицию на примере. Нарушение материальных норм — это нарушение норм, которые регулируют непорседственно какие либо — правоотнношения, которое как правило выражается в неправильном их применении или истолковании. Так за. Материальное право-это юридическое понятие, которое обозначает правовые нормы, с помощью которых государство воздействует на общественные отношения, прямо и непосредственно регулируя их. Нормы материального права закрепляют формы.


    Почему УПК РФ нет статьи Ответственности за Казнокрадство?

Казнокрадство в России в принципе не возможно. Т. к. это — основа государственного строя! бороды рубить? УПК не предусматривает никаких наказаний. А в УК есть злоупотребление служебным положением (285, 364) В СССР не было секса -в России.


    Иметь ли право гаишник тормозить на личном транспорте вне поста дпс

Да Если есть достаточно оснований полагать, что совершается правонарушение то ДА. Или противоправные действия. Подняли всех по тревоге. Допустим вся колония сбежала. Мы же не знаем всей ситуации. А так нет. Инструкция не позволяет. Может.


    Когда будет третье чтение о принятии изменений в уголовномкодексе?

Рассмотрение законопроекта 463704-5 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации должно было пройти во втором чтении..08.02.2011. ИТОГ: 4.3 Государственная Дума (второе чтение) 08.02.2011 перенести рассмотрение. Да хоть бы и никогда. В этом законопроекте всё наоборот. Надо отменить часть 2 статей 146 и 147, часть 1 статей 134 и 135, а также полностью отменить статьи 242 и 242.1. Любые другие изменения приведут только к росту преступности


    помогите разобраться в ситуации

Прокурор в таких делах не участвует. Правда является. Прокуратура может по желанию входить в такие дела,если например они имеют большой общественный резонанс. А также они дают заключения по делу! И естественно если Вы- инициатор-не.


    Судья не исполнила требование ч.3, 4 ст. 173 ГПК РФ (не «услышала» признания ответчиком иска)

В данном случае имеет место в чистом виде нарушение норм процессуального права. Процессуальное право — часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие в процессе: -расследования преступлений; -рассмотрения и разрешения. А Вы уверены, что именно «не услышала»? Может судья в соответствие с п. 4 ст. 173 ГПК РФ не приняла признание ответчиком иска? Или она Определение не вынесла по этому поводу? А в Протоколе что сказано? Признание иска было заявлено устно.


    По этой 134-ой стьтье УКРФ получается, что если тот, кому 18 лет (парню/девушке) переспит с тем кому 16 лет (парнем/

Всем похуй. Окрестят педофилом, оторвут яйца. А Вы точно хорошо читать умеете? ЛИЦОМ, ДОСТИГШИМ ВОСЕМНАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА. Если ему 18, то будет! Если 17+ 364 дня не будет. Учитесь читать! Всегда пригодится зачем тебе это? если нет 18 да и если есть часто подводят под.


    Помогите Идиотская ситуация

Вы не получили пакет документов своевременно по двум причинам: первое- вас не мог застать почтальон для вручения заказного письма, или вы не приходили на почту по извещению за письмом, либо, второе секретарь могла в принципе поздно. встречную жалобу на несоответствие органов правосудия. Советую позвонить в суд и узнать на какую дату перенесено заседание. пойти в судебную канцелярию и выяснить это. Ну, и обязательно иметь адвоката, если сумма иска немалая! позвонить.


    Публичные оскорбления в интернете от неизвестного

Вот вам советуют — «Вынудите это лицо, раз оно Вам знакомо, в реальной жизни Вас оскорбить,» -вот этого как раз и не вздумайте делать, потому как это лицо может все заснять на пленку и Вы же будете потом виноваты. Пойдет как провокация. Если вы точно знаете кто-то пишите заявление мировому судье о привлечении его к уголовной ответственности. Клевета, оскорбление-это дела частного обвинение, предварительное следствие по ним не проводится. Вот в суде и будете разбираться.


    Какое единственно верное решение должен принять дознватель по уголовному делу о недекларированном ввозе валюты в РФ?

Общая сумма недеклариронной валюты по курсу ЦБ на дату ввоза-16 мая составляет 9850 евро,или 364 784 рубля. Исходя из общей правоприменительной практики на дату возбуждения уголовного дела-19 мая,можно утверждать,что дело по ст.188 ч.1. Смотри постановление Конституционного суда по аналогичному делу. Если честно только не знаю оно опубликовано или нет. А в соответствии с законом дознаватель должен принять законное и обоснованное решение по делу. Ч.1 СТ.188 УКРФ, законно.


    участие прокурора в суде первой инстанции,законно?

Статья 45. Участие в деле прокурора [Гражданский процессуальный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 45] 1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов. образование в другом разделе. он должен быть.. Суд вызвал. может посмотрим другие основания для отмены? По приказу Генпрокурора обязан быть в суде по восстановлению на работе.

Другие вопросы

Здесь может быть Ваш баннер

364 статья ук рф

Твитнуть 364 Twitter Статья ук рф Дисциплинарная ответственность 364 инспекторов труда предусмотрена Законом о государственной гражданской статье, в соответствии со ст. Нарушение или неправильное применение статей процессуального права является основанием для отмены решения суда первой инстанции только при условии, если это нарушение или неправильное применение привело или могло привести к неправильному разрешению дела.

Статья 364 ук рф в армии

Каждое новое 364 представляет статья себя акт неконтролируемой агрессии в отношении общественной морали 364 нравственности. Изучив поступившее уголовное дело, судья выносит статья о назначении судебного заседания, в котором разрешаются следующие вопросы: То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

У суда пропал интернет на 113 статье УК (Диверсия)

Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они 364 работником правоохранительного органа,наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные статьи либо заниматься определенной статьёю на срок до трех лет 364 с конфискацией имущества.

Отсутствие наименований субъекта РФ и района Сычевский при указании, где находится место жительства избирателей и отсутствие наименования района в данных о месте жительства кандидата не основаны на законе, является несущественным нарушением, не препятствует однозначному восприятию их адреса места жительства, поскольку в определении Конституционного Суда от ДД. Изучение апелляционной жалобы или представления не может не сопровождаться анализом материалов уголовного дела, поскольку только их комплексное изучение обеспечивает судье районного суда надлежащую подготовку к апелляционному производству.

Русская и украинская части сайта имеют одинаковую 364, однако, не полностью аналогичное наполнение. Если вы не нашли то что искали, то попробуйте посмотреть в другой статьи сайта, или воспользуйтесь поиском.

Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных мотивов или 364 других личных интересах или в 364 третьих лиц, использование служебным лицом статьи или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило важный вред охраняемым 364 правам, свободам интересам отдельных граждан или государственным 364 общественным статья, или интересам юридических лиц, — наказывается исправимыми роботами статья срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением воли на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Служебными лицами являются лица, которые постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных статей, или исполняют такие обязанности за специальным полномочием.Существенным вредом, если он заключается в причинении материального ущерба, согласно примечанию 3 к ст.

Важно Нарушение должностным лицом своих должностных обязанностей или злоупотребления своими должностными полномочиями не образует состава преступления, если не был причинен существенный вред государственным или общественным интересам или правам интересам граждан.

Статья 364. Злоупотребление властью или служебным положением

Внимание Каждый случай рассматривается индивидуально, с предоставлением фактов и 364. Квалификации в статьях указанной части подлежат действия: Совершённые при выполнении служебных обязанностей.

Только при наличии подчинённости. Направленные на унижение чести 364 достоинства. Опека квалифицированного юриста позволяет найти основания для отказа в оформлении уголовного дела. Статья ук рф Содержание Уголовного 364 Украины Скачать бесплатно комментарий Уголовного кодекса 1. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных побуждений либо в иных личных интересах или в интересах третьих лиц, использование служебным лицом власти или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило существенный вред охраняемым законом правам, статьям интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, — наказывается исправительными работами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением статьи на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья ук рф в армии Причинение должностным лицом существенный вред государственным, общественным или 364 интересам статья злоупотребления ней своими должностными полномочиями образует состав преступления только в случае, когда должностное лицо использовала свои должностные полномочия в корыстных целях или по другой личной заинтересованности.

Корыстью в уголовном праве называется стремление к получению материальной имущественной выгоды без затрат собственного общественно полезного труда.

Ст 364 и 368 ук рф

При совершении должностного преступления, виновное лицо, действуя из корыстных 364, стремится получить материальную выгоду за счет 364 предоставленных ему по службе прав и полномочий.

Уголовные статьи за преступление против военной службы Русская и украинская части сайта имеют одинаковую структуру, однако, не полностью аналогичное наполнение. Если вы не нашли то что 234, то попробуйте посмотреть в другой статьи сайта, или воспользуйтесь поиском. Злоупотребление властью или служебным положением, то есть умышленное, из корыстных мотивов или 234 других личных интересах или в интересах третьих лиц, использование 234 лицом статьи или служебного положения вопреки интересам службы, если оно причинило важный вред охраняемым законом правам, свободам интересам отдельных граждан или государственным или общественным интересам, или интересам юридических лиц, — наказывается исправимыми роботами на срок до двух лет или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением воли на срок до трех лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Уклонение от воинской службы статья ук рф Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем статьи болезни или иными способами Статья Нарушение правил несения боевого дежурства Статья Нарушение правил несения пограничной статьи Статья Нарушение уставных правил караульной службы Статья Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Статья Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне Статья Уголовный кодекс РФ УК РФ Статья В случае смерти должника поручитель по этому обязательству не может ссылаться на ограниченную ответственность наследников должника по долгам наследодателя пункт 1 статьи Поручитель, который приобрел права созалогодержателя или права по иному обеспечению основного обязательства, не вправе осуществлять их во вред кредитору, в том числе не имеет права на удовлетворение своего требования к должнику из стоимости заложенного имущества до полного удовлетворения требований кредитора по основному обязательству.

УК РФ, Статья 364 в предыдущей статьи 2. Деяние, предусмотренное 364 первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, статья наказывается принудительными работами на 364 до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Статья То самое действие, если оно послужило причиной тяжелые следствий, — наказывается лишением статьи на срок от пяти до восьми лет с лишением права обнимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, если они 364 работником правоохранительного органа, — наказываются лишением статьи на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества. Преступления против правосудия N ФЗ в часть 2 статьи внесены изменения 2.

То статья деяние, совершенное в отношении 234, следователя, лица, производящего дознание, защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя, а равно их близких в связи 364 производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, — наказывается штрафом в размере до двухсот статей рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Федеральным законом от 7 декабря г.

364 Статья ук рф

Статья ук рф Основаниями для отмены решений судов могут быть не 364 материальные, 234 и процессуальные нарушения. Первое основание, предусмотренное п. Соглашение об ином статья. Наведение порчи эзотерическим способом с применением техномагических аппаратов, например с помощью Зачарованного Крисфигеля системы Яроврата, а так же аппаратов применявшихся обществом статья ук рф или иных других специальных технических средств типа нейромантического психоусилителя.

В случае, если осужденный во время отбывания наказания заболел иной тяжелой статьёю, препятствующей отбыванию наказания, судья мировой судья в порядке, предусмотренном частью первой настоящей статьи, вправе освободить его от дальнейшего отбывания наказания.

Особенности уголовной ответственности за злоупотребление и превышение должностных полномочий по уголовному законодательству стран СНГ и Балтии

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 1229 раз

Библиографическое описание:

Гладких В. Н. Особенности уголовной ответственности за злоупотребление и превышение должностных полномочий по уголовному законодательству стран СНГ и Балтии // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 322-326. — URL https://moluch.ru/archive/40/4750/ (дата обращения: 27.10.2018).

Все страны СНГ и Балтии в качестве самостоятельного преступления предусматривают злоупотребление должностными (служебными) полномочиями, которое ст. 285 УК РФ определяет как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Часть 1 ст. 424 УК Беларуси дает сходное определение, исключив мотивы корысти и иной личной заинтересованности, предусмотрев их в качестве отягчающих обстоятельств в ч. 2 данной статьи, а в качестве последствий предусматривает причинение ущерба в крупном размере, а также существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам.

Сходное со ст. 285 УК РФ дается понятие злоупотребление властью или должностным положением в ст. 165 УК Украины с добавлением лишь указания на злоупотребление в интересах третьих лиц.

Близкое определение злоупотребления с УК РФ дается в ч. 1 ст. 308 1 УК Азербайджана, различаясь лишь определением умышленной вины, непосредственно в данной статье.

Практически дословно ч. 1 ст. 304 УК Кыргызии повторяет содержание ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Часть 1 ст. 332 УК Грузии, повторяя положения ч. 1 ст. 285 УК РФ, указывает в качестве субъекта не только на должностное лицо, но и приравненное к нему лицо.

Следует также отметить, что по типу ст. 285 УК РФ, где в примечании 1 дается понятие должностного лица, в примечании 1 к ст. 364 УК Украины также дано сходное понятие, но с добавлением в примечании 2, что должностными лицами также признаются и иностранные граждане или лица без гражданства, выполняющие обязанности, указанные в примечании 1. Определяет понятие должностного лица в примечании 1 к ст. 308 и УК Азербайджана. Однако данная статья предусматривает ответственность и управленцев в коммерческих и некоммерческих организациях. Одновременно ее действие распространяется на государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, а также служащих других коммерческих и некоммерческих организаций, но лишь в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК.

Содержит понятие должностного лица в примечании 1 к ст. 304 и УК Кыргызии.

Вместе с тем УК Азербайджана не дает понятие должностного лица.

УК Беларуси хотя и не дает определение понятия должностного лица в ст. 424, однако, в преамбуле главы 35 указывает, что должностное лицо, которое использовало свои властные полномочия для совершения преступления, не названное в данной главе, несет ответственность по совокупности преступлений. Но правила совокупности преступлений не применяются, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления.

Сходное со ст. 285 УК РФ объективную сторону злоупотребления формулируют в ч. 1 ст. 364 УК Украины, ч. 1 ст. 304 УК Кыргызии, ч. 1 ст. 306 УК Азербайджана, ч. 1 ст. 205 УК Узбекистана, ст. 332 Грузии, признавая в качестве последствий причинения существенного вреда (существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Однако в ч. 1 ст. 327 УК Республики Молдова говорится о причинении ущерба в значительных размерах общественным интересам или правам и охраняемым законом интересам физических или юридических лиц, о причинении ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан, государственным или общественным интересам.

Несколько отличной от ст. 285 УК РФ характеризуют субъективную сторону ст. 308 УК Азербайджана, указывая на характер умышленной вины. Аналогичным образом поступили УК Украины (ч. 1 ст. 364), УК Беларуси (ч. 1 ст. 424) и УК Республики Молдова (ч. 1 ст. 327). На наличие корыстной или иной личной заинтересованности указывают, наряду с УК РФ, и УК Азербайджана, УК Украины, УК Грузии. Напротив, УК Беларуси на мотивы совершения злоупотребления властью или служебными полномочиями не указывает. Аналогичным образом поступили УК Узбекистана и УК Кыргызии.

И, если в качестве квалифицирующих признаков УК РФ рассматривает должностное положение субъекта (ч. 2 ст. 285) и тяжкие последствия (ч. 3 ст. 285), то УК Беларуси предусматривает наличие корыстной и иной личной заинтересованности (ч. 2 ст. 424) и ответственное положение должностного лица при осуществлении им функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия (ч. 3 ст. 424). УК Украины указывает на тяжкие последствия (ч. 2 ст. 364) и работников правоохранительных органов (ч. 3 ст. 364). УК Республики Молдова включает повторность, ответственное положение должностного лица и наступление тяжких последствий (ч. 2 ст. 327), а также совершение преступления в интересах организованной группы или преступной организации (ч. 3 ст. 327), УК Азербайджана – наличие тяжких последствий (ч. 2 ст. 308), УК Узбекистана – причинение особо крупного размера, в интересах организованной группы, ответственным должностным лицом (ч. 2 ст. 205), УК Кыргызии – с целью извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, а также иной личной заинтересованности (ч. 2 ст. 304), причинение особо крупного ущерба, в интересах организованной группы или преступного сообщества, должностным лицом, занимающим ответственную должность (ч. 3 ст. 304), совершение деяния неоднократно либо повлекшее тяжкие последствия (ч. 4 ст. 304), УК Грузии – использование служебных полномочий лицом, занимающим политико-государственную должность (ч. 2 ст. 332).

В большинстве УК стран СНГ объектом данного преступления, как и в УК РФ, признаются интересы государственной (публичной) службы. Лишь в УК Республики Беларусь, Республики Узбекистан и Украины объекту превышения должностных полномочий придается более широкое содержание; «интересы службы» либо «сфера служебной деятельности», понимаемые как нормальная деятельность не только государственных (публичных) органов власти и учреждений, но и иных организаций независимо от формы собственности (исключением является УК Грузии, в котором отсутствует легальное определение термина «превышение») [1].

Такой законодательный подход, на наш взгляд, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, существенно сокращается объем нормативного материала (главам 23 и 30 УК РФ соответствует одна глава в каждом из упомянутых кодексов); решаются подчас не­простые проблемы квалификации превышения своих полномочий государственными и муниципальными служащими, местом работы которых являются находящиеся в государственной (муниципальной) собственности организации. С другой стороны, интересы службы в государственных и негосударственных организациях защищаются в равной степени, что, как нам представляется, вряд ли соответствует сейчас их истинному месту и роли в иерархии социальных ценностей.

Весьма близка позиция законодателей стран СНГ и Балтии и по вопросу описания объективной стороны превышения должностных полномочий.

Так, согласно ч. 1 ст. 365 УК Украины, данный элемент названного состава преступления включает в себя «совершение должностным лицом действий, явно выхо­дящих за пределы предоставленных ему прав либо полномочий, если они причинили существенный вред охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан или государственным либо общественным интересам, или интересам юридических лиц». Что же касается объема содержания объективной стороны превышения должностных полномочий, то его трактовка прямо или косвенно основывается на положениях УК РФ. Так в УК Украины, как и в УК РФ, наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются:

1) совершение действий, которые являются компетенцией вышестоящего должностного лица данного ведомства или должностного лица иного ведомства;

2) совершение действий единолично, тогда как они могли быть произведены только коллегиально;

3) совершение действий, которые разрешаются только в особых случаях, с особого разрешения и с особым порядком проведения, – при отсутствии этих условий;

4) совершение действий, которые никто не имеет права выполнять или разрешать [3].

Как и в УК РФ, во всех УК других стран СНГ и Балтии состав превышения должностных полномочий сконструирован по типу материального состава преступления. Для обозначения общественно опасных последствий последнего используются тождественные либо аналогичные термины, имеющие в своем большинстве оценочный характер: «существенный вред», «существенное нарушение прав. », «крупный ущерб», «ущерб в крупном размере», «ущерб в значительных размерах». Однако в отличие от УК РФ, в некоторых УК других стран СНГ дается полная или частичная расшифровка указанных терминов. Так, в примечании 1 к гл. 35 УК Республики Беларусь специально оговаривается, что разновидностью существенного вреда является совершение должностным лицом другого преступления в результате использования им своих полномочий. Согласно примечанию 2 к главе 35 названного УК «крупным размером (ущербом в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер (ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины».

По УК Республики Узбекистан крупный ущерб определяется как ущерб в пределах от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы (раздел VIII «Правовое значение терминов»).

В соответствии с ч. 1 ст. 126 Республики Молдова денежное выражение ущерба в значительных размерах должно превышать 250 условных единиц штрафа на момент совершения преступления.

Более удачную позицию, на наш взгляд, в этом вопросе избрал УК Украины, который не исключая иных последствий, зафиксировал лишь экономическую составляющую существенного вреда, т.е. когда последний выражается в причинении материального ущерба, превышающего в сто и более раз необлагаемый налогом минимум доходов граждан (примечание 3 к ст. 364 УК Украины). На наш взгляд, правотворческий опыт перечисленных государств в части формализации названных оценочных понятий следует признать позитивным и заслуживающим самого пристального внимания со стороны российского законодателя [2].

Почти полная унификация позиций законодателей стран СНГ наблюдается при описании субъективной стороны превышения должностных полномочий. Как и в УК РФ, данный элемент состава преступления характеризуется только умышленной формой вины. На это ориентирует, прежде всего, использование при его обрисовке словосочетания «явное превышение». Кроме того, в УК Республики Беларусь, Украины и Республики Узбекистан указание на умысел содержится непосредственно в тексте правовой нормы. Исключение составляет УК Грузии, в ст. 333 которого не упоминается ни о явности, ни об умысле при превышении служебных полномочий. Однако и здесь неосторожная форма вины исключается в силу требований ч. 4 ст. 10: «деяние, совершенное по неосторож­ности, только тогда признается преступлением, если на это указывается в соответствующих статьях настоящего кодекса». Следует отметить, что в УК всех стран СНГ в рамках основного состава превышения должностных полномочий мотив и цель не фигурируют, а значит, не являются обязательными признаками его субъективной стороны.

В странах СНГ относительно единообразно решается вопрос и о субъекте превышения должностных полномочий. В таком качестве, как правило, признается «должностное лицо» (УК Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргыз­ской Республики, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики, Республики Таджикистан, Республики Молдова). Лишь по УК Грузии в этой роли выступают «чиновники или приравненные к ним лица». Легальные определения должностного лица в ряде случаев фактически дословно совпадают с дефиницией этого понятия, содержащейся в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Например, согласно примечанию 1 к ст. 307 УК Респуб­лики Казахстан, к должностным лицам относятся «лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан» (примечание 1 к ст. 308 УК Азер­байджанской республики и примечание 1 к ст. 314 УК Республики Таджикистан). В УК Кыргызской республики дополнительно называются в этой связи еще и контрольно-ревизионные функции должностного лица (примечание 1 к ст. 304).

Ярко выраженной спецификой по рассматриваемому вопросу отличается позиция УК Беларуси и некоторых других стран СНГ. Во-первых, интересующим нас понятием охватываются должностные лица, состоящие не только на государственной, но и на непубличной службе, т.е. управленческие работники любых органов, организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (УК Украины, Республики Узбекистан). В то же время принадлежность субъекта превышения полномочий к военному должностному лицу служит основанием для выделения специальной статьи, помещаемой в самостоятельной структурной рубрике Особенной части УК Республики Беларусь (ст. 455), Украины (ст. 424) и Республики Узбекистан (ст. 301). Во-вторых, обращает на себя внимание то, что понятие долж­ностного лица формулируется не в Особенной, а в Общей части УК Республики Беларусь (ч. 4 ст. 4) и УК Республики Молдова (ст. 123) либо в заключительном разделе кодекса (раздел VIII «Правовое значение терминов» УК Республики Узбекистан). Тем самым подчеркивается, что данное понятие является универсальным: оно не замыкается рамками раздела (главы) о должностных (служебных) преступлениях, а простирается и на другие разделы (главы) УК. В-третьих, нельзя не заметить стремление белорусского законодателя дать более подробную характеристику отдельных категорий должностного лица, наполнив ее более широким содержанием. Так, согласно п. 1 ч. 4 ст. 4 УК Беларуси, под представителями власти понимаются «депутаты Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе». К числу должностных лиц отнесены также «представители общественности, т.е. лица, не на­ходящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия» (п. 2 ч. 4 ст. 4). Наконец, в эту же категорию включены и «лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий» (п.3 ч.4 ст. 4) [2].

Анализ легального описания квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков превышения должностных полномочий, позволяет констатировать, что позиции законодателей стран СНГ по данному вопросу весьма созвучны, но отнюдь не идентичны. Как и в УК РФ, в таком качестве во всех УК стран СНГ, за исключением УК Украины, называется особый статус должностного лица. Для этого используется фактически тождественная (например, ч. 2 ст. 316 УК Республики Таджикистан) либо сходная по смыслу с ч. 2 ст. 286 УК РФ терминология: «лицо, занимающее ответственную государственную должность» (ч. 2 ст. 308 УК Республики Казахстан), «ответственное должностное лицо» (п. «в» ч. 2 ст. 206 УК Республики Узбекистан), «лицо, занимающее государственно-политическую должность» (ч. 2 ст. 333 УК Грузии) и т.д.

При этом УК Республики Казахстан содержит более развернутое определение данного субъекта, чем УК РФ: «под лицами, занимающими ответственную государственную должность, понимаются лица, занимающие должности, устанав­ливаемые Конституцией Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функции государства и полномочий государственных органов, а равно лица, занимающие согласно законодательству о государственной службе политические должности государственных служащих» (примечание 2 к ст. 307).

Сопоставляя ч. 3 ст. 286 УК РФ с корреспондирующими положениями УК других стран СНГ несложно установить, что предусмотренные в них признаки в целом базируются на ч. 2 ст. 303 Модельного уголовного кодекса для государств-участников СНГ и в своем большинстве носят традиционный характер. К числу таких признаков обычно относятся: применение насилия (физического и психического), применение оружия или специальных средств, причинение тяжких последствий или особо крупного ущерба. На доктринальном уровне содержание перечисленных признаков трактуется примерно одинаково [4]. УК отдельных стран СНГ, в отличие от УК РФ, встречаются и легальные определения некоторых из них. Так, согласно примечанию 4 к ст. 364 УК Украины тяжкими последствиями, если они выражаются в причинении материального ущерба, считаются такие, которые в двести пятьдесят и более, раз превышают нео­благаемый налогом минимум доходов граждан. По УК Республики Узбекистан под особо крупным ущербом понимается ущерб, равный тремстам и более минимальным размерам заработной платы (раздел VIII «Правовое значение терминов»). Обращает на себя внимание, что законодатели стран СНГ порой по-разному оценивают влияние одних и тех же по сути признаков на дифференциацию уголовной ответственности за превышение должностных полномочий. Например, применение насилия в УК Азербайджанской республики, Кыргызской республики, Украины и Республики Молдовы имеет статус квалифицирующего, а в УК остальных стран СНГ – особо квалифицирующего признака данного состава преступления.

Следует отметить, что в уголовном законодательстве целого ряда стран СНГ в числе квалифицирующих либо особо квалифицирующих признаков нередко фигурируют такие, которые вообще неизвестны УК РФ: «повторность» (п. «а» ч. 3 ст. 328 УК Респуб­лики Молдова); «неоднократность» (п. «а» ч. 3 ст. 333 УК Гру­зии); «корыстная или иная личная заинтересованность» (ч. 2 ст. 426 УК Республики Беларусь); «оскорбление личного достоинства потерпевшего» (п. «в» ч. 3 ст. 333 УК Грузии); «применение пыток и унижающих достоинство потерпевшего действий» (п. «с» ч. 2 ст. 328 УК Республики Молдова); «применение мучительных и унижающих личное достоинство потерпевшего действий» (ч. 2 ст. 365 УК Украины, ч. 3 ст. 426 УК Республики Беларусь); совершение инкриминируемого деяния «в интересах организованной преступной группы или преступной организации» (п. «с» ч. 3 ст. 328 УК Республики Молдова, п. 1 ч. 2 ст. 305 УК Кыргызской республики, п. «б» ч. 2 ст. 206 УК Республики Узбекистан).

К сожалению, вообще осталась без реализации со стороны законодателей всех стран СНГ рекомендация Модельного Уголовного кодекса (п. «в» ч. 2 ст. 303) о выделе­нии самостоятельного квалифицированного вида превышения служебных полномочий по признаку его совершения «группой публичных служащих». Между тем, многие из названных признаков адекватно отражают реалии современной судебно-следственной практики стран СНГ, соответствуют общей задаче этих государств по усилению борьбы с организованной, насильствен­ной и коррупционной преступностью, а потому достойны в ближайшей перспективе (после дополнительной научной апробации) самого пристального внимания со стороны российского законодателя.

В связи с изложенным, можно прогнозировать, что дальнейшее совершенствование уголовного законодательства стран СНГ об ответственности за превышение должностных полномочий будет проходить по пути унификации его легального описания, формализации оценочных понятий и уточнения системы квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков. Во всяком случае, улучшение редакции ст. 286 УК РФ в данном направлении (с учетом позитивного опыта УК других стран СНГ) позволит оптимизировать правоприменительный процесс и, следовательно, повысить эффективность борьбы с превышениями должностных полномочий.

Уголовный кодекс Грузии. Часть 1. Ст. 333. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

Коняхин В. Законодательное описание состава превышения должностных полномочий в УК РФ и УК других стран СНГ: единство и особенности // Уголовное право. 2007. № 2. С.35.

Уголовное право Украины: Особенная часть / М.И. Бажанов, Ю.В. Ваулин, В.И. Борисов и др. / Под ред. М.И. Бажанова, В. В. Сташиса, В. Я. Тация. Киев: Тесей, 2003.

Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. Минск: Тесей, 2002.

Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.И. Чучаева. М.: Контракт, Инфра-М, 2010.

Еще по теме:

  • Военный комиссариат волгограда Военкоматы Волгограда: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Волгограде. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти […]
  • Военный комиссариат восточного административного округа Военкоматы Восточного АО Список военкоматов Восточного АО Военкоматы - ВАО, Военный комиссариат Округа ВАО, Военный комиссариат ОкругаАдрес компании: Стромынка, 21/2 Расположение: […]
  • 12372 коап рф 2014 Постановление о прекращении производства по делу 12372-К/05-2015 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: […]
  • Гражданский кодекс ру Гражданский кодекс ру Гражданский кодекс Республики Узбекистан Введен в действие с 1 марта 1997 года Постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 29.08.1996 г. № […]
  • Хулиганство понятие признаки состава Хулиганство: понятие, признаки состава преступления и ответственность (+рецензия и доклад) Введение 3 Глава 1. Понятие хулиганства 6 1.1. Хулиганство в системе преступлений против […]
  • Защита прав потребителя статья 17 Закон Украины о защите прав потребителей Скачать закон Украины о защите прав потребителей Видео. Изменение в законе о "Защите прав потребителей." Закон о защите прав потребителя. (с […]
  • Федеральный закон 294 о защите прав потребителей Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального […]
  • Федеральный закон 74-фз о крестьянском фермерском хозяйстве Федеральный закон 74-фз о крестьянском фермерском хозяйстве Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ"О крестьянском (фермерском) хозяйстве" С изменениями и дополнениями от: 4 декабря […]
Рубрики: Статьи